Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №40/2001

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

ТЕКСТЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО
СИНТАКСИСУ И ПУНКТУАЦИИ
в 9-м классе

Н.ШАПИРО

1

Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Исправьте орфографические ошибки.
На полях рядом со сложносочиненными предложениями нарисуйте их схемы. Обведите кружком сочинительные союзы, соединяющие однородные члены.
Подчеркните грамматические основы придаточных предложений, находящихся внутри главных. Заключите в рамку вводные словосочетания.

Мигель де Сервантес встрет_лся с нищ_той еще в родительском доме. Его отец глава большого семейства в поисках зар_ботков и спасаясь от кр_диторов часто перее_жал из города в город. Большую часть своих обширных знаний буд_щий писатель получил в результате самообразования. По его собственному пр_знанию Сервантес читал все подряд вплоть до обрывков испи-с_ных бумаг носимых ветром по улице. Он любил так же театральные предст_вления которые раз_грывались на площадях тру_ами странствующих актеров слушал уличных певц_в исполнителей романсов и ра_каз_иков за не большую плату декл_мировавших отрывки из рыцарских романов.
В 1569 г. Сервантес бежит в Италию; есть версия что он был замеш_н в уличной стычке и пр_след_вался властями. В Неапол_ он завербовался в солдаты а в 1571 г. на борту г_леры Маркиза пр_н_мал участие в знаменитой морской битв_ с турками при Лепанто. Из за ранения получ_ного в этом бою левая рука писателя на всю жизнь осталась парализов_ной. В 1575 г. Сервантес отплыл в Испанию надеясь получить чин капитана: он вез с собой р_комендательное письмо от главнокоманд_щего _спанской армией в Италии. Но г_леру на которой находил_ Мигель и его младший брат Родриго захватили _лжирские пираты. Только через пять лет когда монахи доминиканцы заплатили за него выкуп _лжирский пленник вновь ступил на родную землю.
Военная к_рьера законч_на и Сервантес решает заня_ся соч_нительством. Но его комедии не наход_т пост_новщиков а успех п_сторального романа Галатея не принос_т достатка. Ему приход_т_я переехать из Мадрида в Севилью большой портовый город и поступить на службу с начала к_м_саром по закупке провианта для королевского флота а позднее сборщиком налогов. К сост_влению счетов и деловых бумаг Сервантес не имел навыков и дважды поп_дал в тюрьму – то его обв_няли в не дозвол_ной закупке то в ра_трате ка-зе_ых денег (банк где он хранил собр_ные деньги обанкрот_лся). Во время одного из таких пр_бываний за реш_ткой писателю по его пр_знанию и явился образ человека сошедшего с ума от чтения рыцарских романов и отправ_вшегося совершать подвиги в подр_жани_ героям любимых книг.

(С.Пискунова)

Найдите предложение, в котором один из однородных членов выражен деепричастным оборотом. Как ставятся знаки препинания в таком случае? Придумайте и запишите подобное предложение.
Что такое кр_дитор, галера, п_сторальный?

2

Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Исправьте орфографические ошибки.
Подчеркните грамматические основы в сложносочиненных предложениях. Обведите кружком подчинительные союзы, присоединяющие придаточные предложения к главным.
Подчеркните все обособленные члены предложения. Заключите в рамку вводные слова и словосочетания.

Сэмюэл Ричардсон н_когда н_помышлял о литературной славе. Сын столяра он мальчиком попал в услужение к типографу со временем женился на его дочери и завел свое издательское дело. В то время в моду входила переписка но не всем давал_сь иску_тво изящно выражать мысли и возникла необходимость издать письмовник для дам. Ричардсон соч_нил для собственной типографии образцы текстов руководствуясь которыми читательницы учились красиво из_сня_ся согласно правилам _тикета. Затем он сделал след_щий шаг к _пистолярной прозе за три месяца написав Памелу или Возн_гр_жден_ю добродетель (1740 г.) По словам Ричардсона в его книге богатство и власть вступают в заговор против невинности низкого состояния. Героиня дочь не богатых но честных родителей служит в доме некоего господина Б. Хозяин пр_следует ее домогательствами она пр_л_гает не мысл_мые усилия что бы спасти свою честь хотя тайно влюблена в него. В конце концов служанка пок_ряет сердце господина и он женится на ней. Добродетель таким образом возн_гр_ждае_ся. В письмах к родителям Памела подробно описывает каждое мельчайшее событие каждое движение своей души и станови_ся близким другом читателю. Таких отношений читателя с литературным персонаж_м до этого еще не было. Когда жители не большого английского городка узнали о замужестве Памелы они устроили в ее честь колокольный благовест. В героине видели образец чистоты и благопристойности. Однако ее нарочитое почти ра_четл_вое целомудрие вызвало не мало п_родий и самые язвительные вышли из под пера Генри Филдинга достойного соперника Ричардсона. Героиня его романа п_родии Шамела от англ. sham – притворство (1741 г.) идет приступом на хозяина простака Буби и тот не минуемо поп_дает в сети ра_четл_вой к_кетки. Шамела н_ менее болтлива чем Памела и читатель н_ мог н_ узнать свой ид_ал в кривом зеркале п_родии: Я быстро собр_лась потому что всех моих пожитков ок_зал_сь: два дневных чепца и два ночных пять рубашек один рюшевый нарукавник юбка с кринолином две нижние юбки пикейная и фланелевая две пары чулок и один не парный пара туфель целая и одна худая несколько книг Наставления ради заведомой и ист_ной пользы и т.д., Сумма наших обяз_ностей почти целая вырв_ны только обяз_ности к ближнему третий том Атланты Венера в монастыре или Монахиня в рубахе Господний промысел в делах мистера Уайтфилда Орфей и Евридика несколько сборников проповедей и две три пье_ы без титульного листа и куска первого акта. Хвале_ые пуританские качества рачительность и бережливость дове-д_ны в героине до абсурда. Высме_вае_ся и страсть к не разборч_вому чтению: в библиотеке Шамелы нравоучительные произведения мирно соседствуют с книгами о пикантных приключениях.

(О.Свенцицкая)

Разбейте текст на абзацы. Составьте его план.
Что такое _тикет, _пистолярный, пуританский, пикейный, пикантный
?

3

Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Исправьте орфографические ошибки.
Подчеркните грамматические основы в сложносочиненных предложениях. Обведите кружком союзные слова, присоединяющие придаточные предложения к главным.
Подчеркните все приложения и обособленные обстоятельства.

После буржуазных революций XVII в. аристократия потеряла былое господство большее значение пр_обрел человек торгующий и производящий. Именно к такому обыкновенному человеку обр_тилась новая литература ра_тавшись с прежн_м кумиром рыцарем на коне. Повседневные заботы бытовые подробности взаимоотношения заурядных людей стали содержанием ново рожденного жанра – романа. Робинзон Крузо первый герой анти героического времени.
Книга Дефо вышла в 1719 г. под длин_м названием – Жизнь не обыкнове_ые и уд_вительные приключения Робинзона Крузо моряка из Йорка прожившего двадцать восемь лет в полном од_ноч_стве на не обитаем_м острове у берегов Америк_ близ устья великой реки Ориноко куда он был выброшен корабл_крушением во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб с изл_жением его не ожид_ного освобождения пиратами. Написано им самим. Последнее ут_чнение было не обходимым условием книжного рынка. Пуритане любили дост_верность во всем и спрос на чистый вымысел упал. _митация мемуаров вызвал_ к жизни совершенно новый стиль пов_ствования спокойное и обст_ятельное изложение событий след_щих одно за другим чисто сердечный рассказ как о достойных так и о не бл_говидных поступках.
Покинув отчий дом без родительского бл_госл_вения Робинзон странствует по свету в поисках выгоды. Когда его пр_следуют несчастья он ра_матр_вает их как нак_зание за нарушение сыновнего долга но ведь для Робинзона «как для Иова конец лучше начала». В итоге он пр_обрел больше чем отец пр_умножил перво начальный к_питал значит выполнил завет нового общества. Подобно другим героям Дефо Молль Флендерс Роксане полковнику Жаку и капитану Сингльтону он пр_следует в жизни только одну цель обог_ти_ся и н_какое душевное волнение н_ застав_т его забы_ся и пр_рвать методичный подсчет расходов и доходов. Когда _ис(с)абонский капитан предл_гает Робинзону деньги у того навертываются слезы пр_знательности но уже в след_щем предложении он возвр_щае_ся к деловому тону и сообщает Короче говоря я взял его сто мойдоров и спросив перо и чернила написал ему ра_писку в получени_ их». Пообещав маленькому мавру Ксури в награду за верность сделать его «большим человеком» Робинзон нарушает данное слово и продает мальчика в рабство капитану португальского судна. Позже ок_завшись в одиночестве на острове Робинзон с сож_лением вспоминает о Ксури но лишь по тому что ему не хватает рабочих рук.

(О.Свенцицкая)

Объясните наличие или отсутствие запятой перед союзом как.
Выпишите все слова с пропущенными буквами, начинающиеся на пре- или при-, обозначьте приставки в этих словах.
Что такое _митация, кумир, мемуары? О каком Иове идет речь?

4

Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Исправьте орфографические ошибки.
Подчеркните грамматические основы в сложносочиненных предложениях. Обведите кружком подчинительные союзы, присоединяющие придаточные предложения к главным.
Подчеркните все уточняющие обособленные члены предложения. Заключите в рамку вводные слова и словосочетания.

Робинзон свободен от романтических чувств. В заключительн_м предложени_ книги он так сообщает читателю о своей жени_ьбе Тем временем я сам до некоторой степени обжился в Англии так как прежде всего женился – не без выгодно и вполне удачно во всех отношениях и от этого брака у меня было трое детей два сына и одна дочь. Читатель для которого писал Дефо не одобрил бы не выгодного брака.
Известие о том что он разбогател Робинзон воспр_н_мает более _моц_онально Узнав об этом я побледнел почу_твовал дурноту, и, если бы старик капитан не подоспел во время с лекарством я пожалуй не вынес бы этой не ожид_ной радости и умер тут же на месте.
К красотам природы Робинзон то же относ_тся без восх_щения по хозяйски Я спустился в оч_ровательн_ю д_лину и с тайным удовольствием подумал что это все мое я царь и хозяин этой земли права мои на нее бе_порны. Францу_кие перевод_ики доб_вляли к ор_г_налу восторженное поэтическое во_клицание О Природа! У Дефо его нет.
Но по чему же такой меркантильный прозаический герой до сих пор не потерял своей славы? И что сост_вляет пр_т_гательную силу его истории? По чему и по ныне читатели с радостью следят за его успехами в домашн_м хозяйстве а перечень корзин и горшков нам интересен н_ меньше чем список кораблей у Гомера? Наверное по тому что читающий книгу в детстве вместе с ее героем открывает великое значение простых и пр_вычных вещей. Я потрат_л сорок два дня только на то что бы сделать доску для длин_й полки сообщает Робинзон и это производ_т более сильное впеч_тление чем битва рыцаря с драконом. На семи страницах опис_вает Дефо заботы Робинзона о хлебе зам_чая Уд_вительно что почти н_ кто н_ задумывае_ся над тем какое множество мелких работ надо произвести что бы выр_стить сохр_нить собрать пр_готовить и выпе_ обыкновенный кусок хлеба.
Столетием раньше н_ кому н_ пр_шло бы в голову заинтересовать читателя проце_ом который каждый мог еж_дневно наблюдать дома. Но во времена Дефо уже произ_шло разделение труда и хлеб пекли н_ в каждой семье. Очутившись вне общества Робинзон был отброшен на зад в детство человечества и ему пр_шлось все осва_вать за ново. Успеху книг_ спосо_ствовало совершенно новое бл_гоговейное отношение к труду. Робинзон стал перв_м вд_хновен_м труж_иком в литературе.

(О.Свенцицкая)

Выпишите все слова с непроизносимыми и сомнительными согласными.
Нарисуйте схемы выделенных предложений.
Найдите причастие, употребленное в значении существительного, и подчеркните его как член предложения.
Что такое меркантильный, _моц_онально? О каком списке кораблей идет речь?

5

Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Исправьте орфографические ошибки.
Подчеркните обособленные определения и обстоятельства. Какие случаи обособления определений не встретились в этом отрывке?
Обведите кружком все подчинительные союзы, присоединяющие придаточное предложение к главному.

Одна из самых изве_ных к_медий Шекспира Укр_щение стр_птивой. У богатого дворянина из Падуи две дочери младшая всеми любимая Бьянка и старшая стр_птивая Катарина. Острая на язык и быстрая на ра_праву она вызывает ужас у своей сестры и ее женихов. Один из них Гортензио переодетый учителем музыки возвр_щае_ся после урока с лютней надет_й ему на голову. Однако это не может заставить отступить Петруччо согл_сившегося стать женихом старшей дочери и тем самым открыть путь к браку искател_м руки младшей. При виде лютни на голове приятеля он зам_чает Забавная бабенка! Не терп_ся с ней встрет_ся скорей.
Петруччо пр_бегает к ее же оружию стр_птивости только доведен_й до невероятно к_мических м_штабов. На сва_ьбу он являет_я с оп_зданием и в таком жалком наряде что привод_т всех в изумление а Катарину в отча_ние. После венчания Петруччо отказывае_ся оста_ся на ужин и забрав жену уе_жает домой что бы там продолжить ее перевоспитание. Стр_птивость Катарины он леч_т наигр_ным сумасбродством лишая молодую супругу ужина нового платья грозя что они не поедут к отцу если она не науч_т_я во всем согл_ша_ся с ним. Катарина сдае_ся призн_вая ист_ным все что бы н_ сказал муж и даже по его желанию вид_т на небе месяц или солнце
Как назовете так оно и есть
И так всегда для Катарины будет.
Победа одерж_на и подтвержд_на в финале где сход_тся три брачные пары. Петруччо предл_гает заклад чья жена окаже_ся послушнее и быстрее пр_дет на зов мужа. Заклад дост_е_ся ему а Катарина по его про_ьбе произнос_т наз_дание стр_птивым женам столь редкое у Шекспира.

(И.Шайтанов)

Обозначьте окончания (суффиксы) у глаголов, оканчивающихся на -тся или -ться.
Выпишите слова с неполногласием в корне.
Подберите синонимы к словам строптивый, наигр_ный.

6

Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Исправьте орфографические ошибки.
Составьте схемы всех сложноподчиненных предложений.

Старик сел и мы стали продолжать игру. Коротко остриж_ные седые курчавые волосы старика очень шли к его светлым глазам и бронзовому лицу. Я подумал что без кепки он выглядит гораздо лучше и напрасно он так к ней привязан. Только я так подумал как старик с любопытством посмотрел на свою кепку словно хотел убеди_ся достаточно ли спокойно она ведет себя в незнакомых условиях.
Старик был одет в чистую светлую рубашку и в старый просторный пиджак. Казалось пиджак служил ему так давно что сам старик с тех пор успел уменьши_ся.
Во время нашей довольно таки бессмысле_ой игры я заметил что старик зам_рает и вслушивается когда кто нибудь хлопает дверью в конце вагона и не успока_вае_ся до тех пор пока шаги в коридоре не затихают с другой стороны.
– Немножко волнение имею – об_снил он застенч_во улыбаясь почу_твовав что я замет_л его тревогу.
– Почему – спросил я.
– Немножко груш везу – сказал он просто.

(Ф.Искандер)

Обозначьте окончания (суффиксы) у глаголов, оканчивающихся на -тся или -ться.
Есть ли в тексте однородные определения?
Что здесь соединяет союз и (рассмотрите все случаи)?

7

Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Исправьте орфографические ошибки. Обведите кружком союзные слова, присоединяющие придаточные предложения к главным.
Заключите в рамку вводные слова и словосочетания.
Нарисуйте схемы выделенных предложений.

Я чувствовал с каким удовольствием она ест. Это было видно и по тому как она ловко и опрятно слиз_вала с губ крошки хлеба оскв_рне_ого гяурским лакомством и по тому как она глотала каждый кусок глуповато зам_рая и медля как бы прислушиваясь к действию которое он производ_т во рту и в горле. Не ровно нарез_ные ломти сала были тоньше с того края где она откусывала – вернейший признак того что она получала удовольствие по тому что все нормальные дети когда едят ост_вляют на последок лу_ший кусок. Одним словом все было ясно.
Теперь она подб_ралась к краю бутерброда с сам_м толст_м куском сала пл_номерно усил_вая блаженство. При этом она с чисто женским коварством рассказ_вала про то как мой брат выск_чил в окно когда учительница пришла домой жалова_ся на его пов_дение. Рассказ ее имел двояк_ю цель во первых отвле_ внимание от того что сама она сей час делала и во вторых тончайш_м образом польстить мне так как всем было известно что на меня жалова_ся учительница не приходила и тем более у меня не было причин бегать от нее в окно.
Рассказывая сестра погляд_вала на меня ст_раясь уг_дать продолжаю ли я следить за ней или увл_ч_ный ее рассказом забыл про то что она сей час делает.
В какое то мгновение мне пок_зал_сь что возмездие наступило сестра поперхнулась. Она начала ост_рожно откашл_ва_ся. Я заинтересов_но следил что будет дальше. Дядя Шура похлопал ее по спине она покраснела и перестала откашлива_ся показывая что средство помогло а не ловкость ее была не такой уж значительной. Но я чувствовал что кусок который застрял у нее в горле все еще на месте. Делая вид что порядок во_тановлен она снова откусила бутерброд.
Жуй жуй думал я посмотрим как ты его проглотишь.
Но видимо боги решили перенести возмездие на другое время. Сестра бл_гополучно проглотила этот кусок по видимому она даже затолкала им тот пред_дущий потому что обл_гч_но вздохнула и даже повеселела.

(Ф.Искандер)

Правильно ли написаны выделенные слова? Объясните их правописание. Придумайте и запишите предложения, в которых выделенные слова надо писать иначе (правильнее сказать, что это будут уже другие слова). Какое слово никогда нельзя писать иначе?
Что названо в рассказе «гяурским лакомством»? Что означает слово гяур?

8

Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Исправьте орфографические ошибки.
Составьте схемы всех сложноподчиненных предложений.

Между тем пр_следователи которые только сейчас пон_ли что план пр_вр_щения Васюков в Нью-Москву рухнул и что гроссмейстер увозит из города пятьдесят кровных васюкинских рублей погрузились в большую лодку и с криками выгр_бали на середину реки. Ипполит Матвеевич маялся. Барка торжествовала. Высокий ее корпус уже обходил лодочку концессионеров с левой руки что бы прижать гроссмейстера к берегу. Радость на барке была так велика что все шахматисты перешли на правый бок что бы пор_внявшись с лодочкой пр_восходными силами обруши_ся на злодея гроссмейстера.

(И.Ильф, Е.Петров)

Выпишите все слова с пропущенными буквами, начинающиеся на пре- или при-, обозначьте приставки в этих словах.
Что означают слова концессионер, гроссмейстер, барка? Что в данном отрывке означает слово кровный?

9

Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Исправьте орфографические ошибки. Обратите особое внимание на пунктуацию в предложениях с двойными союзами чем – тем.
Составьте схемы всех сложноподчиненных предложений.

Человек ужасно не любит сн_сходить. И чем упорнее обд_рая ногти он кара_кае_ся в верх тем не охотнее он сн_сход_т к тем кто в низу. Но чем сильнее человек чем легче ему дае_ся высота тем легче он сн_сход_т к слабым. По легкост_ сн_схождения к слабым мы позн_ем ист_н_ю высоту человека.
Человек живет пр_имуществ_но ор_нтируясь или на уколы совест_ или на логику выгоды пусть иногда и широко пон_т_ю. Уколы совест_ торм_зят жизнь заст_вляют отступать делать зигзаги на жизн_ной дорог_ но это настоящая жизнь без обмана и самообмана где тише едешь дальше будешь.
Человек след_щий логик_ выгоды не склонен обр_щать вн_мание на уколы совест_. При этом чем шире логика выгоды скажем якобы выгода всего человечества тем глуше уколы совест_. Человек след_щий логик_ выгоды вид_т ясные стреловидные дорожные знаки не подозревая что это выт_нутые змеи и они могут приве_ти только к змеи_ому гнездовью.
Рац_налистическая организация общества это та же логика выгоды разумее_ся широко пон_тая. Она всегда своди_ся к тому что прежде чем поднять человека на него надо наступить.
Но если рац_налистическая модель общества своди_ся к тому что на человека надо наступить прежде чем его поднять не являе_ся ли само желание наступить на человека под сознательно первичн_м а вся остальная модель разумного общества науко образн_м опр_вданием этого желания.

(Ф.Искандер)

Подчеркните все причастные и деепричастные обороты.
Обозначьте прилагательные в сравнительной степени значком «+», а наречия в сравнительной степени – «++».

10

Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.
Составьте схемы всех сложноподчиненных предложений.

Во II в. до н.э. великий александрийский астроном Гиппарх используя уже накопл_ные наблюдения составил каталог более чем 1000 звезд с довольно точн_м опр_д_лением их положения на небе. Гиппарх разделил звезды на группы и к каждой из них отнес звезды примерно одинакового блеска. Звезды с наибольш_м блеском он назвал звездами первой величины, звезды с несколько меньшим блеском – звездами второй величины и т.д. Гиппарх ошибочно считал что все звезды наход_ся от нас на од_наков_м ра_тояни_ и что разница в их блеске завис_т от их размеров.

(Детская энциклопедия)

Обозначьте все морфемы, в которых были пропущены буквы.

11

Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Исправьте орфографические ошибки.
Составьте схемы всех сложноподчиненных предложений.
Есть ли здесь сложносочиненные и бессоюзные сложные предложения?

Греки считали что у их об_жаемого Гомера был соперник по имени Гесиод. Они хранили легенду о том как два поэта сост_зались в поэтическом мастерстве. Победителем вышел Гесиод – и не потому что Гомер был хуже а потому что его поэмы о войне а Гесиод восп_вал мир.
Действительно, Гесиод написал поэму «Труды и дни» где распис_на по часам и дням трудовая жизнь земледельца. Есть в поэме и советы для мореплавателей хотя автор сам признае_ся что в морском деле разбирае_ся плохо поскольку плавал по морю только один раз – на остров Эвбея где и происходили состязания поэтов. Но «Труды и дни» не просто справочник земледельца и мореплавателя. Гесиод учит людей как жить по справедливости и по правде как относи_ся к ближнему как не гневить богов.
На первый взгляд нравоучительная поэма Гесиода так мало похожа на «И_иаду» или «Оди_ею» что непонятно на каком основании греки сравнивали этих двух поэтов. Но основание у них все же было и _омеровские и _есиодовские поэмы пр_надлежат к одному жанру – эпосу правда двум его разновидностям. Гомеровский эпос героический а _есиодовский дидактический то есть наставительный...

(О.Левинская)

Подчеркните грамматические основы во всех предложениях первого абзаца.
Все ли виды сказуемых есть в данном тексте?

12

Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Исправьте орфографические ошибки.
Составьте схемы выделенных предложений.

Он вышел на улицу суматоха все бегут куда то занятые только собой едва взглядывая на проходящих и то разве для того что бы н_ наткну_ся друг на друга. Он вспомнил про свой губернский город где каждая встреча с кем бы то н_ было по чему нибудь интересна. То вот Иван Иваныч идет к Петру Петровичу и все в городе знают зачем. То Марья Мартыновна едет от вечерн_ то Афанасий Саввич на рыбн_ю ловлю. Там проск_кал сломя голову жандарм от губернатора к доктору и всякий знает что ее превосходительство изволит родить хотя по мнению разных кумушек и бабушек об этом за ран_е знать н_ следовало бы. Вон Матвей Матвеич вышел из дому с толстой палкой в шестом часу вечера и всякому известно что он идет делать вечерний моцион что у него без того желудок не варит и что он остановит_я не пр_менно у окна старого советника который что так же известно пьет в это время чай. С кем н_ встретиш_я поклон да пару слов а с кем и н_ кланяеш_я так знаешь кто он куда и за чем идет. Если наконец встретят_я не знакомые еще не видавшие друг друга то вдруг лица обоих пр_вр_щаю_ся в знаки вопроса они ост_нов_ся и обор_тя_ся на зад раза два а пришедши домой опиш_т и костюм и походку нового лица и пойдут толки и догадки и кто и от куда и зачем. А здесь так взглядом и сталк_вают прочь с дороги как будто все враги между собою.

(И.А. Гончаров)

Выпишите слова и выражения, которые вы считаете устаревшими, рядом с каждым напишите (конечно, если он существует) современный вариант.
Обратите внимание на то, какими словами названы жители губернского города (для удобства можно подчеркнуть все эти слова). Письменно ответьте на вопрос, как эти слова окрашивают текст, что помогают узнать о повествователе и об атмосфере, царящей в городе.

13

Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Исправьте орфографические ошибки. Не забудьте выделить цитаты из «Евгения Онегина» и «Деревни» Пушкина. На месте пропусков вставьте сведения из биографии Пушкина.

«Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок_». Так начиналась вторая глава Евгения Онегина. Пушкин описал здесь свое Михайловское господский дом в самом деле стоял над речкой Соротью в дали ра_т_лались луга и нивы по лугам бродили стада а возле дома был огромный старый парк с липовыми и еловыми _леями. Правда когда Пушкин писал эту перв_ю стро_у второй главы он жил в Одессе у моря каждый день вид_л и слыш_л и блеск и тень и говор волн. Ра_каз_вая в Одессе о деревн_ соед_нивш_й его героев Пушкин вспом_нал Михайловское которое полюбил приехав туда впервые после окончания Лицея в 181_ году. Кстати стихотворение Деревня было написа_о им под впеч_тлением поездки в родовое имение в 181_ году. И при всей условности сельского пейзажа трад_ц_он_го для сент_ментальной поэзии начала прошлого века и в этом стихотворени_ угад_ваю_ся приметы Михайловского. Пусты_ый уголок который приветствовал Пушкин в стихотворени_ Деревня это и прелес_ый уголок деревня Онегина. Друг человечества о котор_м писал Пушкин в стихотворени_ Деревня сродни другу невинных наслаждений. И даже возмущение барством диким и рабством тощим с таким горячим чу_твом высказ_ное в стихотворени_ своеобразно отзывае_ся в чуть ироничных стихах о либеральных пр_образованиях скучающего героя романа.
В Одессе вспом_ная о Михайловском и конечно же о Тригорском во время работы над романом в стихах соед_нив Онегина Ленского и Татьяну в деревн_ Пушкин не мог предпол_жить что ему как и его героям предстоит оказа_ся в глухой далекой стороне в деревне снова увид_ть и Михайловское и Тригорское. Так случи_ся что многое из того о чем уже написал Пушкин в первых двух и в начале трет_й главы романа до приезда в Михайловское по своему напиш_т судьба в жизни самого Пушкина. Вымысел и реальность пр_чудл_во соед_ня_ся в сюжете его биографии. Подобно Онегину оставившему светский и шумный ____________ Пушкин остав_т шумн_ ____________. В Михайловском студента Геттингенского ун_верситета Владимира Ленского замен_т студент Дерптского ун_верситета _________ ___________ сосед из Тригорского. Барышень Татьяну и Ольгу будут «играть» сестры Алексея Вульфа – задумч_вая___________ и резвая _________.

(По Н. Михайловой)

Правильно ли написаны выделенные слова? Объясните их правописание. Придумайте и запишите предложения, в которых выделенные слова надо писать иначе (правильнее сказать, что это будут уже другие слова).

14

Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Исправьте орфографические ошибки.

В _евск_ю столицу явился двадцатый век. Наверное никогда еще так чу_твительно н_ переживал_сь само протекающ_е время. Литературовед А.Слонимский говорил в 1945 году: «Я помню мальчиком течение времени. Есть книжка Мандельштама “Шум времени” и я помню как меня пор_зил_ что у него то же ощущение. Он мой сверс_ик. Он конец века переж_вал так же как и я. Это ощущение колеса времени». Числа годов обл_дали для этого поколения своей мистикой. В детскую молодого века доносился шум юбилеев.
В мае 1903 года у Николаевского вокзала против Невского поставили арку с тремя картинами. По средине – буря на море и Петр спасающий тонущих с лева вид П_тербурга с права Нева до основания города. На панели у Гости_ого двора в сквозном зеленом трельяже дикий уголок первобытной Невы скалы ели Петр с топором в руке. Перед Думой Петр стоял оп_раясь на трость.
Но еще в начале того же юбилейного года на площади перед Сенатом и Синодом случил_сь про_шествие мало значительное для городской хроники но исполне_ое глубокого смысла для пон_мания культуры нового века.
В холодный ветре_ый денек седобородый старик в истрепа_ых сапогах и старом пальто прив_зал к реш_тке памятника розовый коленкоровый флаж_к к которому были прикле_ны бумажки выписки из Библии на слово «камень». Сам он уселся рядом держа в руках адрес министру. Сидел долго посинел от холода. Смеркал_сь. На конец подош_л какой то ста_кий господин. Старик стал пута_о изл_гать свою пр_тензию нельзя Петру Великому «монамент» ставить ибо кому памятник поставлен тот и погибн_т а душа его буд_т скита_ся по площадям.
Год двух сот летнего юбилея _етровской столицы катился по к_лее зн_менательных совп_дений. 12 ноября случил_сь наводнение. Когда вода схлынула выворотив мостовые и разнеся торцы по соседним улицам на _нглийской набережной лежали выброш_ные _евой огромные дров_ные баржи_ Из двух мил_онов _етербур_ц_в один по крайней мере наблюдал это зрел_ще с проф_сиональн_м любопытством Александр Бенуа которому не за долго до того заказали и_юстрации к ______________.

(Р.Тименчик)

Правильно ли написаны выделенные слова? Объясните их правописание. Придумайте и запишите предложения, в которых выделенные слова надо писать иначе (правильнее сказать, что это будут уже другие слова).
Что означают здесь слова адрес, трельяж, мистика, хроника?
О каком «знаменательном совпадении» идет речь в тексте? Допишите последние слова текста.

15

Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.
Подчеркните грамматические основы в бессоюзных предложениях и в сложных синтаксических конструкциях, в которых есть бессоюзная связь.

Весной 1832 г. в судьбе Лермонтова наступил решительный перелом при переходе на след_щий курс он не сдал экзамен. Произошла обычная для творческих натур история студент много знал сверх програ_ы но не мог ответить на _лементарные вопросы. Его не отчислили прямо но «посоветовали уйти» как было запис_но в протоколе. По наст_янию родни Лермонтов поступил в военное училище (Школу гвардейских подпрапорщиков и к_в_лерийских юнкеров) находивш_ся в П_тербурге. Юнкерство свое Лермонтов затем вспом_нал как «два страшных года». Он привык жить бе_печно иметь много досуга для дотошного анализа своей души. Но в школе жизнь сост_яла из суровой муштры в учебные часы и бездумного разгула после них. Неуд_вительно что юнкер Лермонтов вовсе бросил писать лирические стихи. Но литературные занятия не оставил писал роман начал драму Маскарад.
Окончив Школу юнкеров Лермонтов сделал попытку пр_обр_сти изве_ность в писательском мире. Осенью 1835 г. он представил Маскарад в ц_нзуру но та сочла пьесу безнравств_ной. Лермонтов пытался переделать ее но все было напрасно в октябре 1836 г. ц_нзура запретила Маскарад в третий раз. Это было почти крахом надежд_.
В те же годы Лермонтов пережил еще одно большое разоч_рование вышла замуж Варвара Лопухина котор_ю он сч_тал своей невестой. Правда произ_шедшее между ними об_снение не было еще сватовством а уехав из Москвы Лермонтов н_ разу н_ написал «невесте». Тем н_ менее он воспринял ее брак как измену и это стало темой многих его произведений.

(По Н.Зубкову)

Объясните пунктуацию во всех предложениях с союзом как.

16

Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Исправьте орфографические ошибки.
Нарисуйте схемы всех сложных предложений.

Итог роману подводит повесть Ф_т_лист. Она о том что либо об_снений происходящим с людьми событиям вовсе нет либо они чрезвычайно просты. Офицер Вулич предл_гает чудов_щное пари он доказывает что все в жизни предопредел_но и будучи уверен в своей судьбе пр_ст_вляет ко лбу заряж_ный пистолет. Печ_рин пр_нимает пари. Вулич выигрывает пистолет дает осечку. Но Печ_рину от чего то каже_ся что Вулич не пр_ме_о должен скоро умереть. И действительно в ту же ночь его зарубил пьяный казак с котор_м Вулич по не осторожности заговорил.
По чему так случилось для Печ_рина не разрешимая загадка. Иначе оценивает историю Вулича Максим Максимыч которому Печ_рин ра_казал ее. Для штабс капитана все довольно просто Эти азиатские курки часто ос_каю_ся если дурно смаз_ны или недовольно крепко пр_жмешь пальц_м. Про смерть же Вулича он говорит Черт же его дернул ночью с пьяным разговаривать В прочем видно уж так у него на роду было напис_но...

(По Н.Зубкову)

Выпишите все слова с приставкой не, укажите, к каким частям речи они относятся.

17

Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.
Заключите в рамку вводные слова.
В популярной телепередаче «Что? где? когда?» знатокам был задан вопрос какой музыкальный инструмент ведет партию Чичикова в опере Родиона Щедрина «Мертвые души» (написана в 1977 г. по одноим_ной поэме Гоголя)?

Тему Собакевича ведет контр_бас Манилова флейта_. А что же Павел Иванович Чичиков главный герой поэмы самый сложный из всех ее х_рактеров? У Чичикова_ нет своего инструмента! Оказывае_ся его музыкальный образ создае_ся спомощью инструментов сопр_в_ждающих партии других п_рсонаж_й с которыми встречае_ся главный герой.
Не правда ли странно такой яркий запом_нающийся х_рактер а должен обходи_ся «чужими» инструментами... Между тем все это соответствует тексту поэмы. Композитору удалось передать может быть главн_ю особ_ность _оголевского п_рсонажа его подвижность вечн_ю изм_няемость пор_зительн_ю сп_собность пр_н_равл_ваться к людям и обст_ятельствам.
Вот автор ра_казывает о визитах Чичикова к главным лицам губернского города NN. «О чем бы разговор н_ был он всегда умел поддержать его шла ли речь о лошади_ом заводе он говорил и о лошади_ом заводе говорили ли о хороших собаках и здесь он сообщал очень дельные замечания... говорили ли о добродетели и о добродетели ра_уждал он очень хорошо даже со слезами на глазах_» и т.д. Это аналог всего происходящего в поэме в раз_гранном маленьком спектакле у Чичикова нет н_ только собств_ного голоса но и своей интонации. Однако он без_шибочно угадывает и подхватывает голос и интонацию собеседника доводя ее до верхних нот (до «слез»). Вместе с тем н_кто из героев н_ может похвастать такой широтой ди_п_зона. И столь в_ртуозной способностью легко переходить с одного голоса на другой.
Да и внешний вид этого п_рсонажа как бы сама текучесть и неуловимость.
Но главный герой н_ только и_ку_но пр_н_равл_вае_ся к разным людям и обст_ятельствам он порою изменяет самому себе! Уд_вительно но факт Чичикову неожид_но отказывает его природная хитрость и даже здравый смысл.
К Собакевичу Чичиков обр_щае_ся след_щим образом. «Чичиков начал как-то очень отдаленно, к_снулся вообще всего русского государства и отозвался с большой похвалою об его пространстве... И что по существующим пол_жениям этого государства в славе которому нет равного реви_кие души окончивши жизненное поприще числятся однако ж... нар_вне с живыми...».
Речь Чичикова витиевата с умолчаниями и эвфемизмами что совершенно излишне для Собакевича который пр_рывает собеседника своей прямой и деловитой репликой «Вам нужно мертвых душ?». Чичиков словно спутал адреса и с Собакевичем заговорил голосом Манилова.

(По Ю.Манну)

Подчеркните грамматическую основу в придаточном присоединительном предложении.
Расставьте цифры над знаками препинания:

1 – двоеточие в бессоюзном сложном предложении, во второй части называется причина того, о чем говорится в первой;
2 – двоеточие в бессоюзном сложном предложении, во второй части раскрывается смысл слова из первой;
3 – двоеточие в бессоюзном сложном предложении, вторая часть дополняет сказанное в первой;
4 – двоеточие перед прямой речью;
5 – тире между подлежащим и сказуемым;
6 – тире перед распространенным приложением, стоящим в конце предложения;
7 – тире в бессоюзном сложном предложении;
8 – тире в неполном предложении.

Объясните, почему употреблено многоточие в каждом из выделенных предложений.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru