Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №7/2002

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

В.СЕЛЕЗНЕВ


О том, как собака гавкала,
а нога влезла на суконный носок

Многим коллегам, наверное, доводилось наблюдать такое явление: диктанты ученик пишет блестяще, а коснется дело изложений или сочинений – двух слов не может связать. Все поля испещрит проверяющий красными Р (речевая) и Г (грамматическая).

А сколько тревог и волнений придется пережить учителю русского языка и литературы, если на его долю выпадет выпускать медалиста! Не за орфографию и пунктуацию будет волноваться наставник: с ними у питомца все в порядке. Беспокоиться же учитель будет о том, чтобы ученик не допустил речевых и грамматических ошибок. Их ведь потом «не вырубишь топором».

Так почему же такое происходит? Объяснение этому явлению, на мой взгляд, достаточно простое. Орфографии и пунктуации в школе детей начинают обучать с «чистого листа», и если ученику от природы дано познать язык, да если он еще и теорию учит, и книги читает, то успех обеспечен.

Иначе с речевой грамотностью. Во-первых, ребенок уже идет в школу с определенным речевым багажом, не всегда «чистым» с точки зрения норм языка. Во-вторых, в процессе развития ученик может находиться в далеко не идеальной языковой среде: дома и на улице он общается с косноязычными родителями и сверстниками. Поэтому очень часто случается так, что ребенок, вовсе не одаренный, но воспитывающийся в добротной языковой обстановке, замечательно владеет устной и письменной речью, в отличие от вундеркинда, который живет в глубинке, где только и слышит с детства чаво да куды. Раньше-то он мог услышать образцовую речь, включив телевизор или радио. А теперь и там: слабо, крутой, прикольно и т.д.

Таким образом, учителям русского языка и литературы не на что надеяться, и приходится до седьмого пота заниматься с детьми работой по предупреждению и искоренению речевых и грамматических ошибок.

К сожалению, не всегда есть возможность работать «до седьмого пота». Львиная доля урочного времени, как известно, уходит на изучение орфографии и пунктуации, а на все остальное – что останется (вот вам и речевая ошибка!). Да и работу по искоренению ошибок несоизмеримо легче проделать по правописанию, нежели исправлять речевые и грамматические ляпы. Иногда все изложение или сочинение ученика – сплошной ляп. А работ-то в классе больше двадцати. И каждая со своими РГ-сюрпризами (новый термин!).

Года два назад после долгих мытарств мне наконец удалось найти свой метод работы над речевыми и грамматическими ошибками.

Проверяя дома сочинения и изложения, я выписываю типичные огрехи, допущенные учениками. Типичные в том смысле, что подобные им постоянно присутствуют в работах детей. Как правило, это ошибки, входящие в известный перечень РГ: непонимание значения слова, нарушение лексической сочетаемости, неоправданное повторение одного и того же слова, неправильный порядок слов; ошибочное образование формы слова, ошибки в согласовании и управлении, ошибки в построении предложений и др.

На уроке мы прорабатываем ошибки. Я записываю их на доске в установленной форме, а ребята предлагают свои варианты исправления. Самый предпочтительный вариант мы записываем в качестве правильного. Получается примерно следующее*:

Работа над ошибками

Ош: Гавкает
Пр: Лает

Р

Ош: Случился случай
Пр
: Произошел случай

Р

Ош: Ощенила щенят
Пр
: Ощенилась

Р

Ош: Нашу кошку зовут Мурка, а собаку зовут Тимка
Пр
: Нашу кошку зовут Мурка, а собаку – Тимка

Р

Ош: И мы их укрыли им
Пр
: И мы укрыли котят одеялом

Р

Ош: Мне подарили собаку. И мы назвали ее Джимми
Пр: Мне подарили собаку, которую мы назвали Джимми

Г

Ош: Цезаря папа привез, когда ему было два месяца
Пр: Когда Цезарю было два месяца, папа привез его домой

Г

Такая работа проводится после сочинений и изложений систематически.
Затем «на десерт» я читаю ребятам некоторые забавные вещи из их творений, иногда сопровождая чтение своими комментариями. Например, недавно мы писали изложение по отрывку из «Судьбы человека» М.А. Шолохова. Вот некоторые перлы:
Сапоги на нем были так сшиты, чтобы нога могла влезть на суконный носок.
Ватник был небрежно заштопан. На нем были почти новые сапоги
.
А чего стоят белесоватые глаза и небесные брови вместо белесых бровей или кухвайка вместо ватника!
А вот «жемчужины» из сочинения по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»:
Остап вел себя в боях хорошо. (?)
Остап и Андрий были два брата
(а разве не три или четыре?).
Запорожские казаки воевали против монгольских татар и польских ханов (а как насчет немецких шведов и татарских панов?).
Конечно же, мой метод не панацея и не гарантирует быстрого и верного избавления от речевых и грамматических ошибок. Однако, если ребенок будет читать умные книги, общаться с умными собеседниками и, главное, пожелает изменить к лучшему свою как устную, так и письменную речь, результат не заставит себя долго ждать.
Кстати, пока я вынашивал замысел написать заметку о речевых и грамматических ошибках, в приложении «Русский язык» № 39/2001 вышла статья Е.Ю. Широковой «Стилистические ошибки в сочинении», где автор дает своему заочному собеседнику хорошие рекомендации по поводу устранения обозначенных в заглавии ошибок. Надеюсь, моя заметка станет скромным продолжением очень актуальной темы.


* В таблице Ош – ошибка, Пр – правильный вариант.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru