Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №1/2002

ПРАЗДНИКИ

Л.А.КОРНЕЕВА
школа № 1258, руководитель православного
кружка «Троицкий просветитель»
при храме Святой Троицы в Кожевниках, г. Москва


«ХРИСТОС РОЖДАЕТСЯ, СЛАВИТЕ»

Рисунок Дарьи Бокаревой с иконы «Рождество Христово», написанной на Афоне горе Афон

Рисунок Дарьи Бокаревой с иконы «Рождество Христово», написанной на Афоне горе Афон

...Рождество Христово – один из главных и любимых православных праздников на Руси. Это событие, с которым мы все связаны, связаны потому, что от Рождества Христова ведется наше летосчисление. А еще потому, что в этот день измученное, озлобленное, погрязшее в пороках, страдающее человечество – не древнее абстрактное, а все человечество, включая и нас с вами, – обрело надежду. В мир пришел Спаситель.

Вспомним великие события тех дней; вдумаемся в смысл слов и выражений, живущих в современном языке.

Итак, в мир пришел Спаситель. Спаситель – именно таково значение имени Иисус. А Христос означает «помазанник». Так называли царей и первосвященников. В «Толковании на Святое Евангелие от Матфея» блаженный Феофилакт, архиепископ болгарский, пишет: «Господь называется Христом и как Царь, ибо воцарился для истребления греха, и как Первосвященник, ибо Сам Себя принес в жертву за нас. А помазан Он истинным елеем, Духом Святым».

Как известно, ко времени Рождества кесарь Август приказал произвести перепись населения. «И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна» (Лк. 2; 3–5).

Название города Вифлеем имеет глубокий смысл и в переводе означает «Дом хлеба». «Аз есмь хлеб жизни», т.е. источник жизни – так говорит Господь. Город этот находился на расстоянии примерно 3 суток пешего пути от Назарета, где жили Мария и Иосиф. Известно, что Мария с раннего детства жила при Иерусалимском храме. Когда же наступило Ей время по обычаю оставить храм и выйти замуж, Мария ответила, что от рождения посвящена Богу и желает во всю жизнь соблюсти девство. Такое решение было очень необычным для того времени, тем более что монастырей тогда еще не существовало. Первосвященник Захария по указанию Ангела Господня взял посохи неженатых мужей из рода Давидова и внес их с молитвой в святилище Иерусалимского храма. Через некоторое время он увидел, что посох восьмидесятилетнего старца Иосифа расцвел и на нем сидит голубица. Это было знамением свыше. Плотник Иосиф, который перед тем много лет вдовствовал, стал обручником, т.е. хранителем, Девы Марии.

Вернемся к евангельским событиям. Город был переполнен, и путники не могли найти себе пристанища. Они укрылись в пещере у Вифлеемских ворот за городом. Сюда в бурю загоняли скот. Здесь и совершилось таинство пришествия в мир Христа Спасителя. «Когда же они были там, наступило время родить Ей. И родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2; 6–7). Пещера, о которой сказано выше, имеет еще одно название – вертеп. Слово это обычно употребляется совершенно в ином значении. Чаще – притон разбойников, преступников, реже – ящик с марионетками, служивший местом для устройства кукольных представлений на евангельские сюжеты. Между тем второе значение как раз связано с Рождеством. В настоящее время вертеп находится под алтарем храма Рождества Христова – особо чтимой святыни Вифлеема. Он облицован мрамором, а место Рождества указано большой серебряной звездой, вокруг которой написано: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии».

В Вифлеемской долине недалеко от пещеры когда-то пас стада своего отца прославленный царь Давид. И теперь, в ночь Рождества, пастухи так же сторожили стада. Внезапно воссиял яркий свет, перед пастухами явился Ангел Господень, который возвестил им: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк. 2; 10–12). После этого явилось множество ангелов, которые славили Бога.

Когда видение окончилось и пастухи пришли в себя, они отправились в Вифлеем, нашли Пречистую Деву и Младенца, лежащего в яслях, и поклонились Ему.

Что же такое ясли? Это слово прочно вошло в наш язык, и значение его всем известно – «воспитательное учреждение для маленьких детей». Но это – второе значение. Первое значение этого многозначного слова – «кормушка для скота». В повествовании о Рождестве Христа ясли – это стойло для скота с кормушкой, которая представляет собой каменное углубление в скале. В это углубление Дева Мария положила солому, а на нее – родившегося Младенца Христа.

Вслед за пастухами поклониться Младенцу пришли волхвы. Это были халдейский царь Мельхиор – почтенный старец, перс Валтасар – человек первой возмужалости и эфиоп Каспар – цветущий юноша. В современном понимании слово волхв чаще всего означает «волшебник», «чародей», «колдун». Но в древности у персов и других восточных народов волхвами называли мудрецов, особенно ученых, наблюдающих за звездным небом. Пришли они, как известно, привлеченные необыкновенной звездой, появившейся на небе перед Рождеством Христовым. Появление ее было предсказано за 1450 лет до этого события. Звезда должна была возвестить Рождение Царя, который будет владеть всем миром.

Звезда не подчинялась небесным законам. Она двигалась впереди каравана, указывая волхвам путь, пока не привела их в Вифлеем. Волхвы поклонились Младенцу и поднесли Ему дары: золото – царю, ладан – Богу, смирну – человеку. Ладан в древности подносили царям в знак особого благоговения. Смирна – это дорогое благовонное масло, которым помазывали усопших.

В современном русском языке есть такое выражение: дары волхвов. Оно означает дары, поднесенные чистосердечно и с любовью, дары от мудрых людей, знающих жизнь. Со временем выражение дары волхвов стало метафорой.

А между тем дары эти существуют по сей день и с особым тщанием хранятся на Афоне, в монастыре святого Павла. Вот что рассказывается о них в статье Н.Е. Лавровой «И принесли Ему дары...», напечатанной в журнале «Русский дом», № 1 за 1999 год: «Как, в каком виде дошли до нас дары волхвов? Золото – двадцать восемь небольших пластин разной формы – трапеция, четырехугольник, многоугольник... На каждой – тончайший филигранный орнамент, ни разу не повторяется. Ладан и смирна – небольшие, величиной с маслину, шарики, их около семидесяти... Ценность их, не только духовная, но и историческая, археологическая, неизмерима, потому и помещены они в небольшие ковчеги-мощевики.

Дары волхвов Матерь Божия бережно хранила всю жизнь. Незадолго до своего Успения, зная, что земная Ее жизнь заканчивается, передала дары вместе со своим поясом и ризой Иерусалимской церкви, где они и хранились до 400 года. Византийский император Аркадий перенес дары в Константинополь для освящения новой столицы империи. Потом они попадают в город Никею и около шестидесяти лет находятся там. Когда из Константинополя были изгнаны латиняне, дары возвращаются в столицу, после падения Византии в 1453 году отправляются дары волхвов на Афон, в монастырь святого Павла. Их привезла туда сербская царевна Мария».

Так небо и земля, ликуя, встретили Рождение Спасителя. И в наши дни, как и много веков назад, православные христиане славят Младенца Христа.

В России Рождество Христово отмечается 7 января. Этот день соответствует 25 декабря по церковному календарю (или по юлианскому стилю). Празднику предшествует шестинедельный пост, последний день которого называется Рождественским Сочельником. Слово сочельник происходит от сочиво. Это особое блюдо, которое готовят из мака или пшеницы с медом и вкушают в последний день поста.

Вечером 6 января начинаются праздничные богослужения, где звучат песнопения, возвещающие о Рождении Христа.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru