Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №4/2002

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

Надежда ШАПИРО


РАЗГОВОР В УЧИТЕЛЬСКОЙ

Как-то раз (дело было много лет назад) я помогала детям в группе продленного дня готовить уроки, и один мальчик вдруг сказал: «Вам бы математику преподавать...». Я сначала обрадовалась похвале. Потом огорчилась: он что же, не хочет, чтобы я их русскому языку учила? А потом, кажется, поняла, что этот мальчик имел в виду. Я объясняла, как решать пример, и, поскольку предмет чужой, без терминов, по-простому; не говорила: «Чему равно произведение?» – а спрашивала: «Сколько получилось?». Я вспомнила, как безнадежно слушал мой знакомый троечник слова первый коэффициент, второй коэффициент, а оживился только тогда, когда ему сказали: «Где у тебя икс в квадрате? Нашел? Посмотри, какая цифра стоит перед иксом в квадрате. Теперь эту цифру подставь вместо буквы а в формуле...» и т.д. На своих уроках я чувствовала себя обязанной говорить полными предложениями и терминологически точно – и замечала, как многие утрачивали интерес к моей правильной речи, не дождавшись конца предложения. Однажды пожаловалась в учительской: «Не понимают, что такое приложение». Опытная Елена Алексеевна Кантур посоветовала: «Ты не сразу говори определение, а скажи просто “второе название предмета”; вот когда поймут, в чем дело, можно правило прочитать». Я смутилась. Показалось, что это отступление, поиск легких путей (а нас иначе учили: «Где, когда, какой великий выбирал путь, чтобы протоптанней и легше?»). Тогда мне невозможно было даже вообразить, что через каких-нибудь двадцать лет я, отчаявшись объяснить одиннадцатикласснику разницу между союзом чтобы и местоимением с частицей что бы, скажу решительно: «Пиши всегда слитно – в твоих сочинениях что бы не бывает».

Только со временем приходят опыт и свобода. И понимание того, что мы учим многим связанным, но разным вещам. Среди наших задач – и интеллектуальное развитие детей, и развитие речи, и формирование представления о языке как о системе. Но все-таки программа-минимум – грамотное письмо. И если мы хотим, чтобы дети писали слово без ошибок, не стоит отпугивать слабого требованием проговаривать трехэтажное рассуждение. Годятся любой мнемонический прием, любая произвольная ассоциация, если они помогут запомнить и правильно написать. Ведь мы не обязаны всякий раз произносить или хотя бы вспоминать физические или химические законы, берясь за молоток или подходя к кухонной плите. А если трудно отважиться на такой «бытовой» метод, вспомним о необходимости разноуровневого обучения. Объясняя «на пальцах», мы легче достигнем успеха на нижнем уровне, что не отменяет нашей обязанности поднимать на более высокий уровень всех, кому это доступно.

Хорошо, когда рядом с начинающим учителем есть люди мудрые и опытные, умеющие преподавать науку о языке, не поступаясь при этом здравым смыслом. У них можно учиться и общему подходу к делу, и отдельным приемам, даже трюкам. Стоит собирать эти бесценные крупицы и находки, чтобы они послужили всем, кому понравятся. И прибавлять к ним собственные изобретения, которые тоже наверняка есть у многих учителей, посвятивших себя такому трудному и интересному делу – преподаванию русского языка.

Уважаемые коллеги! Мы ждем ваших сообщений для рубрики «Полезные мелочи». Вероятно, у вас есть собственные приемы объяснения какой-нибудь темы; может быть, вы пользуетесь не всем известными удобными обозначениями или мнемоническими правилами. А может быть, придумали интересные способы быстрого включения класса в работу, проверки заданий?
Откроем общую копилку («Полезные мелочи») и будем вместе ее пополнять.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru