Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №40/2001

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

ИЗУЧАЕМ ДЕЕПРИЧАСТНЫЕ ОБОРОТЫ

Предложения с деепричастными оборотами вызывают немало затруднений у учеников. Им сложно бывает отграничить деепричастия и деепричастные обороты от внешне сходных с ними наречий и фразеологизмов, а это приводит и к пунктуационным ошибкам. Полезной и интересной в связи с этим будет работа с синонимами: способные совмещать в себе несколько значений, деепричастия и деепричастные обороты могут иметь несколько синонимичных пар, например, два или три вида придаточных частей. Далеко не всем ученикам удается всегда правильно употреблять деепричастные обороты. Причиной этого обычно является неумение соотнести действия, обозначаемые деепричастием и глаголом-сказуемым, с единым для них субъектом.
Действительную трудность представляет использование деепричастных оборотов в односоставных предложениях. Заметим, что если в определенно-, неопределенно- и обобщенно-личных предложениях употребление деепричастий не противоречит норме, то в безличных предложениях они не всегда уместны (см. в связи с этим: О.М. Чупашева. Деепричастие в односоставном предложении. РЯШ. 2000. № 3). Из-за нечеткости правил работа с деепричастиями проводится только в односоставных определенно- и неопределенно-личных предложениях.
Перечисленные вопросы не всегда в должной мере рассматриваются на уроках в школе. Предлагаем упражнения, которые помогут учителю целенаправленно работать по данной теме и решать в случае необходимости и пунктуационные задачи.

Упражнение 1. Найдите предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами. Почему другие конструкции к ним не относятся? Расставьте знаки препинания.

1) Вернувшись в гостиницу он лег спать. 2) Своим делом он занимался спустя рукава. 3) Таня шла по улице не торопясь. 4) Петя шел засунув руки в карманы. 5) Вредно читать лежа. 6) Сережа молчал прислушиваясь к чему-то. 7) Семенов нехотя закрыл книгу. 8) Дети молча слушали сказку.
9) Ленивый сидя спит. 10) Думая о будущем не забывайте о настоящем. 11) Нина согласилась помочь мне скрепя сердце. 12) Подруги проговорили целый час не останавливаясь. 13) Наташа вышла из кабинета директора повесив нос.

Упражнение 2. Определите, в односоставных или двусоставных предложениях использованы деепричастия и деепричастные обороты. В каких типах односоставных предложений они встретились?

1) Заводят собак в городе, соблазнившись редкой их красотой. (В.Песков) 2) Теряя местные черты, новгородская культура приобретает черты общенациональные. (Д.Лихачев)
3) Покидая чужую страну, на нее обреченно взгляну. (Р.Казакова) 4) Заметив мое пробуждение, бабушка улыбнулась. 5) Передвигали мебель, освобождая зал. (Б.Пастернак)
6) Никогда не беритесь за последующее, не окончив предыдущего. (И.Павлов) 7) Читая эти страницы, невольно вспоминаешь Чехова. (И.Гофф) 8) И он, очнувшись, запел.
9) Ланской успокоился, предлагая свои доказательства.
10) Часто, взглянув на человека, представляешь себе его дом.

Упражнение 3. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Исправьте их.

1) Выступая на концерте, зал внимательно слушал исполнителя. 2) У воды растут, наклонясь к ней, ивы. 3) Ожидая победу, ее охватило волнение. 4) Увидев отца, Сережа заулыбался. 5) Войдя в автобус, неожиданно пошел снег. 6) Досмотрев до конца интересный фильм, наступил вечер. 7) Подъезжая к лесу, вдруг выскочил волк. 8) Проснувшись от шума, я увидел перед собой нашу собаку.

Упражнение 4. Подберите синонимы к деепричастиям и деепричастным оборотам, перестроив предложения с ними в простые предложения с однородными членами или в сложноподчиненные с придаточными обстоятельственными. Сколько синонимов имеет каждое предложение? Когда вы употребите деепричастия и деепричастные обороты, а когда – их синонимы?

1) Он шел все быстрее, ничего не замечая вокруг. 2) Тимофеев засмеялся своей шутке, приглашая посмеяться остальных. 3) Правила разрешали дамам не снимать перчатку, здороваясь. 4) Однажды вечером, возвращаясь домой, я встретил друга детства. 5) Алексей замолчал, ожидая согласия. 6) Еще не умея читать, я знал много стихов Пушкина. 7) Он не скучал, стоя в очереди за билетами в театр. 8) Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. (Д.Лихачев) 9) Возражая, она переходила на «вы» и называла маму по имени-отчеству. (А.Алексин) 10) Увидев меня, Таня улыбнулась.

Упражнение 5. Подберите к данным предложениям синонимичные с деепричастиями или деепричастными оборотами. Всегда ли различаются синонимы разных придаточных в сложноподчиненном предложении? В каких случаях следует использовать предложения с деепричастными оборотами, а когда – с их синонимами (придаточными частями)?

1) Он поговорил по телефону и положил трубку. 2) Анатолий принялся за работу, когда проводил нас. 3) Сергей очнулся и запел. 4) Мать понимает ребенка, хотя не задает ни одного вопроса. 5) Я не буду участвовать в дискуссии, так как не знаю этой проблемы. 6) Таня удивится, если увидит нас. 7) Таня удивится, когда увидит нас. 8) Таня удивится, так как увидит нас. 9) Если вы заболеете, идите к врачу. 10) Когда вы заболеете, идите к врачу.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru