Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №3/2002

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Т.КУШЕВИЧ,
лицей №1, г. Орел


«СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Комплексное повторение изученного

(на материале стихотворения И.А. Бунина «Как все спокойно и как все открыто!»)

9 класс

Цели и задачи

1. Систематизация теоретических сведений за курс 5–9-х классов по теме «Виды сложных предложений».
2. Комплексное повторение важнейших орфограмм.
3. Закрепление навыков:
а) постановки знаков препинания в предложениях разных типов;
б) выполнения важнейших грамматических разборов (морфемного, словообразовательного, морфологического, синтаксического).
4. Развитие умений и навыков комплексного анализа поэтического текста (определение темы, ключевых слов, основной мысли, характерных языковых особенностей и др.).
5. Углубление представлений об эпитете как о литературоведческом термине, способах его языкового выражения и роли в художественном тексте.
6. Интеграция учебных курсов русского языка и литературы.

Ход урока

* * *

Как все спокойно и как все открыто!
Как на земле стало тихо и бедно!
Сад осыпается, все в нем забыто;
Небо велико и холодно-бледно...

Небо далекое, не ты ли, немое,
Меня пугаешь своим простором?
Здесь, в этой бедности, где все родное,
Встречу я осень радостным взором.

Еще рассеян огонь листопада,
И редкие краски ласково-ярки;
Еще синицы свищут из сада,
И как им тихо в забытом парке!

И только ночью, когда бушует
Осенний ветер, все чуждо снова...
И одинокое сердце тоскует:
О, если бы близость сердца родного!

(И.А. Бунин)

Примечание. Стихотворение записывается под диктовку или распечатывается с пропусками знаков препинания и нескольких орфограмм на усмотрение учителя, например, холодно (бледно), ласково (ярки), рассе_н, снов_.

 

I. Комплексный анализ стихотворения

1. Выразительное чтение.
2. Определите тему стихотворения. Какие микротемы, образы можно выделить в данном произведении?
3. Найдите ключевые слова каждой микротемы, учитывая сильные позиции текста (повторы, синонимы, антонимы, начало, конец текста и др.).
4. Проследите, как меняется эмоциональный настрой стихотворения от строфы к строфе.
5. Какими языковыми средствами (лексическими, фонетическими, синтаксическими) создается эмоциональный фон текста, изображается состояние природы и лирического героя? Выделите, на ваш взгляд, самые важные в идейном смысле изобразительно-выразительные приемы.
6. Охарактеризуйте лирического героя стихотворения. В чем причина его тоски?
7. Вспомните определение эпитета как литературоведческого понятия.
8. Найдите в тексте и подберите свои эпитеты, создающие образы сада и лирического героя.
Действительно, в самом определении эпитета («художественное определение») можно увидеть намек на его частеречную принадлежность и синтаксическую функцию. Однако есть менее распространенные способы выражения эпитетов в художественном тексте. Многие ученые-филологи основным признаком эпитета наряду с переносным (метафорическим) значением считают «направленность на изображение предмета, явления, на показ его наиболее существенных, значимых в данном конкретном случае признаков» (А.И. Горшков) (в тетради и на доске делается опорная запись признаков эпитета).
9. Учитывая перечисленные характеристики, найдите в стихотворении И.А. Бунина все эпитеты, определите часть речи и синтаксическую функцию. Сделайте вывод о способах выражения и роли эпитетов в художественном тексте.
Учителю необходимо сделать акцент на изобразительно-выразительных возможностях эпитетов, емко и образно характеризующих предмет.
10. Чем обусловлено дефисное написание эпитетов холодно-бледно и ласково-ярки? Выполните морфемный разбор этих слов.
Эпитеты, выраженные сложными прилагательными, называются сомкнуто-двойными. Сомкнуто-двойные эпитеты встречаются у многих поэтов и писателей, но наиболее характерны для Ф.И. Тютчева.
11. Как состояние лирического героя зависит от происходящего в мире природы? Докажите свою точку зрения, опираясь на жизненный опыт и факты художественной литературы.
12. Сформулируйте основную мысль текста.

II. Грамматическое задание

1. Выполните морфемный и морфологический разбор слов тихо, забыто, велико, чуждо.
2. Расставьте знаки препинания, сделайте устный пунктуационный разбор текста.
3. Объясните отсутствие запятой в первом предложении. Определите часть речи слова как. Какую смысловую нагрузку оно выполняет?
4. Какова функция многоточия в первом и в последнем четверостишии?
5. Выполните полный синтаксический разбор 1-го предложения 2-й строфы.
6. Составьте схему предложения третьей строфы. Аргументируйте свой выбор знаков препинания между частями данного сложного предложения.
7. Найдите СПП с придаточным внутри главного предложения, обозначьте основы, определите тип придаточного.
8. Выполните словообразовательный анализ слов рассеян, снова.

III. Домашнее задание

1. Осмыслить теоретический материал: различное понимание термина «эпитет», основные признаки и роль эпитетов в художественном произведении.
2. Письменно сформулировать идею стихотворения И.А. Бунина (тезисно).
3. Подготовиться к самодиктанту (записи стихотворения по памяти).

Эпитет

Способ выражения (часть речи)

Синтаксическая роль в предложении

(все)
– спокойно
– открыто
– забыто
– родное


прил., кр. ф.
прич., кр. ф.
прич., кр. ф.
прил.


сказ.
сказ.
сказ.
опр.

(небо)
– велико
– холодно-бледно
– далекое
– немое


прил., кр. ф.
прил., кр. ф.
прил.
прил.


сказ.
сказ.
опр.
опр.

(в) забытом (парке)
(краски) ласково-ярки
радостным (взором)


прич.
прил., кр. ф.
прил.

опр.
сказ.
опр.

(сердце)
– родное
– одинокое


прил.
прил.


опр.
опр.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru