МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Б. МАТВЕЕВ,
г. Москва
ОМОНИМЫ В УПРАЖНЕНИЯХ
Омонимы – слова, которые одинаково
произносятся и пишутся, но имеют разное
смысловое значение.
Например: свет1* –
электромагнитное излучение, воспринимаемое
глазом и делающее видимым окружающий мир, и свет2
– Земля со всем существующим на ней, мир.
Каждый из омонимов обычно имеет как прямое, так и
переносное значение, обладает только ему
присущей сочетаемостью и словообразовательной
возможностью. Так, существительное свет
может означать не только источник освещения и
употребляться в словосочетаниях солнечный
свет, свет луны, свет свечи, луч света, свет и тьма,
но и блеск глаз под влиянием какого-л. чувства,
радостное, ясное выражение лица, а также то, что
делает ясным, понятным мир (Все лицо его
светилось тогда каким-то внутренним светом.
Глаза вспыхнули злым светом. Свет истины).
Существительное свет2 в значении «мир»
обозначает ограниченный круг людей (высший слой
привилегированных классов) и употребляется в
словосочетаниях большой свет, бывать в свете,
положение в свете.
Различна словообразовательная возможность
каждого из омонимов. Сравните: свет1
– светать, светить, светлый, светляк... И свет2
– светский, светскость.
Омонимам соответствуют разные синонимы: свет1 –
мир; свет2 – знать; следствие1
– результат, вывод; следствие2 –
расследование.
Омонимы, относящиеся к одной части речи,
называются лексическими омонимами. При более
широком понимании омонимии в нее включают также
омофоны, омографы и омоформы.
Омофоны – слова, которые звучат
одинаково, но различаются по написанию и
лексическому значению (луг – лук). Омографы
одинаково пишутся, но различны по значению (мука
– мука, замок – замок). Омоформы совпадают по
звучанию не во всех формах и представляют собой
совершенно разные по семантике слова: дуло
(винтовки), дуло (из двери).
В тексте употребление омонимов
создает условия для двоякого понимания и
приводят к двусмыслице. Например: Наконец шайка
оказалась в его руках. Теперь осталось только
одно – донести куда следует. Какая шайка: банда
или таз с ручками? И что значит донести:
сообщить или доставить? Или Перебить
выступающих на собрании было невозможно.
Глагол перебить означает «убить многих» и
«прервать чью-либо речь».
Двусмысленность, порождаемая омонимами,
открывает широкие возможности их использования
в тех жанрах, где находят место шутки,
построенные на игре слов:
Сев в такси,
Спросила такса:
– За проезд какая такса?
А водитель:
– Денег с такс
Не берем совсем,
Вот так-с!
(Я.Козловский)
Возможность двусмыслицы, порождаемой
омонимами, ни в коем случае нельзя
преувеличивать, так как слова в речи
используются не изолированно. Обычно контекст
придает омониму точность и однозначность: «Спартак»
продемонстрировал игру высокого класса. В классе
уютном, просторном / Утром стоит тишина. / Заняты
школьники делом – / Пишут по белому черным, /
Пишут по черному белым, / Перьями пишут и мелом:
«Нам не нужна война!» (С.Маршак. Урок
родного языка).
Омонимы придают особую выразительность
пословицам: Каков ни есть, а хочет есть, загадкам
и крылатым словам: У каких быков нет ни хвостов,
ни рогов? (Быки мостов). В бою рубят, а после
боя развлекают. (Шашки).
Среди многообразных видов работы, связанных с
системным изучением лексики, видное место
занимают упражнения с омонимами. Цель этих
упражнений – обогащение словарного запаса
учащихся, ознакомление их с явлениями омонимии и
полисемии слов.
Для некоторых школьников омонимы представляют
определенные трудности, особенно в
словосочетаниях типа мир миру, свет всему свету
и фразеологизмах: на миру и смерть красна, не на
живот, а на смерть и т.д. Нередко смешиваются
также производные омонимов вследствие того, что
соотносятся не с теми омонимами, от которых они
образованы: главный, заглавный; луковый, лучной
и т.п.
Типы упражнений с использованием омонимов
определяются уровнем языковой подготовки и
задачами курса. На начальном этапе обучения
можно прибегнуть к зрительной наглядности.
Учащимся предлагаются рисунки, которые они
должны озаглавить: ключ (от двери и родник), коса
(заплетенные волосы и орудие для скашивания
травы), лавка (небольшой магазин и скамья), бор
(сосновый лес и зубоврачебный инструмент).
Чтобы учащиеся поняли явления полисемии и
омонимии, необходимо познакомить их со
структурой словарной статьи и со словарными
пометами.
Упражнение 1. Определите, в каких
предложениях слово образ имеет значение: 1.
Тип, характер, созданный писателем, художником,
артистом. 2. Внешний вид, облик. 3. Характер, склад,
направление чего-либо. 4. Икона.
1. Император Александр объявил, что он
предоставит самим французам выбрать образ
правления (Л.Толстой). 2. В углу перед тяжелым образом
в серебряном окладе теплилась лампадка (И.Тургенев).
3. В этом-то хуторе показывался часто человек, или
лучше дьявол в человеческом образе (Н.Гоголь).
4. Я влюблен в образ Татьяны, я очарован
стихами Пушкина и пишу на них музыку, потому что
меня к этому тянет (П.Чайковский.Письмо М.И.
Чайковскому, 9 июня 1877 г.).
Упражнение 2. Определите значение
слов-омонимов, обращаясь к толковому словарю.
1. Мой отец работал в избирательной комиссии.
Что за комиссия, Создатель, быть взрослой
дочери отцом! (А.Грибоедов) 2. Исторический роман
сочинял я понемногу, пробираясь, как в туман, от
пролога к эпилогу (Б.Окуджава). Между нами не
было романа. Всего десять–пятнадцать встреч (И.Куприн).
3. Пока безумный наш султан сулит нам дальнюю
дорогу, возьмемся за руки, друзья, возьмемся за
руки, ей-богу (Б.Окуджава). Веют белые султаны,
как степной ковыль, мчатся пестрые уланы,
поднимая пыль (М.Лермонтов). 4. Обед получился ничего.
Его ничего не интересует. 5. Никак не могу
открыть дверь. Видимо, что-то случилось с замком. Никак
кто-то пришел.
Ответы: 1. Комиссия1 –
группа лиц или орган из группы лиц со
специальными полномочиями; комиссия2
(стар., шутл.) – трудное, хлопотливое дело. 2. Роман1
– повествовательное произведение со сложным
сюжетом и многими героями, большая форма
эпической прозы; роман2 – любовные
отношения между мужчиной и женщиной. 3. Султан1
– верховный правитель в некоторых мусульманских
странах; султан2 – украшение из
перьев или конских волос на головных уборах и
головах лошадей. 4. Ничего1 (в роли
наречия) –довольно хорошо; ничего2 –
отрицательное местоимение. 5. Никак1
(наречие) – никакими средствами, ни при каких
условиях; никак2 (разг.) – кажется.
Упражнение 3. Какие значения
выделенного слова вам известны?
1. Вид глагола в школьной практике
обычно определяют по вопросам «что делать?» и
«что сделать?» Люблю тебя, Петра творенье,
люблю твой строгий, стройный вид (А.Пушкин).
2. Залог – грамматическая категория глагола,
отражающая соотношение между субъектом,
действием и объектом. Она была уверена, что я ей
привезу из Парижа под залог ее бриллиантов
две тысячи гульденов (Ф.Достоевский). 3. На
днях мы изучали наречие. Южновеликорусское наречие
имеет ряд фонетических особенностей. 4. Он же
всякий день, рано поутру, ходит с ружьем на охоту
(А.Пушкин). Что за охота спорить? Ведь
никогда один не убедит другого (Л.Толстой). 5.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, и
назовет меня всяк сущий в ней язык... (А.Пушкин)
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,
этот клад, это достояние, переданное нам нашими
предшественниками (И.Тургенев).
Ответы: Вид1 –
грамматическая категория; вид2 –
внешность, видимый облик. 2. Залог1 –
грамматический термин; залог2 – отдача
(имущества) в обеспечение обязательства, под
ссуду. 3. Наречие1 – неизменяемая часть
речи, обозначающая признак действия; наречие2
– говор, диалект. 4. Охота1 – поиски,
выслеживание зверей, птиц с целью истребления
или ловли; охота2 (разг.) – модальное
слово, предикативное существительное. 5. Язык1
– народ, нация; язык2 – средство
общения.
Упражнение 4
1а. Подберите однокоренные слова к
существительному двор в значении «участок
земли при доме» (образец: двор – дворик);
монарх и приближенные к нему лица (образец: двор
– дворец).
Ответы: дворник, дворище, дворняга,
дворовый; дворцовый, придворный.
1б. Подберите однокоренные слова к
существительному мир в значении «Земля»
(образец: мир – мироздание); «отсутствие войны,
согласие» (образец: мир – мирить).
Ответы: миросозерцание, мировой;
мириться, мирный, миролюбивый, миролюбие, идти на
мировую, смириться.
Упражнение 5. Определите значения
выделенных слов.
1. Тут он топнул, / Вышел вон и дверью
хлопнул (А.Пушкин). Поди вон, Савельич, я
чаю хочу (А.Пушкин). Посмотри: вон, вон
играет, / Дует, плюет на меня. / Вон – теперь в
овраг толкает / Одичалого коня (А.Пушкин). 2. Раз
в крещенский вечерок девушки гадали (В.Жуковский).
Раз я злая, не говорите со мной (А.Чехов). 3. Уж
сколько раз твердили миру, что лесть гнусна,
вредна (И.Крылов). Вдруг в то ущелье, где Уж
свернулся, пал с неба Сокол с разбитой грудью, в
крови на перьях (М.Горький). 4. Засиделись мы у
вас – и вам, чай, надоели (И.Тургенев).
Китайский чай дает навар бледно-желтый, но
удивительно ароматный (Вл.Арсеньев). 5. Я, ваш
старинный сват и кум, пришел мириться к вам,
совсем не ради ссоры; забудем прошлое, устроим
общий лад! (И.Крылов) Песни каждого народа
имеют свой неповторимый лад. 6. Но юга родного
на ней сохранилась примета / Среди ледяного,
среди беспощадного света (М.Лермонтов).
Она погасила верхний свет, оставив гореть в
углу синюю настольную лампу (Э.Казакевич).
Ответы: Вон1 – наружу, за
пределы чего-л.; вон2 – в значении
повелительного наклонения – уходи, убирайся; вон3
– частица, указание на предмет, находящийся в
отдалении. 2. Раз1 – однажды; раз2
– если. 3. Уж1 – уже; уж2 –
неядовитая змея. 4. Чай1 (прост.) –
наверное; чай2 – ароматный напиток. 5. Лад1
– согласие; лад2 – сочетание звуков и
созвучий, строй музыкального произведения. 6. Свет1
– избранный круг, высшее общество; свет2
– освещение.
Упражнение 6. Определите значение
выделенных слов, обращаясь к толковому словарю.
1. Преподаватель дал точное определение
слова. Определение бывает согласованным и
несогласованным. Секретарь звонким голосом стал
читать определение суда (А.Пушкин). 2.
Димитрий я иль нет – что им за дело? Но я предлог
раздоров и войны (А.Пушкин). Предлог с
управляет тремя падежами. 3. На предложение
вырвать больной зуб генерал ответил отказом (А.Чехов).
Простое предложение по строению
грамматической основы может быть односоставным
и двусоставным. 4. По словам А.С. Пушкина,
«поэзия – это союз волшебных звуков, чувств и
дум». Союзы делятся на сочинительные и
подчинительные.
Ответы: 1. Определение1 –
толкование, объяснение; определение2 –
второстепенный член предложения, обозначающий
признак предмета; определение3 –
постановление. 2. Предлог1 – повод к
чему-л., вымышленная причина; предлог2 –
служебная часть речи, которая выражает
зависимость одних слов от других в
словосочетаниях и предложениях. 3. Предложение1
– то, на что предлагается согласиться, что
предлагается предпринять, осуществить; предложение2
– слово или сочетание слов, выражающее
сообщение, вопрос или побуждение. 4. Союз1
– объединение; союз2 – служебное слово,
соединяющее предложения и слова внутри
предложения.
Упражнение 7. Подберите синонимы
к выделенным словам. Докажите, что это омонимы.
1. Зимой в квартирах рано зажигают свет.
Хотел объехать целый свет, но не объехал
сотой доли (А.Грибоедов). Печорина мало
занимало мнение света. 2. Народу сбежалась бездна.
Мне стало страшно: на краю грозящей бездны я
лежал (М.Лермонтов). 3. Да вот еще, для всякой
осторожности, надобно тебе сказать: шайка
разбойников объявилась (А.Островский). Он
стоял внизу у кранов и наливал себе в шайку
воды (А.Чехов). 4. Кроме повара, гневались и на
лакеев, прислуживающих за столом. Мотивы были
самые разнообразные: не так ступил, не так
взглянул (М.Салтыков-Щедрин). Музыканты
подхватили все тот же мотив мазурки (Л.Толстой).
5. Автомобильная катастрофа явилась причиной гибели
многих людей. В лесу была гибель комаров.
Ответы: 1. Свет1 – огонь; свет2
– мир; свет3 – высшее общество. 2. Бездна1
(устар.) – много; бездна2 – тьма,
пропасть. 3. Шайка1 – банда; шайка2
– таз. 4. Мотив1 – повод; мотив2
– мелодия. 5. Гибель1 – смерть; гибель2
(разг.) – множество.
Упражнение 8. Объясните значение
крылатых выражений, запомните их.
1. На миру и смерть красна. 2. Всем миром.
3. Быть отрезанным от мира. 4. Мир дому сему! 5. Пир
на весь мир. 6. Не от мира сего.
Ответы: 1. Не страшно умереть на
людях, все легко перенести не в одиночку, вместе с
другими. 2. Вместе, сообща. 3. В силу каких-л.
условий потерять связь, сообщение с обществом, с
широким кругом людей. 4. Приветствие входящего
(устар. и шутл.) 5. О веселом праздновании с
обильным угощением. 6. О крайне неприспособленном
к жизни человеке, о мечтателе, фантазере.
Упражнение 9. Придумайте
ситуации, в которых могут быть использованы
данные крылатые выражения.
1. Встать ни свет ни заря. 2. На ней (нем)
свет клином не сошелся. 3. Выйти в свет. 4. Не
ближний свет. 5. Сжить со света (кого-либо).
Ответы: 1. Очень рано. 2. О том, кто
или что является единственно желаемым,
приемлемым или единственно возможным при
каком-л. выборе. 3. Быть опубликованным (о печатном
издании). 4. Далеко. 5. Уморить, погубить.
Упражнение 10. Выучите
стихотворения наизусть. Найдите омонимы.
Скажи родник –
И вот возник,
Бежит в зеленой чаще
Веселый ключ журчащий.
Мы и родник зовем ключом
(Ключ от дверей тут ни при чем).
(А.Барто)
Слово звучит
Над разбуженным краем:
Свет добываем!
Свет добываем!
Семьям, и школам,
И сельсовету,
И всему свету!
И всему свету!
(А.Твардовский)
Упражнение 11. Отгадайте загадки.
Со мной ходи стрельбе учиться
И на гряде меня ищи.
Могу попасть я метко в птицу,
А также попадаю в щи.
(Лук)
Всем пишущим я помогаю.
И птиц от стужи согреваю.
(Перо)
На дереве висит,
В книге лежит.
(Лист)
*Обычно в словарях (см., например, словарь
С.Ожегова) отдельные значения в многозначных
словах разделяются арабскими цифрами. Омонимы
даются отдельно как заглавные слова с цифровыми
показателями вверху справа (как верхний индекс).
|