МАТЕРИАЛЫ К УРОКУВ.П.УГОЛЬНИКОВА,
|
№ 14. о–е–ё после шипящих и ц |
Прочитать эту схему можно так:
а) в корне под ударением пиши ё,
если слово можно изменить так, чтобы писалось е
(жёлтый – желтеть); остальные слова,
которые пишутся с о в корне, назовем
исключениями;
б) за корнем (в суффиксе и окончании) под
ударением – о, без ударения – е;
в) ё – в глаголах и отглагольных формах, т.е.
словах, которые образованы от глаголов: испечённый
– испечь, ночёвка – ночевать, тушёнка – тушить,
сгущёнка – сгустить;
г) слова с суффиксом -ёр – дирижёр,
тренажёр, но танцор.
Задание 3. В русском языке несколько десятков корней, в которых после шипящих стоит ё. Запишите слова, используя приведенные ниже корни. Составьте с ними словосочетания.
-жёлуд- |
-жёлоб- |
-жёрнов- |
-щёголь- |
Задание 4. Чтобы лучше запомнить слова-исключения, в корне которых после шипящих пишется о, прочитайте юмористический рассказ, в котором собрано 24 таких слова. Нарисуйте иллюстрацию к этому рассказу.
По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном, жонглёр жонглировал крыжовником, нанизывая его на шомпол. Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Настроение у всех было мажорное. Будто ехали они на веселое шоу. Вдруг послышался шорох. Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы происшедшим.
К рассказу следует добавить такие слова, как трущобы и чащоба. (С ними дети сами охотно придумают последнее предложение.)
Предыдущие задания готовят учеников к отработке данной орфограммы. Рисунок выполняется учениками на доске попутно с чтением рассказа учителем. Заранее рассказ не читается. После того как рисунок выполнен, учитель еще раз читает рассказ, рисунок стирается с доски, а ученики пишут по памяти слова-исключения. Затем определяем, кто больше запомнил слов, какие слова не запомнились. Все это дает возможность еще раз их повторить. Прием рисования позволяет «включить» еще и эмоциональную память ученика. Это вообще очень хороший прием, я использую его и при работе над ошибками.
Теперь приступаем непосредственно к
отработке написания о–е–ё после шипящих.
Повторяем данную орфограмму. Обращаем внимание
учащихся на то, что для данного правила нужно
уметь видеть состав слова и отличать
отглагольные формы и глаголы от других частей
речи.
(Под термином «отглагольные формы»
подразумеваются слова, которые образованы от
глагола. Это и причастия, и отглагольные
существительные, и прилагательные. Снимается
необходимость определять часть речи, что
упрощает выполнение действий.)
Задание 5. Заполните таблицу, воспользовавшись словами, перечисленными ниже. Какие слова вы не включили в таблицу? Почему?
о |
ё |
ё |
о |
ё |
За корнем под ударением |
В корне под ударением |
В глаголах и отглагольных формах |
Слова-исключения |
Суффикс -ёр |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Медвежонок |
Чёрный |
Точёный |
Шоколад, обжора |
Тренажёр |
1. Размеж_вывать |
10. Грош_вый |
19. Книж_нка |
28. Дорож_нька |
37. Нож_вка |
Проверь себя:
1-й столбик: 6, 9, 10, 19, 26, 27, 31, 32, 37.
2-й столбик: 13, 23, 29, 38.
3-й столбик: 1, 2, 3, 5, 8, 12, 16, 18, 20, 22, 25, 34, 35, 36, 42, 44.
4-й столбик: 7, 40, 41, 43, 45.
5-й столбик: 4, 24, 30.
Никуда не вошли слова с написанием е (а не ё)
после шипящих, слова с безударным суффиксом и
наречие ещё (искл.).
Данное упражнение помогает сформировать сознательный подход к работе с правилом правописания (орф. № 14), вычленяет этапы умственной деятельности учащихся при выборе гласной.
Если ученик допустил много ошибок, ему можно предложить выполнить любое упражнение из учебника или пособия, а затем заполнить такую же таблицу словами из упражнения. Таблица наглядно покажет типичные ошибки каждого ученика: если в какой-то колонке больше ошибок, чем в другой, это значит, что данный этап правила ученик по какой-либо причине не усвоил. Например, многие слова неверно внесены в первый столбик или глаголы оказались не в первой колонке – значит, ученик забывает или не умеет выделять суффиксы, не видит глаголов.
Задание 6 (для самопроверки). Вставьте пропущенные буквы, укажите номер и букву орфограммы.
14б |
14а |
|
Образец. |
Грачонок, |
жёлтый и т.д. |
Щ_голь, беч_вка, ж_ваный, реш_тка, ж_лоб, бесш_вный, ж_рдочка, туш_нка, верблюж_нок, приш_л, испеч_нный, зач_т, прож_рливый, ч_рточка, девч_нка, наш_птывать, корч_вка, ш_ковый, ч_порный, печ_нка, галч_нок, переж_вывать, сгущ_нка, сокращ_н, ж_сткий, горяч_, дириж_р, шалаш_м, нож_м, лягуш_нок, ж_нглер, защ_лка, уч_ба, ш_рох, крыж_вник, сч_т, ж_рдочка, реч_нка, ноч_вка, жж_т, расч_ска, щ_лочь, ч_ткий, ш_ссе, кош_лка, пощ_чина, трущ_бы, ш_лковый, копч_ный, ч_рствый.
Посчитайте коэффициент усвоения данной орфограммы: каждое правильно написанное слово = 2%.
КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
Достаточный уровень. Вставьте пропущенные буквы.
Быч_к, боч_нок, ноч_вка, бумаж_нка, плющ_м, копч_ности, нож_вка, напряж_нный, внуч_к, гараж_м, раскрепощ_нный, печ_нка, сгущ_нка, девч_нка, протяж_нный, свеч_й, ж_нглер, ж_луди, переш_л, ж_рдочка.
Средний уровень. Напишите текст под диктовку. Обозначьте орфограмму № 14.
В раннее весеннее утро, когда солнце еще не горячо и в воздухе свежо, ребята во главе со стажером провели в старом саду борьбу с листожором на грушевых и алычовых деревьях. В камышовом шалаше ребят ждет сторож. Голову Кузьмича покрывает шапчонка, из-под пиджака выглядывает холщовая рубашонка, на шее кумачовый платок. Кузьмич показывает ребятам самодельные щетки и трещотки, затем угощает всех спелым крыжовником. А ребята предлагают ему шоколадки.
(Из кн.: Д.Розенталь, И.Голуб. Русский язык. М.: Айрис, 1999.)
Высокий уровень. Найдите и исправьте ошибки. Объясните правописание слов с орф. № 14, указав рядом букву (14а, 14б...). См. таблицу в начале раздела.
Дед рассказывает, как поймал в чащобе медвежёнка и научил его танцовать. Подражая медвежёнку, он выступает то в роли танцора, то дирижора. Затем мы ставим вместо стола бочёнок и садимся обедать. Из сумок достаём тушонку, сгущонку, пирожки с печонкой, копчоности. Девчёнки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчёнок. Увлечонные обедом, мы не обращаем на него никакого внимания.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ ГРАМОТНОСТИ
1. Выпишите слова, в которых допущены
ошибки на данное правило.
2. Разберитесь, почему именно так нужно было
написать слово.
3. Еще раз поработайте с таблицей, заполняя ее,
используя слова любого упражнения по данной
теме.
4. Сами составьте аналогичное задание для
одноклассника.
5. Выпишите из литературного произведения слова с
орф. № 14, объясните графически их правописание
(выделите часть слова, поставьте ударение или
обозначьте: искл.).
На этапе контроля можно использовать и другие задания, предусматривающие комплексную работу с орфографией и пунктуацией.
P.S. С удовольствием выписываю вашу газету, хотя она почти не по карману. Кроме того, что она – хороший помощник в работе, это еще и ниточка, связывающая меня с Россией. Да, не в чести сейчас русский язык в Украине, как и все русское.