Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №44/2001

ЮБИЛЕЙ

Д.С. ЛихачевИнтеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношениек миру и к людям.

Д.Лихачев

 

 

 

 

В № 42/99 мы опубликовали отрывок из вошедшего в книгу Д.С. Лихачева «Прошлое – будущему» очерка «Формирование научных интересов» – «Попытки писать». В этом отрывке ученый рассказывает о том, как учился писать он сам. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию фрагмент книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном» (М.,1985).

 

 

95 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Д.С. ЛИХАЧЕВА

28 ноября 2001 года Дмитрию Сергеевичу Лихачеву исполнилось бы 95 лет. Многие его ровесники давно уже стали частью истории, но о нем до сих пор невозможно думать в прошедшем времени. Два года прошло с его смерти, но стоит только увидеть на телеэкране его умное, тонкое лицо, услышать его спокойную, интеллигентную речь, как смерть перестает казаться всемогущей реальностью... Несколько десятилетий Дмитрий Сергеевич был для интеллигенции не просто одним из крупнейших ученых-филологов, но и символом духовности, воплощением истинно русской гуманитарной культуры. И было бы обидно, если бы нынешние дети (которым не посчастливилось жить, чувствуя себя современниками Лихачева) так и не узнали о нем ничего.
Дмитрий Сергеевич Лихачев, сын инженера-электрика, поступил в гимназию (знаменитое учебное заведение «Гимназия и реальное училище К.И. Мая») в 1915 году и в ней пережил самые первые реформы школы – переход к трудовому воспитанию, к совместному обучению мальчиков и девочек. Школа была великолепной, но добираться до нее было трудно, а в годы гражданской войны – и вовсе почти невозможно. Поэтому через некоторое время родители перевели Лихачева в «Лентовку» – тоже знаменитую бывшую гимназию Лентовской. Когда ему еще не исполнилось и 17 лет, он поступил в Петроградский университет, который тогда «переживал самый острый период своей перестройки»: ученые звания и степени были отменены, а вместо защиты диссертации устраивали «диспут», общих курсов почти не было, зато спецкурсы были в изобилии. Однако преподаватели на факультете общественных наук были блестящие.
Может быть, именно потому, что Дмитрию Сергеевичу так везло с учителями, а может быть, потому, что он на себе испытал многочисленные образовательные реформы, в своих размышлениях Дмитрий Сергеевич нередко обращался к проблемам образования и самообучения, к тому, что и как нужно делать, чтобы достичь мастерства в умении читать, писать, говорить. Так что его смело можно назвать не только ученым и философом, но и методистом. И именно с этой стороной его многогранной творческой личности мы хотим вас сегодня познакомить.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru