Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №6/2002

Я ИДУ НА УРОК

С.ФОЛИМОНОВ,
г. Уральск


КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ ЛЕКСИКИ.
ПОВТОРЕНИЕ

2 урока

8 класс

Развитие у учащихся грамотной, богатой и образной речи невозможно без постоянного пополнения словарного запаса. Такая работа – неотъемлемая часть каждого урока русского языка и литературы. Однако далеко не всегда у учителя на уроке есть время вспомнить, повторить основные лексические темы: что такое многозначность слова, прямое и переносное значение, языковая и поэтическая метафора; что такое синонимы, антонимы, омонимы; историзмы, архаизмы, профессиональная лексика и диалектные слова и т.д.?
Рассчитывая на то, что учитель будет вести планомерную работу по изучению лексики на каждом занятии, мы предлагаем коллегам урок, на котором повторяются ключевые понятия лексики. Наша задача – убедить ребят в том, что без яркой и образной речи не может быть культурного, интеллигентного человека.
Особое внимание мы решили уделить теме, которая обычно игнорируется средней школой. Речь идет о языковой и поэтической метафоре. Ученики проходят мимо огромного богатства, не умея ни оценить, ни даже «увидеть» его. Стоит ли тогда удивляться, что лица наших учеников становятся постными и безучастными, когда вы с упоением читаете им Державина, Лермонтова или Пастернака?

План-конспект первого урока

I. Слово учителя

Сегодня на уроке мы будем говорить о красоте и богатстве русского языка, который способен передать мельчайшие оттенки наших мыслей и чувств, все многообразие меняющегося на глазах мира. Однако начну разговор с горького, но правдивого стихотворения В.Шефнера «Устная речь».

Это так, а не иначе.
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.

Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.

Согласны ли вы с мнением автора?
В чем причина того, что гаснет... разговорная краса?
Нужно ли возрождать речи русской чудеса?
Какой из разделов лингвистики изучает жизнь слова?

II. Постановка ключевых вопросов темы

Какие же ключевые вопросы следует выделить в теме «Лексика»?
Далее в процессе беседы с классом выделяются и комментируются основные лексические понятия. Попутно они записываются на доске и в тетрадях (можно воспользоваться заранее заготовленными табличками). В результате появится словарик лингвистических терминов, с которым дети будут работать при анализе текста.

Слово

Его характеристика

Значение слова

Операция

общеупотребительное
многозначное

1. Лечебная помощь, выражающаяся в непосредственном механическом воздействии на ткани, органы
2. Координированные военные действия, объединенные одной целью
3. Отдельные действия в ряду подобных

Приоритет

заимствованное
однозначное

Первенство по времени в открытии, изобретении чего-нибудь

Сень

устаревшее
поэтизм
однозначное

То, что прикрывает, укрывает кого-нибудь

Основные понятия лексики

1.Лексика;
2. лексическое значение слова;
3. многозначное и однозначное слово
4. прямое и переносное значение слова;
5. омонимы и синонимы;
6. антонимы;
7. исконно русская лексика и заимствованные слова;
8. неологизмы, историзмы, архаизмы;
9. общеупотребительные слова и диалектизмы, профессионализмы.

III. Работа с таблицей

Сначала назначим «консультантов» по каждой из поставленных проблем. Их задача – теоретически объяснить принадлежность слова к той или иной группе.
Ребята переносят в тетради схему, которая позволит охарактеризовать слово с разных сторон. Учитель диктует одно или несколько лексических значений предлагаемого для анализа слова. Ученики должны угадать слово по его значениям и охарактеризовать, пользуясь схемой.
В случае затруднений класс обращается за помощью к «консультантам», которым заранее раздаются для работы различные словари (этимологический, толковый, словарь синонимов, антонимов и др.). При отсутствии необходимых словарей в школьной библиотеке можно сделать распечатки.
Количество анализируемых слов может быть увеличено в зависимости от темпа работы класса. После того как будет закончена работа со схемой, можно предложить учащимся с любым из записанных слов составить два предложения: одно серьезное, другое – с юмором.

IV. Работа с текстом

Работа с текстом – это самый сложный и самый важный вид учебной деятельности на уроке. Он потребует от учеников умения применять полученные теоретические знания, станет образцом богатой и выразительной речи. Мы решили предложить для анализа отрывок из романа И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев». Чтобы не разрушать впечатления от выбранной нами сцены из романа, предлагаем частично прочесть ее, а частично записать под диктовку. Такой прием позволит нам соблюсти чередование устной и письменной форм работы. Читаем:

Ляпис спустился с пятого этажа на второй и вошел в секретариат «Станка». На его несчастье он сразу же столкнулся с работягой Персицким.
– А! – воскликнул Персицкий. – Ляпсус!
– Слушайте, – сказал Никифор Ляпис, понижая голос, – дайте три рубля. Мне «Герасим и Муму» должен кучу денег.
– Полтинник я вам дам. Подождите. Я сейчас приду.
И Персицкий вернулся, приведя с собой десяток сотрудников «Станка». Завязался общий разговор.
– Ну, как торговали? – спрашивал Персицкий.
– Написал замечательные стихи!
– Про Гаврилу? Что-нибудь крестьянское? «Пахал Гаврила спозаранку, Гаврила плуг свой обожал»?
– Что Гаврила! Ведь это же халтура! – защищался Ляпис. – Я написал о Кавказе.
– А вы были на Кавказе?
– Через две недели поеду.
– А вы не боитесь, Ляпсус? Там же шакалы!
– Очень меня это пугает! Они же на Кавказе не ядовитые!
После этого ответа все насторожились.
– Скажите, Ляпсус, – спросил Персицкий, – какие, по-вашему, шакалы?
– Да знаю я, отстаньте!
– Ну, скажите, если знаете!
– Ну, такие... В форме змеи.
– Да, да, вы правы, как всегда. По-вашему, ведь седло дикой козы подается к столу вместе со стременами.
– Никогда я этого не говорил! – закричал Трубецкой.
– Вы не говорили. Вы писали. Мне Наперников говорил, что вы пытались всучить ему такие стишата в «Герасим и Муму», якобы из быта охотников. Скажите по совести, Ляпсус, почему вы пишете о том, чего вы в жизни не видели и о чем не имеете ни малейшего представления? Почему у вас в стихотворении «Кантон» пеньюар – это бальное платье? Почему?!
– Вы – мещанин, – сказал Ляпис хвастливо.
– Почему в стихотворении «Скачка на приз Буденного» жокей у вас затягивает на лошади супонь и после этого садится на облучок? Вы видели когда-нибудь супонь?
– Видел.
– Ну, скажите, какая она!
– Оставьте меня в покое. Вы псих!
– А облучок видели? На скачках были?
– Не обязательно всюду быть! – кричал Ляпис. – Пушкин писал турецкие стихи и никогда не был в Турции.
– О да, Эрзерум ведь находится в Тульской губернии.
Ляпис не понял сарказма. Он горячо продолжал:
– Пушкин писал по материалам. Он прочел историю Пугачевского бунта, а потом написал. А мне про скачки все рассказал Энтих.
После этой виртуозной защиты Персицкий потащил упирающегося Ляписа в соседнюю комнату. Зрители последовали за ними. Там на стене висела большая газетная вырезка, обведенная траурной каймой...

Приостановите здесь чтение текста и побеседуйте с ребятами о том, что они только что услышали. Нет ничего страшного в обсуждении незаконченного текста. Ученики уже набрались достаточно впечатлений, чтобы поделиться ими. Прозвучало в отрывке немало слов, которые потребуют комментария. Вы остановились на «самом интересном месте», так что у ваших учеников не пропадет интерес к дальнейшей работе: они непременно захотят узнать и о других ляпсусах Трубецкого.

  • В чем беда Ляписа?

  • Почему во время чтения текста вы так часто смеялись? Как авторы сумели добиться комического эффекта?

  • Что такое сарказм?

  • Объясните значения слов, которые так подвели горе-поэта.

(Через кодоскоп вы спроектируете на доску лексику, требующую объяснения: шакал, пеньюар, супонь, облучок. Ребята сами или с помощью словаря объяснят значение данных слов.)

  • Чем интересны фамилии героев данной сцены? Как авторам удалось обыграть значения тех слов, которые легли в их основание?

(Ляпис – это азотнокислое серебро, бесцветный кристаллический порошок, употребляемый в медицине и фотографии. Но возможно, что псевдоним Трубецкого происходит от первой части слова ляпис-лазурь, которым называют минерал синего цвета. Так или иначе, но герой стремился подыскать для себя звучную, на иностранный манер фамилию, не очень вдумываясь в смысл слова. Уже само сочетание Никифор Ляпис-Трубецкой звучит комично, так как соединяет простонародное имя, аристократическую фамилию и загадочный псевдоним. Но этим далеко не исчерпываются возможности игры смысловых значений. Персицкий называет Никифора Ляпсусом, давая понять, что это не поэт, а ходячая ошибка. В «Словаре иностранных слов» ляпсус (от лат. lapesus – падение, ошибка) – грубая ошибка, упущение.)
– Итак, на примере этой истории все мы убедились, что человека необразованного всегда выдает его речь. Значит, чтобы не попадать в нелепые, комические ситуации, необходимо постоянно пополнять свой словарный запас. Беда Ляписа не только в том, что он мало знает, но в первую очередь в самоуверенности героя, в его нежелании работать над собой. Запишем небольшой отрывок из романа под диктовку.
(Предварительно повторяются правила оформления диалога.)

– Вы писали этот очерк в «Капитанском мостике»?
– Я писал.
– Это, кажется, ваш первый опыт в прозе? Поздравляю вас! «Волны перекатывались через мол и падали вниз стремительным домкратом...» Ну, удружили же вы «Капитанскому мостику»! «Мостик» теперь долго вас не забудет, Ляпис!
– В чем дело?
– Дело в том, что... Вы знаете, что такое домкрат?
– Ну конечно, знаю, оставьте меня в покое...
– Как вы себе представляете домкрат? Опишите своими словами.
– Такой... Падает, одним словом.
– Домкрат падает. Заметьте все! Домкрат стремительно падает!..

(Далее текст читается учителем до конца сцены.)

V. Групповая работа

Класс делится на группы по четыре человека с «научным руководителем» во главе. Каждая группа получает текст для анализа. План анализа дается через кодоскоп. Мы предлагаем следующий вариант:

1. Спишите текст.
2. Сформулируйте его тему и идею.
3. Выпишите выделенные слова.
4. Объясните лексическое значение каждого из них.
5. Выясните, к какой группе относятся эти слова.
6. Определите роль данных слов в тексте.

Завершение этой творческой работы и станет домашним заданием учеников. Можно предложить также составить небольшой кроссворд, в основание которого будет положено слово каламбур.

Возможные тексты для анализа

I

На Варварке стоит низенькая изба в шесть окон, с коньками и петухами, – кружало – царев кабак. Над воротами – бараний череп. Ворота широко раскрыты, – входи кто хочет. <...>
В избе за прилавком – суровый целовальник с черными бровями. На полке – штофы, оловянные кубки. В углу – лампады перед черными ликами. <...> За перегородкой – вторая, чистая палата для купечества. Туда если сунется ярыжка какой-нибудь или пьяный посадский, – окликнет целовальник, надвинув брови, – не послушаешь честью – возьмет сзади за портки и выбьет одним духом из кабака.
Там, во второй палате, – степенный разговор, купечество пьет пиво имбирное, горячий сбитень. Торгуются, вершат сделки, бьют по рукам. Толкуют о делах, – дела ныне такие, что в затылке начешешься.

(А.Н. Толстой)

II

Хутор пана Данила между двумя городами, в узкой долине, сбегающей к Днепру. Невысокие у него хоромы: хата на вид как у простых казаков, и в ней одна светлица... Вокруг стен вверху идут дубовые полки. Густо на них стоят миски, горшки для трапезы. Есть меж ними и кубки серебряные, и чарки, оправленные в золото, дарственные и добытые на войне. Ниже висят дорогие мушкеты, сабли, пищали, копья. <...> Глядя на них, пан Данило как будто по значкам припоминал свои схватки. Под стеною, внизу, дубовые гладко вытесанные лавки. Возле них, перед лежанкою, висит на веревках, продетых в кольцо, привинченное к потолку, люлька. Во всей светлице пол гладко убитый и смазанный глиною.

(Н.В. Гоголь)

III

В эту самую ночь из передовой крепости Воздвиженской, в пятнадцати верстах от аула, в котором ночевал Хаджи-Мурат, вышли из укрепления за Чахгиринские ворота три солдата с унтер-офицером. Солдаты были в полушубках и папахах, с скатанными шинелями через плечо и больших сапогах выше колена, как тогда ходили кавказские солдаты. Солдаты с ружьями на плечах шли сначала по дороге, потом, пройдя шагов пятьсот, свернули с нее и, шурша сапогами по сухим листьям, прошли шагов двадцать вправо и остановились у сломанной чинары, черный ствол которой виднелся и в темноте. К этой чинаре высылался обыкновенно секрет.
Яркие звезды, которые как бы бежали по макушкам дерев, пока солдаты шли лесом, теперь остановились, ярко блестя между оголенных ветвей деревьев.

(Л.Н. Толстой)

План-конспект второго урока

I. Проверка домашнего задания

«Научный руководитель» каждой творческой группы отчитывается перед классом о результатах проделанной работы. Обсуждаются трудности, которые возникли в процессе выполнения задания. Затем тетради с анализом текста сдаются учителю для проверки.

II. Запись и анализ поэтического текста

Полно спать: тебе две розы
Я принес с рассветом дня.
Сквозь серебряные слезы
Ярче нега их огня.

Вешних дней минутны грозы,
Воздух чист, свежей листы...
И роняют тихо слезы
Ароматные цветы.

(А.Фет)

– Понравилось ли вам стихотворение Фета?
– Какие слова или словосочетания привлекают внимание необычностью? (Метафоры: серебряные слезы, цветы роняют слезы, ярче нега их огня.)
– Что означает слово нега?

Запишем в тетради (или словари) лексические значения этого слова:

нега –
1. Полное довольство. Жить в неге.
2. Блаженство, а также страстное томление, ласка. Предаваться неге. Нега во взоре.

III. Языковые и поэтические метафоры. Объяснение учителя

Словосочетания, которые привлекли ваше внимание в стихотворении Фета, являются метафорами. Наша задача – увидеть, выделить метафору в художественном тексте, понять, как она устроена. Что же такое метафора и как она возникает?
Слово (или выражение), которое употребляется в переносном значении, основанном на сходстве, называется метафорой. Метафора – от греческого слова metaphora, что значит «перенос». Следует различать языковые и поэтические метафоры.
Метафора – средство называния (номинации) новых предметов, для которых в языке еще нет названия. Сделать это легче путем сравнения, найти какое-либо сходство со знакомым предметом или явлением и использовать знакомое слово.
Например, сакхара (наш сахар) в переводе с древнеиндийского означает «щебень», «крупный песок». Значит, древние индийцы заметили внешнее сходство сладкого кристаллического вещества, которое они употребляли в пищу, с крупным песком и назвали песком и это любимое всеми лакомство.
Подобная же история произошла со словом апельсин. Этот удивительный фрукт привезли в Голландию из Китая. Внешне он напоминал привычное европейцам яблоко, поэтому они и назвали его «китайским яблоком»: appel + sien, дословно повторив название, придуманное раньше французами.
Итак, в основе метафоры лежит «скрытое сравнение», которое помогает нам представить незнакомую вещь. Я думаю, вам известно изречение китайского философа Конфуция: «Все познается в сравнении». Так оно и есть.
– Назовите слова из нашего речевого обихода, в основе которых лежит метафора.
Ребята назовут слова: крутой, челнок, ручка (перодержатель), ножка (стола), крыло (самолета, автомобиля) и др.
– Это языковые метафоры. С течением времени метафоры входят в постоянное употребление, их либо перестают замечать (дождь идет – часы идут – человек идет), либо они становятся прямыми обозначениями (сахар, апельсин).
А вот серебряные слезы, ароматные цветы роняют слезы и ярче нега их (цветов, роз) огня – метафоры поэтические. В поэзии метафоры ощущаются как новые названия признаков, действий и самих предметов. Они делают художественное произведение ярче, выразительнее, создают художественный образ. «Тропы, а метафора – это троп, имеют свойство пробуждать эмоциональное отношение к теме, внушать те или иные чувства, имеют чувственно-оценочный характер». (Б.Томашевский. Теория литературы. Поэтика. М.: Госиздат, 1928)

IV. Закрепление

Запишите отрывки из стихов и прозы. Подчеркните метафоры.

1. Отсталых туч над нами пролетает
Последняя толпа.
Прозрачный их оттенок мягко тает
У лунного серпа. (А.Фет)

2. Когда, росой обрызганный душистой,
Румяным вечером или утра в час златой
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой... (М.Лермонтов)

3. Слезы закипали у меня на глазах, но то не были слезы беспредметного восторга.

(И.Тургенев)

V. Вывод

  • Что такое метафора?

  • Какова роль метафоры в языке и в художественном тексте?

VI. Домашнее задание

1. Повторить основные лексические понятия.
2. Записать три примера с поэтической метафорой и три с языковой.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru