ФАКУЛЬТАТИВКАЛЕНДАРНЫЕ ОБРЯДЫ И
|
Современные русские названия |
Древние славянские названия |
Современные украинские названия |
Современные белорусские названия |
Январь |
Сечень |
Сiчень |
Студзень |
На Руси календарь назывался месяцесловом.
Месяцеслов охватывал весь год крестьянской
жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где
каждому дню соответствовали свои праздники или
будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды,
природные приметы и явления.
Далее обратимся к форме календаря (месяцеслова).
Оказывается, она была круглой. Отсюда в русском
языке выражение круглый год. Почему возникла
такая форма календаря? Еще раз зададим вопрос:
что составляло его основу? Вместе с детьми рисуем
круг, который можно заполнить сразу, а лучше
постепенно в течение нескольких уроков. Для
каждого времени года выбираем свой цвет: для зимы
– синий или голубой, как лед и снег под солнцем;
для весны – зеленый, потому что все зеленеет и
расцветает; для лета – красный, так как жарко, дни
светлые и долгие (вспоминаем выражение лето
красное); для осени – желтый, как листья на
деревьях. Теперь нанесем на календарь основные
точки. Сразу оговоримся, что привычные названия
месяцев нам не подходят, так как они заимствованы
из латинского языка. Мы будем обозначать месяцы
древними русскими (славянскими) названиями, а из
обычных наименований используем начальные
буквы, чтобы сориентироваться. Итак, выделим
летний и зимний солнцевороты, а также весеннее и
осеннее равноденствие. Попутно можно поговорить
о строении и происхождении данных слов. В ходе
этой работы совместно с детьми выясняем, что
круглая форма календаря объясняется очень
просто: времена года и его главные, поворотные
моменты постоянно повторяются, но уже на новом
уровне. Основу календаря составляли сезонные
изменения в природе. В народно-поэтическом
восприятии осень – зима ассоциировалась с
засыпанием и заколдованным сном-смертью, а
весна – лето – с возрождением и пробуждением.
Языческий славянский миф о Солнце рассказывает,
как Солнце – Ярило теряет свою силу каждую осень
и умирает и как в самую глухую зиму (зимний
солнцеворот) просыпается, набирает силы и в
полном блеске сияет вновь, даря своей
возлюбленной – Земле – тепло и свет, а та
расцветает и плодоносит.
С другой стороны, цикличность
календаря напоминает человеческую жизнь, где
весна – это молодость, лето – расцвет, осень –
время сбора плодов (хорошо, если они есть, а то
можно жизнь прожить, а плодов не собрать), зима –
время мудрости и покоя.
Теперь вспомним вот о чем: эта цикличность и
ритмичность определяла жизненный уклад земледельца.
Народный календарь был календарем земледельческим,
что отразилось в названиях месяцев, народных
приметах, обрядах и обычаях. Даже определение
сроков и продолжительности времен года связано с
реальными климатическими условиями. Отсюда
несовпадение названий месяцев в разных областях.
Например, листопадом может называться как октябрь,
так и ноябрь. Более того, в книге
А.Ф. Некрыловой «Круглый год» [5] читаем: «Осень
в крестьянском понимании ограничивалась
периодом уборки урожая – примерно от Ильина
дня (20 июля / 2 августа) до Покрова (1/14 октября).
Собственно лето – это короткое время созревания
хлебов: с Ивана Купалы (24 июня / 7 июля) до Ильина
дня или Успения св. Анны (25 июля / 7 августа), редко
до первого Спаса (1 / 14 августа). Весну призывали в
марте, а началом ее считался Егорьев день (23
апреля / 6 мая) – “Егорий весну открывает”.
Помимо основных годовых сезонов, выделаялись
переходные, промежуточные периоды: пролетье
(поздняя весна – раннее лето), молодое бабье
лето (конец лета – начало осени), осенины
(середина сентября), позимье (обычно октябрь)
и др.» [5].
Работая с календарем, дети могут заметить, что в
приметах, поговорках, загадках, пословицах часто
сравниваются зима и лето, осень и весна. Можно
говорить о гармонии, когда времена года и
отдельные месяцы взаимно влияли друг на друга.
Именно эта гармония позволяла заранее
определить характер и погоду, например,
предстоящей весны и т.п. Следует сказать также и о
том, что эта гармония (лад в народном восприятии)
ныне разрушена, и виноват в этом человек, который,
нарушая данные ему Богом законы бытия, губит и
мир, окружающий его.
Итак, делаем выводы: русский народный календарь
(месяцеслов) – календарь земледельческий,
основанный на сезонных изменениях в природе, в
нем ритмично чередовались различные циклы
человеческой жизни. Со следующего урока мы
приступаем к разговору о конкретных временах
года.
Специально для учителя следует отметить еще одну
проблему, с которой он непременно столкнется,
говоря о календаре. Во-первых, на Руси
существовал не один календарь. В Древней Руси год
начинался с марта, в 1492 году было определено
празднование церковного новолетия и
гражданского нового года с 1 сентября, а 1700 год и
новое столетие указом Петра I начались с 1 января.
Эти моменты мы обычно тоже отмечаем на круглом
календаре.
Во-вторых, старый и новый стиль. Нет
необходимости подробно объяснять
шестиклассникам, как возникли два стиля, какой из
них точнее и так далее, тем более что на этот счет
существуют разные мнения. Оговариваем только,
что будем отмечать на календаре даты и по
старому, и по новому стилю, потому что далее у нас
пойдет речь о православных праздниках, а в
Русской православной церкви принят юлианский
календарь (так называемый старый стиль).
Так, определив на первом уроке особенности
русского народного календаря, мы будем
возвращаться к нему впоследствии, постепенно
отмечая даты, например, православных праздников,
и записывая старинные названия месяцев, когда
речь пойдет о каждом времени года и связанных с
ним календарных обрядах, обычаях, народных
приметах и праздниках.
1. Афанасьев А.Н. Древо жизни.
Избранные статьи. М.: Современник, 1982.
2. Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: Молодая
гвардия, 1991.
3. Костанян Н.Н. Русская народная словесность.
М.: Просвещение, 1994.
4. Климишин И.А. Календарь и хронология. М.:
Наука, 1990.
5. Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский
земледельческий календарь. М.: Правда, 1989.
6. Панкеев И.А. Полная энциклопедия быта
русского народа. Тт. 1, 2. М.: ОЛма-Пресс, 1998.
7. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой
Руси. М.: Российский раритет, 1992.