МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Т.ПАХНОВА
Продолжение. См. № 38/2001, 4/2002
УЧИМСЯ МЕДЛЕННО ЧИТАТЬ ТЕКСТ
9 класс
XVI. Подготовьтесь к выразительному
чтению.
ГРОЗА
Содрогаясь от мук, пробежала над миром
зарница,
Тень от тучи легла, и слилась, и смешалась с
травой.
Все труднее дышать, в небе облачный вал
шевелится.
Низко стелется птица, пролетев над моей головой.
Я люблю этот сумрак восторга, эту краткую ночь
вдохновенья,
Человеческий шорох травы, вещий холод на темной
руке,
Эту молнию мысли и медлительное появленье
Первых дальних громов – первых слов на родном
языке.
<...>
И, играя громами, в белом облаке
катится слово,
И сияющий дождь на счастливые рвется цветы.
(Н.Заболоцкий)
1946 г.
1. Как вы думаете, почему в
стихотворении, которое называется «Гроза»,
используются такие слова и сочетания слов: слово
(2 раза), молния мысли, человеческий шорох травы,
сумрак восторга, ночь вдохновенья, счастливые
цветы? Произведите разбор словосочетания молния
мысли.
2. Объясните значение слова вдохновенье.
3. Какова стилистическая окраска слова вещий?
Подберите синоним.
4. Запишите первую строфу, объясните орфограммы и
пунктограммы. Подчеркните грамматические
основы.
5. Укажите причастие и деепричастие в последнем
предложении. Как они образованы?
Выпишите из стихотворения Заболоцкого
«Гроза» глаголы. Образуйте от них причастия и
деепричастия. Обозначьте суффиксы.
Произведите фонетический, морфемный,
морфологический разбор слова играя.
Вспомните стихотворения других поэтов,
посвященные грозе. В чем особенности
стихотворения Н.Заболоцкого?
Найдите лишнее:
сияющий, блистающий, стелющийся,
пролетающий;
играя, содрогаясь, стелясь, смешавшись.
XVII. Подготовьтесь к выразительному
чтению стихотворения. Как можно озаглавить
поэтический текст? Придумайте варианты названия.
Что ты, дождь, вызваниваешь
По железной крыше?
Как тому название?
Где я это слышал?
Или на экзамене
В классе у Игумнова?
Или на вокзале
У перрона шумного?
Или в дальнем поезде
Рядом с Ереваном?
Или в беге понизу
За тетеревами?
<...>
Чья же это музыка?
Мусоргского? Глинки?
Очень она русская,
А творец – великий!
(Виктор Боков)
1. Запишите предложение с обращением.
Произведите его синтаксический разбор.
Объясните знаки препинания.
2. Укажите случаи, когда рифмуются слова разных
частей речи. Выпишите эти слова, обозначьте части
речи.
3. Какие слова служебных частей речи используются
в тексте? Приведите примеры.
4. Запишите ряд однокоренных слов к
существительным: бег, музыка, творец.
5. Какова роль в тексте восклицательного
предложения?
Сравните:
а) Мой друг живет рядом.
б) Рядом с нашим домом открылся новый театр.
1. Докажите, что рядом в этих
предложениях – грамматические омонимы.
2. В каком случае это наречие, а в каком – предлог?
3. Подберите синонимы к наречию рядом и к
предлогу.
Найдите лишнее:
а) совсем рядом, остановиться рядом с
лесом, сидеть рядом;
б) согласно расписанию, благодаря поддержке,
вопреки ожиданиям, благодаря учителя.
XVIII. Прочитайте стихотворение,
объясните знаки препинания.
Когда б не снег на это поле,
когда б не листьев серый прах,
когда б слова не бились в горле,
как птица вещая в кустах,
тогда б жила легко и вольно
и знать не знала, почему
в родимом5 доме хлебосольно
и сладко сердцу моему1.
<...>
Когда б не ветер по угору,
что заметает слабый след,
тогда б подумать было впору,
что лучше этой жизни нет...
(Нина Хрущ)
1. Объясните значения слов: угор,
вещий, хлебосольно.
2. Запишите часть сложного предложения:
В родимом доме хлебосольно и сладко
сердцу моему.
Подчеркните грамматическую основу.
Чем она выражена?
Произведите разбор словосочетания: в родимом
доме.
3. Сравните: впору – в пору.
Придумайте предложения с этими словами.
4. Запишите ряд однокоренных слов к слову родимый.
Обозначьте корень.
5. Произведите разные виды разбора.
6. Подготовьтесь к выразительному чтению. Какое
настроение надо передать? Какова роль многоточия
в конце стихотворения?
Сравните слова-синонимы: родной,
родимый. Придумайте с ними предложения.
Прочитайте отрывки из словарей.
а) Из словаря С.И. Ожегова:
Родимый 1. свой, родной (разг.) Р. дом,
край. 2. Родной, милый, любезный (в обращении)
(прост.) Отдохни, р.
Родной 1. Состоящий в прямом (кровном)
родстве, а также вообще в родстве. Родная
сестра. Р. дядя. Гостить у родных. (сущ.). 2. Свой
по рождению, по духу, по привычкам. Р. край.
Родная страна. Р. язык (язык своей родины, на
к-ром говорят с детства). 3. Дорогой, милый (в
обращении). а Родная душа – о том, кто близок,
во всем понимает тебя.
б) Из словаря В.И. Даля:
Родимый, родной А что, родимый, пройду я
тут на дорогу? Родимая сторонка. Он родимую
землицу, зашитую в ладанке, носит. <...> Родима
деревня краше Москвы. Велико поле, да не родимо.
Родимый мой батюшка! Не прошу ни злата, ни
серебра, прошу твоего родительского
благословения (невеста родителю).
XIX. Прочитайте отрывок из статьи,
посвященной творчеству поэта Сергея Орлова,
автора известного стихотворения «Его зарыли в
шар земной...». Понаблюдайте за использованием
цитирования: как цитаты связаны с
предшествующими и последующими частями текста?
Запишите поэтические строки, объясните
орфограммы и пунктограммы.
...Какими радостными мыслями был
«объят» он в те дни, когда открыл для себя еще
одно, может быть, восьмое чудо света – фрески
Дионисия в одном из храмов Ферапонтова
монастыря, находящегося, можно сказать, в
окрестностях Белоозера. Красивым и зрелым плодом
этих мыслей стали его лирико-эпические «Сказы о
Дионисии», в которых он раскрыл не только глубину
миросозерцания великого живописца Древней Руси,
но и тайну его красок, волшебство его кисти:
Дионисий.
Синие выси.
Кисть, как факел в его руке...
И он в озеро кисть макал,
А потом он макал в дубравы,
В алых зорь золотой накал...
Поэт и через десять лет продолжал
размышлять о чуде Дионисия, и стены храма,
расписанного им, представлялись ему уже не
просто фресками, а огромным художественным
полотном, запечатлевшим одну из самых
героических страниц истории русского народа –
битву с ордой Мамая на поле Куликовом. Он
вспоминал:
И застыл я, смирен и тих,
На вечерней заре в притворе...
«Застыл» и увидел славных русичей за
минуту, может быть, до начала битвы:
На кольчужном их серебре
След зари блестел розоватый,
Копья, словно солнца лучи,
Были в их ладонях зажаты...
Лица юны, добры, строги,
И ни злобы в них, ни печали.
Будто их на пути враги
Смертью лютою не встречали.
(С.Викулов. Были витязи когда-то)
(Из воспоминаний о друге-поэте)
1. Объясните значение слов: миросозерцание,
фреска, кольчуга, копье.
2. Выпишите из текста причастия, объясните, как
они образованы.
3. Составьте схемы сложных предложений.
4. Произведите разные виды разбора.
|