СОБЫТИЯ И ДАТЫ
Былое не утратилось в
настоящем, не заменилось им, а исполнилось в нем.
А.Герцен
С.ГИНДИН
ДИАЛОГ С ПАНОВЫМ НЕ КОНЧАЕТСЯ
В сентябре минувшего года, отмечая
80-летие Михаила Викторовича Панова, наша газета
среди прочих материалов поместила отзывы об
учебниках под его редакцией шестиклассников из
деревни Кочергино и адресованные ученому
вопросы московских школьников
(№ 35/2000). В преддверии Нового года Михаил
Викторович подробно и уважительно ответил на
«интересные вопросы» (слова самого ученого)
ребят (№ 47/2000).
Учебники под редакцией Панова настолько прочно
входят в жизнь тех, кто по ним учится, что ребятам
невольно начинает казаться, будто они хорошо
знают того, кто эти учебники написал. Понятие
«авторский коллектив» для них еще трудно
представимо, да и никакой «разноголосицы» в
своих учебниках дети не ощущают. Вот и начинает
им казаться, что все учебники написаны одним
добрым, милым и мудрым человеком – Михаилом
Викторовичем Пановым.
Недавно редакция получила новую большую пачку «писем к Панову» – от шестиклассников
из далекой Читы. Вместе с ребятами на этот раз
написала и их учительница. Многие из писем
содержат оценки учебников для 5-го и 6-го классов,
другие – пожелания и просьбы к Михаилу
Викторовичу. Наверное, ученый вновь с
удовольствием ответил бы своим корреспондентам.
Но... от прошлогодних писем новые отделены
роковой чертой: 30 октября Михаил Викторович сдал
в печать свою последнюю статью, а 3 ноября его не
стало.
И все же, думаю, письма не останутся без ответа. Их
с пользой прочтут соавторы Михаила Викторовича,
продолжающие работу над учебным комплексом.
Ребячьи жалобы и похвалы будут определенными
ориентирами для многочисленных учителей,
работающих по «пановской программе», да и для их
коллег, предпочитающих другие учебники. Вот
почему мы решили напечатать (с сохранением всех
особенностей стиля) часть писем: пусть наш
коллективный разговор с Михаилом Викторовичем
продолжится в наших мысленных обращениях к нему
и в наших совместных попытках разобраться в том
богатейшем наследии, которое он оставил.
Конечно, ребячье восприятие при всей его остроте
может только отметить, обозначить некоторые
важные моменты пановской дидактики и методики.
Осмыслять и развивать принципы и подходы,
заложенные ученым, нам – взрослым. Поэтому вслед
за письмами учеников из Читы мы помещаем письмо
их учительницы М.Н. Прикуле. Она подробно
пишет о радостях и трудностях повседневного
использования «пановских» учебников. А ее
землячка И.Ф. Лейно в своей статье
рассматривает идеи коллектива, возглавлявшегося
Пановым, в глубокой исторической перспективе,
сопоставляя их с идеями книги Ф.И. Буслаева.
Вклад, внесенный Михаилом Викторовичем Пановым в
науку о языке, в преподавание языка, вообще – в
русскую культуру, не раз будет предметом
пристального и подробного изучения.
А его популярные книги будут просто читаться, и
по учебникам под его редакцией будут учиться
другие дети, и им будет казаться, что они хорошо
знакомы с Пановым...
|