МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Т.КУШЕВИЧ,
лицей №1, г. Орел
«СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Комплексное повторение изученного
(на материале стихотворения И.А.
Бунина «Как все спокойно и как все открыто!»)
9 класс
Цели и задачи
1. Систематизация теоретических
сведений за курс 5–9-х классов по теме «Виды
сложных предложений».
2. Комплексное повторение важнейших орфограмм.
3. Закрепление навыков:
а) постановки знаков препинания в предложениях
разных типов;
б) выполнения важнейших грамматических разборов
(морфемного, словообразовательного,
морфологического, синтаксического).
4. Развитие умений и навыков комплексного анализа
поэтического текста (определение темы, ключевых
слов, основной мысли, характерных языковых
особенностей и др.).
5. Углубление представлений об эпитете как о
литературоведческом термине, способах его
языкового выражения и роли в художественном
тексте.
6. Интеграция учебных курсов русского языка и
литературы.
Ход урока
* * *
Как все спокойно и как все открыто!
Как на земле стало тихо и бедно!
Сад осыпается, все в нем забыто;
Небо велико и холодно-бледно...
Небо далекое, не ты ли, немое,
Меня пугаешь своим простором?
Здесь, в этой бедности, где все родное,
Встречу я осень радостным взором.
Еще рассеян огонь листопада,
И редкие краски ласково-ярки;
Еще синицы свищут из сада,
И как им тихо в забытом парке!
И только ночью, когда бушует
Осенний ветер, все чуждо снова...
И одинокое сердце тоскует:
О, если бы близость сердца родного!
(И.А. Бунин)
Примечание. Стихотворение
записывается под диктовку или распечатывается с
пропусками знаков препинания и нескольких
орфограмм на усмотрение учителя, например, холодно
(бледно), ласково (ярки), рассе_н, снов_.
I. Комплексный анализ стихотворения
1. Выразительное чтение.
2. Определите тему стихотворения. Какие
микротемы, образы можно выделить в данном
произведении?
3. Найдите ключевые слова каждой микротемы,
учитывая сильные позиции текста (повторы,
синонимы, антонимы, начало, конец текста и др.).
4. Проследите, как меняется эмоциональный настрой
стихотворения от строфы к строфе.
5. Какими языковыми средствами (лексическими,
фонетическими, синтаксическими) создается
эмоциональный фон текста, изображается
состояние природы и лирического героя? Выделите,
на ваш взгляд, самые важные в идейном смысле
изобразительно-выразительные приемы.
6. Охарактеризуйте лирического героя
стихотворения. В чем причина его тоски?
7. Вспомните определение эпитета как
литературоведческого понятия.
8. Найдите в тексте и подберите свои эпитеты,
создающие образы сада и лирического героя.
Действительно, в самом определении эпитета
(«художественное определение») можно увидеть
намек на его частеречную принадлежность и
синтаксическую функцию. Однако есть менее
распространенные способы выражения эпитетов в
художественном тексте. Многие ученые-филологи
основным признаком эпитета наряду с переносным
(метафорическим) значением считают «направленность
на изображение предмета, явления, на показ
его наиболее существенных, значимых в данном
конкретном случае признаков» (А.И. Горшков) (в
тетради и на доске делается опорная запись
признаков эпитета).
9. Учитывая перечисленные характеристики,
найдите в стихотворении И.А. Бунина все эпитеты,
определите часть речи и синтаксическую функцию.
Сделайте вывод о способах выражения и роли
эпитетов в художественном тексте.
Учителю необходимо сделать акцент на
изобразительно-выразительных возможностях
эпитетов, емко и образно характеризующих
предмет.
10. Чем обусловлено дефисное написание эпитетов холодно-бледно
и ласково-ярки? Выполните морфемный разбор
этих слов.
Эпитеты, выраженные сложными прилагательными,
называются сомкнуто-двойными.
Сомкнуто-двойные эпитеты встречаются у многих
поэтов и писателей, но наиболее характерны для
Ф.И. Тютчева.
11. Как состояние лирического героя зависит от
происходящего в мире природы? Докажите свою
точку зрения, опираясь на жизненный опыт и факты
художественной литературы.
12. Сформулируйте основную мысль текста.
II. Грамматическое задание
1. Выполните морфемный и
морфологический разбор слов тихо, забыто,
велико, чуждо.
2. Расставьте знаки препинания, сделайте устный
пунктуационный разбор текста.
3. Объясните отсутствие запятой в первом
предложении. Определите часть речи слова как.
Какую смысловую нагрузку оно выполняет?
4. Какова функция многоточия в первом и в
последнем четверостишии?
5. Выполните полный синтаксический разбор 1-го
предложения 2-й строфы.
6. Составьте схему предложения третьей строфы.
Аргументируйте свой выбор знаков препинания
между частями данного сложного предложения.
7. Найдите СПП с придаточным внутри главного
предложения, обозначьте основы, определите тип
придаточного.
8. Выполните словообразовательный анализ слов рассеян,
снова.
III. Домашнее задание
1. Осмыслить теоретический материал:
различное понимание термина «эпитет», основные
признаки и роль эпитетов в художественном
произведении.
2. Письменно сформулировать идею стихотворения
И.А. Бунина (тезисно).
3. Подготовиться к самодиктанту (записи
стихотворения по памяти).
Эпитет |
Способ выражения (часть речи) |
Синтаксическая роль в
предложении |
(все)
– спокойно
– открыто
– забыто
– родное |
прил., кр. ф.
прич., кр. ф.
прич., кр. ф.
прил.
|
сказ.
сказ.
сказ.
опр.
|
(небо)
– велико
– холодно-бледно
– далекое
– немое |
прил., кр. ф.
прил., кр. ф.
прил.
прил.
|
сказ.
сказ.
опр.
опр.
|
(в) забытом (парке)
(краски) ласково-ярки
радостным (взором) |
прич.
прил., кр. ф.
прил.
|
опр.
сказ.
опр. |
(сердце)
– родное
– одинокое |
прил.
прил.
|
опр.
опр.
|
|