ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ
Надежда ШАПИРО
РАЗГОВОР В УЧИТЕЛЬСКОЙ
Как-то раз (дело было много лет назад) я
помогала детям в группе продленного дня готовить
уроки, и один мальчик вдруг сказал: «Вам бы
математику преподавать...». Я сначала
обрадовалась похвале. Потом огорчилась: он что
же, не хочет, чтобы я их русскому языку учила? А
потом, кажется, поняла, что этот мальчик имел в
виду. Я объясняла, как решать пример, и, поскольку
предмет чужой, без терминов, по-простому; не
говорила: «Чему равно произведение?» – а
спрашивала: «Сколько получилось?». Я вспомнила,
как безнадежно слушал мой знакомый троечник
слова первый коэффициент, второй коэффициент,
а оживился только тогда, когда ему сказали: «Где у
тебя икс в квадрате? Нашел? Посмотри, какая цифра
стоит перед иксом в квадрате. Теперь эту цифру
подставь вместо буквы а в формуле...» и т.д. На
своих уроках я чувствовала себя обязанной
говорить полными предложениями и
терминологически точно – и замечала, как многие
утрачивали интерес к моей правильной речи, не
дождавшись конца предложения. Однажды
пожаловалась в учительской: «Не понимают, что
такое приложение». Опытная Елена Алексеевна
Кантур посоветовала: «Ты не сразу говори
определение, а скажи просто “второе название
предмета”; вот когда поймут, в чем дело, можно
правило прочитать». Я смутилась. Показалось, что
это отступление, поиск легких путей (а нас иначе
учили: «Где, когда, какой великий выбирал путь,
чтобы протоптанней и легше?»). Тогда мне
невозможно было даже вообразить, что через
каких-нибудь двадцать лет я, отчаявшись
объяснить одиннадцатикласснику разницу между
союзом чтобы и местоимением с частицей что
бы, скажу решительно: «Пиши всегда слитно – в
твоих сочинениях что бы не бывает».
Только со временем приходят опыт и
свобода. И понимание того, что мы учим многим
связанным, но разным вещам. Среди наших задач – и
интеллектуальное развитие детей, и развитие
речи, и формирование представления о языке как о
системе. Но все-таки программа-минимум –
грамотное письмо. И если мы хотим, чтобы дети
писали слово без ошибок, не стоит отпугивать
слабого требованием проговаривать трехэтажное
рассуждение. Годятся любой мнемонический прием,
любая произвольная ассоциация, если они помогут
запомнить и правильно написать. Ведь мы не
обязаны всякий раз произносить или хотя бы
вспоминать физические или химические законы,
берясь за молоток или подходя к кухонной плите. А
если трудно отважиться на такой «бытовой» метод,
вспомним о необходимости разноуровневого
обучения. Объясняя «на пальцах», мы легче
достигнем успеха на нижнем уровне, что не
отменяет нашей обязанности поднимать на более
высокий уровень всех, кому это доступно.
Хорошо, когда рядом с начинающим
учителем есть люди мудрые и опытные, умеющие
преподавать науку о языке, не поступаясь при этом
здравым смыслом. У них можно учиться и общему
подходу к делу, и отдельным приемам, даже трюкам.
Стоит собирать эти бесценные крупицы и находки,
чтобы они послужили всем, кому понравятся. И
прибавлять к ним собственные изобретения,
которые тоже наверняка есть у многих учителей,
посвятивших себя такому трудному и интересному
делу – преподаванию русского языка.
Уважаемые коллеги! Мы ждем ваших
сообщений для рубрики «Полезные мелочи».
Вероятно, у вас есть собственные приемы
объяснения какой-нибудь темы; может быть, вы
пользуетесь не всем известными удобными
обозначениями или мнемоническими правилами. А
может быть, придумали интересные способы
быстрого включения класса в работу, проверки
заданий?
Откроем общую копилку («Полезные
мелочи») и будем вместе ее пополнять.
|