АНАЛИЗ ТЕКСТА
Р.И.АЛЬБЕТКОВА
Продолжение. Начало в N 31/2001
ТЕМА «ТЕКСТ» НА УРОКАХ СЛОВЕСНОСТИ
В 7–9-Х КЛАССАХ
Продолжим разговор об изучении текста на
уроках словесности по учебнику
Р.И. Альбетковой «Русская словесность. От
слова к словесности» (М., «Дрофа», 2000). В 5-х и 6-х
классах школьники получили предварительное
представление о тексте и его свойствах, учились
воспринимать смысл прочитанного и не только
правильно составлять собственный текст, но и
добиваться его выразительности, используя
различные средства языка в зависимости от цели
высказывания и его адресата. Важно помнить, что
все теоретические понятия в 5–9-х классах носят
характер инструмента проникновения в смысл
произведения, а результат изучения словесности
выразится не столько в знании формулировок,
сколько в умении понять мысль автора и осознать
значение выразительных средств языка.
7 класс
Главным стержнем программы в седьмом
классе является проблема стиля и
стилистической окраски высказывания. Так, на
уроке, посвященном теме «разговорный язык»,
эта разновидность языка предстает как целостная
система стилистических возможностей языка.
Учащиеся знакомятся с отличительными свойствами
разговорного языка и говорят о том, как, отбирая
необходимые языковые средства и организуя их,
автор добивается наибольшей выразительности
текста. В этом специфический подход к теме,
который отличает уроки словесности от уроков
русского языка. Школьники убедятся, что
разговорный язык очень богат, а текст, в котором
он использован, становится ярким и
выразительным. Такие знания помогут учащимся
замечать стилистическую окраску текста,
создавать удачные устные и письменные
высказывания. Учитель найдет характеристику
свойств разговорного языка в книге Р.И.
Альбетковой «Методические рекомендации к
учебнику “Русская словесность. От слова к
словесности. 7-й класс”» (М.: «Дрофа», 2000), а более
полно – в книге О.Б. Сиротининой «Что и зачем
нужно знать учителю о русской разговорной речи»
(М., 1996).
Работу на уроке можно организовать так.
Предложим учащимся внимательно прочитать § 5 и § 6
и ответить на вопросы:
1. Какие формы словесного выражения
используются в разговорном языке?
2. Каковы особенности синтаксиса и каковы
особенности лексики?
Общими силами ответ будет найден и
записан в тетрадях (запись примерная).
Признаки разговорного языка: 1)
неподготовленный диалог или монолог
(импровизация, вызванная ситуацией); 2) простой
синтаксис – неполные предложения, повторы,
необязательные слова, уточнения, отсутствие
причастных и деепричастных оборотов; 3)
использование различной лексики в зависимости
от темы, в том числе разговорных и, возможно,
просторечных слов.
Затем можно приступить к выполнению
упр. 4. Семиклассники подумают над тем, как
разговорный язык служит средством сообщения
информации и воздействия на слушателей в ответе
Д.С. Лихачева на вопросы телеведущего. Учитель
предложит найти в высказывании Лихачева
признаки разговорного языка. И ребята увидят, что
это запись устной речи, а не созданный
заранее текст. Он рождается непосредственно в
момент высказывания, в ответ на вопрос.
Предложения 1-е и 2-е – неполные, смысл их понятен
из ситуации. Фразы короткие и связаны не так, как
в подготовленном тексте, они поясняют или
уточняют сказанное ранее, присоединяются к
предыдущим и составляют цепочку. Словосочетания
более свободны, чем в литературном языке: к
агрессивности к страшной, на помойках на
всяких – определения стоят после
определяемого слова, повторяются предлоги. В
ответах нет причастий и деепричастий,
использована общелитературная лексика, есть как
книжные слова (гуманитарной, терроризировать,
духовной культуры, экспансия), так и чисто
разговорные обороты (мы все пропадем;
понимаете, ведь дело дойдет до того; и мне
биолог говорил). Предложения связываются друг
с другом по иным правилам, чем в литературном
языке: в устной речи нельзя зачеркнуть
неправильное, зато можно после неточного слова
сказать более точное: и один человек может,
сможет...; животными... птицами... Текст строится
по мере того, как созревает мысль. Сначала идут
два предложения – непосредственный ответ на
вопрос (если бы ученый писал статью, он начал бы с
тезиса), а потом формулируется тезис: XXI век
должен быть веком гуманитарной культуры. Затем
говорится об опасности отсутствия такой
культуры и приводятся аргументы: о террористе с
карманной атомной бомбой, о росте агрессивности,
дается иллюстрация – экспансия чаек – и
делается неожиданный на первый взгляд, но
совершенно верный вывод – человечество может
уподобиться хищным чайкам и будет жить на
помойках.
Теперь надо объяснить, почему в
интервью ученого уместен разговорный язык.
Школьники заметят, что его рассуждение обращено
не к специалистам, а к каждому человеку, и ученый
доказывает свою мысль, подбирая слова, понятные
любому. При этом проявляются свойства личности
говорящего, его глубокий ум, богатый жизненный
опыт, позиция гражданина, высокая общая культура
и культура речи. Благодаря использованию
разговорного языка с его выразительными
средствами он добивается убедительности речи.
На том же уроке школьники увидят, как и почему
используется разговорный язык в художественном
произведении, и вспомнят (об этом шла речь в 5-х и
6-х классах), что это не точная передача нашей
повседневной речи, а изображение разговорного
языка, созданное писателем с художественной
целью. Учащиеся прочитают § 7, рассмотрят, как
проявились признаки разговорного языка в
монологе Илюши из рассказа «Бежин луг» И.С.
Тургенева (упр. 5), и подумают, как это служит
характеристике персонажа (Илюша, хороший
рассказчик, конечно, не владеет литературным
языком, отличается от других мальчиков тем, что
знает много таинственных, странных, мистических
историй, и, завершая рассказ кульминационным
эпизодом, ярко описывает предметы, передает
состояние Ермила).
Дома школьники выполнят упр. 17 – опишут
натюрморт Ф.Толстого средствами разговорного
языка, то есть так, как они рассказали бы о
картине своему приятелю. Так они будут
постепенно овладевать умением прибегать к той
разновидности языка, которая необходима в данной
ситуации, поучатся создавать текст, применяя
разговорный язык, используя его выразительные
возможности. На последующих уроках учащиеся
проанализируют приведенные в учебнике тексты и
напишут собственные. Все это поможет
формированию культуры устной разговорной речи,
развитию умения вести диалог, доказывать свою
мысль и интересно рассказывать об увиденном,
услышанном, прочитанном.
Остановимся на уроке о стилистической
окраске слова в художественном произведении.
В § 33 учебника рассмотрен знакомый
семиклассникам текст – стихотворение
Н.А. Некрасова «Железная дорога». Мы взглянем
на него с особой точки зрения, характерной для
уроков словесности: подумаем, как
стилистическая окраска слов служит выражению
идеи текста. Вот примерные вопросы, которые
помогут увидеть это.
1. Как вы думаете, кем является человек,
который тонко чувствует красоту природы, создает
звучные стихи и умеет найти точные и красивые
эпитеты – лед неокрепший, под сиянием лунным, яркое
сравнение – словно как тающий сахар?
2. Найдите в первой части стихотворения
разговорные слова и выражения и подумайте, какое
значение имеет их употребление здесь.
3. Какова стилистическая окраска выражений: родимую
Русь, дороженька, с матушки Волги? В чем их
значение?
4. Вот словесный ряд: усталые силы, в мягкой
постели, выспаться можно. О чем говорят эти
слова?
5. Поэт использует в одном стихотворении и
поэтическую лексику, и разговорные, и
народно-поэтические слова. Выражению какой мысли
это служит?
Ученики скажут, что о природе пишет
поэт, владеющий литературным языком. Этот
человек, сам труженик, знает много о крестьянской
жизни, сочувствует простому крестьянину,
радующемуся окончанию летней страды. Он
употребляет разговорные слова: славная,
ядреный, студеная, кочи (обл.) и
народно-поэтические выражения, потому что
смотрит на природу глазами простого человека,
крестьянина. А учитель углубит сказанное: «Это
верно, но дело не только в том, что такие слова
употребляют крестьяне, а в том, что картина
природы предстает прекрасной и гармоничной
благодаря такой стилистической окраске текста,
где на равных присутствуют слова разговорные
и поэтические... Тем самым Некрасов утверждает,
что народная точка зрения – высокая и
поэтическая, а сам народ в стихотворении
изображен не только как создатель всех
материальных ценностей – от железной дороги до
великолепных дворцов, но и как творец
поэтического мира...».
Л.О. Пастернак. «Мцыри»
А затем семиклассники прочитают § 33 и
поработают над упр. 1. Они рассмотрят отрывки из
поэм «Мцыри» и «Песня про... купца Калашникова»
М.Ю. Лермонтова и подумают, почему в одной поэме
преобладают слова и выражения книжного языка, а в
другой – народно-поэтические. В поэме «Мцыри»
речь ведет поэт-романтик, а в «Песне...» – гусляры.
Образ рассказчика – один из главных
компонентов художественного произведения –
позволяет проникнуть в его смысл. И
стилистическая окраска текста в поэме «Мцыри»
служит утверждению романтического идеала
активной, свободолюбивой личности, а в «Песне...»
такая окраска говорит о народном идеале –
человеке смелом, наделенным чувством
собственного достоинства, высокой
нравственностью.
8 класс
В восьмом классе главные цели
изучения словесности – уточнить представления
учащихся о качествах текста и о способах
выражения авторской позиции в
произведениях разных родов и жанров.
Теме «Качества текста и художественность
произведения словесности» можно посвятить 8
уроков. Задача учителя – помочь школьникам
вырабатывать художественный вкус.
Восьмиклассники уже способны самостоятельно
оценивать качества текста, но это умение
формируется не стихийно, а при активном
педагогическом воздействии. На уроках
необходимы и теоретическое определение
положительных качеств текста, и практические
упражнения по различению хорошего и плохого, и
внимательное рассмотрение семантики языковых
средств в образцовых текстах, и создание
собственных произведений.
На первых трех уроках углубляются и
выстраиваются в систему знания учащихся о том, что
такое текст, каковы его признаки, что
такое содержание, тема и идея текста. Эти
сведения в учебнике даются с практической целью
– вырабатывать умение видеть качество текста.
Выполняя упр. 1, восьмиклассники назовут
признаки текста на основании прочитанного
отрывка из книги И.С. Соколова-Микитова «На
теплой земле», подумают над значением слов, их
стилистической и эмоциональной окраской, над
значением параллельной и последовательной связи
предложений в тексте.
Учащиеся сопоставят отрывки из книги
искусствоведа Н.Дмитриевой и стихотворения
Д.Кедрина «Зодчие» (упр. 16), в которых говорится о
храме Покрова, что на Рву в Москве (храм Василия
Блаженного). На этом примере уточняются понятия:
тема, идея, содержание. Одно и то же явление
действительности (объект) послужило созданию
разных по содержанию текстов. Искусствовед
сообщает специальную информацию о храме как
памятнике древнерусского зодчества, и текст
носит научно-популярный характер. Поэт
рассказывает о том, как храм создавался зодчими,
описывает его, и текст принадлежит к
художественной словесности. Темы тоже различны:
у поэта храм вызвал мысль о величии и трагической
судьбе его создателей, а искусствовед рассуждает
о достоинствах и недостатках архитектурного
сооружения. Различны идеи текстов: Н.Дмитриева
доказывает мысль о том, что это здание не самый
характерный и не самый лучший образец древней
архитектуры, а Д.Кедрин передает чувство
восторга, вызванного красотой храма и
мастерством зодчих, отчего с огромной силой
звучит тема трагической судьбы создателей храма.
Так в работе над конкретными произведениями
уточняется понятие о тексте как единстве
содержания и словесной формы его выражения, об
идее как отношении автора к изображаемому, о
содержании, которое существует только в единстве
со словесной формой.
Следующие два урока посвящены
рассмотрению основных требований к любому
связному тексту. Эти требования:
правильность (соответствие
литературным нормам);
точность в выборе слова;
последовательность
(непротиворечивость изложения);
соответствие выбранного стиля функции,
т.е. ситуации.
В учебнике рассмотрены положительные
и отрицательные примеры. Выполняя упр. 3–7,
школьники поучатся различать ошибку как
нарушение литературной нормы и ошибку как
средство художественной выразительности.
Например, ошибки Никифора Ляписа в романе
«Двенадцать стульев» – следствие незнания
героем точного значения слов, над чем смеются
авторы. Между тем использование А.П. Чеховым
неправильностей в речи Дениса в рассказе
«Злоумышленник» – средство речевой
характеристики героя, темного мужика, который не
в состоянии понять, что он совершил преступление.
Фрагмент иллюстрации Кукрыниксов
«Злоумышленник»
Особое внимание надо уделить
рассмотрению последнего требования:
соответствие стиля речевой ситуации. То, что
хорошо и уместно в официально-деловом стиле
книжного языка, неуместно в разговоре, а то, что
приемлемо в беседе, неприменимо в ученическом
сочинении (об этом мы говорим начиная с 5-го
класса). Другими словами, необходимы четкое
представление о свойствах разговорного и
книжного языка, а также многократные и
постоянные упражнения. Учащиеся могут сравнить
научно-популярный и художественный тексты о
храме Покрова (упр. 16), доказать, что приведенное в
упр. 19 стихотворение Пушкина – художественный
текст, и написать план или тезисы сочинения,
эпиграфом к которому послужит это стихотворение.
Умение контролировать собственные
высказывания вырабатывается постоянно, а не
только на уроках.
Особенно важно формировать умение оценивать
высказывание, соглашаться или не соглашаться с
другой точкой зрения не по тому, чье это
высказывание, а по его смыслу и форме. С этой
целью полезно иметь на стенде в кабинете
постоянную памятку «Как оценивать
высказывание».
1. Правильность понимания проблемы,
содержания и формы художественного текста.
2. Композиционная стройность высказывания,
логическая последовательность, необходимость и
достаточность аргументов, их убедительность.
3. Соответствие высказывания нормам русского
языка, точность в употреблении слов,
соответствие стиля назначению высказывания;
выразительность речи, способность вызвать
интерес слушателей.
Чтобы научить ребят слушать и
критически оценивать чужое выступление, а также
готовить собственное, можно организовать такую
работу. Класс делится на три группы (ряда), один из
группы оценивает ответ товарища по предложенным
критериям, другой после прослушивания
высказывает свое мнение, третий добавляет и
уточняет оценочное суждение. И коллективно
определяется качество высказывания и
выставляется оценка.
Хороший результат дает также взаимная проверка,
когда соседи по парте обмениваются работами и
редактируют их. Полезно воспользоваться
принципом деловой игры: каждый выступает в роли
редактора, чья задача – довести текст до
совершенства. Оценивается не количество
найденных у товарища ошибок, а качество
исправленного текста.
6-й и 7-й уроки посвящены свойствам
художественного текста. У восьмиклассников
на смену наивно-реалистическому восприятию
произведения приходит понимание
художественного текста как искусства слова.
Восьмиклассник расстается с примитивным
пониманием искусства, когда единственным
критерием художественности является сходство
изображенного с реальным предметом: хорошо,
потому что как в жизни! При этом мысль, которую
автор выстрадал и хотел донести до читателя,
остается невоспринятой, а искусство для такого
человека будет необязательным приложением к
настоящей жизни и не сможет оказать
преобразующее воздействие на его душу.
С 5-го класса в учебниках определяется особая
функция языка в художественном тексте: язык
здесь служит изображению картины жизни. Писатель
средствами языка создает как бы вторую
реальность, художественную действительность, и
вымышленные герои живут в нашем сознании. Вместе
с тем произведение открывает в хаосе
повседневности гармонию и красоту мира и тем
самым заставляет нас стремиться к идеалу. Даже
показывая пороки, настоящее искусство
воздействует на человека, потрясает душу и
помогает познать собственные недостатки. И у
учащихся должно складываться представление о
художественном тексте как о единстве
художественного содержания и словесной формы
его выражения. Формирование умения
эстетически воспринимать художественный текст
продолжится в следующих классах.
В учебнике показаны специфические свойства
языка художественного произведения. Главное из
них – соответствие языка художественной
задаче. Писатель выбирает слова той
стилистической окраски, которая наиболее точно
передает его мысли. Так, изображая далекое
прошлое в «Песни о вещем Олеге», Пушкин употребил
архаизмы – ныне, сбирается, вещий, отмстить и
др., у Чехова в рассказе «Злоумышленник» в речи
следователя много слов официально-делового
стиля, а речь Дениса насыщена просторечными
словами. Писатель может отступить от
литературной, правильной речи, как сделал
Некрасов в стихотворении «Железная дорога»
(вспомним слова подрядчика: Ладно... нешто...
молодца!.. молодца!..).
М.В. Васнецов. «Песнь о вещем Олеге»
Точность в выборе слова – важнейшее
свойство художественного текста. Об этом говорит
В.П. Катаев в книге «Трава забвенья», отрывки
из которой даны в упр. 8 и 9. Выполняя их, школьники
поучатся не только «видеть» нарисованные
художником слова картины, но и, внимательно
вглядываясь в реальные картины, искать и
находить самые точные, единственно верные слова
для передачи своего впечатления.
На уроках речь идет о том, что в произведении при
создании художественного образа все стороны
языка становятся значимыми: и фонетика, и
лексика, и фразеология, и грамматика. Например, в
стихотворении Пушкина «Анчар» гипербола – один
во всей вселенной – и ряд слов с отрицательной
эмоциональной окраской – грозный, гнева,
мертвую, ядом – передает мысль о том, что это не
просто ядовитое дерево, а воплощение смерти.
Значительность нарисованной картине придают и
славянизмы: древо, потек, раскаленной (рифма
подсказывает, что надо читать не [о], а [э]).
Слово анчар как бы вбирает в себя все, что
несут другие слова, и образ древа смерти
становится необычайно емким, многозначным.
Благодаря этому тема стихотворения расширяется,
вырастает в размышления о человеке и обществе.
В художественном тексте все средства языка
приобретают особую силу, даже служебные слова.
Союз но, употребленный в начале предложения: Но
человека человек послал к анчару властным
взглядом, притягивает внимание к этой строчке,
а такое средство, как лексический повтор – человека
человек, передает мысль о том, что по природе
властелин и раб равны, но один посылает другого
на верную смерть не палкой и даже не словом, а
только властным взглядом. И мы видим, что
необходимы именно такие слова для выражения
мысли поэта: вся природа стремится избежать
смерти, а человек как будто лишен инстинкта
самосохранения, потому что общество людей
основано на власти одного человека над другим.
Приведенные в учебнике примеры из
произведений А.Фета, М.Зощенко, А.Платонова,
М.Булгакова, Н.Заболоцкого должны убедить
школьников, что законы художественности –
особые законы.
Восьмиклассники и сами попробуют оценить
художественное достоинство произведения
искусства. По вопросам, поставленным в упр. 6,
проанализируют очерк Л.Толстого «Какая бывает
роса на траве». По этому образцу самостоятельно
(упр. 7) разберут отрывок из рассказа И.Бунина
«Антоновские яблоки», дадут оценку стихам юной
поэтессы Вики Ивченко (упр. 2), сравнят стихи
А.Ахматовой и А.Прокофьева (упр. 11) и рисунки
Н.Кузьмина и В.Фаворского на одну тему, выберут по
своему вкусу лучшее и аргументируют свое мнение
(упр. 14), напишут критический этюд с оценкой
прочитанного произведения (упр. 12), составят
другие тексты.
На 8-м уроке по этой теме школьники
подумают о том, что отличает великие
художественные произведения от просто хороших.
Ученые по-разному отвечают на этот вопрос. Мы
согласны с теми исследователями, которые
считают, что художественный мир бессмертных
шедевров многогранен, как сама жизнь. Такие
произведения открывают человеку его высокое
предназначение, утверждают его достоинство,
помогают его совершенствованию. Герои кажутся
нам живыми, их судьбы затрагивают личные чувства
каждого, мысль раскрывается художественно
убедительно, и автор находит для ее выражения
нужные слова. В учебнике как пример великого
произведения рассмотрено стихотворение Пушкина
«Пророк», а в методических рекомендациях
приведен отрывок из книги В.С. Непомнящего
«Поэзия и судьба: Над страницами духовной
биографии Пушкина». На уроке могут быть
прочитаны и обсуждены оба текста, и дома учащиеся
напишут эссе «Мои мысли о стихотворении Пушкина
“Пророк”» (или «Какие истины открывает людям
пушкинский “Пророк”?», «В чем я вижу значение
стихотворения Пушкина “Пророк” в наше время» и
т.п.).
Важнейшей стороной понимания идеи
художественного текста является умение отличить
точку зрения автора от позиции
рассказчика и героя. Отличие автора от героя не
всегда очевидно, в повествовании от первого лица
неопытный читатель часто отождествляет их. Тем
более трудно отличить точку зрения автора от
позиции рассказчика. Мы уже немало говорили о
способах выражения позиции автора (темы: «Юмор в
произведениях словесности», «Герой произведения
и его автор» – 6-й класс, «Сказ», «Стиль», «Роды
словесности», «Эпические произведения» –
7-й класс, «Словесные средства выражения
комического», «Художественность произведения»
– 8-й класс). Специально об этом речь пойдет на
одном из уроков по теме «Языковые средства
изображения жизни и выражения точки зрения
автора в эпическом произведении». На уроке
можно вместе прочитать и прокомментировать
рассказ М.Зощенко «Монтер» и § 74 учебника, а
затем учащиеся определят идею произведения.
Другой вариант – предложить учащимся, прочитав
рассказ и раздел учебника, ответить на вопросы:
1) Как язык рассказа помогает нам
понять, какое слово принадлежит герою, какое –
рассказчику?
2) Как выражена авторская точка зрения?
3) Что нового открыл автор в рассказе «Монтер»?
Сравним реплику монтера: Пущай не
поет. Наплевать на него. Раз он в центре сымается,
то и пущай одной рукой поет, другой свет зажигает.
Думает – тенор, так ему и свети все время. Теноров
нынче нету! – и рассуждение рассказчика: Так
что они оба-два представляют собой одинаковую
ценность. И нечего тут задаваться: дескать, я –
тенор. Нечего избегать дружеских отношений. И
сымать на карточку мутно, не в фокусе!
Восьмиклассники легко заметят в обоих
высказываниях нарушение норм литературного
языка, разговорные и просторечные слова, речевые
штампы. И сделают вывод о сходстве не только в
речи, но и во взглядах героя и рассказчика.
Рассказчик полностью разделяет обиду монтера на
тенора. А нам симпатичны эти герои? Что
проявилось в словах и поступках монтера –
отстаивание своих прав или спесь и мелкая
зависть? Почему мы так решили? Потому что
читатель знакомится с точкой зрения автора, не
совпадающей с мнением рассказчика. Как же она
выражена?
Автор наделил своих героев такой речью, которая
выдает их невежество. Монтер пытается доказать
свою значительность не отличной работой в
театре, а тем, что срывает спектакль. Тем не менее
рассказчик считает, что монтер прав только
потому, что он рабочий. Автор же высмеивает своих
героев, показывает также несостоятельность
официального лозунга свободы и равенства. Он
убеждает нас, что его герои – воинствующие
невежды, решившие, что имеют право диктовать свою
волю творческому человеку. Такая позиция не
только безнравственна, но и опасна для общества.
Н.Радлов. Из иллюстсраций к
произведениям М.Зощенко
Работая над этой темой и выполняя
разнообразные упражнения, восьмиклассники будут
учиться различать героя, рассказчика, автора,
понимать точку зрения автора, обращая внимание
на сюжет и композицию эпического произведения,
на особенности лексики и синтаксиса, на формы
словесного выражения (повествование, описание и
др.).
9-й класс
В девятом классе завершается второй
концентр изучения предмета «словесность», и
здесь есть свое главное направление в работе.
Вырабатывается понимание, во-первых, законов
употребления языка как системы, позволяющей
ему служить материалом словесности, и, во-вторых, художественного
произведения как искусства слова. Знания
школьников о языковых средствах выражения
художественного содержания постепенно
расширяются и систематизируются, возникает
важнейшее читательское умение – образный
анализ текста в процессе чтения, чуткость к
слову, внимание к тем средствам языка, которые
выражают именно это конкретное содержание.
Приемы анализа текста, освоенные на уроках
словесности, постепенно превращаются в навык.
По сути, весь курс 9-го класса – это
совершенствование умения воспринимать текст
как явление искусства. Приводятся в систему
знания о выразительных ресурсах языка, говорится
о том, что художественное произведение – это
средство эстетического освоения
действительности, показывается, как жизненный
факт превращается в явление искусства слова.
Остановимся лишь на нескольких уроках, чтобы
показать своеобразие изучения предмета в 9-м
классе.
Рисунок А.Пушкина
По теме «Жизненный факт и поэтическое
слово» один из уроков посвящен проблеме претворения
жизненных впечатлений в явление искусства. В
учебнике этой проблеме посвящен разбор
стихотворения Пушкина «Вновь я посетил...».
Работа в классе ведется над текстом фрагмента
стихотворения и комментариями, данными в § 28
учебника. Сравнивается художественный текст с
отрывком из письма, в котором поэт пишет жене о
своем впечатлении от увиденного в Михайловском.
В письме обращаем внимание на такие слова и
словосочетания: около знакомых старых сосен
поднялась, во время моего отсутствия, молодая
сосновая семья, на которую досадно мне смотреть,
как иногда досадно мне видеть молодых
кавалергардов на балах, на которых уж не пляшу...
А в стихотворении картина окрашена совсем иным
чувством, потому что впечатление стало основой
размышлений поэта о смысле жизни, о смене
поколений, и в увиденном ему открылся новый
смысл.
Чтобы понять, как это произошло, предложим
учащимся вдуматься в слова, которыми нарисована
картина. Этому могут помочь вопросы:
1. Обратите внимание на стилистическую
окраску слов, на звучание стиха, на инверсию.
Какое чувство возникает при чтении
стихотворения?
2. Найдите метафоры и сравнения в описании сосен.
Какую мысль раскрыл поэт с их помощью?
3. Вдумайтесь в предложение: Здравствуй, племя,
младое, незнакомое! Почему оно звучит как
обращение к грядущим поколениям?
4. Покажите, как в художественном тексте в словах
возникает новый, переносный смысл.
Школьники отметят славянизмы,
например, младая роща (не молодая!);
обнаружат, что метафора зеленая семья и сравнение
кусты, как дети, способствуют возникновению в
словах переносного смысла, связанного с
понятиями дома, семьи, рода. И вот уже читатель
начинает понимать, что речь идет не только о
сосновой поросли, но и о будущих поколениях,
которые придут на смену ныне живущим: Здравствуй,
племя младое, незнакомое! Обратим также
внимание на восклицательную интонацию фразы, на
паузы после каждого слова, на инверсию и
обращение. Теперь слова приобрели особую
значительность, превратились в символы.
Подумаем над словами Г.О. Винокура: «Смысл
литературно-художественного произведения
представляет собой известное отношение между
прямым значением слов, которыми оно написано, и
самим содержанием, темой его. Язык с своими
прямыми значениями в поэтическом употреблении
как бы весь опрокинут в тему и идею
художественного замысла, и вот почему художнику
не все равно, как назвать то, что он видит и
показывает другим». Так, вникая в слова,
отобранные и организованные поэтом, опираясь на
суждение Г.О. Винокура, школьники определят тему
лирического текста – мысль о будущих поколениях,
о взаимоотношении поколений – и его идею –
оптимистический взгляд в будущее. (Вспомним, что
в лирике тема – то, о чем поэт размышляет под
впечатлением явлений жизни, а идея – оценка
явлений в свете эстетического идеала.)
По этому образцу девятиклассники смогут
проанализировать стихотворение Н.Заболоцкого
«Прохожий» (упр. 2), реальная основа которого
описана в воспоминаниях Н.К. Чуковского,
приведенных в учебнике. Начало стихотворения
буднично, о прохожем говорится стилистически
нейтральными словами.
Исполнен душевной тревоги,
В треухе, с солдатским мешком,
По шпалам железной дороги
Шагает он ночью пешком.
Но уже первая строка неуловимо
напоминает пушкинское: Духовной жаждою томим.
Вдруг в серенький пейзаж из-за края амбара
врывается лунный свет, словно с трудом
пробиваясь сквозь привычную прозу жизни. И
картина меняется, появляются слова, связанные с
миром природы, – в весеннюю глушь, сосны, а
слова к погосту, сравнение словно скопища
душ говорят о чем-то нематериальном, и
прохожий оказывается не на привычной дороге от
станции к поселку, а в темном чертоге вселенной.
При этом расширяется значение слова прохожий:
это не случайный встречный, а человек,
проходящий свой жизненный путь, это живая
людская душа, чувствующая свое единство с
миром. И тогда преображаются реальные предметы: и
луна, и сосны, и могила летчика, и сонная листва, и
шуршание почек – все величие и гармония мира
оказываются родственными этой живой душе, ее
пронзает
Тот дивный покой, пред которым,
Волнуясь и вечно спеша,
Смолкает с опущенным взором
Живая людская душа.
И она поднимается над повседневностью.
Горе и тревоги не исчезли, но они стали
маленькими, жалкими и смешными, недаром о них
сказано с юмором:
А тело бредет по дороге,
Шагая сквозь тысячи бед,
И горе его, и тревоги
Бегут, как собаки, вослед.
Итак, какова тема стихотворения? Оно о
смысле жизни, о выпрямлении, преображении прохожего
при общении с природой, о том, как задавленный
заботами человек обретает гармонию с миром. На
своем жизненном пути прохожий переживает
тысячи бед, но этими бедами жизнь не
исчерпывается, в ней есть нечто более
значительное и высокое – эту идею и открывает
нам поэт. Так реальные впечатления превратились
в художественные образы, слова, не утрачивая
своего прямого значения, приобрели более
глубокий смысл.
Тема еще одного урока – «Что такое
художественная правда». В учебнике тема
раскрывается на примере изображения героини
повести Лермонтова «Тамань». В результате
рассуждений приходим к выводу: «Художественная
правда состоит не в сходстве нарисованной
картины с реальным фактом, а в том, чтобы картина
наилучшим образом служила решению
художественной задачи, чтобы мысли, выраженные в
картине, были глубокими и истинными, а
поэтический язык – точным и ярким. Художественно
правдивыми могут быть как правдоподобные, так и
условные образы».
«Тамань». Гравюра В.Лопяло по картине
Д.Шмаринова
По этой теме может быть проведен урок-семинар,
материалом для которого послужат упражнения 3, 4,
5: сопоставление художественного текста –
фрагмента поэмы Некрасова «Русские женщины»
(встреча княгини Волконской с мужем), и отрывка из
«Записок княгини М.Н. Волконской», где
рассказывается об этом же, и двух иллюстраций к
поэме, помещенных в учебнике. Этот материал может
стать интересным и для учащихся, и для учителя, а
значит, создает возможность настоящего диалога.
Семинар, даже проводимый по заранее данным
вопросам, отличается от урока-беседы. В беседе
каждый ученик (в идеале) должен быть готов
ответить на все вопросы, и потому его ответы в
лучшем случае оказываются поверхностными. В
семинаре же каждый ответствен за определенный
«участок», а потому в ответе обнаруживает более
глубокие знания.
Семинару предшествует серьезная подготовка.
Кому-то надо поручить выразительное чтение
текста, создать несколько рабочих групп, которые
подготовят доклады или сообщения, определить
оппонентов – они продумают собственное мнение
по одному из вопросов и выступят на семинаре.
Надо подготовить вопросы для обсуждения, они
должны заключать в себе возможность разных
ответов. На этом семинаре вопросы могут быть
такими:
1. Почему Некрасов соединил два эпизода
«Записок» в один, изобразил встречу княгини с
мужем не в тюрьме, а в руднике? Можно ли назвать
это изображение правдивым?
2. В чем отличие героини поэмы от прототипа и
какую идею выразил поэт, рисуя этот образ в поэме?
3. Рассматриваем две иллюстрации к эпизоду в
руднике. Что в тексте поэмы дает возможность
художникам по-разному представить картину? В чем
отличие словесного изображения от рисунка?
В сообщении по первому вопросу будет
сказано, что творческая фантазия поэта
преобразила эпизод, сохранив главное. В поэме
встреча изображена так:
Невольно пред ним я склонила
Колени, – и, прежде чем мужа обнять,
Оковы к губам приложила!..
В «Записках» тоже говорится о таком
поступке: Вид его кандалов так воспламенил и
растрогал меня, что я бросилась перед ним на
колени и поцеловала его кандалы, а потом – его
самого. Но реально встреча героини с мужем
происходила в тюрьме, в присутствии одного
только начальника рудников, который, как пишет
Волконская, был поражен изъявлением моего
уважения и восторга к мужу, которому он говорил
«ты» и с которым обходился как с каторжником. В
поэме же свидетелями встречи стали все
каторжники. Благодаря этому отступлению от
правды факта интимная встреча превратилась в
событие, в выражение преклонения перед другими
узниками. Некрасов пишет поэму в 1872 г., в пору
подъема движения народников. Поэт восхищается
подвигом декабристов, видит в них пример
гражданственности. И эта сцена в руднике
оказалась ключевой для воплощения идеи поэмы.
«Записки» Волконской тогда еще не были
опубликованы, и сцена в руднике многим критикам
показалась психологически недостоверной. Но
порыв героини не был выдуман Некрасовым, он
только перенесен в другие обстоятельства и
объяснен иначе, чем в «Записках». Поэт
сознательно изменяет мотивы поведения
персонажа, усиливает черты героизма, то есть
решает определенную художественную задачу.
К.Брюллов. «Сон Волконского»
Авторы второго доклада отметят, что
образ героини поэмы не вполне соответствует
облику реальной княгини Волконской. Некрасов
рисует ее порыв как выражение солидарности с
убеждениями декабриста, а в «Записках» мотивы ее
поведения объяснены иначе: Действительно, если
даже смотреть на убеждения декабристов как на
безумие и политический бред, все же
справедливость требует признать, что тот, кто
жертвует жизнью за свои убеждения, не может не
заслуживать уважения соотечественников. Кто
кладет голову свою на плаху за свои убеждения,
тот истинно любит отечество, хотя, может быть, и
преждевременно затеял дело свое. В
действительности Волконская, как и другие
декабристки, ехала в Сибирь по долгу жены,
выражала уважение к стойкости мужа, жертвующего
всем за свои убеждения, оценивала его с моральной
позиции, а вовсе не была идейной соратницей
декабристов. Об этом она недвусмысленно пишет в
воспоминаниях. И это нисколько не умаляет
значения ее подвига, ведь она не менее твердо и
решительно, чем декабрист Волконский, жертвует
всем ради выполнения своего христианского долга.
Но художественная задача, которую решал
Некрасов, вовсе не в том, чтобы исследовать
мотивы поведения исторического лица, а в том,
чтобы воспеть подвиг декабристок, выразить
преклонение перед их духовной высотой. И потому
он наделяет человека, принадлежащего к прошлому
поколению, чертами героя своего времени, и это не
противоречит художественной правде, потому что
образ верно отражает мысли и настроения той
эпохи.
Недаром Некрасов пишет поэму, этот
лиро-эпический жанр дает возможность открыто
выразить отношение автора к изображаемому.
Важную роль при этом играет стихотворная форма:
углубляется смысл каждого слова, усиливается
эмоциональная насыщенность эпизода. (Об этом
говорилось неоднократно на уроках словесности.)
Хорошо, если докладчикам удастся показать, как
словесными средствами поэт передает свою оценку
события, если они заметят роль стилистической и
эмоциональной окраски слов, повторов и инверсий,
интонации, сопоставления и противопоставления
слов.
В третьем докладе авторы выскажут свое
отношение к иллюстрациям, покажут своеобразие
словесного изображения. Такая работа проводится
с самого начала изучения словесности, она учит
вниманию к поэтическому слову и
наблюдательности, помогает яснее увидеть
специфику словесного образа.
Оппоненты выскажут свое отношение к содержанию
сообщений, возможно, в чем-то не согласятся с
авторами. А класс примет участие в дискуссии,
если она возникнет, и оценит все выступления по
определенным критериям, с которыми учащиеся
знакомы (см. выше).
В заключение учитель подведет итоги:
сформулирует важнейшие выводы, к которым пришли
учащиеся, выскажет свое мнение о достоинствах и
недостатках выступлений, выставит оценки.
Итак, в результате изучения проблемы
текста на уроках словесности учащиеся к концу
9-го класса должны овладеть (хотя бы частично)
умением эстетически воспринимать
художественный текст и создавать собственные
правильные и выразительные высказывания. Что
значит «эстетически воспринимать текст»?
Во-первых, это – умение зрительно
представить себе изображенную картину жизни как
реальную, вообразить героя, понять его мысли и
чувства, мотивы его поступков, сопереживать
герою, волноваться при неожиданных поворотах
сюжета в эпическом и драматическом произведении,
проникнуться настроением, переданным в лирике,
испытывать особое наслаждение от совершенства
формы художественного текста.
Во-вторых, это умение анализировать
текст в процессе чтения. Понимать значение
стилистической окраски слов, принадлежности
текста к определенному роду и жанру словесности.
Оценивать художественный текст с точки зрения
соответствия языковой формы задаче, которую
решает автор, понимать тему и идею, выраженную
средствами языка, замечать функцию различных
сторон поэтического языка. Понимать, что же
сказал автор читателю средствами
художественного слова, открывать смысл
прочитанного.
Рисунок А.Пушкина
Такое умение самостоятельно понимать
текст и ощущать его красоту – важнейшая
предпосылка возрождения интереса к чтению.
Однако, чтобы оно произошло, необходима
дальнейшая работа. Надо, чтобы понимание функции
выразительных средств языка, словесной формы
раскрытия художественного содержания
совершалось непосредственно в процессе чтения,
даже первого чтения, как обычно читают люди «для
себя». Чуткий читатель не раскладывает текст по
полочкам, а ощущает себя внутри художественной
действительности, понимает значение именно
такого построения произведения, восхищается
удачным образом, метким эпитетом, неожиданной
рифмой. Он испытывает радость от знакомства с
личностью автора, с его взглядом на мир, с его
эстетическим идеалом. И если автор его убедил, он
захочет соответствовать этому идеалу. Начало
выработке такого умения положено в 7–9-х классах,
и оно будет совершенствоваться в третьем
концентре изучения словесности – в 10–11-х
классах.
|