Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №47/2001

ПОДСПОРЬЕ

Т.М.ПАХНОВА

ИЗЛОЖЕНИЕ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ...

Задание 1. Прочитайте отрывок из повести И.Ликстанова «Приключения юнги». Понаблюдайте за употреблением местоимений. Какова их роль в тексте? Озаглавьте текст, составьте план. Подготовьтесь к изложению с продолжением. (Подумайте, чем закончится эта история, и напишите об этом.)

Два матроса «Водолея» – один длинный, тощий, усатый, другой маленький и круглый – на цыпочках, приседая, шли по безлюдной палубе. Со стороны могло показаться, что эти солидные, уже немолодые люди играют в прятки, так осторожно заглядывали они во все закоулки, за ящики, мешки, бочки, так грозно шипели друг на друга при каждом неосторожном движении. Наконец, когда на верхней палубе не осталось почти ни одного неисследованного уголка, маленький матрос сказал длинному:
– Да, может, тебе это почудилось? Иной раз такое увидишь, чего и на свете нет. И откуда ему взяться на «Водолее», чудное дело?..
– Уж это ты брось, – с обидой ответил другой. – Такого и во сне не увидишь: черный, одноухий, тьфу!.. Идет по фальшборту* и крутит хвостом.
– Что-то не верится...
– Вот и капитан не поверил. Смеется. Говорит: «Если найдете это привидение, немедленно швыряйте его за борт».
Оставалось обследовать последний завал из ящиков и мешков. Сначала матросы не без труда перевалили через гору брезентовых мешков с буханками хлеба, потом
протиснулись между бочками с квашеной капустой, отодвинули плоский ящик с яйцами и остановились, неподвижные, как статуи. В самой чаще корабельных грузов из-под груды новеньких пустых мешков высовывались две детские головы: одна в бескозырке, другая в кепке. На ящике, как бы охраняя безмятежный утренний сон мальчиков, восседал5 черный, как смола, большой одноухий кот. Увидев незнакомых людей, он пошевелил кончиком хвоста и беззвучно открыл рот, точно хотел сказать: «Пожалуйста, не шумите. Здесь спят».
Дальше все совершилось в мгновение ока. Не успел Митрофан закрыть рот, как почувствовал себя в железных тисках. Незнакомый человек, такой мирный и солидный по внешности, зажал его под мышкой и яростно закричал:
– За борт его, за борт скотину!
Мальчики вскочили. Они испуганно смотрели, протирая глаза, на двух моряков, которых приняли за командиров, так как на «Водолее» плавала вольнонаемная команда и матросы носили капитанки.
– Кто притащил на «Водолей» кота? – сурово спросил длинный матрос. – Ты или ты? Или вы вместе? Кто?
При этом он так встряхнул Митрофана, что тот квакнул.
– Ты... мы не тащили, – запинаясь, сказал Виктор. – Честное слово, дядя, мы не тащили. Он сам вчера собаки испугался и прыгнул через борт... Он...
– Ладно! Поговоришь с нашим капитаном. Он тебе покажет, как на корабле зверинец разводить...

1. Докажите, что это текст-повествование.
2. Подберите синонимы к фразеологизму в мгновение ока.
3. Готовясь к изложению, напишите словарный диктант.

Привидение, приседая, безлюдная палуба, не осталось ни одного неисследованного уголка, квашеная капуста, безмятежный сон, беззвучно, вольнонаемная команда, зверинец, яростно закричал, грозно шипели, притащить, обследовать, корабль, капитан, черный, зажать под мышкой, пошевелить кончиком хвоста, на цыпочках, сначала, командир, восседать, почувствовать, из-под груды.

Задание 2. Теперь, когда вы уже придумали продолжение истории про кота Митрофана, прочитайте еще три отрывка из повести. Запишите один из отрывков (по выбору), подчеркните местоимения как члены предложения. Объясните орфограммы.

№ 1

Мальчики переходили от одной группы собеседников к другой, слушали все, что придется, в конце концов все перепутали, значительную часть новостей сейчас_же забыли и очень обрадовались, когда нашли человека, который рассказывал не новости, а интересные истории.
Это был необыкновенный человек. Он сидел на баке, большой, темный и неподвижный, как чугунный: что_то жевал и не отрываясь смотрел вдаль, совершенно не интересуясь, какое впечатление производит он и его рассказы на слушателей.
– Это водолаз, – шепнул Виктор на ухо товарищу. – Вчера мы его скафандр видели.
– Почему знаешь, что водолаз? Выдумываешь!
– Они все такие большие. Я их видел. Я даже разговаривал с ними. Ох и сильные! Они все борцы и боксеры...

№ 2

– Есть у тебя какой-нибудь шкертик?
Последний вопрос был обращен к маленькому матросу. Тот сунул руку в карман и достал пеньковую смоленую бечевку. Раз-два-три – и бечевка превратилась в петлю.
Бедный Митрофан! Если_бы он знал, что на «Водолее» так ненавидят кошек, он лучше бросился бы в воду, чем на борт этого ужасного судна. Виктор первый пришел в себя.
Он поднес руку к бескозырке и сказал:
– Разрешите обратиться, товарищ командир?
– Чего? – спросил матрос, удивленный тем, что его именуют командиром.
– Разрешите доложить, что этого кота нельзя топить... Это корабельное имущество посыльного судна «Змей». Он не хотел к вам на борт, просто он собаки на форту испугался. А командир Кравцов его очень любит, и он рассердится... Да...

№ 3

Все получилось великолепно. Юные путешественники спасли Митрофана от бесславной гибели, напились чаю, превратились в равноправных пассажиров «Водолея» и теперь подвигались на запад верно, но медленно... Чересчур медленно.
– Ну и ползет! – сказал Виктор, когда они с Митей закончили осмотр судна. – Настоящая черепаха. Знаешь, сколько «Водолей» делает в час?
Митя не знал. Ему все было в_новинку, и даже старенький «Водолей» казался громадным судном...

(И.Ликстанов)

1. Объясните значение слов: скафандр, форт, шкертик.
2. Подумайте, в какой последовательности расположены отрывки (фрагменты текста) в повести «Приключения юнги»?
3. Объясните значение фразеологизма пришел в себя (обратитесь к словарю).
4. Найдите в отрывке № 1 ту часть, которая является описанием.
5. Сделайте морфологический разбор двух-трех местоимений.
6. Запишите словосочетания, обозначьте в них главные слова:

корабельное имущество, смотрел вдаль, вчера видели, спасли от гибели, чересчур медленно, что-то жевал, ненавидят кошек, продвигались медленно, получилось великолепно, превратились в пассажиров, группа собеседников, этого кота, юные путешественники.

7. Какова роль в этих отрывках диалога, предложений с прямой речью?

Для справок

Скафандр – водолазное снаряжение для спуска на глубину в воду.
Форт – сильно вооруженное береговое укрепление на подступах к главной морской базе или крупному порту, способное к самостоятельной круговой обороне.
Шкерт, или штерт – тонкая короткая веревка.

Ответ. В повести отрывок № 2 следует сразу же после предложенного вначале текста и является кульминацией всей истории с котом (глава, из которой взяты отрывки, называется «Корабельное имущество в опасности»). После беседы с капитаном история завершилась благополучно: кот был спасен от бесславной гибели, а мальчики превратились в равноправных пассажиров «Водолея» (отрывок № 3), поэтому они уже не прятались, а со всеми общались, слушали все, переходили от одной группы собеседников к другой (отрывок № 1, таким образом, должен следовать после отрывков № 2 и № 3). Итак, последовательность расположения фрагментов текста должна быть такой: второй, третий, первый.

___________

* Фальшборт – легкая обшивка борта над открытой палубой.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru