Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №4/2002

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

Надежда ШАПИРО


ПОЛЕЗНЫЕ МЕЛОЧИ

1. «Раз крючок, два крючок...»

Мои четвероклассники часто ошибались в словах расчет и рассчитать. Галина Савельевна Крюкова взяла листок бумаги: «Смотри. Пишешь на доске раСчЕт, раСчЕтливый – раССчИтать. В букве е один крючочек – и в слове одна буква с. В букве и, соответственно, два – и две буквы с. И все». И действительно все: ошибку как рукой сняло.

2. Бумаги не жалеть!

Еще один совет Галины Савельевны. Характеристику предложения при письменном синтаксическом разборе лучше записывать не строчкой, а столбиком, и каждый признак – под своим номером:
1. Повествовательное.
2. Невосклицательное. – И т.д.
При такой записи гораздо меньше пропусков, нарушений последовательности. Дополнительный расход бумаги в данном случае оправдан.

3. Что когда вспоминать.

Рекомендация Галины Савельевны Крюковой: «Чтобы ученик не метался, не зная, за что взяться, когда нужно объяснить написание или решить, как писать, формируем алгоритм подхода к орфограмме. Прежде всего определяем, в какой части слова трудная буква. Если в приставке или корне – сразу вспоминаем соответствующее правило. Если в суффиксе или окончании – сначала определяем часть речи, а потом вспоминаем правило».

4. «Не чавкать!»

А вот совет старшеклассницы прямо принять было невозможно. Она оказалась свидетелем того, как я бьюсь на дополнительных занятиях с нашими вечными чувствовать – участвовать, снова напоминаю про часть («Если концерт сольный, нельзя сказать, что артист в нем участвует, участвовать – брать на себя не все дело, а часть» и т.п.). Успех был сомнительный, во всяком случае частичный. И тогда ученица сказала: «А нас учительница просто учила: кто чавкает, тот свинья!». Неприятная фраза. Но бывают тяжелые случаи, когда почти все средства хороши. И тогда я говорю: «Мне одна ученица даже так один раз сказала: кто чавкает...».

5. Части речи одной буквой.

Попросив учеников указать в предложении части речи, мы нередко обрекаем себя на раздражающе кропотливый труд: нелегко расшифровывать то, что меленькими буквами и при этом еще карандашом надписано над словами. А между тем название каждой знаменательной части речи удобно обозначать одной первой буквой; только причастие, если считать его отдельной частью речи, приходится, в отличие от прилагательного, обозначать двумя буквами – Пр. Служебные части речи вообще надо не надписывать, а обводить – союзы кружком, предлоги квадратиком или прямоугольником; для частиц можно использовать еще какую-нибудь геометрическую фигуру, например, ромб. Мои ученики заключают частицы в разорванные квадраты. Получается разборчиво и наглядно.

6. Рифмы-помощницы.

Известно, что слова с удвоенной согласной в корне нужно запоминать (как и слова, в которых не надо писать удвоенную согласную, хотя может показаться, что надо). Работаем со словарем, выписываем слова, в которых можно ошибиться, и придумываем смешные двустишия – например, такие:

Узнав, к чему ведет прогресс,
Он убежал в дремучий лес.

Чтобы привлечь вниманье масс,
Он с пепси перешел на квас.

Какая странная программа:
Сначала фарс, а после – драма.

Супруга выберет принцесса –
И сразу завершится пьеса.

Эта работа принесет пользу только в том случае, если заранее договориться, что в первой строчке обязательно слово с удвоенной согласной, а во второй – нет (или наоборот, но всегда одинаково).

7. Загорал на горах.

Нашим ученикам иногда бывает нелегко усвоить, как писать корни с чередованием -зор-/-зар- и -гор-/-гар-. Татьяна Николаевна Л. предлагает, во-первых, чтобы избежать путаницы, изучать эти корни не одновременно, развести их во времени, а во -вторых, использовать фразу загорал на горах – она помогает запомнить, как пишется трудный корень.

Продолжение

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru