Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №48/2001

УЧЕНИЕ С РАЗВЛЕЧЕНИЕМ

Алексей СМИРНОВ

ПРОГУЛКИ СО СЛОВАМИ «ЦЫРК» В ЦИРКЕ*

(Грамматическое представление)

И учителя, и родители говорят: «Если хочешь грамотно писать, надо больше читать». Почему? Потому что в книгах ошибок не бывает (правда, иногда бывают опечатки, но редко).
Только когда читаешь подряд все правильное, правильное, правильное, то и не представляешь себе, что может быть неправильное. Как это – неправильно? А как сам начнешь писать, так и напишешь вместо ходули «хадули»... Это слово еще легко проверить: ходка, поход. А если попадется словечко словарное или иностранное, которое не проверишь? Какой-нибудь цирк или аплодисменты, дрессировка или колесо... Как тут не ошибиться?
Для того, чтобы обратить ваше внимание на правописание некоторых трудных слов, для того, чтобы вы не просто пробежали по ним глазами, а поработали с ними, «повертели» их так и сяк, нарочно поошибались, пошутили, посмеялись над неверным написанием и твердо запомнили правильное, я предлагаю вам отправиться вместе со мной на грамматическое представление «“цырк” в цирке». Но сначала давайте «купим» программку и посмотрим, какие номера нас ожидают, то есть написание каких слов нам предстоит отработать или иметь в виду.

ПРОГРАМКА
ГРАММАТИЧЕСКОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
«“ЦЫРК” В ЦИРКЕ»

Парад-алле – проходят все участники без исключения.
Ходули – клоун Тихон на гигантских ходулях.
Аплодисменты – группа канатоходцев Дохотанаки.
Проволока – баланс на свободно висящей проволоке исполняет клоун Тихон.
Дрессировка – Ирина Ресс и попугай Кеша.
Корректно – клоун Тихон и говорящий ворон Кинолентий.
Колесо – жонглер Осип Иц на одноколесном велосипеде.
Олеся и Алиса – клоун Тихон и два колеса.
Икра – поэт-маг аль Рубайи вызывает слова, скрытые в слове икра.
Компот – Тихон ошибается, но ведущий Пров его поправляет.
Акробаты – квартет гимнастов «Воздушные пути».
Подкидная доска – Тихон показывает «“Цырк” в цирке».
Кони – отдыхаем от тяжких трудов.
Большой манеж – заключительный марш-парад.

А теперь внимание на арену.
Представление начинается.

Парад-алле

Оркестр, марш! Зажглись огни со всех сторон.
Оркестр, марш! И цирк кипит, как стадион.
Оркестр, марш! Мы начинаем свой парад.
Идут участники подряд,
и горят
над ними слова: «“ЦЫРК” В ЦИРКЕ. ПАРАД-АЛЛЕ!».

Парад-алле! Канатоходцы впереди.
Парад-алле! И дама с птицей на груди.
Парад-алле! Велосипед, факир-поэт,
акробатической квартет
и дуэт
наездниц. Идет блестящий ПАРАД-АЛЛЕ!

Оркестр, марш! Ведет программу нынче Пров.
А на ковре? Там Тихон наш – король ковров.
Парад-алле! Мы завершаем променад,
идут участники подряд,
и горят
над ними слова: «ВЕСЕЛЫЙ ПАРАД-АЛЛЕ!».

Ходули

Справа вход, а слева вроде
выход, там – ходок-шатун,
на худых ходулях ходит
клоун Тихон-хохотун.

Двух ходулечек владелец –
ничегошеньки себе! –
клоун Тихон, как младенец,
обучается ходьбе.

– Пров, ты хочешь походить на «хадулях»?
– Почему же на «хадулях»? Ведь корень-то -ход-.
– Это для тех, кто ходить умеет. А для меня корень «-дули-» и приставка «ха-». Ха-ха-ха-ха!..

Те, кто умеет «ходить», то есть грамотно писать, знают, что в русском языке приставки
«ха-» не бывает. Поэтому правильно будет только ходули – от корня -ход-.

Аплодисменты

– Грамматическое представление «“Цырк” в цирке» начинает группа канатоходцев «Эля Мент и семья Дохотанаки»!

Когда погаснет в зале свет
и луч прожектора зажжется,
смотрите: друг за другом вслед
идет семья канатоходцев.

Как восклицательные знаки,
качаются Дохотанаки.
Спиной вперед пройдет и так
«канатоходец» Дохотанак.

За элементом элемент
показывает Эля Мент.
Момент! И связка элементов
срывает гроздь аплодисментов.

Вот слово важное для нас.
Посмотрим на него анфас:
аплодисменты.
Кто пишет так: «опладесмент»,
тот не увидит Элю Мент.

Лишь написавший: «аплоди...»
и дальше на манеж гляди.

Шпагат и стойка на кистях
на верхотуре не пустяк.

А это сальто, господа,
и на полу не ерунда.
На чуточку не сделай крен ты...

Аплодисменты.

Опять огни кругом горят,
оркестр играет марш-парад,
и по канатам цвета беж
семья спустилась на манеж.

В слове аплодисменты первые шесть букв трудные, а вторые – легкие, выпишем для памяти это слово, прислушиваясь к рукоплесканиям зала:

а-пло-дис-мен-ты... а-пло-дис-мен-ты...
а-пло-дис-мен-ты... а-пло-дис-мен-ты.

Проволока

– Сейчас я вам покажу высший пилотаж.
– Интересно... А как называется твой номер, Тиша?
– Баланс на свободно висящей провал...ке!
– На чем?
– На провал...ке.
– На чем, на чем?
– Ну, в общем, на одной железке...
– Нет, ты повтори по слогам: на свободно висящей...
– «Про-ваа-ке»!
– Тиша... Ты меня компрометируешь. Надо говорить проволока и никак иначе. Ну, хорошо. Показывай свой номер.
– А ты меня объяви.
– Почтенная публика!..
– Пров, а ты знаешь, что это очень страшный номер? Половина зрителей закроет глаза и ничего не увидит.
– Тогда давай так. Ты работай, а я буду рассказывать, что ты делаешь, тем, кому страшно смотреть. Почтенная публика! Клоун Тихон...
– Пров, а зачем тут эти ведра стоят?
– Не обращай внимания.
– А с чем они?
– С лаком. Оркестр, барабанную дробь... Начали!
Тихон пошел по проволоке. Потихонечку, шатко-валко. И вдруг – провал! Проволока закачалась под ним влево, вправо, превратившись в какую-то «провалоку», «провал...ку», «провал...ку»! Но Тихон выправил равновесие, балансируя зонтиком.
Ах, он снова оступился, попав ногой в ведро с лаком!
– Это «провалака» виновата... Нет, это ты, Пров, виноват. Наставил тут ведра с лаком... Это в Прова лаки я провалился с «правалоки»!
– Тихон выволок ногу из лака, проволок ее по воздуху и опять почувствовал под собою твердую проволоку.
А сейчас – тс-с! Я попробую разыграть шутку про волка. Подкрадусь к Тихону сзади – вот так – и крикну во все горло:
– Во-о-олки!..
«Провол...ка» под Тишей зашаталась...
– Где волки?
– Нет волков. Алле-гоп! И наш эквилибрист спрыгнул с проволоки. Кому было страшно, открывайте глаза. Тиша уже на манеже.
Кажется, мы перебрали все неправильности, связанные с написанием слова проволока. Надо помнить, что оно происходит от глагола «волочить» и содержит в себе три буквы о:

проволока, проволока, проволока, проволока...

Дрессировка

Пров. А теперь я приглашаю на арену Ирину Ресс и ее говорящего попугая Кешу!
Ирина Ресс. Иннокентий, скажи: «Дрессировка». Ну, будь умницей, не упрямься...
Кеша. Дрессировка! Дрессировка! Дрессировка! Дрессировка!..
– Хватит-хватит, все узнали, какой ты у нас грамотный. А скажи: «Ирина». Ну! «И-ри-на».
– Ир-ка!
– И кто тебя только воспитывал?
– И-рин-ка!
– Вот это уже лучше. А полностью?
– Дрес-си-ров-щи-ца И-ри-на Ресс.
– Молодец!

Корректно

– Пров, представь нас публике.
– А с кем это ты, Тиша? Как вас объявить?
– На арене клоун Тихон и его говорящий ворон Кинолеша! Кинолентой, скажи: «Карректно». Ну что ты, хуже попугая? Повторяй за мной: «Карректно, карректно...».
– Карр! Карр! Карр! Карр!
– Пров, уйми его! Что он раскаркался?
– А что ты «раскарректился»? Слово корректно пишется через о: «корр», а не «карр». Запомни раз и навсегда: корректно.
Жонглер на велосипеде Осип Иц!

Колесо

Если в слове колесо
крутятся две буквы о
лес блестящих тонких спиц,
ослепительных, как блиц,
то пускай уедет «колес...»
на экватор или полюс,
в тридевятое село,
лишь бы нам осталось о,
две педали и седло.
И тогда быстрее птиц
будет мчаться Осип Иц
и жонглировать десятком
диетических яиц!

Десять – ровно два пятка.
Словно их из кипятка
только-только вынул Ося
и, ошпарившись, подбросил.
Не выдерживают пальцы,
потому что жгутся яйца.
Их поймают и подкинут,
и опять они летают –
стынут, стынут, стынут, стынут,
как снежки, в руках мелькают.
Не позволит им разбиться
мастерство жонглера Ица!

Можно представить себе, что слово колесо – это велосипед с двумя колесиками – буквами о. Последнее о откатилось назад, на нем и мчится Осип Иц.
А в велогонках участвует сразу много колес. Они крутятся друг за другом вот так:

колесо, колесо, колесо, колесо...

Олеся и Алиса

– Тиша, зачем это ты два колеса катишь?
– Выбираю, к кому ехать. Вот – колесо, а вот – «калисо».
– И какой же у тебя выбор?
– Если к Олесе, то на колесе, а если к Алисе, то на «калисе»...
Здесь Тихон каламбурит. Каламбур – это когда одно слово можно разбить на два других или на другое с предлогом. Например: кларнет и Клар нет (помните?), сосна и со сна.
– Я со сна (то есть только что проснулся).
– Ты сосна? А где же у тебя шишки?..
К Олесе можно доехать на колесе. Это точный каламбур. А к Алисе на «калисе» не доедешь, потому что нет такого слова – «калисо».

Икра

Пров. Поэт-маг ибн Факир аль Рубаи из Багдада!
Оркестр, прошу заклинательницу-флейту.

Маг. Я – ибн Факир аль Рубаи.
Послушайте слова мои.
ИКРА – загадочное слово,
в нем тайна неба и земли.

Так говорю я – ибн Факир!
ИКРА вместила целый мир.
В ней скрыт ИРАК, немой от зноя,
в ней спит полуденный КАИР.

Так мыслю я – Факир ибн аль!
А мысль моя острей, чем сталь.
РАК в небесах, в пучине РАКИ
и АРКИ Рима – вот вам даль.

Послушав Рубаи аль ибн,
на солнечный взгляните нимб.
Он растопил Икару крылья,
и в волны пал ИКАР под ним.

Я, Рубаи аль Факира,
поэт, посланец бога РА,
клянусь, заканчивая номер,
что слово слов моих – ИКРА!

Этот номер не на правописание, а на воображение, на умение увидеть в одном слове много других и понимать их значения. Вы знаете, что такое рак в небесах? А Икар ? Кто он?

Компот

– Что это ты, Тихон, тащишь?
– Компотницу.
– Зачем?
– После каждого «рубая», я буду «рубать» компот столовой ложкой.
– Так ты тоже пишешь арабские стихи?
– Еще какие!
– Очень интересно. Мы все внимательно слушаем.
– А где заклинательница-флейта?
– Оркестр, пожалуйста, флейту.
– Сейчас, я только настроюсь... Пров, у тебя есть один старый рубль?
– Возьми. Но для чего он тебе?
– Я по нему на ритм настраиваюсь.

Адзын рубель, бир манат,
бир сум, бир сом, бир манат.
Адзын рубель, карбованец,
бир сум, як сум, бир манат.

Я, ибн Тихон аль Тихан,
умудренный жизнью хан,
говорю: «кампот», ребята,
самый главный богдыхан.

В нем и топка, и «маток»,
в нем и Томка, и шматок,
мопс зловредный и «патомок» –
все поставим на «паток!..

– Стоп-стоп-стоп! Ты, Тихон, подожди из компотницы-то отхлебывать.
– А что такое?
– А то, что ты неправильно пишешь слово компот. Надо писать ко:
компот, компот, компот, компот,
а не «ка». Отсюда ошибки в словах, которые ты вытаскиваешь из своего «кампота». Нет слова «паток», а есть поток.
– Ха! А если поток сладкий? Если течет патока?..
– Тогда это будет поток патоки.

Акробатический квартет «Воздушные пути»! Каскады на подкидных досках.

Акробаты

Нам в цирке дорог риск.
Где точность, там успех.
Один стремится вниз,
другой взмывает вверх.

Воздушные пути
отважные торят.
Как ласточка, лети, лети
под купол, акробат!

«Солдатиком» нырнет
на край доски один,
а двух других взовьет
спружинивший трамплин.

Воздушные пути
отважные торят.
Над публикой лети, лети
под купол, акробат!

Мы мчимся вниз и вверх,
упруги и остры.
Во тьме мы – фейерверк,
рубашки – как костры.

Воздушные пути
отважные торят.
Свободнее лети, лети
под купол, акробат!

Акробат, акробат, акробат, акробат...

Подкидная доска

– Тихон, ты, я смотрю, обулся по-спортивному – в кеды.
– Какой номер, такая и обувка.
– Неужели ты хочешь показать нам что-то на подкидной доске?
– Нет, Пров. На подкидной ты будешь показывать, а я буду – на подкедной. У доски два конца: который подкидывает, тот подкидной, а на который сверху прыгают, тот подкедный.
– Я вижу, ты у нас крупный грамотей. Скажи, пожалуйста, а как пишется слово цирк? Через ы или через и?
– Для тебя через и, а для меня через ы.
– Почему так?
– Потому что ты представляешь цирк, а я – «цырк» в цирке. Кстати, Пров, а умеешь ли ты играть в «подкидного дурака»?
– Умею. А что?
– Перебросимся? Вот доска. Вставай на подкидной конец, а я с подкедного ходить буду.
– Тихон! Если не хочешь попасть под копыта, немедленно освободи манеж.

Наездницы-амазонки на чудо-конях!
После тяжких трудов отдохнем от грамматики и просто полюбуемся на амазонок и скакунов.

Кони

Идут по арене высокие кони,
фырчат и прядут от волненья ушами.
Наездницы, как амазонки на троне,
сидят и булаными правят конями.
Пусть каждый проявит сноровку и норов.
Конь ров перепрыгнет, он вору не дастся,
его ни стрела не догонит, ни ворон,
напрасно арканом вдогонку кидаться.
Вначале покажется, будто с ленцою
трусит он по кругу прохладной хлынцою,
то боком, то гопом. Не скачка, а ропот.
А где его нарысь? А где его топот?

Но гикнет жокей, и порвется кривая,
и кони помчатся, опилки взрывая,
как будто по краю прибоя, и пену,
играя, бросают они на арену.
Колышутся гривы, трепещут попонки,
мелькают копыта, ничуть не звеня,
и пляшут наездницы – две амазонки –
и перелетают с коня на коня!
И плещется море у самого корда.
Что может быть пенистым волнам родней,
чем шей разворот, чем воздетые гордо
горячие храпы бегущих коней?!

Большой манеж

Оркестр, марш! Пошла размашистая рысь.
Оркестр, марш! Поберегись, с дороги брысь.
Оркестр, марш! Ах, кони бешеные, тпру-у!..
Зажглись, как будто на юру,
на ветру
над нами слова: «“ЦЫРК” В ЦИРКЕ.
БОЛЬШОЙ МАНЕЖ».
Большой манеж! Дуэт наездниц впереди.
Большой манеж! А вслед – «Воздушные пути».
Большой манеж! Факир ибн аль и Осип Иц,
мадам – учительница птиц.
Сколько лиц!
Семья, Эля Мент... Все-все на БОЛЬШОЙ МАНЕЖ!

Оркестр, марш! Везде успел проворный Пров.
А Тихон наш? Он пошутить всегда готов.
Большой манеж! Вот и кончается игра.
Нас ждут другие номера.
Нам пора.
Прощайте, друзья! До встречи, БОЛЬШОЙ МАНЕЖ!

“ЦЫРК” В ЦИРКЕ»

(Проверочный диктант)

Все началось с парада-алле.
Потом клоун Тихон забрался на ходули. Он был плохой ходок, и ходули у него то и дело подворачивались. Зато канатоходцы срывали за аплодисментами аплодисменты. Тихон решил, что ходить по канату легче, чем на ходулях, но труднее, чем по проволоке. Поэтому он взял проволоку и чего только на ней не вытворял! Она все стерпела.
Потом была дрессировка. Ирина Ресс дрессировала попугая, а Тихон – говорящего ворона. Он учил его произносить слово корректно.
А жонглер на велосипеде Осип Иц? Он оседлал колесо и мчался на нем по арене, жонглируя. Клоун не удержался и покатил два колеса: одно к Олесе, другое к Алисе.
А вы помните, как поэт-маг под звуки флейты заклинал слово ИКРА, вызывая из него слова: ИРАК, КАИР, РАКИ, АРКИ, ИКАР ?..
А как Тихон возился со словом компот?..
В конце выступали акробаты на подкидных досках, а две амазонки, переливаясь алмазными блестками, гарцевали на чудо-конях!
Прощайте, друзья! До встречи, Большой манеж!

_____________________________

* Глава из кн.: Смирнов А.Е. Прогулки со словами / Уч. пособие по русскому языку. М.: "Центр гуманитарного образования", 1996

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru