ИНФОРМАЦИЯДепартамент образовательных программ
и стандартов общего образования Минобразования
России представляет проекты «Обязательного
минимума содержания образовательных программ
начального, основного и среднего (полного) общего
образования» и «Требований к уровню подготовки
выпускников», разработанные для проведения
эксперимента по совершенствованию структуры и
содержания общего образования, осуществляемого
на основании Федеральной программы развития
образования, Плана действий Правительства
Российской Федерации в области социальной
политики и модернизации экономики на 2000–2001 годы.
|
Основная школа |
Изучение русского языка должно предоставить учащимся возможность:
– получить представление о сущности и
назначении языка, его роли в жизни человека и
общества; о русском языке как национальном языке
русского народа, как государственном языке РФ и
языке межнационального общения; об основных
функциональных разновидностях современного
русского литературного языка; об особенностях
языка художественной литературы; о жанрах
речевых произведений;
– характеризовать основные признаки языковых
единиц (фонетических, лексических, морфемных,
словообразовательных, морфологических,
синтаксических); опознавать их по изученным
признакам, анализировать и уместно употреблять в
речи;
– овладеть основными стилистическими ресурсами
лексики и фразеологии русского языка; правильно
и уместно употреблять слова и фразеологизмы
адекватно ситуации и стилю общения; владеть
современным речевым этикетом;
– ознакомиться с основными орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, стилистическими
нормами русского языка и овладеть ими;
– освоить основные правила орфографии и
пунктуации и научиться применять их в письменной
речи;
– адекватно воспринимать письменные тексты
разных функциональных стилей, используя
ознакомительное, изучающее и просмотровое виды
чтения; адекватно воспринимать устную речь;
пересказывать подробно, выборочно, сжато
исходный текст (устный и письменный);
– овладеть приемами отбора и систематизации
материала на определенную тему; научиться
создавать устные и письменные тексты разных
типов и стилей речи с учетом замысла, адресата и
ситуации общения, использовать в текстах
соответствующие языковые средства;
– совершенствовать и редактировать тексты,
находить грамматические и языковые ошибки и
недочеты, исправлять их;
– свободно пользоваться различными словарями
русского языка.
Общие сведения о русском языке. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Русский язык в современном обществе *. Богатство, красота, выразительность русского языка. Русский язык – язык великой русской литературы. Формы существования национального русского языка. Понятие о русском литературном языке. Нормы литературного языка. Основные словари русского языка. Наука о русском языке и ее разделы.
Фонетика. Орфоэпия. Система гласных и согласных звуков русского языка: гласные ударные и безударные; согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые. Парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Основные выразительные средства фонетики. Основные правила литературного произношения и ударения.
Лексика и фразеология. Слово как единица языка. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Основные пути пополнения словарного состава русского языка. Исконно русские и заимствованные слова. Устаревшие слова и неологизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Лексические и стилистические нормы русского языка. Основные выразительные средства лексики и фразеологии.
Состав слова (морфемика) и словообразование. Морфема как минимальная значимая часть слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова и окончание. Корень. Приставка, суффикс. Однокоренные слова. Чередование звуков в слове. Варианты морфем. Исторические изменения в структуре слова. Понятие об этимологии. Слова производные и непроизводные. Основные способы образования слов. Словообразование различных частей речи. Основные выразительные средства морфемики и словообразования.
Морфология. Части речи в русском
языке. Принципы выделения частей речи.
Самостоятельные части речи: имена
существительные, прилагательные, числительные,
местоимение, глагол, наречие. Причастие,
деепричастие в системе частей речи. Слова
категории состояния. Разряды самостоятельных
частей речи. Грамматические категории
самостоятельных частей речи: категория
одушевленности и неодушевленности
существительных; категории рода, числа, падежа
существительных, прилагательных, порядковых
числительных, местоимений и причастий; категории
возвратности, переходности, лица глагола.
Видовременная система глагола. Наклонения
глагола. Спряжение глагола. Синтаксические
функции самостоятельных частей речи.
Служебные части речи: предлог, союз, частицы. Их
разряды по значению, структуре. Междометия как
особый разряд слов. Звукоподражательные слова.
Основные морфологические нормы русского
литературного языка. Основные выразительные
средства морфологии. Синонимия морфологических
форм слов разных частей речи.
Синтаксис. Словосочетание и
предложение как синтаксические единицы.
Словосочетание. Главное и зависимое слово в
словосочетании. Типы связи в словосочетаниях.
Виды словосочетаний по морфологическим
свойствам главного слова.
Предложение как основная единица синтаксиса.
Типы предложений по цели высказывания.
Повествовательные, побудительные и
вопросительные предложения. Восклицательные
предложения.
Грамматическая (предикативная) основа
предложения. Подлежащее, способы его выражения.
Сказуемое, его типы, способы выражения.
Второстепенные члены предложения: определение,
дополнение, обстоятельство.
Простое предложение. Двусоставные и
односоставные предложения. Распространенные и
нераспространенные предложения. Полные и
неполные предложения. Однородные члены
предложения. Обособленные члены предложения.
Обращения; вводные слова и вставные конструкции.
Сложное предложение. Союзные и бессоюзные
сложные предложения. Сложносочиненные и
сложноподчиненные предложения. Виды
сложноподчиненных предложений. Сложная
синтаксическая конструкция. Способы передачи
чужой речи.
Основные синтаксические нормы русского
литературного языка. Синтаксическая синонимия. Основные
выразительные средства синтаксиса.
Графика. Орфография и пунктуация.
Алфавит. Соотношение звуков и букв в русском
языке.
Принципы русской орфографии. Орфограмма.
Правописание гласных и согласных в составе
морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания.
Употребление прописной и строчной буквы. Перенос
слов.
Принципы русской пунктуации. Знаки
препинания, их функции. Одиночные и парные знаки
препинания. Знаки препинания в конце
предложения. Знаки препинания в простом
предложении. Знаки препинания в простом
осложненном предложении. Знаки препинания в
сложном предложении. Сочетание знаков
препинания. Вариативность постановки знаков
препинания. Авторское употребление знаков
препинания.
Речь. Речевая деятельность. Устная и письменная формы речи. Речь диалогическая и монологическая. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательное расположение частей текста. Типы текстов по функционально-смысловым особенностям (повествование, описание, рассуждение), по стилям речи (разговорные, официально-деловые, публицистические, научные и художественные). Отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Понятие о культуре речи. Русский речевой этикет.
Изучение русского языка должно предоставить учащимся возможность:
– иметь представление о сущности и
назначении языка, его роли в жизни человека и
общества; об основных функциональных
разновидностях современного русского
литературного языка: литературный язык,
просторечие, территориальные, социальные
диалекты;
– определить основные признаки единиц языка
(фонетических, лексических, морфемных,
словообразовательных, морфологических,
синтаксических); опознавать их по изученным
признакам, анализировать и уместно употреблять в
речи;
– характеризовать основные стилистические
ресурсы лексики и фразеологии русского языка;
употреблять слова и фразеологизмы адекватно
ситуации и стилю общения; владеть современным
речевым этикетом;
– характеризовать основные орфоэпические,
лексические, грамматические, стилистические
правописные нормы русского литературного языка,
правильно произносить слова в соответствии с
орфоэпическими нормами, правильно образовывать
формы слов, правильно и уместно употреблять
слова, фразеологизмы и строить предложения
разных типов, уместно употреблять их в речи;
– правильно писать слова в соответствии с
изученными орфографическими правилами,
пунктуационно правильно оформлять предложения и
текст;
– понимать информацию, предъявляемую на слух в
нормальном темпе: речь диктора радио,
телевидения, официального лица;
– читать оригинальные тексты разных
функциональных стилей, используя
ознакомительное, изучающее, просмотровое виды
чтения; пересказывать подробно, выборочно, сжато
исходный текст (устный и письменный);
– создавать устные и письменные тексты,
различные по типу (описание, повествование,
рассуждение), стилю и жанру, с учетом замысла,
адресата, ситуации общения;
– вести диалог на бытовые, учебные, социальные,
социокультурные темы, используя реплики
переспроса, согласия, отрицания, утверждения и т.
д., диалог-дискуссию с аргументацией своей точки
зрения;
– приобщиться к культуре русского народа в
рамках тем, сфер, ситуаций общения, отвечающих
опыту, интересам, возрастным особенностям
учащихся основной школы;
– переводить с родного языка на русский отрывки
из художественных или публицистических
произведений;
– пользоваться различными словарями русского
языка.
Общие сведения о русском языке. Русский язык – государственный язык РФ, язык межнационального общения. Русский язык – язык русской художественной литературы.
Фонетика. Орфоэпия. Звуки как единица языка. Гласные. Ударные и безударные гласные. Редукция гласных. Согласные звуки. Парные и непарные согласные по звонкости-глухости, твердости-мягкости. Оглушение и озвончение согласных. Произношение мягких согласных. Шипящие и Ц. Стечение согласных. Их произношение. Слог. Ударение. Подвижное ударение. Интонация. Основные типы интонационных конструкций. Основные орфоэпические правила. Орфоэпические словари.
Лексика и фразеология. Слово как единица языка. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Основные пути пополнения словарного состава русского языка. Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Фразеологизмы, их семантика, употребление. Слова и фразеологизмы с национально-культурным компонентом значения. Толковые словари русского языка.
Состав слова. Словообразование. Морфема как минимальная значимая часть слова. Основа слова и окончание. Корень, приставка, суффикс. Однокоренные слова. Основные способы образования слов в русском языке. Словообразование различных частей речи.
Морфология. Части речи в русском
языке. Самостоятельные части речи:
существительные, прилагательные, числительные и
местоимения, глагол, наречия. Причастия и
деепричастия в системе частей речи.
Категория одушевленности и неодушевленности.
Род, число существительных, прилагательных,
порядковых числительных, местоимений, причастий.
Формы, значение и употребление падежей.
Видовременная система глагола русского языка.
Образование, семантика и употребление глаголов
совершенного и несовершенного видов. Спряжение
глаголов. Наклонение глагола, образование,
семантика, употребление. Безличные глаголы.
Переходные и непереходные глаголы.
Синонимия морфологических форм.
Служебные части речи: предлог, союз, частицы.
Междометия как особый разряд слов.
Звукоподражательные слова.
Синтаксис. Словосочетание и
предложение как основные единицы синтаксиса.
Словосочетание. Главное и зависимое слово в
словосочетании. Типы связи слов в
словосочетании. Виды словосочетаний по
морфологическим свойствам главного слова.
Предложение. Виды предложений по цели
высказывания. Восклицательные и
невосклицательные предложения. Средства
оформления предложений: интонация, логическое
ударение, порядок слов.
Грамматическая основа предложения. Подлежащее и
сказуемое. Второстепенные члены предложения:
определение, дополнение, обстоятельство.
Простое предложение. Двусоставные и
односоставные, распространенные и
нераспространенные, полные и неполные
предложения. Однородные члены предложения.
Обособленные члены предложения. Обращение,
вводные слова и конструкции. Сложное
предложение. Союзные и бессоюзные предложения.
Сложносочиненные и сложноподчиненные
предложения. Виды сложноподчиненных
предложений. Способы передачи чужой речи.
Основные синтаксические нормы русского языка.
Синтаксическая синонимия.
Графика. Орфография. Пунктуация.
Алфавит. Соотношения звука и буквы. Орфограмма.
Правописание гласных и согласных в составе
морфем. Слитное, дефисное и раздельное написание
слов. Правила переноса слов. Орфографические
словари *.
Знаки препинания в конце предложения, в простом
предложении, в предложении с однородными
членами, обращениями, вводными словами и
вставными конструкциями; в сложном предложении.
Знаки препинания в прямой и косвенной речи, при
цитировании. Сочетание знаков препинания.
Речь. Речевая деятельность. Виды
речевой деятельности: говорение, аудирование,
письмо и чтение. Устная и письменная формы речи.
Диалогическая и монологическая речь. Качества
хорошей речи.
Текст как речевое произведение. Типы текста:
описание, повествование, рассуждение. Способы и
средства связи предложений в тексте.
Разговорная, книжная речь. Стили речи (научный,
официально-деловой, публицистический), их
основные признаки и характеристики. Язык
художественной литературы.
Культура речи. Понятие о литературном языке.
Норма – основная черта литературного языка.
Орфоэпические, акцентологические,
лексико-фразеологические, грамматические,
стилистические, орфографические и
пунктуационные нормы языка. Критерии культуры
речи. Основные требования к речи: правильность,
точность, выразительность, уместность
употребления языковых средств.
Русский речевой этикет. Русские нормы речевого
поведения в сопоставлении с родными.
Общеобразовательный уровень |
Изучение русского языка должно предоставить учащимся возможность:
– получить представления о связи
языка и культуры народа; о системе языка и его
основных единицах, о речевой деятельности; об
особенностях устной и письменной речи; об
особенностях литературного языка и его отличиях
от других форм существования национального
русского языка; о литературной норме и типах норм
современного русского литературного языка.
– научиться анализировать особенности
употребления основных единиц языка в устной и
письменной речи с точки зрения их предназначения
и функционально-стилистических качеств,
соблюдения норм и требований выразительности
речи;
– применять в практике речевого общения
основные орфоэпические (произносительные и
акцентологические), лексические, грамматические
нормы современного русского литературного
языка; применять правила эффективного
использования языковых единиц в речи с учетом
особенностей русского речевого этикета;
– углубить представление об основных принципах
русского правописания и совершенствовать умения
применять в практике письма орфографические и
пунктуационные нормы современного русского
литературного языка;
– овладеть различными видами чтения и
аудирования текста; передавать содержание
прослушанного или прочитанного текста в виде
развернутых и сжатых планов, тезисов, конспектов,
аннотаций, сообщений;
– научиться создавать собственные высказывания
в устной и письменной форме на заданные темы;
– научиться оценивать высказывания с точки
зрения содержания, языкового оформления и
эффективности в достижении поставленных
коммуникативных задач;
– расширить представление о возможностях
лексической и грамматической синонимии и
научиться использовать их в собственной речевой
практике; овладеть приемами редактирования
текста;
– научиться выступать с докладом, рефератом,
рецензией, участвовать в спорах, диспутах,
дискуссиях, дебатах;
– свободно пользоваться справочной литературой
по русскому языку.
Общие сведения о языке. Сущность и
функции языка. Роль языка в жизни человека и
общества *. Русский язык в современном
мире. Русский язык как одна из
национально-культурных ценностей русского
народа. Русский язык – государственный язык РФ
и язык межнационального общения.
Формы существования национального русского
языка: литературный язык, просторечие,
территориальные диалекты (народные говоры),
социальные диалекты (жаргоны). Понятие о
литературном языке. Стилистическая система
литературного языка: книжные стили
(официально-деловой, научный и публицистический)
и разговорный стиль. Язык художественной
литературы.
Язык и речь. Культура речи
Система языка. Основные уровни и
единицы языка. Речевая деятельность и ее виды. Особенности
устной и письменной речи.
Основные аспекты культуры речи: нормативный,
коммуникативный и этический.
Правильность речи. Основные орфоэпические
(произносительные и акцентологические),
лексические, стилистические и грамматические
(морфологические и синтаксические) нормы
современного русского литературного языка.
Основные орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка. Принципы
русской орфографии и пунктуации. Типы
лингвистических словарей русского языка.
Справочная литература по русскому языку.
Эффективность речи.
Функционально-стилистические качества и
выразительность речи. Выразительные средства
русского языка. Лексическая и грамматическая
синонимия.
Культура научного и делового общения (устная и
письменная формы). Культура публичного
выступления. Культура работы с текстами разных
типов, стилей и жанров: смысловое восприятие
текста, информационная переработка текста в виде
плана, тезисов, конспектов, аннотаций, отзывов,
рецензий и т.д. Создание собственного
высказывания и редактирование текста.
Основные особенности русского речевого этикета.
Изучение русского языка должно предоставить учащимся возможность:
– иметь представление о статусе
русского языка, его месте в современном мире;
– характеризовать основные уровни и единицы
языка;
– характеризовать основные формы
функционирования русского языка, основные
функциональные разновидности русского
литературного языка, основные жанры речевых
произведений;
– освоить основные нормы русского литературного
языка;
– иметь представление о лексической и
грамматической синонимии русского языка, о его
изобразительно-выразительных возможностях и
стилистических ресурсах, умело использовать их в
речи в соответствии с ситуацией высказывания и
стилистическими особенностями текста;
– свободно извлекать при поисковом чтении
информацию из оригинальных текстов разных
стилей и жанров;
– осуществлять переработку устного и
письменного текстов учебно-научного, научного
содержания (конспектирование, реферирование,
аннотирование, тезирование);
– создавать монологические высказывания разных
типов, стилей речи и жанров, адекватные ситуации,
сфере общения;
– вести дискуссии, деловые беседы, соблюдая
правила речевого общения;
– писать доклад и реферат на предложенную тему,
отзыв о прочитанной книге, рецензию; оформлять
письменно деловые бумаги по типовым образцам;
– переводить с родного языка на русский тексты
разных жанров;
– уметь пользоваться справочной и
научно-популярной литературой.
Общие сведения о языке. Русский
язык – национальный язык русского народа.
Русский язык – государственный язык РФ и язык
межнационального общения народов России.
Русский язык в современном мире.
Язык. Речь. Культура речи.
Язык как функционирующая система. Единицы и
уровни языка. Национально-маркированные
единицы языка.
Основные формы функционирования русского языка.
Понятие о литературном языке. Основные стили
русского литературного языка. Их характеристика.
Жанры книжных стилей.
Основные орфоэпические, лексические,
стилистические и грамматические нормы
современного русского литературного языка.
Основные правописные нормы современного
литературного языка.
Лексическая и грамматическая синонимия русского
языка. Изобразительно-выразительные средства
русского языка.
Культура научной и деловой речи. Русский речевой
этикет.
Речевая деятельность и ее виды.
Речь устная и письменная. Монологическая,
диалогическая речь.
Ознакомительное, поисковое, просмотровое чтение
оригинальных текстов разных стилей и жанров.
Письмо. Написание доклада, реферата, рецензии.
Оформление деловых бумаг.
Переработка учебно-научного, научного текстов
(план, конспектирование, реферирование,
тезирование, аннотирование).
Профильный уровень |
Изучение русского языка должно предоставить учащимся возможность:
– получить представление о связи
языка и культуры народа; о месте русского языка
среди языков мира; о выдающихся лингвистах и их
вкладе в развитие языкознания; об особенностях
литературного языка и его отличиях от других
форм существования национального русского
языка; о литературной норме и типах норм
современного русского литературного языка; о
выразительных возможностях и стилистических
ресурсах русского языка на уровне фонетики,
лексики, морфологии и синтаксиса;
– понимать особенности системного устройства
языка и взаимосвязь его единиц, особенности
речевой деятельности, компонентов речевой
ситуации; отличия устной и письменной форм языка;
– анализировать особенности употребления
основных единиц языка в устной и письменной речи
с точки зрения их предназначения и
функционально-стилистических качеств,
соблюдения норм и требований выразительности
речи;
– оценивать высказывания с точки зрения
содержания, языкового оформления и
эффективности в достижении поставленных
коммуникативных задач; оценивать
изобразительно-выразительные возможности
художественного текста и проводить его
лингвостилистический анализ;
– применять в практике речевого общения
основные орфоэпические (произносительные и
акцентологические), лексические, грамматические
нормы современного русского литературного
языка; применять правила эффективного
использования языковых единиц в речи с учетом
особенностей русского речевого этикета;
– углубить представление об основных принципах
русского правописания и совершенствовать умения
применять в практике письма орфографические и
пунктуационные нормы современного русского
литературного языка;
– овладеть различными видами чтения и
аудирования текста разных стилей и жанров;
передавать содержание прослушанного или
прочитанного текста в виде развернутых и сжатых
планов, тезисов, конспектов, аннотаций,
сообщений;
– расширить представление о возможностях
лексической и грамматической синонимии и
научиться использовать их в собственной речевой
практике; овладеть приемами редактирования
текста;
– научиться выступать с докладом, рефератом,
рецензией, участвовать в спорах, диспутах,
дискуссиях, дебатах;
– свободно пользоваться справочной и
научно-популярной литературой по русскому языку.
Общие сведения о языке. Сущность и
функции языка. Роль языка в жизни человека и
общества. Язык и культура. Основные аспекты
научного изучения языка и разделы языкознания.
Выдающиеся лингвисты и их вклад в развитие
языкознания.
Русский язык как один из индоевропейских
языков. Особенности исторического развития
русского языка. Русский язык как одна из
национально-культурных ценностей русского
народа. Современное состояние русского языка
Русский язык в современном мире. Проблемы
экологии языка.
Формы существования национального русского
языка: литературный язык, просторечие,
территориальные диалекты (народные говоры),
социальные диалекты (жаргоны). Понятие о
литературном языке. Особенности развития
русского литературного языка. Основные
функциональные разновидности русского
литературного языка, их языковые особенности:
официально-деловой, научный и публицистический
стили литературного языка; разговорный язык
(разговорная речь). Язык художественной
литературы. Понятие о речевом жанре.
Язык. Речь. Речевая деятельность. Язык как функционирующая система. Основные уровни языка. Основные единицы языка: фонема, морфема, слово, предложение. Их связи и отношения. Текст и его место в системе единиц языка и речи.
Культура речи. Основные аспекты
культуры речи: нормативный, коммуникативный и
этический.
Правильность речи. Языковая норма и ее основные
особенности. Критерии языковой нормы. Основные
орфоэпические (произносительные и
акцентологические), лексические, стилистические
и грамматические (морфологические и
синтаксические) нормы русского литературного
языка. Основные орфографические и
пунктуационные нормы современного русского
литературного языка. Принципы русской
орфографии и пунктуации. Трудные случаи
орфографии и пунктуации. Основные типы
лингвистических словарей и их особенности.
Научно-познавательная литература по русскому
языку.
Эффективность речи. Речевое общение. Компоненты
речевой ситуации. Функционально-стилистические
качества речи. Выразительные возможности и
стилистические ресурсы русского языка на уровне
фонетики, лексики, морфологии и синтаксиса. Лексическая
и грамматическая синонимия. Лингвистический
анализ художественного текста.
Культура научного и делового общения (устная и
письменная формы). Культура публичного
выступления. Правила подготовки и особенности
построения устных публичных выступлений разных
жанров. Культура работы с текстами разных типов,
стилей и жанров: смысловое восприятие текста,
информационная переработка текста в виде
развернутых и сжатых планов, тезисов, конспектов,
аннотаций, отзывов, рецензий и т.д. Создание
собственных высказываний и редактирование
текста. Особенности русского речевого этикета.
Изучение русского языка должно предоставить учащимся возможность:
– характеризовать статус русского
языка в РФ, роль и место его в современном мире;
– иметь представление об основных функциях
языка, о языке как развивающейся системе, его
устройстве и функционировании; о взаимосвязи
языка и культуры;
– характеризовать основные уровни и единицы
языка;
– раскрывать основные формы функционирования
русского языка, основные функциональные
разновидности русского литературного языка;
– характеризовать основные орфоэпические
(произносительные и акцентологические),
лексические, грамматические нормы современного
русского литературного языка; соблюдать их;
– иметь представление о лексической и
грамматической синонимии русского языка, о его
изобразительно-выразительных и стилистических
возможностях, использовать их в речи в
соответствии с ситуацией высказывания и
стилистическими особенностями текста;
– иметь представление о принципах русского
правописания; овладеть нормами русского
правописания;
– оценивать изобразительно-выразительные
возможности художественного текста и проводить
его лингвостилистический анализ;
– свободно извлекать при поисковом чтении
информацию из оригинальных текстов разных
стилей и жанров;
– осуществлять переработку устного и
письменного текстов учебно-научного, научного
содержания (конспектирование, реферирование,
аннотирование, тезирование);
– создавать монологические высказывания разных
типов, стилей речи и жанров, адекватные ситуации,
сфере общения;
– вести дискуссии, деловые беседы, соблюдая
правила речевого общения;
– писать доклад и реферат на предложенную тему,
отзыв о прочитанной книге, рецензию; оформлять
письменно деловые бумаги по типовым образцам;
– уметь пользоваться справочной и
научно-популярной литературой по лингвистике;
– переводить с родного языка на русский тексты
разных жанров и стилей.
Общие сведения о языке. Сущность и
функции языка. Язык и культура.
Русский язык – национальный язык русского
народа. Русский язык – государственный язык
РФ и язык межнационального общения народов
России. Русский язык в современном мире. Основные
аспекты научного изучения языка. Разделы
языкознания.
Язык. Речь. Культура речи.
Язык как функционирующая система.
Единицы и уровни языка. Их связи и отношения.
Национально-маркированные единицы языка.
Основные формы функционирования русского языка.
Понятие о литературном языке. Основные стили
русского литературного языка. Их характеристика.
Жанры книжных стилей.
Основные нормы современного литературного
языка.
Правописные нормы. Принципы русского
правописания.
Лексическая и грамматическая синонимия русского
языка. Изобразительно-выразительные средства
русского языка.
Лингвостилистический анализ текста.
Культура научной и деловой речи. Русский речевой
этикет.
Речевая деятельность и ее виды.
Речь устная и письменная. Монологическая,
диалогическая речь.
Ознакомительное, поисковое, просмотровое чтение
оригинальных текстов разных стилей и жанров.
Письмо. Написание доклада, реферата, рецензии.
Оформление деловых бумаг.
Переработка учебно-научного, научного текстов
(план, конспектирование, реферирование,
тезирование, аннотирование).
_________________
* Курсивом в тексте выделены дидактические
единицы, подлежащие обязательному изучению, но
не обязательному усвоению всеми учащимися.