Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №45/2001

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

А.Г.НАРУШЕВИЧ,
г.Таганрог

ПРАКТИКУМ ПО СТИЛИСТИКЕ

Старшеклассникам

Вопросы стилистики все чаще привлекают наше внимание: они входят в школьный курс русского языка, в вузовский курс «Русский язык и культура речи», представлены в материалах государственного тестирования. Усиление внимания к тексту вообще и стилистике в частности закономерно, поскольку умение ориентироваться в стилевых различиях, соблюдать стилевые нормы – одно из важнейших языковых умений современного человека.
Теоретические сведения о признаках стилей и стилевых нормах, без сомнения, должны подкрепляться практическими заданиями, отрабатывающими навыки построения и редактирования текста с учетом конкретного стиля, подстиля и жанра. Как показывает опыт, многие теоретические курсы, в том числе новый вузовский курс «Русский язык и культура речи», недостаточно обеспечены практическими пособиями. Поэтому хочу поделиться с коллегами некоторыми собственными разработками, которые могут быть полезны как преподавателю вуза, так и учителю-словеснику.

Задание 1. Отредактируйте текст с учетом требований жанра (статья из энциклопедического словаря). Используйте приведенные справочные материалы.

1. Кикимора – в придумках наших славянских предков злющее привидение в доме, крохотная дама-невидимка (иногда почитается за супругу домового). Название Кикимора – слово из двух частей, вторая часть которого – старое имя женского героя народных суеверий – Мары (Моры).
Для справок: восточнославянский, мифология, дух, сложный, персонаж, поверье.

2. Жажда – это когда человек хочет воды. Чувствуется как сухость во рту. Бывает, если человек мало пьет, много ест соленого, теряет воду при потении, много ест и еще при каких-нибудь болезнях.
Для справок: физиологический, состояние, организм, потребность, ощущение, слизистая оболочка, полость рта, поступление воды, избыточный, минеральные соли, потоотделение.

3. Фашизм – изуверское явление в политике, родившееся при революциях в Европе после войны 14-го года и успеха Великой Октябрьской революции на Руси. Отчизной фашизма являются Германия и Италия, где составились первые фашистские сборища и учреждения.
Для справок: экстремистский, политическое движение, обстановка, революционный процесс, охватить, организация, партия.

Задание 2. Отметьте яркие лексические, морфологические и синтаксические особенности, характерные для научного стиля.

Теперь спрашивается: какова же конкретно область явлений, где встречаются процессы психического взаимодействия? Нет ли каких-либо наглядных признаков, путеводных вех, которые позволяли бы говорить: вот здесь дано взаимодействие психическое, а здесь нет?
Для ответа на эти вопросы мы должны обратиться за помощью к биологии и психологии. А эти науки говорят, что только организмы, наделенные развитой нервной системой, в частности обладающие серым корковым веществом мозга, проявляют психическую жизнь как совокупность идейных, волевых и чувственно-эмоциональных состояний. Вне развитой нервной системы нет и не может быть сознания. Отсюда вывод: психическое взаимодействие дано в общении организмов, наделенных развитой нервной системой <...>. Такими организмами являются человек (Homo sapiens) и высшие животные. Следовательно, общество в смысле социологическом означает прежде всего совокупность людей, находящихся в процессе общения, и далее – совокупность взаимодействующих высших организмов.

(Сорокин А.П. Общая социология. М., 1992.С. 29)

Задание 3. Вы работаете переводчиком-референтом в ЗАО «Суперлингва». Неожиданно вам понадобился внеочередной отпуск (разумеется, за свой счет) сроком на один месяц. Изложите свою просьбу в заявлении на имя генерального директора фирмы – Родригеса Спартака Феодосиевича.

Задание 4. На ваше имя в 356-м отделении связи г. Москвы получена посылка, однако по ряду причин вы не можете получить ее сами. Напишите доверенность на чье-либо имя для получения этого почтового отправления.

Задание 5. Определите, с какими глаголами обычно сочетаются приведенные слова в пределах официально-делового стиля?

Анкета, благодарность, виза, выговор, договор, доклад, документ, заявка, заявление, объявление, подпись, предложение, приказ, расписка, справка.

Задание 6. Перестройте предложения таким образом, чтобы они соответствовали официально-деловому стилю.

1. Попросить выполнять пока обязанности заместителя декана Ковалеву В.С.
2. Приказываю, чтобы за безопасность учеников во время экскурсии отвечала классный руководитель 11-го «Б» класса Иванова В.М.
3. Надо рассказать всем преподавателям о новой инструкции.
4. Студент группы Х-45 уже не раз отвратительно вел себя на занятиях по высшей математике.
5. Так как Городская дума приняла такое решение, надо ввести новые цены на коммунальные услуги.

Задание 7. Отметьте яркие лексические, морфологические и синтаксические особенности, характерные для публицистического стиля.

«ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА»: ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ, ПОЛУЧИЛОСЬ – КАК ВСЕГДА...

В феврале 1996 года режиссер Майк Николс получил самое дорогое электронное сообщение в своей жизни. В нем говорилось, что за полтора миллиона долларов он получает права на экранизацию скандальной книги Анонима (обозревателя журнала «Ньюсуик» Джо Клейна) – журналистского расследования личных тайн четы Клинтон под личиной художественного романа. Забавная деталь – еще до выхода книги эти права за бесценок предлагали девяти ведущим режиссерам, в том числе и Николсу. Но стоило бестселлеру появиться на прилавках...
Первой выступила администрация президента, раскрывшая личность автора и заклеймившая его как лжеца и самозванца. «Клейн никогда не был членом ближнего круга президентской семьи, как он утверждает», – гласило официальное заявление <...>. Затем последовал иск библиотекарши Дарии Картер-Кларк, как-то принявшей предложение Билла провести вместе сугубо деловой вечерок <...>.

(«Основные цвета»: хотели как лучше, получилось – как всегда... // Антенна, 2000. 12 ноября)

Задание 8. Определите, какие средства художественной выразительности использованы в приведенных отрывках. Разграничьте тропы и стилистические фигуры речи.

1. Пустых небес прозрачное стекло (А.Ахматова).
2. Сидит милый на крыльце / С выраженьем на лице, / А у милого лицо / Занимает все крыльцо (Частушка).
3. Ночевала тучка золотая / На груди утеса-великана (М.Лермонтов).
4. Степям и дорогам / Не кончен счет. / Камням и порогам / Не найден счет (Э.Багрицкий).
5. Что ты значишь, скучный шепот? / Укоризна или ропот мной утраченного дня? (А.Пушкин)
6. ...С кем мне поделиться / Той грустной радостью, что я остался жив (С.Есенин).
7. На вересковом поле, / На поле боевом / Лежал живой на мертвом / И мертвый на живом (С.Маршак).
8. Шумят толпой усталые перроны / И грустные глаза завидуют веселым (М.Борзыкин).
9. Милый друг, и в этом тихом доме / Лихорадка бьет меня. / Не найти мне места в тихом доме / Возле мирного огня (А.Блок).
10. Он двадцать лет был нерадив, / Единой строчки не родив (Д.Минаев).
11. Солнышко утром в колодезь озер / Глянуло – месяца нет. / Свесило ноги оно на бугор, / Кликнуло – месяца нет (С.Есенин).
12. А хорошо бы за порог и мчаться по дороге!.. / Какой бы выдумать предлог, чтоб не учить предлоги? (Н.Матвеева).
13. Не живой он пел, а умирающий. / Лебедь пел все тише, все печальнее (В.Брюсов).
14. И страна березового ситца / Не заманит шляться босиком (С.Есенин).
15. Вижу его на дороге и в гроте... / Смуглую руку у лба... (М.Цветаева)
16. Прекрасной дочерью своей / Гордится старый Кочубей (А.Пушкин).
17. Люблю летать, заснувши наяву (А.Пушкин).
18. В училище появился Бурлюк. Вид наглый. Лорнетка. Сюртук (В.Маяковский).
19. Прибежал, пошел лобызаться с женой, / чаю выдул – стаканов до тыщи... (В.Маяковский)
20. Он знак подаст – / И все хлопочут; / Он пьет – все пьют и все кричат; / Он засмеется – все хохочут; / Нахмурит брови – все молчат... (А.Пушкин).

Задание 9. Укажите особенности разговорного стиля речи.

– Я на автобусе / вы тоже? //
– Нет / мне сейчас в магазин / муки купить //
– Может / все-таки со мной / на двадцатом? //
– Нет-нет / надо еще сына с музыки забрать / он здесь / занимается ///
– Ну / до свидания //
– Счастливо //

Задание 10. «Переведите» диалог с литературного языка на разговорный.

– Скажите, пожалуйста, который час?
– Сейчас половина седьмого.
– Может быть, вы знаете, на какой путь прибывает пригородный поезд до Ростова?
– Да, конечно. Он прибывает на третий путь.
– Очень вам признателен.
– Не стоит благодарности.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru