ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ
Надежда ШАПИРО
ПОЛЕЗНЫЕ МЕЛОЧИ
1. «Раз крючок, два крючок...»
Мои четвероклассники часто ошибались
в словах расчет и рассчитать. Галина
Савельевна Крюкова взяла листок бумаги: «Смотри.
Пишешь на доске раСчЕт, раСчЕтливый –
раССчИтать. В букве е один крючочек – и
в слове одна буква с. В букве и,
соответственно, два – и две буквы с. И
все». И действительно все: ошибку как рукой сняло.
2. Бумаги не жалеть!
Еще один совет Галины Савельевны.
Характеристику предложения при письменном
синтаксическом разборе лучше записывать не
строчкой, а столбиком, и каждый признак – под
своим номером:
1. Повествовательное.
2. Невосклицательное. – И т.д.
При такой записи гораздо меньше пропусков,
нарушений последовательности. Дополнительный
расход бумаги в данном случае оправдан.
3. Что когда вспоминать.
Рекомендация Галины Савельевны
Крюковой: «Чтобы ученик не метался, не зная, за
что взяться, когда нужно объяснить написание или
решить, как писать, формируем алгоритм подхода к
орфограмме. Прежде всего определяем, в какой
части слова трудная буква. Если в приставке или
корне – сразу вспоминаем соответствующее
правило. Если в суффиксе или окончании –
сначала определяем часть речи, а потом
вспоминаем правило».
4. «Не чавкать!»
А вот совет старшеклассницы прямо
принять было невозможно. Она оказалась
свидетелем того, как я бьюсь на дополнительных
занятиях с нашими вечными чувствовать –
участвовать, снова напоминаю про часть
(«Если концерт сольный, нельзя сказать, что
артист в нем участвует, участвовать –
брать на себя не все дело, а часть» и т.п.). Успех
был сомнительный, во всяком случае частичный.
И тогда ученица сказала: «А нас учительница
просто учила: кто чавкает, тот свинья!».
Неприятная фраза. Но бывают тяжелые случаи, когда
почти все средства хороши. И тогда я говорю: «Мне
одна ученица даже так один раз сказала: кто
чавкает...».
5. Части речи одной буквой.
Попросив учеников указать в
предложении части речи, мы нередко обрекаем себя
на раздражающе кропотливый труд: нелегко
расшифровывать то, что меленькими буквами и при
этом еще карандашом надписано над словами. А
между тем название каждой знаменательной части
речи удобно обозначать одной первой буквой;
только причастие, если считать его отдельной
частью речи, приходится, в отличие от
прилагательного, обозначать двумя буквами – Пр.
Служебные части речи вообще надо не надписывать,
а обводить – союзы кружком, предлоги квадратиком
или прямоугольником; для частиц можно
использовать еще какую-нибудь геометрическую
фигуру, например, ромб. Мои ученики заключают
частицы в разорванные квадраты. Получается
разборчиво и наглядно.
6. Рифмы-помощницы.
Известно, что слова с удвоенной
согласной в корне нужно запоминать (как и слова, в
которых не надо писать удвоенную согласную, хотя
может показаться, что надо). Работаем со словарем,
выписываем слова, в которых можно ошибиться, и
придумываем смешные двустишия – например, такие:
Узнав, к чему ведет прогресс,
Он убежал в дремучий лес.
Чтобы привлечь вниманье масс,
Он с пепси перешел на квас.
Какая странная программа:
Сначала фарс, а после – драма.
Супруга выберет принцесса –
И сразу завершится пьеса.
Эта работа принесет пользу только в
том случае, если заранее договориться, что в
первой строчке обязательно слово с удвоенной
согласной, а во второй – нет (или наоборот, но
всегда одинаково).
7. Загорал на горах.
Нашим ученикам иногда бывает нелегко
усвоить, как писать корни с чередованием -зор-/-зар-
и -гор-/-гар-. Татьяна Николаевна Л. предлагает,
во-первых, чтобы избежать путаницы, изучать эти
корни не одновременно, развести их во времени, а
во -вторых, использовать фразу загорал на горах
– она помогает запомнить, как пишется трудный
корень.
Продолжение
|