Слово не есть наша произвольная
выдумка:
всякое слово, получающее место в лексиконе языка,
есть событие в области мысли.
В.Жуковский
КУЛЬТУРА РЕЧИ
ОШИБКА, КОТОРУЮ МЫ НЕ ПРЕДУПРЕЖДАЕМ
Автору показалось о том, что...
Светлана РОМАНОВА,
г.Москва
Когда-то Петр I своим указом повелел
«боярам в Думе говорить не по писаному...».
Памятные многим времена, когда дикторы
телевидения читали утвержденные и одобренные
наверху политически корректные тексты, давно
миновали. Можно сказать, что наше время – время
прямого эфира: многочисленные ток-шоу,
телевизионные мосты, прямые включения,
комментарии очевидцев – все это теперь привычно.
Но одновременно стало ясно, что в прямом эфире не
избежать речевых ошибок. Ошибаются не только
герои репортажей, которые по роду своей
деятельности не привыкли выступать публично, но
и профессионалы – радио- и телеведущие. Если
учесть, что современный человек – это уже не
человек читающий, а человек, смотрящий телевизор,
то роль телевидения в процессе формирования
речевой нормы, несомненно, возросла за последние
годы. В настоящее время речь, звучащая с экрана и
в эфире, увы, вносит свой «вклад» в «размывание
языковой нормы», вместо того чтобы быть образцом
точности и грамотности.
В течение дня, слушая радио-, смотря телепередачи,
можно заметить оговорки, не только речевые и
грамматические, но порой и орфо-графические
ошибки. В одной из мартовских передач этого года
«О счастливчик» в вопросе, заданном «уважаемым
компьютером», слово плащом было написано через ё.
Что-то, видно, с компьютером не то, если слово с
грубейшей орфографической ошибкой оказалось на
экране в передаче, идущей уже не в прямом эфире, а
повторно.
Но, пожалуй, самая распространенная ошибка в речи
такая: Автору показалось о том, что... («Эхо
Москвы»)
Любой учитель, вероятно, не раз сталкивался с
подобной ошибкой в работах своих учеников. В
методической литературе она классифицируется
как «не соответствующая норме управления». С.Н.
Цейтлин относит ее к категории синтаксических
ошибок, а В.И. Капинос – грамматических.
Безусловно, учителю удобнее считать эту ошибку
грамматической, поскольку при такой ошибке в
ученической работе можно не снижать оценку за
содержание.
Причина возникновения этой ошибки, по мнению С.Н.
Цейтлин, – влияние определенной модели
управления, закрепившейся за словами, имеющими
однородную семантику. Словосочетание описывать
о хоккее рассматривается ею как результат
уподобления словосочетанию рассказывать о
хоккее. Вот несколько примеров:
1. Она (система) подсказывает о
состоянии летчика. (ОРТ)
(Ср. Говорит (сообщает) о состоянии летчика.)
2. Мы ни к кому не можем обратиться о
том, чтобы готовили для нас кадры. (РТР)
(Ср. ...обратиться с просьбой готовить для нас
кадры.)
3. Необходимо разъяснять журналистам
о том, что...
(Ср. ...разъяснять журналистам, что...)
4. Мне приходится делать вид о том,
что... (НТВ)
(Ср. ...делать вид, что...)
5. Есть группа людей, которые мне намекают
о том, что будет с моими памятниками. (НТВ)
(Ср. ..говорят, что...)
6. Раздувать истерию о том, что мы
«сливаем» информацию... (ОРТ)
(Ср. Раздувать истерию по поводу того, что...)
7. ...выступал о том, что отрасль
рентабельна. (НТВ)
(Ср. ...говорил о том, что... или выступал с
мнением (утверждением), что...)
8. Основание о том, что следующей
жертвой будет А.Черкизов, мне дает... (НТВ)
(Ср. Основание утверждать, что...)
Такая грамматическая ошибка
встречается в сочинениях детей разного возраста,
поэтому стоит выделить некоторое время на уроках
русского языка в 7-м и 8-м классах для ее анализа и
предупреждения. Обратимся к школьным учебникам
7-го класса (авторы М.Т. Баранов и др.) и 8-го класса
(авторы С.Г. Бархударов и др.). Учебник 7-го класса
по теме «Предлог» предлагает всего два
тренировочных упражнения (§ 54, 55, упр. 261) на
употребление производных предлогов благодаря,
согласно, вопреки, навстречу, наперекор с
дательным падежом и одно упражнение (258), в
котором учащимся предлагается найти ошибки в
употреблении предлогов. Но эти упражнения не
объясняют причины возникновения подобных
ошибок. Учебник 8-го класса, в котором теме «Связь
слов в словосочетании» отведен всего один
параграф, содержит одно упражнение,
способствующее закреплению нормы управления
(грамматической нормы). Чтобы сформировать у
школьников умение контролировать собственную
речь, необходимо обращать их внимание на
отклонения от нормы и разъяснять причину ошибки,
противопоставляя в каждом случае ошибочному
варианту правильный. Так как учебники не
содержат достаточного количества тренировочных
упражнений, можно предложить классу задания (как
письменные, так и устные), направленные на
распознавание ошибки и ее исправление. Вероятно,
у каждого учителя после проверки ученических
работ собирается хотя бы небольшая коллекция
подобных «перлов»; ими можно воспользоваться,
дать ребятам задание: найти и исправить ошибку,
записав отредактированный текст.
С.Н. Цейтлин предлагает для предупреждения
ошибок, связанных с глагольным управлением,
такое задание: выберите одно из слов, указанных в
скобках: Мы до этого (не догадались, не
додумались). Вот до чего (доводит, приводит)
невнимательность. Он (поразился, удивился)
случившемуся. Работу эту, не тре-
бующую дополнительной подготовки и не
занимающую много времени на уроке, надо
проводить как можно чаще. Естественно, учитель не
оставляет без внимания также работу по анализу
сочинений и изложений, особенно в выпускных
классах.
В заключение мне хочется вспомнить одно из
высказываний А.М. Пешковского, которое и
сейчас не утратило своей актуальности: «В
большой публике считают, что языки усваиваются
практически, что надо говорить – и научишься
говорить. Практика сама по себе без непрерывного,
методически организованного вмешательства
учителя или ничего не дает... или дает так мало и
так медленно... что об успехах говорить не
приходится». (Л., 1930)
|