Когда
сочувственно на наше слово
Одна душа отозвалась,
Не нужно нам возмездия иного,
Довольно с нас,
довольно с нас...
Ф.Тютчев
ПРОГРАММА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ЯЗЫКОВЫХ
БАРЬЕРОВ
Стало очевидно, что проблема обучения
детей-мигрантов в школах города Москвы требует
решения.
В ноябре этого года было подписано соглашение
между Управлением Верховного комиссара по делам
беженцев при ООН, Московским комитетом
образования и московской общеобразовательной
школой № 729 о создании специальных классов для
детей беженцев на базе этой школы.
На первом этапе реализации проекта
предполагается организовать в школе
поликультурного по 25 человек каждый:
– «нулевой языковой» класс, в котором
дети в возрасте 6 лет, не владеющие русским
языком, будут в течение года изучать русский язык
по специальной программе РКИ (русский как
иностранный) с учителями именно этой
специализации;
– «средний языковой» класс, в котором дети 10–11
лет также будут изучать в течение года русский
язык по программе РКИ.
Языковая программа для нулевого и
среднего классов предполагает активное
использование богатого и разнообразного
методического арсенала РКИ с одновременным
привлечением фольклора, страноведения, пения и
т.д. в детской аудитории младшего и среднего
школьного возраста.
Количество учеников в языковой группе не может
быть более 10 человек, поэтому каждый языковой
класс должен состоять из трех групп. Окончив
учебу в подготовительных классах, учащиеся могут
продолжать свое образование в школе с
поликультурным компонентом содержания
образования. Устав гарантирует детям разных
национальностей наряду с преподаванием всех
основных предметов на русском языке изучение
своего национального языка.
Разработку учебных программ, методическое
руководство работой педагогического коллектива
и мониторинг учебного процесса осуществляют
сотрудники кафедры международного образования и
культуры мира МИПКРО. Школа № 729
зарегистрирована как экспериментальная
площадка этой кафедры. Задача кафедры –
анализировать и обобщать накопленный опыт и
зафиксировать его в учебно-методических
пособиях. Знания, полученные за год обучения,
позволят маленьким иностранцам мягко войти в
учебный процесс, включиться в интересную и
содержательную жизнь московской школы.
О том, какая работа предшествовала началу уроков,
и о первых днях школьной жизни маленьких
учеников рассказывает автор
программы – научный руководитель
учебно-методической лаборатории
культурно-языковой адаптации детей беженцев,
кандидат филологических наук, доцент кафедры
Международного образования и культуры мира
Ольга Николаевна Каленкова.
|