Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №2/2002

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

Людмила ГОНЧАР


ЗИМНИЕ СВЯТКИ

Зимними святками назывались рождественско-новогодние праздники (с 24 декабря по 6 января), по своему происхождению связанные с зимним солнцестоянием – одним из важнейших дней земледельческого календаря. Не случайно именно к этому дню христианская церковь приурочила день рождения Христа.
Зимние святки делились на святые вечера (25 декабря – 1 января) и страшные вечера (1 января – 6 января). Их разделял Васильев день (1 января)1.
Название страшные вечера, видимо, связано с представлением об особенном буйстве нечистой силы (особенно длинная ночь!). В святочные вечера опасались ходить в лес, на кладбище, в старые риги и т.д.

КОЛЯДКИ

Зимние святки начинались колядованием 24 декабря, в канун Рождества (сочельник2). Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок – песен, в которых славились хозяева дома и содержались благопожелания – богатства, урожая, многодетности и т.д. (обычно посредством идеализированного изображения чудесного терема). Колядки исполнялись детьми или молодежью (в некоторых местах после детей дома обходили и взрослые), которые несли на шесте звезду. Хозяева одаривали колядовщиков обрядовым печеньем (козюльками), конфетами, деньгами. Если хозяева скупились, то колядовщики пели озорные корильные колядки с шуточными угрозами. (См. в нашей публикации текст № 5.)
Дары, полученные от хозяев, собирались обычно специальным мехоношей в мешок, а потом коллективно поедались.
Слово коляда латинского происхождения (от calendae; ср. современное русское календарь). Подобный обычай и сходное его название было широко распространено у многих народов Европы. Зимнее солнцестояние отделяло один годичный жизненный цикл от другого. Началу года, так же как началу недели или дня, или, точнее, еще в большей мере, чем им, приписывались особенная открытость и особенная восприимчивость. Как проведешь Новый год, таков будет и весь предстоящий год. Поэтому старались, чтобы стол был изобильным, люди веселыми, желали друг другу счастья и удачи. Веселые, коротенькие колядки были песенной формой таких благопожеланий, им тоже приписывались магические свойства (как пожелаешь, так и исполнится).
Колядовщики, кроме колядок, распевали также песни, прославлявшие Младенца Христа (христославление, рацеи, тропари и др.). В соответствии с евангельской легендой звезда, с которой они обходили дворы (дохристианский символ солнца), трактовалась как Вифлеемская звезда, появившаяся на небосводе в момент рождения Христа.
При общей распространенности названия коляда в севернорусских и некоторых других районах величальные рождественские песни назывались также Виноградьем по припеву Виноградье красно-зеленое мое (идеализированный образ цветущего сада); в некоторых среднерусских районах – овсень (таусень, баусень). Происхождение последнего термина неясно.

ПОДБЛЮДНЫЕ ПЕСНИ

Другой популярный вид святочных песен составляли так называемые подблюдные. Они сопровождали новогодние девичьи гадания, при помощи которых старались угадать будущее, – когда суждено выйти замуж, далеко ли, что предстоит – богатство или бедность. Девушки собирались в одной из изб, рассаживались с песнями (наборными) по лавкам, одна из них собирала у подруг перстеньки, серьги, ленточки и т.п. Все это пряталось в прикрытую миску (блюдо), часто вместе с зернами ржи или пшеницы, угольком, денежкой – они должны были способствовать успеху обряда. Потом под каждую песенку вынимались одно за другим спрятанные колечки (или что-нибудь другое). Что песенка сулила, то и считалось предсказанием.
Подблюдные песенки – короткие, иногда всего в несколько строк, и содержат общепонятную метафору (иносказание), обозначавшую скорое замужество, долгое девичество, богатство или нищету, здоровье или болезнь и смерть.
Подблюдный обряд был далеко не единственным видом святочных девичьих гаданий. Для того чтобы представить себе другие виды гаданий, достаточно вспомнить известную балладу В.А.  Жуковского «Светлана», очень точно и даже полно их описывающую.

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном,
Ярый воск топили.

Кроме того, Светлана гадает ночью в бане, глядясь в зеркало, – не появится ли суженый. С этим связаны все дальнейшие события, происходящие в балладе. Здесь же описываются и подблюдные гадания:

В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны –

и пересказывается одна из наиболее популярных подблюдных песен:

...Кузнец!
Скуй мне злат и нов венец,
Скуй кольцо златое.
Мне венчаться тем венцом,
Обручаться тем кольцом
При святом налое.

Другая известная подблюдная песня цитируется в V главе «Евгения Онегина» А.С. Пушкина:

И вынулось колечко ей
Под песенку старинных дней:
Там мужички-то все богаты,
Гребут лопатой серебро.
Кому поем, тому добро
И слава!
<...>

КОЛЯДКИ

1

Проходила коляда
Наперед Рождества.
Виноградье красно-зеленое мое!
Напала пороша
Снегу беленького;
Как по этой по пороше
Гуси-лебеди летели, –
Колядовщички,
Недоросточки,
Недоросточки,
Красны девушки
Сочили, искали
Иванова двора.
А Иванов двор
Ни близко, ни далеко –
Ни близко, ни далеко –
На семи столбах;
Вокруг этого двора
Тын серебряный стоит;
Вокруг этого тына
Все шелковая трава;
На всякой тынинке
По жемчужинке.
Во этом во тыну
Стоит три терема,
Стоит три терема
Златоверхие.
Во первом терему –
Светел месяц,
Во втором терему –
Красно солнышко,
В третьем терему –
Часты звездочки.
Светел месяц –
То хозяин во дому,
Красно солнышко –
То хозяюшка,
Часты звездочки –
Малы деточки.
Как самого господина
Дома нетути,
Дома нетути,
Не случилося:
В Москву съехавши
Суды судить,
Суды судить
Да ряды рядить.
Посудивши, порядивши,
Домой едет он;
Он жене-то везет
Кунью шубу,
Кунью шубу,
Кунью шапочку,
А своим-то сынам
По добру коню,
Своим доченькам
По злату венцу,
Своим служенькам
По сапоженькам.
Наша-то коляда
Ни мала, ни велика –
Она в двери не лезет
И в окно кокшиёт1:
«Не ломай, не гибай –
Весь пирог подавай!».
Виноградье красно-зеленое мое!

2

Пришла коляда
Накануне Рождества.
Дайте коровку,
Масляну головку!
А дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!
Ему с колосу осьмина2,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна – пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И богатством;
И создай вам, Господи,
Еще лучше того!

3

Свети, свети, месяц,
Частые звезды,
Соборная церковь!
Собиралися девицы
Коляду кричати.
«Уж ты дядя-доброхот!
Выдай денег на проход!
Выдашь – не выдашь,
Будем ждать,
У ворот стоять!..
Золотая голова,
Шелковая борода!
Ты подай пирожка,
Ради праздничка Христова
Пирожка-то хоть пресного.
Хоть кисленького,
Да пшеничненького!
Отрежь потолще,
Подай побольше!

Сто бы тебе коров,
Полтораста быков!
По ведру бы те доили,
Все сметаною!
На реку-то бы ходили,
Все наигрывали!»

4

Коляда, коляда –
Накануне Рождества!
Мы ходили, мы искали
Святую коляду.
Мы нашли коляду
Во Петровом двору
У Петра-то двор –
На семи столбах,
На восьми верстах.
Дядя Мирон
Выносил пиво во двор.
Мы пива не пьем,
Вина в рот не берем.
Как на улице мороз
Подмораживает,
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать:
Выдавай-ко – не ломай,
Выноси – не труси!
(Тетушка, будет ли милость?!)

5

Бай авсень, бай авсень!
Мы ходили, мы блудили3
По святым вечерам.
Мы искали, мы искали
Мы и Петрина двора.
Мы по ржам, по межам,
По широким рубежам,
Приблудили ко двору
К генералову.
У генералова двора
Стоит сосна зелена.
Как у этой у сосны
Конь и доброй стоит.
Как и грива-то гребенкой,
А и хвост-то дугой.
Как на этом на коне
Узда новая.
Уж я села на коня
И поехала.
Генералов двор
Он и тыном обтынен.
Он и тыном обтынен,
И кольцом обведен.
Среди того двора
Стоит горенка нова.
Как во этой во горенке
Короватка тесова.
Как на этой на кроватке
Перинушка пухова.
Как на этой на перине
Лизаветушка-душа.

Если подадут:

Что светел-то месяц –
А и наш-то он.
Как и красно солнце –
Хозяюшка его.
Как и часты звезды –
Его детушки.
Дай, Господи,
Нашему хозяину.
Пожилось, побылось,
На двор много лилось.

Если не подадут:

Не дашь пирога –
Мы корову за рога.
Не дашь кишку4
Мы свинью за виску.
Не дашь блинка –
Мы хозяина в пинка.


1 В «Словаре местных слов и выражений и устойчивых метафорических замен» кокшить – стучаться.

2 Осьмина – мера хлеба, равная 48 пудам.
(Из кн.: Русская народная поэзия. Л.: Художественная литература, 1984. С. 26–33)

3 Блудить – бродить, блуждать.

4 Кишка – домашняя колбаса или пирог с начинкой из потрохов.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru