ЯЗЫК ПИСАТЕЛЯ
АВТОР В ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ
ИСПОВЕДИ И МЕМУАРОВ
(На материале произведений
Ф.М.Достоевского)
Е.А.ИВАНЧИКОВА
В произведениях Достоевского,
написанных от «Я» рассказчика, различаются две
формы повествования: тексты с эпическим
рассказчиком, в которых центром изображения
являются внешние объекты художественной
действительности (лица, факты, события), и тексты
с рассказчиком лирическим, в которых объектом
повествования является сам рассказчик: его
мысли, чувства, связанные с ним события.
В произведениях Достоевского с
эпическим рассказчиком наблюдается их
отчетливая жанровая сопоставленность: для
произведений малых жанров типичны
моносубъектность, стилевая цельность
повествовательной формы, модально-оценочная
однозначность; для больших романов –
раздвоенность повествователя, стилевая
дифференциация соответствующих текстов,
распределенность изобразительных функций между
разными субъектами: рассказчиком с его
стилизованной речью и – автором, и достижение,
благодаря этому, весьма существенных
идейно-художественных результатов: авторская
стилевая позиция обнаруживается, таким образом,
в недрах самого повествования.
Обратимся к теме настоящей статьи –
повествованию с лирическим рассказчиком. В
произведениях Достоевского, написанных от лица
лирического рассказчика, мы обнаружим, по
сравнению с произведениями с эпическим
рассказчиком, определенные различия в характере
изобразительности и проявления авторской
позиции в тексте повествования. Среди
произведений, относящихся к этой группе, можно, с
определенной степенью условности, выделить:
произведения исповедального типа и
произведения мемуарного типа.
Художественно-изобразительной направленностью
каждого из этих двух типов произведений
определяются различия в их повествовательных
формах и в возможностях авторского «стилевого
присутствия» в тексте произведения. Эти
различия, а также и типологически объединяющее
их сходство проиллюстрируем кратким
сопоставлением повествовательных структур
романа «Подросток», представляющего собой
исповедь героя-рассказчика, и романа мемуарного
характера – «Униженные и оскорбленные».
Сохранившиеся творческие рукописи к
роману «Подросток» свидетельствуют об
удивительном соответствии окончательного
текста романа тем идейно-художественным
требованиям, которые предъявлял самому себе
Достоевский в процессе его создания. «Писать без
слога», избегать «литературных красот» –
сознательная установка как писателя, так и
героя-рассказчика. В центре повествования –
герой-подросток, рассказывающий о событиях,
происшедших с ним год назад, и о людях,
участвовавших в этих событиях, интригах и
приключениях. Рассказ героя отражает
импульсивность и непосредственность его натуры:
его речь изобилует приметами непринужденной
разговорности и живой экспрессии, она диалогична
и постоянно обращена к читателю, ожидая его
немедленной реакции. Рассказ Подростка
интеллектуален, он насыщен идеями,
размышлениями, внутренними монологами,
умозаключениями, афоризмами. Герой подвергает
самооценке свои мысли и поступки, он фиксирует
свои чувства, переживания, настроения, он
осмысляет свое состояние «тогда», когда
происходили события, по сравнению с «теперь»,
когда он их вспоминает; наблюдает за теми
внутренними изменениями, которые произошли в его
взглядах в течение года. Создается цельный,
живой, выпуклый, описанный «изнутри» образ
героя-подростка, постоянно изменяющегося на
наших глазах.
У Достоевского нет другого крупного
произведения, кроме романа «Подросток», где все
повествование от первого лица выдержано в форме
исповеди героя. Рассказ, ведущийся героем о себе
самом, моносубъектен, он характеризуется
однородностью созданного писателем стилевого
рисунка, исключающего какую-либо стилевую
дифференциацию и, соответственно, присутствие в
тексте авторского голоса (что имеет место в
других больших романах Достоевского с
рассказчиком: в «Бесах», «Идиоте», «Братьях
Карамазовых»). И тем не менее авторский голос в
романе «Подросток» звучит, благодаря
использованному Достоевским композиционному
приему – включению в конец романа некоего
«инородного тела» – отзыва Николая Семеновича о
рукописи «записок» Подростка. В тексте этого,
правда, несколько стилизованного письма с
очевидностью проступает знакомый нам
писательский почерк самого Достоевского и
выражаются его собственные мысли (например, о
случайных семействах, о хаосе современной жизни).
Но стилевая позиция автора, как видим,
композиционно изолирована от основного
повествовательного стиля, целиком
принадлежащего герою-рассказчику, и носит как бы
периферийный характер.
Записки героя «Униженных и
оскорбленных» – Ивана Петровича, так же, как и
«записки» Подростка, – это воспоминания о
происшедшем год назад. В тексте воспоминаний
Ивана Петровича – те же, что и в тексте романа
«Подросток», необходимые приметы «монолога
повествующего типа» (В.В. Виноградов): рассказ о
себе и о других с позиции «Я», композиционно
организованный в соответствии с этой позицией,
передающий свои наблюдения происходящего, свои
оценки людей и событий, свои размышления и
эмоции. Однако в «Униженных и оскорбленных» по
сравнению с «Подростком» наблюдается очевидное
смещение повествовательного акцента: в центре
внимания писателя не столько внутренний мир
рассказчика, не столько его целостный
художественный образ, сколько рисуемые сквозь
призму его восприятия судьбы других персонажей,
а также сама запутанная романная интрига. Иван
Петрович – лишь непосредственный свидетель и
активный участник развертывающихся событий,
служащий в то же время как бы скрепляющим звеном
между разными сюжетными линиями романа,
соединяющий друг с другом разных действующих
лиц. В отличие от «перевоспитавшегося» в
процессе написания своих «записок» Подростка,
Иван Петрович «теперь, когда пишет», внутренне
остается тем же, каким был «тогда»: меняется
порой лишь степень его понимания «тогдашних»
фактов и ситуаций (например: «Много прошло уже
времени до теперешней минуты, когда я записываю
все это прошлое, но до сих пор с такой тяжелой,
пронзительной тоской вспоминается мне это
бледное, худенькое личико, эти пронзительные
долгие взгляды ее черных глаз, когда, бывало, мы
оставались вдвоем, и она смотрит на меня с своей
постели, смотрит, долго смотрит, как бы вызывая
меня угадать, что у ней на уме; но, видя, что я не
угадываю и все в прежнем положении, тихо и как
будто про себя улыбается и вдруг ласково
протянет мне свою горячую ручку с худенькими,
высохшими пальчиками. Теперь все прошло, уже все
известно, а до сих пор я не знаю всей тайны этого
больного, измученного и оскорбленного
маленького сердца» (3: 371)1. Рассказ Ивана
Петровича, публикующегося литератора, в отличие
от специально обрисованной, «захлебывающейся»,
жаждущей общения с читателем речи
героя-рассказчика «Подростка», облечен в форму
стилистически нейтрального, «правильного»
литературного повествования с элементами
несобственно-прямой речи. Размышления героя
обычно не развертываются в пространные
обобщающие рассуждения или в диалогизированные
внутренние монологи: они в большинстве случаев
носят комментирующий характер. Рассказчик
проявляет в целом умеренность в выражении своих
эмоций, он не склонен к общению с читателем.
Повествовательную форму романа «Униженные и
оскорбленные» можно определить как
«литературный сказ».
В стиле ведения рассказа героем
усматриваются стилевые приметы свойственной
Достоевскому повествовательной манеры
(например: «Медленно пошел я назад, прежней
дорогой, к старикам. Я не знал, что скажу им, как
войду к ним? Мысли мои мертвели, ноги
подкашивались» (3: 206). Естественно, что в
«нестилизованную» и не специально выработанную
речь героя-рассказчика свободно вмещаются мысли
самого писателя (например: «Мрачная это была
история, одна из тех мрачных и мучительных
историй, которые так часто и неприметно, почти
таинственно, сбываются под тяжелым
петербургским небом, в темных, потаенных
закоулках большого города, среди взбалмошного
кипения жизни, тупого эгоизма, сталкивающихся
интересов, угрюмого разврата, сокровенных
преступлений, среди всего этого кромешного ада
бессмысленной и ненормальной жизни» (3: 300). Речь,
таким образом, может идти и о выражении не только
стилевой, но и идейно-содержательной позиции
автора (как в письме Николая Семеновича в
«Подростке»). Авторская стилевая позиция
органически сливается, как видим, со стилем речи
вымышленного рассказчика. Отметим также, что в
содержательной структуре произведения
обнаруживаются некоторые моменты
автобиографизма – например, близость
писательской судьбы Ивана Петровича и фактов
литературной молодости самого Достоевского (см.
об этом в примечаниях к роману – 3: 522).
Таковы в общих чертах стилистические
сближения и расхождения повествовательных форм
в исповеди и мемуарах. Можно сказать,
следовательно, что стиль повествования в
произведениях исповедального типа – это
«стилевая маска»; созданная писателем речь
рассказчика не допускает в принципе выражения в
тексте исповеди авторской стилевой позиции. В
произведениях мемуарного типа стилизация речи
рассказчика минимальна, стиль его речи
сближается со стилем авторского литературного
повествования, что облегчает возможность
выражения в самом тексте речи рассказчика также
и авторской идеологической позиции.
Отмеченные типологические стилевые
признаки повествовательных структур,
характеризующих рассмотренные выше жанровые
разновидности художественных текстов
Достоевского, мы обнаружим и в других его
произведениях от первого лица исповедального
типа («Записки из подполья», «Кроткая», «Сон
смешного человека») и мемуарного типа («Белые
ночи», «Маленький герой», «Неточка Незванова»,
«Записки из Мертвого дома», «Зимние заметки о
летних впечатлениях», «Игрок») – при всех весьма
существенных различиях между собой этих
произведений и оригинальности каждого из них.
Так, например, основные черты
повествовательной формы, свойственной
художественным мемуарам, характеризуют в целом и
такое сложное и неопределенное в жанровом
отношении произведение, как «Записки из Мертвого
дома», в котором Достоевский «воссоздал <...>
канву своего душевного со-стояния на каторге».
Перед нами, в отличие от воспоминаний Ивана
Петровича из «Униженных и оскорбленных»,
воспроизводящих одну сюжетную линию (с ее
ответвлениями), – серия очерков, рисующих образы
каторжан, быт и нравы острожной жизни, содержащих
как наблюдения, оценки, размышления и
публицистические высказывания повествователя,
так и «подлинные» рассказы обитателей каторги. В
литературе о «Записках из Мертвого дома»
указывается на документальный характер многих
описываемых в книге реалий. Внешняя
разрозненность очерков компенсируется
объединяющей их цельностью
художественно-изобразительной и идеологической
позиции автора: «Мне хотелось представить весь
наш острог и все, что я пережил в эти годы, в одной
наглядной и яркой картине» (4: 220).
В тексте повествования, ведущегося
Горянчиковым, отсутствуют, как и в рассказе Ивана
Петровича, заметные элементы стилизации. Местами
обнаруживается сходство со стилевой манерой
автора – Достоевского (например: «Когда вечером,
по окончании послеобеденной работы, я воротился
в острог, усталый и измученный, страшная тоска
опять одолела меня <...>. Молча, уже в сумерки,
скитался я один за казармами вдоль забора и вдруг
увидал нашего Шарика, бегущего прямо ко мне» (4: 77).
Сквозь спокойное и как бы бесстрастное ведение
рассказа повествователем изредка прорываются
его риторические восклицания, в которых
слышится, несомненно, взволнованный голос самого
автора: «И сколько в этих стенах погребено
напрасно молодости, сколько великих сил погибло
здесь даром! Ведь надо уже все сказать: ведь этот
народ необыкновенный был народ. Ведь это, может
быть, и есть самый даровитый, самый сильный народ
из всего народа нашего. Но погибли даром могучие
силы, погибли ненормально, безвозвратно. А кто
виноват? То-то, кто виноват?» (4: 231). Следует вообще
отметить, что присутствие автора – фактов его
личной жизни, его мыслей и настроений – в
текстовой структуре «Записок из Мертвого дома»
значительно более заметно, чем в тексте
«Униженных и оскорбленных», что обусловлено,
естественно, спецификой повествуемого объекта и
целевой установкой писателя.
Явственно ощущаются фиктивность
рассказчика – Александра Петровича Горянчикова
– и стремление «настоящего» автора убедить
читателя в реальности, достоверности
описываемых в книге лиц и событий. Естественно
также, что «Записки из Мертвого дома»
значительно более автобиографичны, чем
«Униженные и оскорбленные». Так, В.А. Туниманов
выделяет в «Записках» в качестве
самостоятельного слоя повествования слой
исповедально-биографический: субъективные
эмоции, воспоминания, ряд намеков, выявляющих
истинный характер преступления рассказчика. В
большей степени, чем в «Униженных и
оскорбленных», выражены в повествовательной
речи «Записок из Мертвого дома» собственные
мысли самого писателя. Таково, в частности,
«идеологическое» совпадение между содержанием
7-й главы второй части книги – «Претензия» и
статьей Достоевского 1861 г. «Книжность и
грамотность», где развивается мысль о глубокой
сословной пропасти, разделяющей «образованных»
людей и людей из народа. «Я понял, что меня
никогда не примут в товарищество, будь я
разарестант, хоть на веки вечные, хоть особого
отделения», – пишет повествователь «Записок» (4:
207). Отмеченное здесь различие в мемуарной форме
«Униженных и оскорбленных» и «Записок из
Мертвого дома» носит, как видим,
«пропорционально-количественный», а не
типологический характер.
Жанровая форма художественных
мемуаров обеспечивает, таким образом,
относительную свободу проявления в
повествовательной структуре (речь идет –
подчеркну – именно о повествовании, а не о
высказываниях персонажей) данного произведения
авторской позиции – стилевой и идеологической.
Примечательны слова Достоевского,
неизменно воплощавшиеся в его творениях: «<...>
для разных форм искусства существуют и
соответственные им ряды поэтических мыслей, так
что одна мысль не может никогда быть выражена в
другой, не соответствующей ей форме» (29, кн. 1: 225).
Из «Филологического сборника». М., 1995
г.
ЛИТЕРАТУРА
Достоевский Ф.М. Записки из
Мертвого дома // Полн. собр. соч. в 30 тт. Л., 1972. Т. 4.
Достоевский Ф.М. Письмо В.Д. Оболенской 20
января 1872 г. // Полн. собр. соч. в 30 тт. Л., 1986. Т. 29, кн.
1.
Достоевский Ф.М. Униженные и оскорбленные //
Полн. собр. соч. в 30 тт. Л., 1972. Т. 3.
Иванчикова Е.А. Рассказчик в
повествовательной структуре произведений
Достоевского // Филологический сборник. К 100-летию
со дня рождения академика В.В. Виноградова. М., 1995.
Иванчикова Е.А. «Подросток»: повествование с
лирическим рассказчиком // Вопросы языкознания.
1995. № 3.
Туниманов В.А. Творчество Достоевского
1854–1862. Л., 1980.
Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского. М.–Л.,
1964.
__________
1 В скобках приводятся номер тома
и страница по изданию: Достоевский Ф.М. Полное
собрание сочинений в 30 тт. Л., 1972–1988.
|