Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №6/2002

У друзей и болельщиков русского языка – праздник. 14 февраля исполняется сто лет со дня рождения Рубена Ивановича Аванесова – замечательного фонетиста и диалектолога. По многочисленным изданиям его книги «Русское литературное произношение», по составленному под его редакцией «Орфоэпическому словарю русского языка» учились и учатся правильному звучанию русской речи тысячи и тысячи людей.
Сегодня мы помещаем (с сокращениями) единственный очерк Р.И. Аванесова из его книги «Русская литературная и диалектная фонетика» (М.: Просвещение, 1974).

Р.И.АВАНЕСОВ


О МОИХ УЧИТЕЛЯХ А.М.СЕЛИЩЕВЕ И Д.Н.УШАКОВЕ

Рубен Иванович Аванесов

С А.М. Селищевым и Д.Н. Ушаковым мне пришлось больше всего работать и как студенту, и позднее как молодому специалисту и товарищу по работе. И именно им, таким несхожим во всем, начиная с внешнего облика и кончая научными интересами, я обязан всей своей научной подготовкой и тем, что мне удалось пока сделать в науке.

А.М. Селищев (1886–1942) был человеком одной всепоглощающей страсти – он был фанатиком науки. У него не было семейной жизни с ее радостями и заботами, не было и, так сказать, «посторонних» интересов или страстей – к музыке или театру, к изобразительному искусству или кино. Весь его мощный, поистине богатырский темперамент был отдан науке, в которой он создал непреходящие ценности, научной полемике, борьбе за научную истину. Он был нетерпим к людям, «между делом» занимающимся наукой, в особенности к «инакомыслящим». Д.Н. Ушаков был полной ему противоположностью. Его научные занятия легко и естественно совмещались со многими другими делами и заботами – большой семьей (жена, дети, внуки), в которой всегда было много жизни, шума, веселья, разнородных интересов (ведь в семью входили представители трех поколений!); с интересом к живописи (Дмитрий Николаевич был превосходный акварелист), к музыке (Дмитрия Николаевича соединяла многолетняя дружба с народным артистом СССР К.Н. Игумновым, с которым они жили в одной квартире в течение нескольких десятилетий); с громадной общественной работой: с первых же лет советской власти Д.Н. Ушаков вел большую общественную работу в Наркомпросе – он был инициатором создания новых программ по русскому языку в трудовой школе, он был автором разного рода учебников (в том числе для начальной школы, для которой очень много сделал). <...>

Научные интересы А.М. Селищева были многообразны: он успешно занимался и русской диалектологией, в особенности русскими говорами Сибири, и историей русского языка, и македонскими говорами, и старославянским языком, и западнославянскими языками. Он много занимался также славянской историей, этнографией, литературами. Однако с самого начала у него была «своя тема», которая проходит через всю его деятельность, – это балкановедение и межъязыковые связи славянских и неславянских языков Балканского полуострова. Этой теме посвящено большое количество выдающихся трудов А.М. Селищева, составивших эпоху в балкановедении. <...>

В 1922 г. я был в числе студентов А.М. Селищева в Москве. Это был очень строгий профессор, вселявший ужас в сердца тех студентов, которые серьезно не интересовались предметом, и заставлявший некоторых из них по десятку раз приходить на экзамен. Но те, кто интересовался славянским языкознанием, быстро сближались со своим профессором, который скоро для них становился не только лектором, но и задушевным собеседником по всем интересовавшим нас вопросам науки. Естественно, что и экзамен превращался в интересную беседу, в которую равно вовлечены были и профессор, и студенты.

Афанасий Матвеевич был превосходный лектор, страстно увлекающийся своим предметом и во время лекций забывающий обо всем на свете, в том числе о необходимости вовремя закончить лекцию... Он приходил на лекцию без каких бы то ни было материалов – записок, книг и пр. И это не мешало ему излагать предмет строго систематично и прозрачно по своей логичности, с огромным количеством иллюстраций из всех славянских (да и не только славянских) языков.

Так и вижу перед собой своего любимого учителя у доски – взволнованный и разгоряченный, весь перепачканный мелом, доказывает очередное положение лекции. Или, закрыв глаза (такая у него была манера), он буквально выпевает свои любимые идеи...

Д.Н. Ушаков (1873–1942) был много старше А.М. Селищева. Окончив Московский университет, он был оставлен Ф.Ф. Фортунатовым при университете на кафедре сравнительного языковедения. Однако острый интерес к русской этнографии, а затем к диалектологии и истории русского языка вскоре изменил намечавшийся было профиль молодого ученого. К этим интересам затем присоединился и интерес к школе, к преподаванию русского языка в школе (Д.Н. Ушаков довольно долгое время преподавал в одном из московских средних учебных заведений). <...>

Не только как ученый, но и как университетский преподаватель Д.Н. Ушаков был полной противоположностью
А.М. Селищеву. Если лекции А.М. Селищева были пафос и горение, льющийся через край бурный темперамент, при помощи которых опровергались одни мнения и доказывались другие, то лекции Д.Н. Ушакова представляли собой неторопливо текущую интимную беседу, я бы даже сказал, вполголоса, с тонким и медленным (со вкусом!) разбором отдельных, интересно подобранных фактов. Недаром Дмитрий Николаевич был отличным акварелистом! Если лекции А.М. Селищева были бурлящим водопадом, то лекции Д.Н. Ушакова были медленно текущим, журчащим родником. Счастлив тот, кто приобщился и к бурному потоку, и к лесному роднику!

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru