Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №47/2001

ПОДСПОРЬЕ

Ирина ХАЗАНОВА

УРОКИ ПОВТОРЕНИЯ:
ПРАВОПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ И ГЛАГОЛОВ

Предлагаемый материал можно использовать на уроках повторения. Выборочные диктанты из стихотворных текстов, известных и не очень известных детям, вызывают больший интерес, ученики относятся к ним внимательнее, чем к обычным словарным диктантам. Кроме того, для повторения можно использовать и карточки со связным текстом, тем более что в них можно задать и дополнительные вопросы к тексту.

8 - 9 классы

Упражнение 1

1

Ввек тебя я не забуду
Ты найдешь меня повсюду,
А теперь ты воротись,
Не горюй и спать ложись.

2

Улетела лебедь птица,
А царевич и царица,
Целый день проведши так,
Лечь решили натощак.

3

Усмехнувшись исподтиха,
Говорит царю ткачиха...…

4

Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.

5

Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идет
И ко граду их ведет.
С башни князь Гвидон сбегает,
Дорогих гостей встречает;
Второпях народ бежит;

6

Мы отныне ежедневно
Вместе будем непременно…...

7

И опять она его
Вмиг обрызгала всего.

8

Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит.

9

Мы объехали весь свет,
Торговали мы не даром
Неуказанным товаром;
А лежит наш путь далек:
Восвояси на восток…

10

К нам-де в гости обещался,
А доселе не собрался.

11

А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Разбежались по углам;
Их нашли насилу там.

12

День прошел – царя Салтана
Уложили спать вполпьяна.

13

Жил-был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он...…

14

Петушок опять утих.
Снова вести нет от них!

15

Войска идут день и ночь;
Им становится невмочь.

16

По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась...…

17

Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась...…

(А.С. Пушкин)

Упражнение 2

Топорщатся, пыжатся шары наливные – Лиловые, красные и голубые;
– Возьмите нас, пожалуйста, если не жалко, Мы ходим не попросту, а вперевалку.

Полотер руками машет, Будто он вприсядку пляшет. Говорит, что он пришел натереть мастикой пол.

Катится по небу Феб в своей золотой колеснице, завтра тем же путем он возвратится назад.

И глагольных окончаний колокол Мне вдали указывает путь...

По-немецки значит Альтман – Очень старый человек. Он художник старой школы, Целый свой трудился век.

Старик Маргулис зачастую
Ест яйца всмятку и вкрутую,
Его враги нахально врут,
Что сам Маргулис тоже крут.

(О.Э. Мандельштам)

ЗЛОКЛЮЧЕНИЯ КОРОЛЕВЫ

Королева Маргарита по(?)прежнему старалась помочь сыну. На ее зов откликнулись Ш_тландия и Н_рмандия и все вместе они захватили (не) сколько важных английских крепостей. Но Уорик вскоре отбил их. Королеве и ее сыну пришлось испытать большую нужду: корабль перевозивший королевские с_кровища попал в сильную бурю. А студе_ым зимним днем они (в) двоем поехали верхом через заснеженный лес и угодили в лапы к разбойникам которые ограбили их. Двинувшись дальше пешком скво_ глухую чащ_бу они столкнулись с другими разбойниками. Тогда королева взяв принца за руку смело подошла к одному из них и сказала: «Друг мой, перед тобой сын зако_ого короля. Вверяю его твоим заботам». Разбойник изумился однако пров_дил королеву и ее сына к их друзьям. В конце(?)концов все войско королевы было разбито оставшиеся в живых солдаты разбр_лись куда глаза глядят а королева снов_ отбыла (за) границу и пр_таилась там.

(Ч.Диккенс)

Задание. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания; найдите все наречия и определите их разряды, найдите составные сказуемые, определите их класс; объясните постановку запятых при причастных и деепричастных оборотах.

10 - 11 классы

Данный текст может быть использован для работы по повторению спряжения глаголов в старших классах. Его можно использовать в качестве задания на карточке или как диктант с грамматическим заданием.

МЕТЕЛЬ

Снег падал густыми хлопьями. По саратовской дороге медле_о тащилась кибитка запр_же_ая тремя изнуре_ыми лошадьми. Кругом расст_лалась снежная р_внина раскид_валась белая степь. Резкий ветер гулял на пр_сторе. Было холодно грус_но и мрачно.
Кто не езжал по нашим степям, тот не может состав_ть себе никакого п_нятия о степной метел_. Сперв_ вал_т снег и ветер порывисто сыпл_т им во все стороны (не) зная отпора и пр_грады. Земля, как скова_ое море покрытое бе_пр_дельною хрупкою скатертью, ре_ко отделяет(?)ся от черного неба нависшего над ней другой сплошною, ч_рною степью. Ни птица не пролетит ни заяц не промелькнет; все безлюдно мертво дико бе_пр_дельно и полно суровой таинстве_ости. Один голос начинающ_йся бури раздается свободно по плоскому пространству и плач_т и во_т и ревет страшными, одной степи извес_ными голосами. Вдруг вся природа содр_га_тся. Летит метель на крыльях вихря. Начина_тся что(?)то (не) понятное чудное (не)выразимое. Земля ли в судор_гах рвется к небу небо ли руш_тся на землю; но все вдруг смешива_тся верт_тся слива_тся в адский ха_с. Глыбы снега, как исп_линские сав_ны, подн_маются шатаясь (к)верху и клубясь с страшным гулом бор_тся между собой, пада_т кувырка_тся ра_ыпаются и снов_ подн_маются еще больше еще страшнее. Кругом ни дороги ни села. Метель со всех сторон. Тут ее царство ее разгул тут ее дикое веселье. Беда тому кто попался ей в руки: она замуч_т его заверт_т засыпл_т снегом да насмеет(?)ся вдоволь а иной раз так и живого (не) отпуст_т.

(В.Соллогуб)

Задание. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания; укажите спряжение глаголов в настоящем времени; определите формы причастий и деепричастий; найдите особые способы выражения подлежащего и сказуемого; назовите сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, простые предложения с однородными членами; объясните, почему в тексте столько глагольных форм (личных, причастий и деепричастий); подчеркните наречия; объясните постановку запятой перед союзом как, постановку двоеточия и точки с запятой.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru