Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №4/2002

УЧЕНИКИ СОЧИНЯЮТ

С.И.ДЕМИДЕНКО,
г. Углич


В ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ – ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ

Мне хочется поделиться со своими коллегами – читателями журнала – радостью открытия для себя программы «Литература как предмет эстетического цикла» авторов Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской из развивающей системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, по которой работаю седьмой год.
Этот курс начинается в 1-м классе и рассчитан на все 10 лет обучения в школе. Я не ставлю своей задачей подробно познакомить с концепцией, целями данного курса, а хочу рассказать об одном из направлений литературного образования – работе учащихся как «авторов».

Широкое включение детского творчества – принципиальное отличие этого курса от традиционного. Одним из путей развития художественного творчества является наблюдение за реальными явлениями и предметами окружающей жизни: всматривание, вслушивание, нахождение характерных признаков. Но для создания художественного произведения простой наблюдательности мало. Необходимо через конкретные неповторимые признаки предмета или факта «открыть» их внутреннюю жизнь, родственную собственной внутренней жизни. С этой сложной задачей ученики успешно справляются. С каким удовольствием дети по внешним признакам «угадывали» характеры кочанов капусты (1-й класс, «Разговор двух кочанов капусты»), придумывали их диалог и события, происходившие с ними. С большим интересом дети относятся к созданию подобных произведений, их богатая фантазия, образность мышления находят свое выражение: дети «оживляют», «очеловечивают» не только животных, но и явления природы, неодушевленные предметы. Я думаю, многих удивят оригинальность, свежесть тем сочинений, предлагаемых детям в разных классах: «Воспоминание старой обуви» (1-й и
8-й классы), «Монолог пуговицы» (6-й класс), «С точки зрения кактуса» (5-й класс). Мои дети очень любят эти уроки творчества, на которых рождаются настоящие шедевры. Возможно, одной из причин такого отношения является то, что учителем не оценивается грамотность сочинения. Работая творчески, ребенок не может выполнять одновременно несколько разных и сложных задач. Оценка грамотности подчас убивает творчество, во всяком случае плохая оценка может безнадежно испортить настроение ребенка, так что и сочинять уже не захочется. У учителей может возникнуть закономерный вопрос: а не приведет ли это к снижению грамотности учащихся? Дети, с которыми я начинала работать по этой программе, учатся уже в
8-м классе, и проблем с грамотностью у них нет. Каждая творческая работа завершается уроком обсуждения детских сочинений. Дети учатся видеть удачи и недочеты, анализировать и редактировать текст. В результате такого кропотливого труда к концу урока в тетрадях учеников появляются памятки с указанием наиболее типичных ошибок; памятки помогают избежать повторения ошибок при написании следующих сочинений. Создавая художественные произведения, дети работают и как авторы-публицисты, пишут свои «размышления о жизни». Публицистические работы позволяют детям выразить свой взгляд, отношение к проблеме, более того, помогают выработать, сформулировать свое мнение. Детям предлагаются следующие темы: «Неожиданное разочарование» (7-й класс), «О справедливости» (7-й класс), «Можно ли встретить рыцарские черты у наших современников?» (8-й класс), «Человек, которого я запомнил» (5-й класс), «Что такое сильный характер?» (5-й класс), «Мое любимое место на земле» (5-й класс). Как можно заметить, все темы, предложенные авторами программы, личностно значимы для ребенка данного возраста. Особенно заинтересованно, очень откровенно дети в 7-м классе пишут сочинение на тему «Трудный возраст»,
в 8-м классе – «Понимать человека». Такие работы помогают детям разобраться в своем настроении, поступках, в отношениях со взрослыми, сверстниками.

Особую роль в оценке детских сочинений играет систематическая «публикация» их сочинений в литературных журналах. Эти журналы в виде больших папок, для каждого класса отдельно, содержат три раздела: «Размышления о жизни» (публицистика), «Читательские мнения» (критика), «Художественные произведения». Журналы важны как свидетельство того, что сочинение пишется не для учителя, что оно имеет общественный резонанс – публикацию. Конечно, в силу разных причин все работы публиковать невозможно. А как же быть с остальными, менее удачными работами, ведь они тоже значимы, по-своему ценны? Я предложила детям завести тетради под названием «Мое творчество», в которых они начинают работать в 5-м классе. Сочинения с исправленными орфографическими, отмеченными учителем речевыми ошибками дети переписывают в свой «сборник». Я всегда с удовольствием наблюдаю, как большинство учеников очень красиво, старательно переделывают свое произведение, иногда любовно украшая иллюстрациями. Мои ученики – активные участники всех литературных конкурсов. Многие из них были отмечены дипломами областных конкурсов.

Хочу добавить, что все сочинения в среднем звене мы пишем в классе, чтобы исключить (иногда неудачную) помощь взрослых, и, на мой взгляд, у детей нет боязни чистого листа бумаги, почти все они легко и непринужденно творят свои произведения.
Необходимо отметить как очень важную положительную сторону программы обеспеченность учебниками и методическими пособиями для учителя по каждому классу, очень подробными, логично и четко построенными. Хочется выразить благодарность авторам курса Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской за их огромный труд по созданию такой, на мой взгляд, интересной, нужной программы.
И в заключение я предлагаю коллегам познакомиться с некоторыми работами моих учеников; все они учатся в школе № 7 г. Углича.


ТРУДНЫЙ ВОЗРАСТ (1)

Сегодня я спросил у мамы: «Что такое трудный возраст?». «Это период, когда с такими, как ты, молодыми людьми бывает трудно найти общий язык», – ответила она. «А со мной трудно?» – снова спросил я. «А ты сам понаблюдай за собой», – с улыбкой сказала она. И я стал наблюдать. И с удивлением обнаружил, что порой даже самые безобидные замечания просто выводят меня из себя.
Вот, например, вчера папа поинтересовался, почему я не вымыл посуду. Я надулся и стал бубнить что-то насчет брата и своей занятости. Мама как-то странно посмотрела на меня. А я сказал: «Что поделаешь – трудный возраст». «Только смотри, чтобы твой трудный возраст не затянулся до пенсии», – серьезно сказал папа. «Ведь и правда», – подумал я. И теперь смотрю за собой. Хорошо, что еще впереди лето, а там, может, и пройдет этот трудный возраст.

Дмитрий Порадюк,
7-й класс

ТРУДНЫЙ ВОЗРАСТ (2)

Я думаю, каждый подросток чувствует на себе всю «тяжесть» этих двух слов. «Трудный возраст», пожалуй, самое подходящее определение. Но, наверное, не всем оно понятно. Некоторые спросят: «Чего тут трудного? Кормят и одевают родители, а ты просто время от времени делаешь уроки да смотришь телевизор». Вот тут-то и прозвучало ключевое слово родители. В том самом возрасте, именуемом трудным, они-то и становятся для некоторых просто настоящими врагами. Вот, например, ты хочешь лечь спать в 24.00, потому что идет интересный фильм, но мама требует, чтобы ты лег в 22.00, т.к., по ее словам, все нормальные дети должны засыпать в нужное время, соответственно режиму дня, а вставать в 9.00. Но ведь у тебя свой режим: лег в 24.00, встал в 11.00 и в общем-то уже привык так делать. А в результате спора со слишком «непонятливой» (как тебе кажется) мамой уходишь в свою комнату, громко хлопнув дверью.
И вот получается: мама хотела как лучше – и опять оказалась виноватой.
Можно привести еще много примеров, но все они докажут то, что основная причина всех жутких столкновений с родителями – это непонимание.
А заключается оно в том, что они все еще считают нас маленькими, беспомощными, но мы-то уже, конечно, взрослые (как нам кажется), буквально взрослее некуда, а родители все пристают к нам с расспросами, докучают постоянным чтением нотаций – в общем, «омрачают» жизнь развеселого подростка как могут.
Так скорее всего думает каждый, но через несколько лет, пересмотрев свои взгляды, вы, уже повзрослевшие, поймете, почему трудный возраст назвали «трудным».

Елена Скокова,
7-й класс

ТРУДНЫЙ ВОЗРАСТ (3)

Раньше, когда моей сестре было лет 12–13 и она постоянно ругалась с родителями, мамины знакомые оправдывали ее, говоря: «Ну она же не виновата, трудный возраст ведь...». А я думала: «Чего же тут трудного, возраст как возраст...».
И теперь, когда мне самой 12, я ощущаю всю трудность этого возраста. Постоянно ругаюсь с мамой из-за моего свободного времени, т.е. его проведения. Когда я хочу сидеть дома, она заставляет гулять, а когда иду гулять, ищет причину, чтобы оставить меня дома делать уроки, постоянно указывает, во сколько приходить домой. Другие же взрослые считают, что меня надо отпускать гулять не до 9, а до 7 часов: «Маленькая еще...». А когда на день рождения подарили колготки с зайцами, это был конец! Я хотела сказать все то, что я думаю об этом человеке, но вместо этого приняла подарок с улыбкой на лице. Ну как они не могут понять, что я уже не маленькая.

Полина Вышемирская,
7-й класс

ТРУДНЫЙ ВОЗРАСТ  (4)

Трудный возраст... А что это такое? Я долго думала над этим вопросом. Мне кажется, что под словосочетанием трудный возраст подразумевается в первую очередь изменение характера. Многие, наверное, как и я, заметили это. Мой «ангельский» характер переменился, и иногда я становлюсь просто неуважительной злючкой, ссорясь с родными, мучая себя и других. Или вдруг на меня нападает такое уныние, что вся семья чувствует себя несчастной. Не хочется учиться, а из-за плохой оценки портится настроение на весь день.
Я думаю, прежде всего не нужно вешать нос. То, что с нами происходит, пережили все взрослые. Иногда ребятам кажется, что их родители изменились, стали очень строгими, но это не так. Меняемся мы, а не взрослые. Даже если это и самый сложный период в моей жизни, не надо расстраиваться, а следует посоветоваться с родителями о своих проблемах, ведь они прошли через все это и могут помочь советом в сложной ситуации.
Я думаю, «трудный возраст» не такое уж плохое время в жизни и нужно смотреть на все с оптимизмом.

Екатерина Холманова,
7-й класс

СОЛДАТСКИЕ САПОГИ

В небольшом селе под Псковом стоит дом Трофимовых. И в доме этом в уголке горницы стояли сапоги. Старые, дырявые, с обожженными голенищами, но вымытые и начищенные до блеска. Полстраны прошагали они: по мерзлой земле и весенней грязи, вязли в болоте и выплясывали под «Катюшу» во время коротких передышек. На них падали маленькие букеты из ромашек и васильков, которые бросали ребятишки, когда проходили они в 45-м через освобожденные от врага наши деревни и села.
Это они, сапоги, спасли от неминуемой смерти солдата-танкиста Ивана Трофимова. Когда фашисты подбили их танк, он выбрался последним. Да зацепился за что-то сапогом. Сапог слетел с ноги. И пока Иван, чуть живой, полузадохнувшийся от гари и дыма, искал свой сапог, фашисты расстреляли троих его товарищей. Так благодаря своему сапогу остался Иван Трофимов жив. И сапог уцелел, только голенище обгорело.
Давно закончилась война. Подрастают в доме Трофимовых ребятишки, которые никогда не слышали взрывов снарядов и завывания сирен во время ночных бомбежек. Они растут под мирным небом. Но про солдатские сапоги знают не только в доме Трофимовых, но и во всем селе.
Нет уже в живых и солдата Трофимова, а сапоги все стоят в горнице и будут бережно храниться как память о мужестве и отваге солдат, которые отдали свои жизни, защищая нас и нашу Родину.

Дмитрий Порадюк,
6-й класс

МОНОЛОГ ПУГОВИЦЫ  (1)

Моя история очень интересная. Я была форменной пуговицей компании «Бунь». В Петербурге шел 1914 год. В ту пору была война России с Германией. На улицах было много военных, несли флаги и пели песни. Я наблюдала за всем этим из витрины магазина, где красовалась, и мечтала пойти с солдатами в поход на войну, хотела быть смелой, ведь на мне герб России и императорская корона!
В один из дней моя мечта исполнилась. Меня купил один офицер вместе с рядом других пуговиц. Я наконец попала на военную форму. Вот это была настоящая романтика! Палили пушки, ружья, было много раненых, и мой хозяин тоже. Я могу дать клятву, что я спасла его от пули, ведь пуля попала прямо в меня. Я чувствовала себя просто героиней. Славные были времена! Потом со мной случилось еще более неправдоподобное событие. Мой хозяин как-то гостил в Ярославской губернии, в деревне Федотово. Один раз он проходил мимо кустов шиповника, вдруг я зацепилась за колючки и оборвалась. Я надеялась и верила, что меня найдут. Один крестьянин стал пахать свой огород, и я попала в землю, где пролежала с 1917 по 1997 год. 80 лет под землей! Я думала уже, что я умерла! И вдруг опять солнце, радость, крики: «Какая интересная находка! Ценная!» – «Ну конечно, ценная!» – думала я, красуясь теперь в коллекции старинных вещей в одной семье, где живет девочка Козлова Яна, которая меня нашла. Вот моя история, может, кому-то она покажется придуманной, но это чистая правда.

Яна Козлова,
6-й класс

МОНОЛОГ ПУГОВИЦЫ  (2)

На всем белом свете нет такой знаменитой пуговицы, как я! Я объездила весь свет. А началось мое путешествие в маленьком магазинчике. Тогда я была так молода! Совсем новая и блестящая, сидела за стеклышком на витрине. Много разных пуговиц сидело со мной, но они не могли сравниться с моей красотой. Как-то раз зашла в магазин молодая девушка. Заметив, что на ее плаще не хватает пуговицы, я повернулась другим боком, чтобы еще больше засверкать на свету. И это случилось! Она меня купила! Вот уже сижу на ее плаще. Села в какую-то огромную консервную банку, у которой снизу вертелись четыре огромные пуговицы! Но вдруг я шлепнулась на пол. Ой! Как больно! А та девушка, что меня купила, направилась к выходу. Неужели она меня здесь бросит? Ну вот, ушла. Теперь я еду одна. Куда же я прибуду? Вот какой-то мальчишка подбежал, схватил меня и сунул в карман. Тоже вышел и побежал по дорожке. Навстречу ему показался другой мальчишка. Оба остановились. Тут мой новый хозяин вынул меня из кармана и протянул другу. Тот отнес меня домой, где был страшный пес. Это он меня погрыз. Теперь у меня ужасные шрамы на боку. А какая-то женщина в фартуке положила меня в шкатулку. Лежу, отдыхаю и думаю, что я лучшая из всех пуговиц!

Елена Соколова,
6-й класс

МОЕ ЛЮБИМОЕ МЕСТО НА ЗЕМЛЕ

Мое самое любимое место – диван. А как хорошо полежать на мягком диванчике, тем более когда перед носом все удобства. Захотел – ешь конфеты и печенье, при этом весело подпрыгивая на диване, ну а если настроение не очень (это редкость), то можно просто полежать, смотря телевизор или читая любимую книгу. А когда надо, кувыркаться и прыгать. Да и стоит он в удобном месте. Придут вечером родители, и начинается: телевизор смотрят, музыку слушают, бегают по всему дому. А ты лежишь на диванчике, уши заткнешь плеером и занимаешься своими делами. Жалко только, такие встречи с диваном бывают нечастыми, потому что чаще всего его занимает папа, растянется во всю длину и уснет, при этом уже не сядешь, не ляжешь.

Полина Лебедева,
5-й класс

СОЧИНЯЕМ СТИХИ

Я иду из школы грустный:
Я не Пушкин и не Блок.
Мне не выполнить, пожалуй,
К этой пятнице урок.

Я, быть может, полководец,
Но никак уж не поэт.
Даже к слову иноходец
Подходящей рифмы нет.

Видно, легче обезьяну
Усадить за фортепьяно,
Чем меня заставить в рифму
Написать хоть пару строк.

Сочинял за завтраком,
Сочинял в обед –
Стих не получается,
Аппетита нет.

Пробовал и ямбом,
Пробовал хореем –
Сочинять стихи я
Все же не умею.

Саша Суворова,
5-й класс

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru