Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №5/2002

БИБЛИОТЕЧКА УЧИТЕЛЯ. ХХХ

С.ГИНДИН


ПРОЗЯБАТЬ ЛИ ЯЗЫКОЗНАНИЮ НА ФАКУЛЬТАТИВАХ?

Во вкладыше этого номера вы найдете очередную, уже четвертую публикацию глав из книги Б.Ю.  Нормана «Основы языкознания», адресованную ученикам старших классов. Как и предыдущие, она помещена под рубрикой «Факультатив». Попросту говоря, публикация «на желающих». С желающими и жаждущими все понятно, а как быть с теми школами, где не читают факультативов, с учениками, которые еще просто не слышали про науку о языке?
Да, во всех наших школах изучают родной язык, иностранный язык, русский как государственный (в случаях, когда родной язык не русский). Прилежный ученик получит немало сведений об этих языках, а изобретательный учитель сможет многое извлечь из сопоставления отдельных участков систем родного и неродного языков (о путях такого сопоставления поучительно писал Л.В.  Щерба, см.: Русский язык. № 13/2001. С. 14–15). Но знания о языке вообще, о языке как важнейшем достоянии и одном из определяющих свойств рода человеческого, разнообразии языков, о роли языка в жизни общества и каждой отдельной личности, о том, как правильно пользоваться языком, школьник так и не получит.
Представим себе, что в школе изучались бы отдельно металлы и инертные газы, а общего курса химии не было. Сложилось бы у учеников общее представление о строении вещества? Примерно так обстоит дело сегодня в школьном курсе с языком. А между тем язык – такая же необходимая категория для общего образования, как число, вещество, живое, общество.
Но как только мы признаем: «Да, языкознание должно изучаться в школе», – так сразу возникает множество новых вопросов: 1. Каким минимумом языковедческих знаний необходимо владеть выпускнику средней школы? 2. Должно ли языкознание стать самостоятельным предметом или его лучше сделать разделом одного из существующих предметов (например, родного языка)? 3. Сосредотачивать ли изучение языковедения в одном классе или распределить его по разным? 4. Что из существующих учебных пособий и популярных книг по языковедению можно использовать в школьном преподавании?
Решить эти вопросы директивами или декретами нельзя. Необходимо заинтересованное деловое обсуждение с учетом отечественного и зарубежного опыта.
А для начала давайте вспомним, что вопрос о включении «элементов языкознания» в школьный курс школьного языка уже ставился в середине 1930-х годов. Что было реально сделано, увы, неизвестно: никаких отчетов обнаружить не удалось. Но, к счастью, сохранился печатаемый ниже детально обоснованный проект подобного включения, принадлежащий выдающемуся лингвисту и педагогу Льву Петровичу Якубинскому (1892–1945).

Л.П.ЯкубинскийЯкубинский многое сделал для изучения диалогической речи, специфики языка поэзии, истории русского языка. Но, начав свою деятельность школьным учителем, он никогда не забывал и о нуждах школы. Публикуемый материал – едва ли не единственная в отечественной науке постановка вопроса о языкознании как школьном предмете. Это стенограмма доклада, прочитанного Якубинским 16 октября 1936 года в Ленинградском НИИ языкознания. Стенограмма не была выправлена автором, поэтому в ней сохранились и характерные для устной речи шероховатости, и неточности, внесенные стенографисткой. Печатая доклад по единственной публикации (в кн.: Якубинский Л.П. Избранные работы: Язык и его функционирование / Отв. ред. А.А. Леонтьев. М.: Наука, 1986), мы исправили ряд дефектов стенограммы, не замеченных первым публикатором.
Конечно, со времени написания доклада многое в лингвистике изменилось. Достаточно сказать, что в намечаемых Якубинским разделах школьного курса совсем не представлено внутреннее устройство языка как системы (как раз ему посвящены напечатанные у нас главы книги Б.Ю.  Нормана). Но через 70 лет нетрудно быть зорче. Поклонимся ученому за найденное им, а дальше уже наш черед думать и действовать.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru