ПОДСПОРЬЕ
Ирина ХАЗАНОВА
УРОКИ ПОВТОРЕНИЯ:
ПРАВОПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ И ГЛАГОЛОВ
Предлагаемый материал можно использовать на
уроках повторения. Выборочные диктанты из
стихотворных текстов, известных и не очень
известных детям, вызывают больший интерес,
ученики относятся к ним внимательнее, чем к
обычным словарным диктантам. Кроме того, для
повторения можно использовать и карточки со
связным текстом, тем более что в них можно задать
и дополнительные вопросы к тексту.
8 - 9 классы
Упражнение 1
1
Ввек тебя я не забуду
Ты найдешь меня повсюду,
А теперь ты воротись,
Не горюй и спать ложись.
2
Улетела лебедь птица,
А царевич и царица,
Целый день проведши так,
Лечь решили натощак.
3
Усмехнувшись исподтиха,
Говорит царю ткачиха...…
4
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
5
Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идет
И ко граду их ведет.
С башни князь Гвидон сбегает,
Дорогих гостей встречает;
Второпях народ бежит;
6
Мы отныне ежедневно
Вместе будем непременно…...
7
И опять она его
Вмиг обрызгала всего.
8
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит.
9
Мы объехали весь свет,
Торговали мы не даром
Неуказанным товаром;
А лежит наш путь далек:
Восвояси на восток…
10
К нам-де в гости обещался,
А доселе не собрался.
11
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Разбежались по углам;
Их нашли насилу там.
12
День прошел – царя Салтана
Уложили спать вполпьяна.
13
Жил-был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он...…
14
Петушок опять утих.
Снова вести нет от них!
15
Войска идут день и ночь;
Им становится невмочь.
16
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась...…
17
Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась...…
(А.С. Пушкин)
Упражнение 2
Топорщатся, пыжатся шары наливные –
Лиловые, красные и голубые;
– Возьмите нас, пожалуйста, если не жалко, Мы
ходим не попросту, а вперевалку.
Полотер руками машет, Будто он
вприсядку пляшет. Говорит, что он пришел натереть
мастикой пол.
Катится по небу Феб в своей золотой
колеснице, завтра тем же путем он возвратится
назад.
И глагольных окончаний колокол Мне
вдали указывает путь...
По-немецки значит Альтман – Очень
старый человек. Он художник старой школы, Целый
свой трудился век.
Старик Маргулис зачастую
Ест яйца всмятку и вкрутую,
Его враги нахально врут,
Что сам Маргулис тоже крут.
(О.Э. Мандельштам)
ЗЛОКЛЮЧЕНИЯ КОРОЛЕВЫ
Королева Маргарита по(?)прежнему
старалась помочь сыну. На ее зов откликнулись
Ш_тландия и Н_рмандия и все вместе они захватили
(не) сколько важных английских крепостей. Но
Уорик вскоре отбил их. Королеве и ее сыну
пришлось испытать большую нужду: корабль
перевозивший королевские с_кровища попал в
сильную бурю. А студе_ым зимним днем они (в) двоем
поехали верхом через заснеженный лес и угодили в
лапы к разбойникам которые ограбили их.
Двинувшись дальше пешком скво_ глухую чащ_бу они
столкнулись с другими разбойниками. Тогда
королева взяв принца за руку смело подошла к
одному из них и сказала: «Друг мой, перед тобой
сын зако_ого короля. Вверяю его твоим заботам».
Разбойник изумился однако пров_дил королеву и ее
сына к их друзьям. В конце(?)концов все войско
королевы было разбито оставшиеся в живых солдаты
разбр_лись куда глаза глядят а королева снов_
отбыла (за) границу и пр_таилась там.
(Ч.Диккенс)
Задание. Вставьте пропущенные
буквы и знаки препинания; найдите все наречия и
определите их разряды, найдите составные
сказуемые, определите их класс; объясните
постановку запятых при причастных и
деепричастных оборотах.
10 - 11 классы
Данный текст может быть использован
для работы по повторению спряжения глаголов в
старших классах. Его можно использовать в
качестве задания на карточке или как диктант с
грамматическим заданием.
МЕТЕЛЬ
Снег падал густыми хлопьями. По
саратовской дороге медле_о тащилась кибитка
запр_же_ая тремя изнуре_ыми лошадьми. Кругом
расст_лалась снежная р_внина раскид_валась белая
степь. Резкий ветер гулял на пр_сторе. Было
холодно грус_но и мрачно.
Кто не езжал по нашим степям, тот не может
состав_ть себе никакого п_нятия о степной метел_.
Сперв_ вал_т снег и ветер порывисто сыпл_т им во
все стороны (не) зная отпора и пр_грады. Земля, как
скова_ое море покрытое бе_пр_дельною хрупкою
скатертью, ре_ко отделяет(?)ся от черного неба
нависшего над ней другой сплошною, ч_рною степью.
Ни птица не пролетит ни заяц не промелькнет; все
безлюдно мертво дико бе_пр_дельно и полно суровой
таинстве_ости. Один голос начинающ_йся бури
раздается свободно по плоскому пространству и
плач_т и во_т и ревет страшными, одной степи
извес_ными голосами. Вдруг вся природа
содр_га_тся. Летит метель на крыльях вихря.
Начина_тся что(?)то (не) понятное чудное
(не)выразимое. Земля ли в судор_гах рвется к небу
небо ли руш_тся на землю; но все вдруг смешива_тся
верт_тся слива_тся в адский ха_с. Глыбы снега, как
исп_линские сав_ны, подн_маются шатаясь (к)верху и
клубясь с страшным гулом бор_тся между собой,
пада_т кувырка_тся ра_ыпаются и снов_ подн_маются
еще больше еще страшнее. Кругом ни дороги ни села.
Метель со всех сторон. Тут ее царство ее разгул
тут ее дикое веселье. Беда тому кто попался ей в
руки: она замуч_т его заверт_т засыпл_т снегом да
насмеет(?)ся вдоволь а иной раз так и живого (не)
отпуст_т.
(В.Соллогуб)
Задание. Вставьте пропущенные
буквы и знаки препинания; укажите спряжение
глаголов в настоящем времени; определите формы
причастий и деепричастий; найдите особые способы
выражения подлежащего и сказуемого; назовите
сложноподчиненные и сложносочиненные
предложения, простые предложения с однородными
членами; объясните, почему в тексте столько
глагольных форм (личных, причастий и
деепричастий); подчеркните наречия; объясните
постановку запятой перед союзом как,
постановку двоеточия и точки с запятой.
|