МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
Л.СЫЧУГОВА,
г. Киров
СЛОВАРЬ РЕЧЕВЫХ ОБОРОТОВ
Над тайной воплощения мысли в речение,
высказывание задумывалось не одно поколение
философов, языковедов, психиатров, неврологов, но
и сейчас природа взаимодействия языка и
сознания, речи и мышления остается загадкой.
Каждый учитель знает, с каким трудом дается
школьнику речевое действие при создании текстов,
особенно на литературную тему. Этому много
причин. Назовем некоторые. Понятия о главных
признаках описываемого школьником
художественного явления не сформированы.
Словарный запас ученика, необходимый для
выражения авторских, интерпретаторских и
собственных чувств и позиций, недостаточен.
Представляем словарь, который поможет
школьникам в процессе словесного оформления
мысли. В этом словаре рассматривается не
отдельно взятое слово, а слово в составе
предложения. Предложения, точнее, предикативные
конструкции в словаре подаются блоками,
сгруппированными по темам: например, Н.В. Гоголь.
«Ревизор». Каждая из тем раскрывается в подтемах.
Заголовочными словами словарных статей являются
названия подтем: например, Гоголь / писатель /
драматург / автор пьесы; Комедия «Ревизор» /
пьеса; Иван Александрович Хлестаков / чиновник из
Петербурга и так далее. Словарная статья
построена таким образом, чтобы пишущий сочинение
мог выбрать для выражения мысли какую-либо
представленную синтаксическую модель и вариант
смыслового ее наполнения.
Словарная статья включает
предикативные конструкции двухкомпонентных
предложений. Набор предикатов в предъявленных
читателям моделях дается в алфавитном порядке.
Сначала даны конструкции для предложений, в
которых сказуемые выражены глаголами
совершенного/несовершенного вида. Далее –
конструкции для предложений со сказуемым –
кратким причастием или прилагательным. Наконец,
предложения со сказуемым-существительным. В
скобках показаны возможные распространители
сказуемого.
Опыт показал: словарь помогает школьникам
использовать данные предикативные конструкции
при составлении собственного высказывания,
более четко осознать авторское, да и собственное
мировосприятие, а учителю дает возможность
эффективно обучать детей речевому действию.
8 класс
Фрагменты учебного пособия –
словаря
Николай Васильевич Гоголь. «Ревизор»
Гоголь / писатель / драматург /
автор пьесы
(в комедии) вывел (четырех
представителей чиновничьего мира: судью,
попечителя богоугодных заведений, смотрителя
училищ, почтмейстера; галерею бессмертных
образов);
(немую сцену) дал как намек (на торжество
справедливости);
использует (прием обнаружения письма, прием
вмешательства власти в судьбы героев);
(каждый образ) наделил (яркой
индивидуализированной речевой характеристикой);
(часто) прибегает (к ремаркам в сторону или про
себя);
ставит (своих героев) в острые ситуации;
считал, что (без большой идеи нельзя создать
высокой общественной комедии, что «театр –
великая школа, глубоко его назначение», что
«театр – это такая кафедра, с которой читается
разом целой толпе живой урок»);
(несколькими словами) умеет нарисовать (яркий
образ старого, почтенного чиновника).
Комедия «Ревизор» / пьеса
закончилась (всеобщим оцепенением,
сценой, полной драматизма);
имела (такой потрясающий сценический успех,
какого не имела ни одна русская комедия);
началась (комическими подробностями);
начинается (словами городничего);
написана (весело от первой строчки до последней;
не для того, чтобы посмешить зрителей, а во имя
нравственной красоты человека);
комедия характеров; реалистическая комедия;
(новый) тип комедии.
Антон Антонович
Сквозник-Дмухановский / городничий
боится (доносов на себя);
видит (проявление лучших своих черт в умении
обмануть, провести, «поддеть на уду»);
(в трактире) выглядит жалким (перед внезапно
приехавшим «елистратишкой»);
(у просителей) вымогает (подношения);
(с первых строк) выступает (как человек
невежественный и суеверный);
глумится (над купцами);
(в первом действии) дает (резкую, уничтожающую)
характеристику (Хлестакову);
(в последнем действии) дает волю (своей злобе и
мщению);
дает советы (чиновникам);
надеется (на свои силы, когда намеревается ехать
в гостиницу и спасать положение);
не заботится (о существе постановки врачебной
работы в городе);
обирает (купцов);
обкрадывает (казну);
полагает, что (его поведение соответствует
принятой в его кругу моральной норме);
потакает (другим чиновникам в казнокрадстве и
взятках);
(во втором действии) преображается;
не стесняется употреблять (грубые выражения);
удалось расположить (к себе Хлестакова);
хочет выставить себя (образцовым)
«градоправителем»;
бесцеремонен;
(автором) выведен (как человек серьезный,
по-своему умный, хитрый, опытный в жизненных
обстоятельствах);
груб (при расправе с подчиненными);
лжив;
ловок;
обуреваем (страхом);
опытен;
(не всегда) последователен;
пронырлив;
сметлив;
энергичен;
(жестокий, притесняющий подчиненных)
начальник;
стяжатель.
Анна Андреевна / жена городничего
грезит (о первом доме в столице);
(заискивающе) кокетничает (с гостем);
льстит (гостю);
намечает (себе круг будущих знакомых);
препирается (с дочерью);
проявляет нелюбезность (по отношению к
пришедшим);
(Хлестакову) стремится показать (свою
«культурность»);
унижается (перед гостем);
воспитана («на романах и альбомах»);
опытна (в делах кокетства).
Марья Антоновна / дочь городничего
старается уйти (от назойливых
комплиментов Хлестакова);
хочет отстоять (свое мнение);
читала (популярный роман Загоскина «Юрий
Милославский»).
Анна Андреевна и Марья Антоновна
(во что бы то ни стало) решили выведать
(о приехавшем столичном госте);
(в своем воображении) создали (образ столичного
денди).
Иван Александрович Хлестаков
/чиновник из Петербурга
вообразил, что (его ценят
бескорыстно, просто как милого кавалера);
(быстро) вошел в роль;
врет (вдохновенно, неудержимо, не задумываясь над
сказанным);
(в трактире) выглядит жалким и смешным, когда
(просит есть);
не выходит (за пределы своего кругозора, своего
уровня понимания);
демонстрирует (полное равнодушие к просьбам);
не задумался над тем, почему (его так принимают);
замечает, что (чем более он выдумывает, тем более
сильное впечатление производит на дрожащих от
страха чиновников);
знает, какими (словами можно завоевать сердца
уездных красавиц);
мечтал (о карете с фонарями, с лакеем на запятках,
в ливрее, о визите к какому-нибудь помещику);
набрал (взяток в виде приношений, одолжений,
благодарностей);
нагнал (на всех) страху;
(в четвертом действии) начинает догадываться, что
(его приняли за «государственного человека»);
обещал навести порядок, посодействовать;
(никого) не обманывал;
одурачил (не только городничего);
(благосклонно) принимает (просителей);
принимает (угодничество городничего) за чистую
монету;
провел (всех чиновников, весь город);
пускает пыль в глаза;
не собирался выдавать себя за важное лицо;
(одновременно) сочетает (качества карьериста,
мота, хвастуна, лгуна, щеголя, волокиты);
сочиняет (небылицы о столичных приемах, вечерах,
о пышной роскоши в свете, об арбузе неслыханной
цены);
стал (свысока) разговаривать (с чиновниками);
становится все развязнее;
стремится казаться не тем, чем (является на самом
деле);
(с успехом) сыграл роль (ревизора, не намереваясь
ее играть, не поняв, что он ее играет);
хвастается;
безответствен;
глуповат;
доволен (своей ничтожной, бессмысленной жизнью);
легкомыслен (до крайности);
(с трактирным слугой) любезен, когда (пытается
выпросить обед);
пуст;
тривиален;
тщеславен;
увлечен (своим вдохновенным враньем);
(высокомерный) барин;
виновник (суматохи);
(не просто обычный) враль;
(не просто) мошенник;
(мнимый) ревизор.
Возможные задания по русскому языку на
основе учебного пособия – словаря
1. Составьте предложения различной
структуры на заданную тему (простые,
сложносочиненные, сложноподчиненные,
бессоюзные; усложненные – с рядом/рядами
однородных членов предложения,
обособленными/необособленными членами
предложения, вводными словами и предложениями).
2. Подберите синонимы.
3. Определите грамматическое сходство и
семантические различия распространителей
глаголов.
4. Подберите соответствующие средства связи
предложений при включении их в текст, наблюдая
изменения в структуре предложения.
5. Составьте и проведите (учитель или ученик)
диктанты различного типа – словарные,
тематические.
Возможные задания по литературе на
основе учебного пособия – словаря
1. Выберите синтаксические модели,
описывающие, как автор / действующее лицо
а) воспринимает мир;
б) что ощущает, как двигается;
в) каковы цели, задачи его жизни; чего хочет,
добивается; к чему стремится;
г) как он мыслит, о чем думает; что и как он
чувствует;
д) каков его лексикон, как владеет речью, каковы
особенности использования им лексических и
синтаксических средств.
2. Разверните нераспространенные предложения в
распространенные (для более полной, точной
характеристики художественного образа, явления).
3. Найдите ответ на вопрос о поступке героя, его
мировоззрении; выскажите собственное отношение
к данной позиции.
4. Составьте план характеристики персонажа /
сравнительной характеристики двух или
нескольких персонажей.
5. Подготовьтесь к высказыванию на какую-либо
тему на основе одной или нескольких словарных
статей; используйте учебное пособие на уроке при
написании классных сочинений; во время устного
ответа. |