МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ София СТОЛБУНОВА,
|
№ орфограммы |
Название орфограммы |
Классы |
Тренировочный материал |
1 2 3 4 5 6 7 8 9–10 11–12–13 |
Правила произношения гласных звуков Правила произношения согласных звуков Безударные гласные, проверяемые ударением Безударные гласные, не проверяемые ударением Чередующиеся гласные в корнях Гласные после шипящих О/ё после шипящих в корне О/ё в окончаниях после шипящих О/ё в суффиксах после шипящих Гласные после ц |
5 5 5–9 5–11 5–6 5 5 5 5 5 |
1 – § 46, 78, 79 7 – с. 13 1 – § 59, 60, 70 7 – с. 14 1 – § 79, 86, 87, 5 – с. 222, 6 – § 1, 7 – с. 24, 8 – с. 589 1 – § 88, 1, 3, 4 – словарь, 5 – с. 223, 224, 6 – § 2, 7 – с. 29, 8 – с. 592 1 – § 89, 90, 2 – с. 29–40,5 – с. 222, 6 – § 3, 7 – с. 35, 8 – с. 595 1 – § 82, 5 – с. 227, 6 – § 4, 7 – с. 43, 8 – с. 598 1 – § 83, 2 – с. 40–43, 5 – с. 226, 6 – § 4, 7 – с. 43, 8 – с. 598 1 – § 83, 2 – с. 43–45, 5 – с. 227, 6 – § 14, 7 – с. 44, 8 – с. 598 1 – § 83, 5 – с. 227, 6 – § 14, 15, 7 – с. 44, 8 – с. 598 1 – § 84, 2 – с. 45, 5 – с. 228, 6 – § 4, 15 |
Литература, содержащая тренировочный материал
1. «Русский язык» под ред. М.В. Панова.
5-й класс. М., 1995.
2. Шклярова Т.В. Сборник упражнений. 5-й класс.
М., 1999.
3. «Русский язык» под ред. М.В. Панова М. 6-й
класс. М., 1997.
4. «Русский язык» под ред. М.В. Панова. 7-й класс.
М., 1998.
5. Баранов М.Т. и др. Русский язык. Справочные
материалы. М., 1995.
6. Розенталь Д.Э. Русский язык. Сборник
упражнений. М., 1999.
7. Войлова К.А., Леденева В.В. 90 основных правил
русской орфографии для школьников и
абитуриентов. М., 1997.
8. Русский язык. Большой справочник для
школьников и поступающих в вузы. М., 1999.
Ученик, обнаружив ошибку, может
воспользоваться тем справочным материалом,
который обозначен в разделе «Тренировочный
материал», либо обратиться непосредственно к
материалу орфографической тетради.
Предположим, была допущена ошибка на
чередующиеся гласные а/о в корнях раст-
– ращ-, рос-. Левополушарный ученик
вспомнит правило, согласно которому перед ст
и щ надо писать букву а, а перед с –
букву о, не забывая при этом
слова-исключения. Аудисты вспомнят, как на уроке
учитель просил их проговаривать все слова с
буквой о в корне, четко проговаривая
ее, «окая» так, как окали древние русичи. Ученик с
развитой визуальной памятью (правополушарный)
найдет в орфографической тетради индивидуальный
материал.
Чередование о/а в корнях раст- – ращ-, рос-
возраст |
отрасль |
ростовщик |
заросль |
Задание. Прочитайте быстро данные слова снизу вверх. Запишите в тетрадь по памяти прочитанные слова. Мысленно закрасьте эти слова своим любимым цветом. Мысленно расположите эти слова на знакомом для вас фоне. Закройте глаза и представьте эти слова. Нарисуйте мысленно сначала все слова, которые пишутся с буквой а, а затем – все слова, которые пишутся с буквой о.
Индивидуальные задания
Задание. Подберите парное слово с чередующейся гласной по образцу, вставьте пропущенные буквы. Сочините все, что хотите, но связно!
Образец: заросли – растение. Заросли крапивы; красивое растение. Заросли крапивы мешали пройти. Красивое растение всегда ласкает взгляд.
Возр_стной, вр_сти, дор_сти, зар_сли, нар_стание, отр_сль, перер_стание, произр_стать, р_сти, Р_стов, р_стовщик.
***
Задание. Дополните глаголы существительными так, чтобы возникло связное словосочетание; в глаголах вставьте пропущенные буквы.
Ср_слись (чем?); р_сти (где?); выр_стить (что?); обр_стает (чем?); прир_стить (что?); ср_стись (чем?); прор_сти (где?).
***
Задание. Образуйте словообразовательное гнездо с корнями раст- – ращ-, рос-.
***
Задание. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
1. Одна ч_ремуха выр_сла на дорожк_ и
з_глушила другие кусты р_сла она не кустом а
деревом.
2. У меня душа по теленку болит: р_стили-р_стили
его, уж пр_выкли к нему... 3. Около Р_стова лесные
болота бедны р_стительностью. 4. Одни деревья
отж_вают свой век и пор_стают травою а другие
подр_стают.
***
Задание. Сочините лингвистическую сказку о корнях раст- – ращ-, рос- и их командирах.
***
Задание. Вычеркните четвертое «лишнее».
1. Раствор, растение, растительный,
выращенный.
2. Зарасти, вырасти, подрасти, подросток.
3. Заросли, водоросли, отрасль, поросль.
Таким образом, в орфографическую
тетрадь на предварительном (мотивационном) и
практическом (операциональном) этапах включен
материал, рассчитанный на достижение успеха
учащимися с разными индивидуальными
особенностями (здесь созданы условия, каких
невозможно достичь на уроке, в частности,
цветовая организация материала, школьные же
доски рассчитаны только на левополушарных
учащихся).
Заключительный (результативный) этап в
орфографической тетради также учитывает разницу
между право- и левополушарными детьми. На выбор
им предлагаются следующие задания.
Составьте текст диктанта (можно в стихах) с
использованием слов на изученное правило (для
правополушарных).
Спишите текст без допущенных в нем
орфографических и пунктуационных ошибок (для
левополушарных).
Образец текста для 6-го класса (из сборника упражнений Шкляровой Т.В.):
Я получил попочте песьмо об бабушки Евдокие Игнатьевны. Она живет в Московской областе, в деревни. Бабушка пригласила меня с систричькой приехать к ней налето. Мы судовольствием поехали. У дома растелается лужайка. В зелене травы прыгают и стрекочат кузьнечеки. В ульи жужат трудолюбивые пчелы. Летают бабочки и неподвижно висят над цветами стрекозы. Вот бабочка опускаеться на цветок ромашки а на лютике разкачиваится стрекоза. По извилистой дорожки мы направляемся к речке купатся. На сестренке голубой сарафаньчик, а на шляпке красуються васельки. Выкупавшись в речки, мы стали помогать бабушке на огороди. На одной грядке мы посеели немного моркови и петрушки.
Формами итогового контроля являются: контрольные словарный диктант, диктант (связный текст) и изложение. Каждая из этих форм постоянно проверяет результативность индивидуальной работы.
Отчет о проведении контрольной
работы за I четверть в 6-м классе НОУ Гуманитарный
колледж
Материалы для карты индивидуального развития
24 октября проведена контрольная работа в 6-м классе, состоящая из 2 частей: словарный диктант (повторение изученного в 5-м классе) и связный текст «Ночная рыбалка».
(Материалы для диагностики знаний,
умений и навыков учащихся, работающих по
учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой.
С. 27–28. – Т.А. Костяева. Тесты, проверочные и
контрольные работы по русскому языку. 6-й класс.)
Результаты обобщены в таблице.
Фамилия,имя | Оценка за словарный диктант |
Количество ошибок | Оценка за связный текст |
Количество ошибок |
А.Алексей Б.Владимир Г.Олеся К.Максим М.Анна М.Илья О.Игорь У.Никита |
4 3 3 2 2 2 3 2 |
2 3 4 9 6 10 5 7 |
3 3 3 2 4 2 3 2 |
2/4 3/2 5 10/4/1 2 11/4 5/2 7/3 |
К.Максим
Проверяемые безударные гласные в
корне – 2
Непроверяемые гласные в корне – 2
Чередующиеся гласные в корне – 4
Проверяемые согласные в корне – 2
Правописание приставок – 4
Пре- и при- – 1
Гласные а, у после шипящих – 1
Правописание сочетаний без мягкого знака – 1
Мягкий знак в глаголах неопределенной формы – 1
Не с глаголами – 1
Суффиксы глаголов – 1
Суффиксы существительных – 1
Запятая в сложном предложении – 3
Запятая при однородных членах – 2
Такой игрой может завершиться изучение темы «Лексика» в 5-м классе по программе М.В. Панова. Мы играли с нашими пятиклассниками , и им очень понравилось. За каждый правильный ответ дети получали по конфете, а главным призом стала пятерка за четверть.
1) окончании слова,
2) корне слова,
3) основе слова,
4) суффиксе.
1) окончании,
2) корне слова,
3) основе слова,
4) суффиксе.
1) состав слова,
2) значение слова,
3) изменение слова,
4) форму слова.
1) тематическая группа,
2) лексическая группа,
3) семантическая группа,
4) фразеологическая группа.
1) сходство по цвету,
2) сходство по смежности,
3) образное выражение
4) слово или оборот речи в переносном значении.
1) синонимы,
2) антонимы,
3) омонимы,
4) паронимы.
Вечно властен, вечно молод
В странах сумрака и льда,
Петь заставил вещий молот,
Залил блеском города.
1) омонимы,
2) омофоны,
3) омографы,
4) омоформы.
1) диалектизм,
2) историзм,
3) неологизм,
4) профессионализм.
1) просторечное,
2) местное,
3) профессиональное,
4) устаревшее.
1) диалектизм,
2) неологизм,
3) историзм,
4) профессионализм.