Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №43/2001

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

 София СТОЛБУНОВА,
гуманитарный колледж, г. Ярославль

ОБУЧЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

Индивидуальный подход

ОРФОРГАФИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ

Индивидуальность каждого ребенка четко проявляется в учебном процессе, и в частности на уроках русского языка. Одни дети усваивают учебный материал только в результате многократного повторения, «разжевывания», многократных тренировок, а другие все схватывают на лету, не учат правила, а пишут грамотно, без ошибок. Эти особенности переработки информации связаны со многими факторами – интеллектуальными способностями, темпераментом, характером, памятью, степенью трудолюбия, заинтересованности в изучении родного языка. Но есть еще один важный фактор, который не всегда учитывается. Это особенность переработки информации правым и левым полушариями головного мозга.
«Как известно, существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга: доминирование левого полушария – словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди); доминирование правого полушария – конкретно-образное мышление, развитое воображение (правополушарные люди); отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди)» (Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: ТЦ «Сфера». С. 7.).
Установлено, что рациональный способ овладения языком характерен для левополушарного типа мышления, а интуитивный способ – для правополушарного типа. У учеников с разной межполушарной асимметрией разное количество и качество ошибок. Наиболее грамотными являются равнополушарные учащиеся. Левое полушарие у них берет на себя основной труд по организации переработки зрительной и слуховой информации, моторного акта письма. Левополушарные учащиеся делают ошибок при письме в 2,5 раза больше: на безударные гласные в корне, пропускают мягкий знак, в 12 раз чаще путают падежные окончания, пишут лишние буквы, заменяют одни согласные другими. Правополушарные делают ошибки в словарных словах, в гласных под ударением, имена собственные пишут со строчной буквы, пропускают буквы, допускают описки.
К ошибкам, типичным для детей с разными типами функциональной организации полушарий мозга, добавляются индивидуальные ошибки. Как построить работу по выработке устойчивых орфографических навыков в таких условиях?
Конечно, следует так организовать урок, чтобы ситуация успеха возникла у всех детей с разной функциональной асимметрией полушарий.
Одним из способов учета индивидуальных особенностей ребенка при обучении практической грамотности является работа в индивидуальной орфографической тетради под руководством учителя и самостоятельно.
Умение «видеть» орфограмму, обнаруживать орфографическую ошибку – одно из важных практических умений в процессе самоконтроля. Обычно такую функцию берет на себя учитель при проверке письменных работ учащихся, вынося на поля «палочки» и «галочки». Вместо них можно проставлять номера орфограмм, пользуясь заранее подготовленной таблицей.

№ орфограммы

Название орфограммы

Классы

Тренировочный материал

1

 2

 3

 4

 5

 6

 7

 8

 9–10

11–12–13

Правила произношения гласных звуков

Правила произношения согласных звуков

Безударные гласные, проверяемые ударением

Безударные гласные, не проверяемые ударением

 Чередующиеся гласные в корнях

 Гласные после шипящих

 О/ё после шипящих в корне

 О/ё в окончаниях после шипящих

 О/ё в суффиксах после шипящих

 Гласные после ц

5

 5

 5–9

 5–11

 5–6

 5

 5

 5

 5

 5

1 – § 46, 78, 79 7 – с. 13

1 – § 59, 60, 70 7 – с. 14

1 – § 79, 86, 87, 5 – с. 222, 6 – § 1, 7 – с. 24, 8 – с. 589

1 – § 88, 1, 3, 4 – словарь, 5 – с. 223, 224, 6 – § 2, 7 – с. 29, 8 – с. 592

1 – § 89, 90, 2 – с. 29–40,5 – с. 222, 6 – § 3, 7 – с. 35, 8 – с. 595

1 – § 82, 5 – с. 227, 6 – § 4, 7 – с. 43, 8 – с. 598

1 – § 83, 2 – с. 40–43, 5 – с. 226, 6 – § 4, 7 – с. 43, 8 – с. 598

1 – § 83, 2 – с. 43–45, 5 – с. 227, 6 – § 14, 7 – с. 44, 8 – с. 598

1 – § 83, 5 – с. 227, 6 – § 14, 15, 7 – с. 44, 8 – с. 598

1 – § 84, 2 – с. 45, 5 – с. 228, 6 – § 4, 15

Литература, содержащая тренировочный материал

1. «Русский язык» под ред. М.В. Панова. 5-й класс. М., 1995.
2. Шклярова Т.В. Сборник упражнений. 5-й класс. М., 1999.
3. «Русский язык» под ред. М.В. Панова М. 6-й класс. М., 1997.
4. «Русский язык» под ред. М.В. Панова. 7-й класс. М., 1998.
5. Баранов М.Т. и др. Русский язык. Справочные материалы. М., 1995.
6. Розенталь Д.Э. Русский язык. Сборник упражнений. М., 1999.
7. Войлова К.А., Леденева В.В. 90 основных правил русской орфографии для школьников и абитуриентов. М., 1997.
8. Русский язык. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М., 1999.

Ученик, обнаружив ошибку, может воспользоваться тем справочным материалом, который обозначен в разделе «Тренировочный материал», либо обратиться непосредственно к материалу орфографической тетради.
Предположим, была допущена ошибка на чередующиеся гласные а/о в корнях раст- – ращ-, рос-. Левополушарный ученик вспомнит правило, согласно которому перед ст и щ надо писать букву а, а перед с – букву о, не забывая при этом слова-исключения. Аудисты вспомнят, как на уроке учитель просил их проговаривать все слова с буквой  о в корне, четко проговаривая ее, «окая» так, как окали древние русичи. Ученик с развитой визуальной памятью (правополушарный) найдет в орфографической тетради индивидуальный материал.

Чередование о/а в корнях раст- – ращ-, рос-

возраст
растение
выращенный

отрасль

ростовщик
Ростов
росток
Ростислав

заросль

Задание. Прочитайте быстро данные слова снизу вверх. Запишите в тетрадь по памяти прочитанные слова. Мысленно закрасьте эти слова своим любимым цветом. Мысленно расположите эти слова на знакомом для вас фоне. Закройте глаза и представьте эти слова. Нарисуйте мысленно сначала все слова, которые пишутся с буквой а, а затем – все слова, которые пишутся с буквой о.

Индивидуальные задания

Задание. Подберите парное слово с чередующейся гласной по образцу, вставьте пропущенные буквы. Сочините все, что хотите, но связно!

Образец: заросли – растение. Заросли крапивы; красивое растение. Заросли крапивы мешали пройти. Красивое растение всегда ласкает взгляд.

Возр_стной, вр_сти, дор_сти, зар_сли, нар_стание, отр_сль, перер_стание, произр_стать, р_сти, Р_стов, р_стовщик.

***

Задание. Дополните глаголы существительными так, чтобы возникло связное словосочетание; в глаголах вставьте пропущенные буквы.

Ср_слись (чем?); р_сти (где?); выр_стить (что?); обр_стает (чем?); прир_стить (что?); ср_стись (чем?); прор_сти (где?).

***

Задание. Образуйте словообразовательное гнездо с корнями раст- – ращ-, рос-.

***

Задание. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

1. Одна ч_ремуха выр_сла на дорожк_ и з_глушила другие кусты р_сла она не кустом а деревом.
2. У меня душа по теленку болит: р_стили-р_стили его, уж пр_выкли к нему... 3. Около Р_стова лесные болота бедны р_стительностью. 4. Одни деревья отж_вают свой век и пор_стают травою а другие подр_стают.

***

Задание. Сочините лингвистическую сказку о корнях раст- – ращ-, рос- и их командирах.

***

Задание. Вычеркните четвертое «лишнее».

1. Раствор, растение, растительный, выращенный.
2. Зарасти, вырасти, подрасти, подросток.
3. Заросли, водоросли, отрасль, поросль.

Таким образом, в орфографическую тетрадь на предварительном (мотивационном) и практическом (операциональном) этапах включен материал, рассчитанный на достижение успеха учащимися с разными индивидуальными особенностями (здесь созданы условия, каких невозможно достичь на уроке, в частности, цветовая организация материала, школьные же доски рассчитаны только на левополушарных учащихся).
Заключительный (результативный) этап в орфографической тетради также учитывает разницу между право- и левополушарными детьми. На выбор им предлагаются следующие задания.
Составьте текст диктанта (можно в стихах) с использованием слов на изученное правило (для правополушарных).
Спишите текст без допущенных в нем орфографических и пунктуационных ошибок (для левополушарных).

Образец текста для 6-го класса (из сборника упражнений Шкляровой Т.В.):

Я получил попочте песьмо об бабушки Евдокие Игнатьевны. Она живет в Московской областе, в деревни. Бабушка пригласила меня с систричькой приехать к ней налето. Мы судовольствием поехали. У дома растелается лужайка. В зелене травы прыгают и стрекочат кузьнечеки. В ульи жужат трудолюбивые пчелы. Летают бабочки и неподвижно висят над цветами стрекозы. Вот бабочка опускаеться на цветок ромашки а на лютике разкачиваится стрекоза. По извилистой дорожки мы направляемся к речке купатся. На сестренке голубой сарафаньчик, а на шляпке красуються васельки. Выкупавшись в речки, мы стали помогать бабушке на огороди. На одной грядке мы посеели немного моркови и петрушки.

Формами итогового контроля являются: контрольные словарный диктант, диктант (связный текст) и изложение. Каждая из этих форм постоянно проверяет результативность индивидуальной работы.

Отчет о проведении контрольной работы за I четверть в 6-м классе НОУ Гуманитарный колледж
Материалы для карты индивидуального развития

24 октября проведена контрольная работа в 6-м классе, состоящая из 2 частей: словарный диктант (повторение изученного в 5-м классе) и связный текст «Ночная рыбалка».

(Материалы для диагностики знаний, умений и навыков учащихся, работающих по учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой. С. 27–28. – Т.А. Костяева. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. 6-й класс.)
Результаты обобщены в таблице.

Фамилия,имя

Оценка за словарный диктант

Количество ошибок

Оценка за связный текст

Количество ошибок

А.Алексей

Б.Владимир

Г.Олеся

К.Максим

М.Анна

М.Илья

О.Игорь

У.Никита

4

3

3

2

2

2

3

2

2

3

4

9

6

10

5

7

3

3

3

2

4

2

3

2

2/4

3/2

5

10/4/1

2

11/4

5/2

7/3

Классификация ошибок
(Индивидуальная карта):

К.Максим

Проверяемые безударные гласные в корне – 2
Непроверяемые гласные в корне – 2
Чередующиеся гласные в корне – 4
Проверяемые согласные в корне – 2
Правописание приставок – 4
Пре- и при- – 1
Гласные а, у после шипящих – 1
Правописание сочетаний без мягкого знака – 1
Мягкий знак в глаголах неопределенной формы – 1
Не с глаголами – 1
Суффиксы глаголов – 1
Суффиксы существительных – 1
Запятая в сложном предложении – 3
Запятая при однородных членах – 2

Игра по лексике «О, счастливчик!»

Такой игрой может завершиться изучение темы «Лексика» в 5-м классе по программе М.В. Панова. Мы играли с нашими пятиклассниками , и им очень понравилось. За каждый правильный ответ дети получали по конфете, а главным призом стала пятерка за четверть.

1. Лексическое значение слова содержится в:

1) окончании слова,
2) корне слова,
3) основе слова,
4) суффиксе.

2. Грамматическое значение слова содержится в:

1) окончании,
2) корне слова,
3) основе слова,
4) суффиксе.

3. Лексикология изучает:

1) состав слова,
2) значение слова,
3) изменение слова,
4) форму слова.

4. Группы слов, объединенные общим лексическим значением, называются:

1) тематическая группа,
2) лексическая группа,
3) семантическая группа,
4) фразеологическая группа.

5. Слово «троп» в переводе с греческого обозначает:

1) сходство по цвету,
2) сходство по смежности,
3) образное выражение
4) слово или оборот речи в переносном значении.

6. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению, называются:

1) синонимы,
2) антонимы,
3) омонимы,
4) паронимы.

7. В стихотворении В.Брюсова

Вечно властен, вечно молод
В странах сумрака и льда,
Петь заставил вещий молот,
Залил блеском города.

используются:

1) омонимы,
2) омофоны,
3) омографы,
4) омоформы.

8. Слово «векша», обозначающее белку, это:

1) диалектизм,
2) историзм,
3) неологизм,
4) профессионализм.

9. Диалектным называется слово:

1) просторечное,
2) местное,
3) профессиональное,
4) устаревшее.

10. Слово «палеолит» – это:

1) диалектизм,
2) неологизм,
3) историзм,
4) профессионализм.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru