МАТЕРИАЛЫ К
УРОКУ
Стелла БОНДАРЕНКО,
Наталья БОРИСЕНКО
МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ
( Из нового учебного комплекса по
русской филологии под редакцией Г.Г.Граник)
5 класс
1. Постройте в пары слова из
первого и второго разделов. Сделайте все, что
можете, сами, и только при затруднении посмотрите
в ответ.
1) Колючий ..., лесная ..., одиннадцатый ...,
непромокаемый ..., родная ..., черная ..., белая ...,
серебряная ..., свадебный ..., острый ..., детский ...,
неслыханная ..., веселый ..., победный ...,
музыкальный ..., осенний ... .
2) Глушь, брошь, «Ералаш», клич, еж, этаж, пейзаж,
нож, ложь, гуашь, плащ, тушь, речь, марш, плач, туш.
Ответ: колючий еж, лесная глушь,
одиннадцатый этаж, непромокаемый плащ, родная
речь, черная тушь, белая гуашь, серебряная брошь,
свадебный марш, детский плач, неслыханная ложь,
веселый «Ералаш», победный клич, музыкальный туш,
осенний пейзаж.
2. А теперь наоборот. Постройте
слова в пары, найдя каждому существительному его
прилагательное. В какой форме стоят эти
прилагательные?
1) Ветерок ..., ландыш ..., мороз ..., снег ...,
атлет ..., луч солнца ..., лес ..., гиппопотам ..., день
..., шиповник ..., взгляд медузы Горгоны ..., напиток
кока-кола ..., успех ..., Гермес... .
2) Трескуч, неуклюж, шипуч, могуч, жгуч, пахуч,
вездесущ, свеж, скрипуч, погож, колюч, дремуч,
зловещ, блестящ.
Для справок: Гермес – бог
торговли у древних греков, посланник богов.
Медуза Горгона – в греческой мифологии
крылатое чудовище со змеями вместо волос,
превращающее все живое в камень.
Ответ: ветерок свеж, ландыш пахуч,
мороз трескуч, снег скрипуч, атлет могуч, луч
солнца жгуч, лес дремуч, гиппопотам неуклюж, день
погож, шиповник колюч, взгляд медузы Горгоны
зловещ, напиток кока-кола шипуч, успех блестящ.
* Задание для любознательных.
Узнайте, какой греческий миф связан с медузой
Горгоной. Перескажите его очень кратко.
3. Допишите рифмы.
1) – Неправда, –
Не верит Фома, –
Это ... –
И прямо по лужам
Идет без ...
(С.Михалков)
2) Бал гремит, шумит, грохочет,
Все вокруг несется ...,
Только громче всех топочет
Очень странный бородач.
(Д.Хармс)
3) – Смотрите, – ему говорят, –
Это слон.
И снова не верит Фома:
– Это ... .
Совсем этот слон
На слона не ... .
(С.Михалков)
4) Дама сдавала в ...
Диван, чемодан, ...
(А.Барто)
Ответ: 1) ложь, галош; 2) вскачь; 3)
ложь, похож; 4) багаж, саквояж.
4. Перепишите текст, вставляя, где
нужно, мягкий знак. Какую роль он играет в этих
словах? Узнали ли вы литературного героя?
Запишите его имя в последнем предложении.
Все в цирке зааплодировали, оркестр
заиграл туш(?), и на манеж(?) вышел знаменитый
иллюзионист Сидорелли. На нем был расшитый
золотыми драконами синий шелковый плащ(?). Пока
его помощ(?)ники раскладывали на маленьком
лакированном столике все, что было необходимо
для первого фокуса, он продолжал раскланиват(?)ся
и улыбат(?)ся.
Когда Сидорелли из совершенно пустого ящика
вытащил сначала голубя, потом курицу и наконец
мохнатого веселого пуделя, мальчики дружно стали
хлопать вместе со всеми зрителями.
Только один зритель во всем цирке не выказывал
фокуснику никаких признаков одобрения. «Терпеть
не могу обман(?)щиков!» – бормотал он про себя.
Это был ... .
(По Л.Лагину)
Ответ: туш, манеж, помощники,
раскланиваться, улыбаться, обманщиков, Хоттабыч.
5. Замените данные словосочетания
существительными на шипящий.
1) мелкие деньги, 2) неправда, 3)
неискренность, лицемерие, 4) изображение природы,
5) доктор, 6) человек, играющий на скрипке, 7) конец
суток, 8) сообщение с места событий, 9) композиция
из цветного стекла, 10) торжественное открытие
художественной выставки.
Ответ: 1) мелочь, 2) ложь, 3) фальшь, 4)
пейзаж, 5) врач, 6) скрипач, 7) ночь, 8) репортаж, 9)
витраж, 10) вернисаж.
6. Образуйте существительные от
следующих глаголов:
1) плакать, 2) помогать, 3) проигрывать, 4)
разыгрывать, 5) галдеть.
Ответ: 1) плач, 2) помощь, 3) проигрыш,
4) розыгрыш, 5) галдеж.
7. Напишите как можно больше слов,
которые рифмуются со словом пейзаж (в словаре
русского языка таких слов около ста). После того
как придумаете и запишете свои рифмы, посмотрите
в ответ (в нем, конечно, даны не все слова).
Ответ: абордаж, багаж, бельэтаж,
вернисаж, витраж, гараж, массаж, мираж, паж,
пассаж, персонаж, пилотаж, пляж, саквояж, тираж,
трельяж, трикотаж, шантаж, шпионаж, экипаж, этаж;
ералаш, карандаш, чуваш, шабаш, шалаш;
гуашь, издашь, отдашь, перепродашь и т.д.
8. Задание с улыбкой. Поиграем
в буриме.
Буриме – это игра в придумывание
стихов на заданные рифмы. Эта игра может быть
очень забавной. Например, на рифмующиеся слова кобыла
– забыла один мальчик сочинил:
Не бывает, чтоб кобыла
Где-то хвост свой позабыла.
Придумайте буриме с такими рифмами (на
выбор): мяч – вскачь, хорош – погож, репортаж –
ералаш, задач – неудач.
Можете придумать свои пары слов для буриме и
поиграть друг с другом.
9. Прочтите сказочную миниатюру
Николая Сладкова «Лисица и Еж».
– Всем ты, Еж(?), хорош(?) и пригож(?), да
вот колючки тебе не к лицу.
– А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?
– Да не то чтоб некрасивый...
– Может, я с колючками неуклюжий?
– Да не то чтоб неуклюжий!
– Ну так какой же я такой с колючками-то?
– Да какой-то ты с ними, брат, несъедобный...
Перепишите текст, вставляя, где
нужно, после шипящих мягкий знак.
Выпишите прилагательные с не. Какое из них
без не не употребляется? От прилагательного неуклюжий
образуйте краткую форму.
10. Прочтите начало стихотворения
Д.Хармса.
Халдеев, Налдеев и Пепермалдеев
однажды гуляли в дремучем лесу:
Халдеев в цилиндре, Налдеев в перчатках,
а Пепермалдеев с ключом на носу.
Над ними по воздуху сокол катался
в скрипучей тележке с высокой дугой.
Халдеев смеялся, Налдеев чесался,
а Пепермалдеев лягался ногой.
Но вдруг неожиданно воздух надулся
и вылетел в небо, горяч и горюч.
Халдеев подпрыгнул, Налдеев согнулся,
а Пепермалдеев схватился за ключ.
Выпишите из стихотворения краткие
прилагательные. От выделенных полных
прилагательных образуйте краткие формы
единственного числа именительного падежа
мужского рода. С двумя из выписанных вами слов
составьте предложения или коротенький текст.
Ответ: горяч, горюч; дремуч,
скрипуч.
11. Перепишите предложения,
вставляя, где нужно, мягкий знак. Распределите
слова на шипящий по «ящикам» частей речи.
1) Не плач(?), Мишенька. Я тебя медом
угощу. 2) Не надо, разве меня утешиш(?), когда я так
загоревал? 3) Как ты хорош(?), не наглядеться! Как ты
пригож(?), не налюбоваться! 4) Изба уносится
проч(?) галопом, увозит Василису и медведя. 5) Всю
ноч(?) я работал, так и тянет прилеч(?). 6) Иванушка,
беги проч(?), а то деревцем станеш(?)! 7) А ну,
пряч(?)ся в кусты!
(Е.Шварц. Два клена)
Ответ: 1) не плачь, 2) утешишь, 3)
хорош, пригож, 4) прочь, 5) ночь, прилечь, 6) прочь,
станешь, 7) прячься. Глаголы: плачь, утешишь,
прилечь, станешь, прячься. Существительное: ночь.
Краткие прилагательные: хорош, пригож. Наречие:
прочь.
12. Закончите пословицы.
1) Любишь кататься – ... . 2) Тише едешь –
... . 3) Семь раз отмерь – ... . 4) Друга на деньги не ... .
5) Крепкую дружбу и топором не ... . 6) Игра не стоит
... . 7) День да ночь – сутки ... . 8) Поспешишь –
людей ... .
После того как вы закроете тетрадь,
проверьте себя: сколько пословиц вы сможете
вспомнить?
Ответ: 1) люби и саночки возить, 2)
дальше будешь, 3) один раз отрежь, 4) купишь, 5)
разрубишь, 6) свеч, 7) прочь, 8) насмешишь.
13. Перепишите пословицы разных
народов мира.
1) Взялся за гуж – не говори, что не дюж.
2) Небольшая течь может привести к гибели большой
корабль. 3) Спящий кот мышь не поймает. 4) Одной
рукой в ладони не ударишь. 5) Дорога помощь
вовремя.
Одну из этих пословиц объясните
письменно.
Какие из этих пословиц можно заменить русскими
пословицами с тем же смыслом?
Ответ: 4) За двумя зайцами
погонишься – ни одного не поймаешь. 5) Дорога
ложка к обеду. Дорого яичко к Христову празднику.
14. Перепишите, восстанавливая
рифмы по памяти или по книжке. Откуда эти строчки?
1) Повеселись, мой верный ...,
Повеселись, мой конь ретивый!
2) Еще при мне мой верный ...ч,
Еще глава не пала с ...ч.
3) Послушай, убирайся ...чь!
Я спать хочу, теперь уж ...чь...
4) Но злобный карла перенес
Меня в сей край уединенный,
Где вечно должен был ...чь
Тобой сегодня взятый ...ч.
Придумайте свои рифмы к словам меч,
ночь, стеречь.
Ответ: 1) меч, 2) меч, плеч, 3) прочь,
ночь, 4) стеречь, меч.
А.С. Пушкин. Руслан и Людмила.
15. Перед вами две группы пословиц.
К каждой пословице из первой группы подберите
близкую по смыслу пословицу из второй группы и
запишите полученные пары.
1) Взялся за гуж – не говори, что не дюж.
2) Спящий кот мышь не поймает.
3) Дорога помощь вовремя.
4) Умение плеч не оттянет (финская).
5) Слезами горя не смоешь (тамильская).
1) Брань на вороту не виснет.
2) Слезами горю не поможешь.
3) Назвался груздем – полезай в кузов.
4) Под лежачий камень вода не течет.
5) Дорога ложка к обеду.
После того как вы закроете тетрадь,
проверьте себя: сколько пословиц вы сможете
вспомнить?
Ответ: 1) – 3, 2) – 4, 3) – 5, 4) – 1, 5) – 2.
16. Перепишите. В какой форме стоят
существительные, оканчивающиеся на шипящий?
1) «Сокровищ вам не найти», – сказал
капитан. 2) Иное дело, если бы человек без
скафандра, без кислородных приборов мог жить и
работать под водой. Сколько сокровищ открыл бы
он! 3) Так он и будет жить – среди рыб и морских
чудовищ.
Можете ли вы вспомнить названия книг,
из которых взяты эти предложения? Если вы не
читали этих книг, то пофантазируйте, кто и в какой
ситуации мог бы произнести эти фразы.
Ответ: в форме родительного падежа
множественного числа. 1) «Остров сокровищ»
Р.Стивенсона. 2–3) «Человек-амфибия» А.Беляева.
17. Постройте в пары слова из
первого и второго разделов.
1) Решение ..., множество синих ..., каплет
с ..., ожидание приятных ..., с соседних ..., среди
ужасных ..., читал «Остров ...», хлеба и ..., в глубине
..., с пожеланием новых ..., зарплата в десять ...,
линии ... .
2) Дач, туч, удач, электропередач, чудовищ, встреч,
крыш, сокровищ, тысяч, чащ, зрелищ, задач.
Ответ: решение задач, множество
синих туч, каплет с крыш, ожидание приятных
встреч, с соседних дач, среди ужасных чудовищ,
читал «Остров сокровищ», хлеба и зрелищ, в
глубине чащ, с пожеланием новых удач, зарплата в
десять тысяч, линии электропередач.
18. Перепишите предложение,
заменяя цифровые обозначения буквенными.
Много лет назад появилось такое
сообщение. В Москве 90 000 Ивановых и 30 000 Волковых.
Только один москвич носит фамилию Июнькин.
Ответ: девяносто тысяч, тридцать
тысяч.
19. Перепишите, вставляя
пропущенные слова.
1) Над созданием ... для радио и
телевидения трудятся писатели, операторы,
режиссеры и актеры.
2) Название ... происходит от латинского слова витрум
– «стекло».
3) Последний троллейбус, мне дверь отвори.
Я знаю, как в зябкую полночь
Твои пассажиры – матросы твои –
Приходят на ... .
(Б.Окуджава)
4) Ветер, ветер, ты ...,
Ты гоняешь стаи ... .
(А.Пушкин)
Ответ: 1) передач, 2) витраж, 3) помощь,
4) могуч, туч.
20. Одно из четверостиший (на
выбор) запомните и запишите по памяти, а потом
проверьте себя по книжке.
1) Сквозь время, что мною не пройдено,
Сквозь смех наш короткий и плач
Я слышу: выводит мелодию
Какой-то грядущий трубач.
(Б.Окуджава)
2) В назначенный час проиграет трубач,
Что есть нам удача среди неудач,
Что все мы еще молодые
И крылья у нас золотые.
(Б.Окуджава)
3) Ты меня на рассвете разбудишь,
Провожать необутая выйдешь.
Ты меня никогда не забудешь,
Ты меня никогда не увидишь.
(А.Вознесенский)
|