Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №2/2002

АНАЛИЗ ТЕКСТА

И.А.ГОРЯЧЕВА

Продолжение. Начало см. в № 32/2001


НАГЛЯДНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГРАММАТИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА НА УРОКАХ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА

5 класс

Методика лингвистического анализа текста впервые была предложена К.Д. Ушинским в его «Первоначальной практической грамматике». В ней он использовал универсальный способ формирования у детей языкового мышления – наблюдение над явлениями, органически сосуществующими в тексте.

Этот метод включает всестороннее исследование лексического значения слов, синтаксических конструкций, классов слов, их структурных, морфологических и фонетических свойств, что составляет базу для правописания.

Текст, объединяющий в себе все языковые уровни, является средством, позволяющим научить детей мыслить не формально, не отстраненно (как это происходит при анализе разрозненных слов и предложений), а системно, исходя из содержания, из контекста.

Есть два пути работы с текстом: точное следование выбранному отрывку, анализ всех встречающихся грамматических явлений (этот вариант годен тогда, когда грамматическая система уже сложилась и отрабатывается на практике) и выбор необходимого наглядного материала, демонстрирующего те грамматические явления, с которыми педагог хочет познакомить детей (этот принцип подходит при первоначальном знакомстве с грамматикой и на этапе систематизации полученных знаний). Предлагаемые уроки построены по второму принципу.

Подобный вид деятельности в традиционной школе сводится лишь к выполнению различных видов разбора отдельных слов и предложений. Учебное время отдано в основном тренировочной деятельности, базирующейся на плохом или бессистемном знании детьми грамматики, на неразвитом лингвистическом, языковом мышлении и опирающейся во многом на интуицию, но в основном эксплуатирующей память. Это не прибавляет детям умений и знаний, а, наоборот, разрушает имеющиеся от природы способности, логическое мышление, ослабляет память, вселяет в детей неуверенность и страх при встрече на уроке со своим родным языком.

Лишь свободное владение инструментами исследования языка, понимание его законов позволяет полноценно использовать тренировку, роль которой в формировании умений и навыков бесспорна. Только тогда она приносит добрые плоды и не вредит делу.

Приводимые варианты уроков рассчитаны на 2 академических часа (пару). Эти уроки – этапные, то есть не следующие один за другим, а включающие серию аналогичных, закладывающих у учащихся необходимые грамматические понятия и отрабатывающих определенные умения и навыки.

Несмотря на то, что подобные виды уроков, формы, приемы работы предназначены для первоначального знакомства с грамматикой в младших классах, они легко могут быть использованы в средней, а порой и в старшей школе как средство восстановления пробелов в знаниях учащихся или как способ увязать полученные детьми знания в единую систему.

Предполагается, что содержание и художественные особенности текстов были предварительно проанализированы на уроках литературы. Если для анализа используются не художественные произведения, а научно-познавательные, документально-исторические тексты, то достаточно изложить их суть, прочитав небольшие отрывки.

Классические произведения требуют точного следования тексту при отборе материала для наблюдений, возможно лишь сокращение предложений. Научно-популярные тексты допускают более вольное обращение: учитель может изменять грамматические конструкции в соответствии с задачами урока.

Урок 2

РАБОТА С ТЕКСТОМ «НАШЕСТВИЕ БАТЫЯ»

(Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. Т. 3. С. 286–287)

Нашествие Батыя
(1236–1240)

После битвы на реке Калке не было на Руси слуху о татарах. Но через 13 лет они снова появились из среднеазиатских степей, на этот раз уже в числе 300 тысяч. Хан Октай, наследник Чингисхана, основателя татарского могущества, царствовавший в глуби азиатских степей, послал своего племянника Батыя покорить земли по Волге и за Волгой. Одно уже появление татар повсюду наводило ужас: лица у них были зверские, скулы широкие, глаза узкие, носы приплюснутые. Татары были вооружены копьями, мечами, луками, стрелами, топорами и веревками. С ними ехало множество телег, нагруженных всякими запасами, лестницами, стенобитными машинами и войлочными кибитками. Маленькие речки татары переходили вброд, большие переплывали на кожаных мешках, привязанных к лошадиным хвостам. Впереди шли легкие отряды и, убивая каждого встречного, зажигая села и деревни, старались навести ужас на жителей, которые обыкновенно уходили в леса. Сзади двигалась главная сила, не давая ничему пощады. Встречаясь с неприятелем, татары пускали тучи стрел, а стреляли они метко, и потом уже, перебив как можно больше людей, вступали в рукопашный бой. Укрепленные города окружали со всех сторон; строили тын, чтобы скрываться за ним от неприятельских стрел, и понемногу подвигали его к городу; отводили реку от города или затопляли ею город, как было им удобнее, а городские стены разбивали тяжелыми бревнами, висящими на цепях; один отряд сменял другой, не давая осажденным покою. Обыкновенно сначала татары предлагали жителям осажденного города сдаться добровольно, но если те соглашались, то годных для работы брали в плен, а остальных убивали. Взявши же город приступом, они не щадили никого: ни женщин, ни стариков, ни грудных детей, предавая все мечу и огню. Покоряя какой-нибудь народ, татары брали себе десятую часть людей и имущества, а остальных переписывали и облагали данью.
На Волге татары встретили богатое торговое царство волжских болгар; разорили его дотла и потом вступили в область князей рязанских.

I. ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

1. Определение лексического значения слов.

Учитель. Скажите, что мы называем этими словами: Русь, татары, Волга, копье, телега, Москва, золото, дружина, собор, семья, верста, ржание, лошадь, хан, страх? (Ответы детей (они должны быть полными): страна, народ, река, оружие, средство передвижения, город, драгоценный металл, войско, здание, родственники, старинная мера длины; звуки, издаваемые лошадью; животное, правитель, чувство.)

2. Поиск синонимов.

– Замените выделенные слова из этого текста словами, близкими по смыслу, то есть найдите синонимы: сеча, нашли убежище, пощадить детей, обложили город, плен, насилу узнали, истребив детей. (Битва, укрытие, помиловать, окружили, неволя, еле-еле (с трудом), уничтожив.)

3. Поиск антонимов.

– Замените следующие слова словами, противоположными по смыслу, – антонимами: разорять города, биться поодиночке, плен, жестокость. (Ответы детей: восстанавливать, сообща (вместе), свобода, доброта.)
– Попробуйте заменить слово жестокая в сочетании жестокая женщина антонимом. (Добрая.)
– Можно ли к слову добрая привести антоним жестокая в сочетании жестокая битва? (Нет. Можно сказать некровопролитная битва.)

4. Различение прямого и переносного значения слов.

– Сравните выражения ставить князя и ставить стул. Что ставится «по-настоящему? (Стул.)
– А что значит ставить князя? (Назначать, выбирать.)

II. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

1. Вычленение грамматических основ.

Предлагается 5–7 простых предложений с различными типами грамматических основ (самые характерные представлены в «Уроке 1», см. «Русский язык» № 32/2001). Кроме того, используются конструкции с однородными членами. Пока предлагаются однородные члены, входящие в грамматическую основу предложения.
Найденные основы хором повторяются.
– В следующих предложениях найдите основы, самые главные слова: предмет речи и сказанное о нем, то есть отыщите «ствол» в каждом предложении. (Сравнения можно продолжать: «ножки», на которых «стоит» предложение...)

1) Жизнь в астраханских степях для кочевников привольная.
2) С ними ехало множество телег, нагруженных запасами.
3) Старались окружить укрепленные города и выстроить тын.
4) Хан Октай – наследник Чингисхана, основателя татарского могущества.
5) После битвы на Калке не было на Руси слуху о татарах.
6) На Волге татары встретили богатое царство волжских болгар и разорили его.

(Ответы детей:
1) Жизнь привольная.
2) Множество телег ехало.
3) Старались окружить и выстроить. – Есть только сказуемое; подлежащее они, татары, осталось в предыдущем предложении.
4) Хан Октай – наследник.
5) Подлежащее нельзя додумать, не было – сказуемое, подлежащего нет и не может быть.
6) Татары встретили и разорили.)

– Слова встретили и разорили в предложении являются однородными членами. У них есть как бы один «родитель», слово, к которому они относятся. (Слово «родитель» оживляет восприятие этого «засушенного» термина и позволяет осознать принадлежность однородных членов одному слову.) Что это за слово? (Татары.)
Если при обнаружении однородных членов возникают трудности, необходимо задать наводящие вопросы.
Суздаль и Чернигов были сожжены татарами. (Суздаль – предмет речи.)
– Что сказано о Суздале? (Были сожжены.)
Не забудьте, что грамматические формы слов из рассмотренного предложения не должны изменяться.
– А разве говорят Суздаль были сожжены? Речь идет не только об этом городе. (Суздаль и Чернигов были сожжены.)

Или:
Татары покоряли народы и брали с них дань. (Татары покоряли.)
– А кто же брал дань? (Тоже татары.)
– Произнесите основу в этом предложении. (Татары покоряли и брали.)
Нужно учиться не путать однородные члены с составным глагольным сказуемым с одним членом предложения, выраженным двумя и более словами.
Татары старались окружить города. Что сказано о татарах? (Старались окружить.)
– Сколько действий выполнили татары? (Одно.)
– Сколькими словами об этом сказано? (Двумя.)
– Сколько здесь сказуемых? (Одно.)
– Что сказано о татарах в другом предложении: Татары окружали и разоряли города? (Окружали и разоряли.)
– Сколько действий выполняли татары? (Два.)
– Сколькими словами сказано об этом? (Двумя.)
– Сколько здесь сказуемых? (Два.)

В дальнейшем при выделении основ однородные члены подчеркиваются каждый отдельно, а один член, выраженный несколькими словами, подчеркивается сплошной, непрерывной линией.

2. Формирование видения смысловых связей слов в предложении.

Работа с предложением, написанным на бумажной ленте, выданной каждому учащемуся.

1) Перестановка слов в данном предложении.

– Прочитайте хором, что написано на бумажной ленте.
Вскоре Батый напал на половцев и прогнал их из степи.
– Что вы прочитали? (Предложение.)
– Что такое предложение? (Предложение – это законченная мысль.)
– Разорвите это предложение на слова и пересчитайте их. Сколько в нем слов? (10.)
– Разложите слова в другом порядке. (Батый вскоре на половцев напал и прогнал их из степи.)

2) Нахождение грамматической основы.

– Найдите основу этого предложения. Что такое основа предложения? (Основа предложения – это его главные слова: подлежащее (предмет речи) и сказуемое (сказанное о предмете речи).)
– Найдите предмет речи. (Батый.)
– Приклейте это слово в тетрадь.
– Сколькими чертами мы подчеркиваем предмет речи? (Одной.)
– Подчеркните предмет речи. Что сказано о предмете речи, о Батые? (Напал и прогнал.)
– Приклейте сказанное о предмете речи справа и подчеркните двумя чертами. Заключите эти слова, основу предложения, в «ствол», так как это главные слова.

3) Определение связей второстепенных членов.

– Сколько осталось слов? (7.)
– Как они называются? (Второстепенные члены.)
– Давайте определим, от каких слов зависят они, откуда «отрастают», словно «веточки». Докажите эти связи вопросами, изобразив крючки-«веточки» и приклеив под них необходимые слова. (Напал (когда?) вскоре. Напал (на кого?) на половцев. Прогнал (откуда? из чего? ) из степи. Прогнал (кого?) их.)
– Для чего служит слово и, ведь к нему нельзя задать вопрос? (Оно связывает слова напал и прогнал.)

4) Распространение предложения.

– Добавьте в это предложение слова, ответив на поставленные вопросы: Батый (какой?). (Коварный.)
Прогнал (кого?). (Половцев.)
– А хорошо ли будет звучать: Батый напал на половцев и прогнал половцев? Замените слово половцев. (Их.)
– Нарисуйте крючки-«веточки» и припишите придуманные слова. Повторите предложение с добавленными словами. (Вскоре коварный Батый напал на половцев и прогнал их из степи.)
Это задание позволит глубже осознать, что в русском языке достаточно свободный порядок слов и часто логически последовательная расстановка слов даже уродует облик предложения, а порой и вносит бессмыслицу.
– Слова в предложении связаны, «сочленены». Чем они являются? (Членами предложения.)
– Какие члены предложения вы знаете? (Первостепенные: подлежащее, сказуемое; второстепенные члены.)
– Надпишите сокращенно над нашей схемой заголовок «Члены предложения». (рис. 1).

Рис. 1

– Изобразите «бессловесную древовидную» схему. Вы видите, что все слова в предложении, как и все веточки на дереве, сочленены, связаны (рис. 2).

Рис. 2

3. Нахождение словосочетаний внутри предложений, формирование видения главных и зависимых слов.

Доводы, касающиеся важности видения смысловых связей внутри предложения, приводились в комментариях к «Уроку 1» (см. «Русский язык» № 32/2001.)
Предыдущее задание позволяло детям иметь перед глазами предложение и давало возможность, манипулируя отрезками со словами, установить их взаимосвязи.
Следующий вид работы учит детей производить мыслительные операции, не имея зрительных «подпорок», что позволит обострить внимание учащихся к предложению, развить способность мысленно связывать слова и таким образом постепенно познакомиться с понятием словосочетание.
Читается короткое предложение, которое дети могут целиком удержать в памяти: Большие реки татары переплывали на кожаных мешках.
На доске рисуется схема (рис. 3).

Рис. 3.

1) Поиск зависимых слов.

Учитель вписывает в прямоугольник любое слово из предложения, имеющее при себе зависимое слово или слова (см. рис. 4).

Рис. 4.

– Подумайте, какое слово или какие слова относятся к слову переплывали. (Переплывали реки. Переплывали татары. Переплывали на мешках.)
– Докажите связь вопросом. (Переплывали (что?) реки. Переплывали (кто?) татары. Переплывали (на чем? как?) на мешках.)
Можно каждый раз на схеме под вопросом подписывать найденное слово, чтобы помочь детям зрительно удержать в голове искомое сочетание и задать вопрос.
В прямоугольнике меняется слово: татары. (Татары переплывали. Татары (что делали?) переплывали.)
Вписывается слово реки. (Реки большие. Реки (какие?) большие.)
Вписываются слова на мешках. (На мешках кожаных. На мешках (каких?) кожаных.)

2) Поиск главных слов.

Это более сложное задание На доске та же схема.
Читается предложение В Москве татары захватили в плен сына Юрьева. На схеме под крючком-вопросом подписывается слово сына (рис. 5).

Рис. 5.

– Найдите, к какому слову относится слово сына.
Метод подстановки и принцип «так говорят?» позволит найти главное слово.
(В плен сына.)
– Не ясно, что: послали...? (Юрьева сына.)
Юрьева (кого?) сына. Так не задают вопрос. (Захватили сына. Захватили (кого?) сына.)
Можно в прямоугольник вписать найденное слово.
Меняется слово: татары.
(Захватили татары. Захватили (кто?) татары.)
Подписываются слова в Москве.
(Захватили в Москве. Захватили (где?) в Москве.)
Подписываются слова в плен.
(Захватили в плен. Захватили (куда?) в плен.)
Подписывается слово Юрьева.
(Сына Юрьева. Сына (чьего?) Юрьева.)
Подписывается слово захватили.
(Татары захватили. Татары (что сделали?) захватили.)

III. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Работа с предложением, использовавшимся для синтаксического анализа и вторично написанным на бумажной ленте.
– Прочитайте предложение, написанное на ленте. (Коварный Батый вскоре напал на половцев и прогнал их из степи.)
– То же это предложение, с которым мы работали? (То же.)
– Разорвите снова это предложение на слова и пересчитайте их. (11.)
– Сначала в нем было 10. (Добавилось слово коварный.)
– В предыдущем задании мы смотрели, как слова в предложении сочленены, связаны, а сейчас мы посмотрим, что они называют, и разложим их в шкафу по ящичкам. Сколько ящичков в нашем шкафу? (Семь.)

1. Нахождение имен существительных.

– Что такое имена существительные? (Это слова, называющие предметы и отвечающие на вопросы кто? что?)
– Придумайте слова – названия предметов, то есть имена существительные. (Дверь, подушка, смелость.)
– Найдите среди слов этого предложения названия предметов, им. сущ., и приклейте их в первый ящичек. (Половцев, степи, Батый.)
Если дети включат местоимение их, то нужно подчеркнуть его указательную, а не назывную функцию.
– Ясно ли, кого их: слонов, коней? (Половцев.)
– Значит, слово их точно не называет предметы, а лишь указывает на них.

2. Нахождение имен прилагательных.

– Что такое имена прилагательные? (Это слова, называющие признаки предметов и отвечающие на вопрос какой?)
– Подумайте, какими могут быть предметы. Придумайте любые прилагательные, слова – названия признаков предметов. (Важный, мелкая, папин.)
– Найдите в нашем предложении признаки слов половцев, степи, Батыя. (Коварный.)
– Признаком чего является слово коварный? (Признаком слова Батыя.)
– Приклейте найденное слово во второй ящик, в котором находятся слова – названия признаков предметов.

3. Нахождение имен числительных.

– Что такое имена числительные? (Это слова, называющие числа, порядок предметов при счете и отвечающие на вопросы сколько? который по счету?)
– Придумайте слова – названия чисел. (Пять, сто первый.)
– Найдите среди слов нашего предложения названия чисел. (Их нет.)
– Значит, третий ящик будет пустым.

4. Нахождение местоимений.

– Что такое местоимения? (Это слова, употребляющиеся вместо имен существительных, прилагательных, числительных; местоимения – это слова, не называющие предметы, признаки предметов, числа, а указывающие на предметы, признаки предметов или числа.)
– Что я подразумеваю, говоря слово она? (Ручка, голова, чистота.)
– Я не назвала ни один из этих предметов, а лишь указала на них.
Следующие слова замените словами, указывающими на предмет, признак предмета или число: рукав, стена, окно, в рукаве, за стеной, на окно, синий, главного, пять, двадцати. (Ответы детей: Он, она. оно, в нем, за ней, на него, такой, этого, столько, скольких.)
Такая работа ближе познакомит детей с местоимениями, сделает узнаваемыми их грамматические формы.
– Найдите в нашем предложении местоимения, слова, заменяющие имена предметов, признаки предметов или числа, но указывающие на них. Приклейте эти слова в четвертый ящик. (Их.)
– Какое слово заменено словом их? (Половцев.)

5. Нахождение глаголов.

– Что такое глаголы? (Это слова, называющие действия предметов и отвечающие на вопросы что делать? что сделать?)
– Придумайте глаголы, слова – названия действий. (Прыгают, думал, сидеть.)
– Найдите в предложении названия действий и приклейте их в пятый ящик. (Напал, прогнал.)
– Чьи это действия? (Батыя.)

6. Нахождение наречий.

– Что такое наречия? (Это слова, называющие признаки действий и отвечающие на вопросы как? куда? где?)
– Придумайте наречия, слова, которые говорят о том, как можно что-нибудь делать. (Давно, старательно, смело.)
– Какие названия действий есть в нашем предложении? (Напал, прогнал.)
– Сказано ли, как Батый это сделал? (Вскоре.)
– Приклейте это слово в шестой ящик.

7. Нахождение служебных слов.

– Какие слова остались лежать на парте? (Из, на, и.)
– Подумайте, какие из них стоят перед каким-то одним словом, а какие между словами? (Между словами напал, прогнал стоит слово и. Перед словом половцев стоит слово на, перед словом степи стоит слово из.)
– Значит, слово и служит двум словам, связывает их узами (это слово позволит осмысленно воспринять термин «союз», имеющий аналогичный исторический корень), союз. А слова на, из стоят перед отдельными словами, они предлоги. Приклейте слова и, на, из в отделения седьмого ящика (рис. 6).

Рис. 6

IV. МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ

1. Различение формообразования и словоизменения.

– Я буду произносить пары слов, а вы должны определить, что в них разное: смысл или форма. Город – городок; городок – городки; городской – городские; городок – городище; город – пригород. (Ответы детей: смысл, форма, форма, смысл, смысл.)
– А теперь я буду говорить слова, а вы должны сами менять смысл или форму: князь – измените форму, стрела – форму, степь – смысл, покорил – форму, воин – смысл. (Ответы детей: князья, стрелы, степной, покорили, воинский.)

2. Нахождение окончаний в каждом слове предложения, взятого для синтаксического анализа: Коварный Батый вскоре напал на половцев и прогнал их из степи (рис.7).

– Что такое окончание? (Окончание – это изменяемая часть слова.)
– Найдите окончания в каждом слове предложения. (Половцев – половцы: -ев, степи – степь: .)
Иногда мягкий знак ошибочно называют окончанием. Он является лишь показателем мягкости. В слове степь он указывает на мягкость звука [п’], входящего в основу, т.е. ь входит в основу.

Батый – Батыя: нулевое.

Здесь опять подспорьем должен стать фонетический слух, позволяющий расслышать в слове Батыя звуки [j + а] и при сравнении с исходной формой Батый отнести этот звук [j] к основе.

Коварный – коварная: -ый.
Напал – напали: нулевое.
Прогнал – прогнали: нулевое.
Вскоре, из, на, и окончаний не имеют.

Рис. 7.

3. Морфемный анализ слова.

– Напишите слово наследник большими печатными буквами. Найдите окончание. (Наследник – наследники: нулевое.)
– Что такое основа? (Основа – это часть слова без окончания.)
– Прочитайте хором основу и выделите ее. (Наследник-.)
– Сейчас мы попытаемся разделить на части и основу. Какие части слова входят в основу? (Корень, приставка, суффикс.)
– Что такое корень, приставка, суффикс? (Корень – это смысловое «ядро» слова. Приставка – это часть слова, входящая в основу и стоящая перед корнем. Суффикс – это часть слова, входящая в основу и стоящая после корня.)
(Слово значимая при определении морфем можно опустить до тех пор, пока их значимость, смысловая нагрузка не будут осознаны детьми.)
– Представьте себе кочан капусты. Внутри него есть кочерыжка. Как можно добраться до нее? (Нужно по очереди отрывать листья.)
– То же самое попробуем сделать со словом. Отогните указательный палец правой руки и закройте им первую букву в основе. Прочитайте хором, что осталось. (-аследник-.)
– Есть ли смысл в этом отрезке? (Нет.)
– Закройте и вторую букву, прочитайте. (-следник-.) Так не говорят, но какой-то смысл есть.
– Может быть, попробовать закрывать буквы с конца основы? (Наследни-, наследн-, наслед-.) Так тоже не говорят, но какой-то смысл есть.
– Вы почувствовали, что мы близки к «кочерыжке» слова? Давайте попробуем одновременно закрыть первые две и последние три буквы в основе. Прочитайте хором, что осталось. (-след-.)
– -След- – это «кочерыжка» слова. В буквальном смысле кто такой наследник? (Тот, кто идет следом, по следам кого-то.)
– Мы добрались до «кочерыжки» слова, до его смыслового ядра, до корня. Давайте пронумеруем части слова в той последовательности, в которой мы их находили. (Окончание – 1, основа – 2, приставка и суффикс (нашли одновременно) – 3, корень – 4.)
Это задание необходимо для того, чтобы дети усвоили порядок деления слов: первым находится окончание или устанавливается отсутствие его, вторым находится основа, то есть слово делится на формальную и смысловую части; затем отсекаются «прибавки» (приставки и суффикс) и последним обнаруживается корень (рис. 8). Если из основы «выдергивать» корень, то могут быть неверно найдены приставки и суффиксы, так как опора на смысл теряется (дум-ал-а, овч-инн-ый), чего не происходит при продвижении по словообразовательной цепочке (дум-а-л-а, овч-ин-н-ый).

Рис. 8.

4. Подбор одноморфемных слов.

Это задание помогает осознать, что морфема – значимая часть слова. По традиционной программе такое задание дается в усеченном виде – подбор однокоренных слов, в результате чего у детей складывается представление, что значимы только корни и что слова имеют родство лишь по «корневой» линии, а все остальные части слов смысловой нагрузки не имеют. Более широкий подход позволит детям понять, что в языке есть определенный набор «кирпичиков», вносящих в слово новый смысл и создающих в разных сочетаниях разные слова. Такая точка зрения на морфемный состав языка – неоценимое подспорье в орфографии.
– Придумайте слова с приставкой на-, то есть одноприставочные. (Находка, написал, накрученный, наповал.)
– Придумайте слова с корнем -след-, то есть однокоренные. (Следить, последний, следовательно, следователь, расследование.)
– Придумайте слова с суффиксом -ник, то есть односуффиксные. Эти слова будут называть предметы. (Помощник, курятник, рушник, ученик.)
– Придумайте слова с одним и тем же окончанием, то есть одноокончанные (этот термин – окказионализм, но в будущем при изучении орфографии он просто незаменим). Эти слова будут называть один предмет. (Дом, пирожок, братец.)
Если дети затрудняются сами придумать слова, то учитель может предлагать им исходные, от которых дети придумают одноморфемные. (Рост – нарост, помощь – помощник.)
Кроме того, необходимо приучать детей вникать в смысл слов, чтобы при подборе одноморфемных слов они не придумывали просто созвучные, но не соотносящиеся по смыслу слова (дело – дети, рушник – Николай, большой – курочкой...).

V. ФОНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

1. Хоровое вычленение звуков в словах.

– Вслушайтесь в произношение следующих слов и разделите их на звуки: Русь, Рязань, князь, семья, сердце, неделя. (Ответы детей: [рус’] [р’изан’] [кн’ас’] [с’им’jа] [с’эрцэ/а] [н’ид’эл’а].

2. Индивидуальное деление слов на звуки.

3. Звуковой разбор слова.

– Произнесите слово князья. Вслушайтесь в произносимые звуки. Разделите слово на слоги. ([кн’и – з’jа].)
– Разделите слово на отдельные звуки. ([кн’из’jа].)
– Изобразите звуковую схему и охарактеризуйте каждый звук.

([к] – согласный, глухой, твердый, обозначен буквой к («ка»);
[н’] – согласный, звонкий, мягкий, обозначен буквой н («эн»);
[и] – гласный, безударный, обозначен буквой я («jа»);
[з’] – согласный, звонкий, мягкий, обозначен буквами з («зэ») и ь (мягкий знак);
[j] – согласный, звонкий, мягкий;
[а] – гласный, ударный, обозначен буквой я («jа»).)

– Сколько в слове звуков и букв? Одинаково ли их количество? Почему? (6 звуков и 6 букв. Одинаково. Один звук [з’] обозначен двумя буквами, два звука [j + а] обозначены одной буквой.)
– Есть ли в слове буквы, не соответствующие звукам? (Есть: звук [и], а буква я.)
– Подчеркните ее. Попробуйте объяснить это различие, почему говорится так, а пишется по-другому. (Сомнение в корне, можно проверить однокоренным словом князь.)

Урок 3

РАБОТА С ТЕКСТОМ «МОРЕ»

(Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. Т. 3. С. 353–354)

Море

Кто в первый раз увидит перед собой безбрежное море, тот, без сомнения, будет поражен этим величественнейшим явлением земного шара. Хорошо оно, когда, отражая в себе небо, солнце и облака, тянется к горизонту гладкой, блестящей, как зеркало, поверхностью. Оно кажется тогда беспредельным и сходится вдали с небом, так что глаз не различает, где оканчивается вода и начинается небо. Хорошо и тогда море, когда ветер колышет его поверхность; хорошо, хотя и страшно немного. Высокие волны с пенистыми гребнями бегут одна за другой бесконечными рядами, набегают с шумом на скалистый берег, как будто хотят вскочить на него; но, отпрянув назад от твердого камня, с жалобным стоном и плеском рушатся снова в море, уступая свое место другим. Весело смотреть, когда разыграется, расходится море; весело слушать его грозный говор, но только весело тогда, когда стоишь на высокой и твердой скале и знаешь, что, бушуй оно сколько хочет, до тебя не дохватит. Но должно очень свыкнуться с морем, чтобы наслаждаться этой неумолкающей игрой волн, стоя на палубе корабля, когда его кидает то вверх, то вниз, словно легкую щепку.
Но и без ветра два раза в день высоко подымается море, заливая далеко отлогие берега, и два раза в день опускается снова, открывая далеко отлогое, мелкое дно и оставляя на берегу песок, небольшие камни, раковины, множество морских животных и растений. Это постоянное движение моря называется приливом и отливом. В небольших морях, далеко вдавшихся в середину суши, приливы и отливы бывают малы, а часто и вовсе незаметны, но в открытом океане они очень сильны.
Бури – когда сильный ветер страшно волнует поверхность моря – самые опасные враги мореходцев. Если корабль находится в открытом море, вдали от берегов, то искусный капитан легко может его спасти и в самую сильную бурю; но когда корабль застигнут бурей вблизи от берега, да еще такого берега, возле которого есть мели и подводные камни, тогда он легко может разбиться об эти камни или сесть на мель. Когда начинается буря, то все отверстия на корабле, люки, плотно запирают, чтобы волны не могли пробраться в середину корабля. Матросы лезут по веревочным лестницам и проворно убирают паруса: и без парусов ветер слишком сильно упирает в корабль и бросает его во все стороны. Матросу не в диковинку, если соленая вода окатит его с головы до ног; корабль кидает, как мячик, а матрос бегает по палубе, как по неподвижному полу, и с быстротой и цепкостью белки карабкается по веревкам. Если ветер уже слишком силен, то иногда приходится даже рубить мачты, чтобы дать ветру как можно меньше упору. Без мачт и парусов корабль, впрочем, как птица без крыльев: несется по морю, куда угодно ветру, и может легко нестись на скалу или на мель.

I. ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

1. Определение лексического значения слов.

Учитель. Скажите, что мы называем этими словами: море, вода, корабль, палуба, соль, водоросли, течение, матрос, жемчуг, лот, акула? (Ответы детей (они должны быть полными): водоем, жидкость, судно, часть судна, минерал, растения, движение воды, звание, драгоценный камень, прибор для измерения глубины, рыба.)

2. Поиск синонимов.

– Замените следующие слова словами-синонимами: море, расходится, безбрежное море, проворно лезут, лавируя, дельфины забавляют, невинные забавы.
(Ответы детей: волнуется, бескрайнее, шустро (быстро), изгибаясь, веселят, безобидные.)
– Подберите синоним вода портится. (Тухнет.)
Можно ли это слово использовать в выражении характер портится, погода портится? (Да. Но значение его будет немного другое – «ухудшается».)

3. Поиск антонимов.

– Замените следующие слова антонимами: сомнение; гладкая поверхность, гладкий ответ; волны набегают, стон моря, жалобные звуки, прилив. (Ответы детей: уверенность; шершавая, безошибочный; приливают, рев, грозные, отлив.)
Задание, формирующее представление, что не все слова могут иметь антонимы.
А можно ли подобрать слово с противоположным значением к слову море? (Нет.)

4. Различение прямого и переносного значений слов.

– Сравните выражения стон волн и стон больного. В каком из них говорится о настоящем стоне? (Стон больного.)
– А почему шум волн назван стоном? (Он похож на звуки, которые издает больной.)
– Слово стон употреблено в переносном значении.

II. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

1. Вычленение грамматических основ.

Предлагается 5–7 простых и сложных предложений с разными типами основ (самые характерные типы представлены в «Уроке 1», см. «Русский язык» № 32/2001). Ставится задача научить детей различать простые и сложные предложения, не путать простые предложения, имеющие однородные члены в основе, со сложными. Найденные основы хором повторяются.

Учитель. В следующих предложениях найдите самые главные слова: предмет речи и сказанное о нем, выделите «ствол» (или грамматическую основу предложения.)

1) Морские течения и потоки очень полезны для мореплавания.
2) Они проворно лезут по веревочным лестницам и убирают паруса.
3) Во время бури все люки на корабле плотно запирают.
4) Слушать грозный говор разыгравшегося моря весело.
5) Представьте себе огромную разрушительную силу этой бури.

(Ответы детей:
1) Течения и потоки полезны.
2) Они лезут и убирают.
3) Запирают. –
Есть только сказуемое; подлежащие они, матросы, мореплаватели остались в предыдущих предложениях.
4) Слушать весело.
5) Представьте себе.
– Есть только сказуемое; подлежащее вы подразумевается.)

– Найдите основу или основы в предложении Постройка и вооружение такого судна стоят очень недешево. (Постройка и вооружение стоят.)
– Найдите основу или основы в другом предложении. Постройка такого судна длится долго, а вооружение стоит очень дорого. (Возможный ответ детей: Постройка длится.)
– А больше ни о ком или ни о чем не сказано? (О вооружении.)
– А что говорится о вооружении? (Вооружение стоит.)
– Повторите хором главные слова в этом предложении. (Постройка длится, вооружение стоит.)
Если будут ответы типа Постройка и вооружение стоят, Постройка длится и стоит, Постройка и вооружение стоят, необходимо повторить данное предложение и указать, что слов стоят, длятся в нем нет.
– Скажите, сколько мыслей выражено в первом предложении Постройка и вооружение такого огромного судна стоят очень недешево? Во втором Постройка такого судна длится долго, а вооружение стоит очень дорого? (Одна. Две.)
– Предложение, в котором выражена одна мысль, называется простым, а предложение, в котором выражены две и более мыслей, называется сложным. Какое предложение называется простым? Сложным? (Простое предложение – это то, в котором одна мысль. Сложное – то, в котором две и более мыслей.)

2. Формирование видения смысловых связей слов в предложении.

Работа с предложением, написанным на бумажной ленте, выданной каждому учащемуся.

1) Перестановка слов в данном предложении.

– Прочитайте хором предложение, написанное на бумажной ленте. (Эти жители часто могут нырять на морское дно за жемчугом.)
– Что такое предложение? (Предложение – это законченная мысль.)
– Разорвите его на слова и посчитайте их. (10.)
– Разложите слова в другом порядке. (Издавна привыкли эти жители нырять за жемчугом на морское дно.)

2) Нахождение грамматической основы.

– Найдите предмет речи. (Жители.)
– Приклейте это слово в тетрадь и подчеркните предмет речи. Что сказано о предмете речи, о жителях? (Могут нырять.)
– Приклейте слова, сказанные о предмете речи, и подчеркните их. Сколько здесь выражено мыслей, сколько основ? (Одна.)
– Простое это предложение или сложное? (Простое.)
– Сколько будет «стволов» изображено на схеме? (Один.)
– Изобразите «ствол», заключив в него основу жители могут нырять.

3) Определение смысловых связей между второстепенными членами.

– Сколько осталось слов? (7.)
– Что это за слова? (Второстепенные члены.)
Давайте определим, к каким словам относятся они, откуда «отрастают» – от «ствола» или от «веточек». Докажите связи вопросами. Изобразите крючки-«веточки» и приклейте необходимые слова.

(Жители (какие?) эти.
Могут нырять (как?) часто.
Могут нырять (куда?) на дно.
На дно (какое?) морское.
Могут нырять (за чем?) за жемчугом.)

Необходимо предупредить ошибочную связь имен прилагательных – названий признаков предметов – с глаголами – названиями действий (могут нырять на морское), объяснив, что не ясно, что значит морское. Можно предложить ученикам найти промежуточное слово – название предмета, способное согласоваться с именем прилагательным.
Важно учить детей находить слова, употребляющиеся с предлогами, но в предложении удаленные от них, разделенные словами (здесь на морское дно – слово на относится к слову дно).
И, кроме того, необходимо предостеречь детей от употребления предлогов с именами прилагательными (На дно (на какое?) на морское).
– К какому слову относится слово на, какое слово не может обойтись без этого служебного слова? (Имя существительное дно.)
– Исправьте фразу На дно на морское. Задайте вопрос к слову морское. (На дно (какое?) морское.)

4) Распространение предложения.

– Давайте расширим это предложение, добавив в него слово, ответив на поставленный вопрос: За жемчугом (каким?). (Дорогим, ценным...)
– Повторите предложение с добавленным словом. (Эти жители могут часто нырять на морское дно за ценным, дорогим жемчугом.)
Ценным и дорогим – это признаки одного предмета или разных? (Одного: жемчуга.)
– Эти слова относятся к одному слову, и «веточки» будут «расти» из одной точки, от слова жемчуг, которое как бы «порождает» эти слова, является для них «родителем». Нарисуйте крючок-«веточку» от слова взлетел. Если эти слова имеют одного «родителя», как они называются? (Однородные члены.)
– Чем являются слова в предложении? (Членами предложения.)
– Сделайте надпись «Члены предложения» (рис. 1).

Рис. 1

– Изобразите «древовидную» схему (рис. 2), на которой видны сочленение слов, их взаимосвязь.

Рис. 2

Вспомните, сколько раз мы меняли порядок слов в предложении. Изменилось ли при этом положение «веточек» в нашем «дереве»? (Нет.)
– Положение, порядок, место слов в предложении может меняться, но «деревце» у каждого предложения будет одно и то же.
Есть исключения, но знакомить с отдельными случаями детей не нужно.

3. Нахождение словосочетаний внутри предложений, формирование видения главных и зависимых слов.

1) Поиск зависимых слов.

На доске схема (см. рис. 3).

Рис. 3

Учитель читает не очень длинное предложение, которое дети могут легко запомнить.
Дельфины забавляют мореходцев своими играми.
Затем учитель произносит слово, имеющее при себе одно зависимое или зависимые слова. Это слово не вписывается в прямоугольник, как раньше, а удерживается в памяти и обозначается точкой, чтобы дети видели, что вопрос нужно задать от этого слова.
– В прямоугольнике слово забавляют, но я его писать не буду, вы должны запомнить его, держать в голове. Вместо него в прямоугольнике точка. Догадайтесь, какое слово или какие слова относятся к слову забавляют. Докажите связь вопросом.
Придется не раз поправлять детей, так как они могут не сразу осознать, что слово забавляют главное и оно должно произноситься первым, а зависимое – вторым, то есть скажут дельфины забавляют, а не забавляют дельфины и т.д. (Забавляют (кто?) дельфины. Забавляют (кого?) мореходцев. Забавляют (чем?) играми.)
– В прямоугольнике слово дельфины. Найдите зависимое от него слово, свяжите вопросом. (Дельфины (что делают?) забавляют.)
– В прямоугольнике слово играми. (Играми (чьими?) своими.)

2) Поиск главных слов.

На доске схема (рис. 4).

Рис. 4

Работа аналогична предыдущей. Дети запоминают предложение.
Приливы оставляют на берегу всевозможные раковины.
– Возьмем слово оставляют. Какие слова от него зависят? (Оставляют (где? на чем?) на берегу.)
Опять большое внимание нужно уделить порядку слов: главное произносится первым, зависимое – вторым.
Затем учитель, указывая на точку, просит назвать другие зависимые от него слова, стараясь не отвлекать детей лишними комментариями и не мешать им удерживать в памяти предложение.
Оставляют. (Оставляют (что?) раковины.)
Раковины. (Раковины (какие?) всевозможные.)

III. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Работа с предложением, использовавшимся для синтаксического анализа и вторично написанным на бумажной ленте (см. рис. 5).
– Прочитайте хором предложение, написанное на ленте. (Эти жители могут часто нырять на морское дно за ценным, дорогим жемчугом.)
– Это предложение вам знакомо, мы с ним уже работали. (Да.)
– Разорвите его на слова и пересчитайте их. (12.)
– А в предыдущем было 10. (Добавились слова ценным, дорогим.)

1) Нахождение имен существительных.

– Что такое имена существительные? (Имена существительные – это слова, называющие предметы и отвечающие на вопросы кто? что?)
– Найдите среди этих слов имена существительные и приклейте в первый «ящик». (Жители, дно, жемчугом.)
– Придумайте свои имена существительные.

2) Нахождение имен прилагательных.

– Что такое имена прилагательные? (Имена прилагательные – это слова, называющие признаки предметов и отвечающие на вопросы какой?...)
– Найдите среди слов этого предложения имена прилагательные и приклейте во второй «ящик». (Морское, ценным, дорогим.)
– Придумайте свои имена прилагательные.

3) Нахождение имен числительных.

– Что такое имена числительные? (Имена числительные – это слова, называющие число, порядок предметов при счете и отвечающие на вопросы сколько? который по счету?)
– Найдите имена числительные. (Их нет.)
– Оставим третий «ящик» пустым. Придумайте имена числительные.

4) Нахождение местоимений.

– Что такое местоимения? (Местоимения – это слова, употребляющиеся вместо имен существительных, прилагательных, числительных; это слова, не называющие предметы, а указывающие на предметы, признаки предметов или числа.)
– Найдите среди этих слов местоимения и приклейте в четвертый «ящик». (Эти.)
– Вместо какого слова употреблено слово эти? (Цейлонские.)
– Что заменяет местоимение эти? (Имя прилагательное.)
– Приклейте местоимение эти во второе отделение четвертого «ящика».
– Замените следующие слова словами-указателями: телега, на телеге, в доме, под скамейкой, давние, с сильным, пятерых. (Ответы детей: она, на ней, в нем, под ней, такие, с этим, стольких.)
– Подумайте, что заменено следующими словами: названия предмета, названия признака предмета или название числа – такого, ей, стольким, себя? (Ответы детей: название признака предмета, название предмета, название числа, название предмета.)
Это задание позволит детям научиться различать местоимения, заменяющие имена существительные, прилагательные, числительные.
– Измените форму следующих местоимений так, чтобы они стояли в им. падеже, то есть отвечали на вопросы кто? что?: с ней, для вас, у тебя, о нас, у меня. (Она, вы, ты, мы, я.)
Это задание поможет детям научиться определять начальную форму личных местоимений и лучше узнать их.

5) Нахождение глаголов.

– Что такое глаголы? (Глаголы – это слова, называющие действие предмета.)
– Найдите глаголы и приклейте их в пятый «ящик». (Могут, нырять.)
– Придумайте свои глаголы.

6) Нахождение наречий.

– Что такое наречия? (Наречия – это слова, называющие признаки действия.)
– Найдите наречия и приклейте их в шестой «ящик». (Часто.)
– Придумайте свои наречия.

7) Нахождение служебных слов.

– Какие слова остались лежать на парте? (Служебные: на, за.)
– На какие вопросы они отвечают? (Ни на какие.)
– Слова из верхних шести ящиков отвечают на вопросы. Отличие служебных слов от всех остальных – в том, что к ним невозможно поставить вопросы. Что делает слово на: стоит перед одним словом или между двумя? (Стоит перед словом дно.)
– А слово за? (Стоит перед словом жемчугом.)
– Приклейте эти слова в первое отделение седьмого «ящика». Попробуйте вспомнить какие-нибудь служебные слова (В, да, для, и, а...) (рис. 5).

Рис. 5

IV. МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ

1. Различение формообразования (или формоизменения) и словоизменения.

– Я буду произносить пары слов, а вы должны определить, что в словах изменилось – смысл или форма: море – моря; море – морюшко; море – морские; морские – морской; море – приморье. (Ответы детей: форма, смысл, смысл, форма, смысл.)
– Измените форму слов буря, штормовой, дует; измените смысл слов: матрос, прилив. (Ответы детей: бури, штормовые, дуют; матросский, приливает.)

2. Нахождение окончаний в каждом слове предложения, взятого для синтаксического анализа:

Эти жители могут часто нырять на морское дно за ценным, дорогим жемчугом.
– Что такое окончание? (Окончание – это изменяемая часть слова.)
– Найдите окончания в каждом слове предложения (рис. 6).

Жители – житель: -и.
Дно – дна: -о.
Жемчугом – жемчуг: -ом.
Морское – морские: -ое.
Ценным – ценная: -ым.
Дорогим – дорогая: -им.
Эти – эта: -и.
Могут – может: -ут.
Нырять: окончание неопределенной формы -ть.

В старшей школе оно считается формообразующим суффиксом, и найти его можно, сопоставив с формой прошедшего времени: нырять – нырял.

Часто, на, за окончаний не имеют.

Рис. 6

3. Морфемный анализ данного слова.

– Напишите слово жемчужные большими печатными буквами. Найдите окончание. (Жемчужные – жемчужная: -ые.)
– Что такое основа? (Основа – это часть слова без окончания.)
– Прочитайте хором основу и выделите ее. (Жемчужн-.)
– Какие части слова входят в основу? (Корень, приставка, суффикс.)
– Что такое корень, приставка, суффикс? (Корень – это смысловое ядро слова. Приставка – это часть слова, входящая в основу и стоящая перед корнем. Суффикс – это часть слова, входящая в основу и стоящая после корня.)
– Откуда будем отсекать буквы в основе? (С конца: жемчуж-.)
Есть ли смысл в этом отрезке? (Есть, только мы говорим жемчуг.)
– Нужно ли еще отсекать буквы? (Нет.)
– Мы добрались до «кочерыжки» слова, до его смыслового ядра, до корня. Давайте пронумеруем, в каком порядке шел поиск (окончание – 1, основа – 2, суффикс – 3, корень – 4) (рис. 7).

Рис. 7

– В словах жемчужный и жемчуг корень встречается в двух видах – жемчуж- и жемчуг-. Здесь г чередуется с ж. Такое поочередное употребление звуков называется чередованием.
Явление чередования звуков – следствие развития нашего языка, следствие изменений в фонетической системе. Чередование звуков – типичное явление. Нужно почаще напоминать детям о чередовании, учить их видеть чередование при разборе слова:
при делении слова на фонемы:
(цвет-очн-ый, а не цвет-оч-н-ый, где ч//к;
заж-жет
, а не за-жж-ет, где ж//г);
при подборе проверочных слов. Знание типичных случаев чередования поможет увидеть родство несхожих слов:
(кольчуга – кольца, где ч//ц;
перчатки – перст
, где ч//ст).

4. Подбор одноморфемных слов.

– Придумайте однокоренные слова к слову жемчужные. (Жемчужина, жемчужница, жемчуг.)
– Придумайте односуффиксные слова. Слова с суффиксом -н-, образованные от существительных, являются прилагательными и указывают на признаки предметов. (Радостный, грустная, славный.)
– Можно ли сказать, что приставки и суффиксы имеют значение? (Да.)
– Теперь при формулировании определений этих частей слова мы будем употреблять слово значимые. Назовите слова, имеющие то же окончание, что и слово жемчужные. (Зеленые, грязные, безопасные.)

V. ФОНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

1. Хоровое вычленение звуков в словах.

– Вслушайтесь в произношение следующих слов и разделите их на звуки: берег, корабли, отлив, червяк, ветер, жемчуг. (Ответы детей:
[б’эр’ик][карабл’и] [атл’иф] [чирв’ак] [в’эт’ир] [жэмчук].)

2. Индивидуальное деление слов на звуки.

3. Выполнение звукового разбора слова.

– Произнесите слово житель. Вслушайтесь в произносимые звуки. Разделите слово на слоги. ([жы-т’ил’].)
– Разделите слово на отдельные звуки. ([жыт’ил’].)
– Изобразите звуковую схему и охарактеризуйте каждый звук.

([ж] – согласный, звонкий, твердый, обозначен буквой ж (жэ);
[ы] – гласный, ударный, обозначен буквой и (и);
[т’] – согласный, глухой, мягкий, обозначен буквой т (тэ);
[и] – гласный, безударный, обозначен буквой е (jэ);
[л’] – согласный, звонкий, мягкий, обозначен буквами л (эль) и ь (мягкий знак).)

– Посчитайте количество звуков и букв. Одинаково ли оно? Почему? (5 звуков и 6 букв. Нет. Звук [л’] обозначен двумя буквами.)
– Есть ли в слове буквы, не соответствующие звукам? (Есть: звук [ы], а буква и; звук [и], а буква е.)
– Подчеркните их. Попробуйте объяснить это различие: почему говорится так, а пишется по-другому? (Сочетание жи, ши пишется с буквой и; букву е в суффиксе нужно запомнить.)
– Раньше звуки [ж], [ш] были мягкими: [ж’], [ш’]. И после них слышался звук [и]. Это написание осталось до сих пор.
В словах житель, учитель, строитель пишется суффикс -тель-. Его написание нужно запомнить.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru