ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ
В.СЕЛЕЗНЕВ
О том, как собака гавкала,
а нога влезла на суконный носок
Многим коллегам, наверное, доводилось
наблюдать такое явление: диктанты ученик пишет
блестяще, а коснется дело изложений или
сочинений – двух слов не может связать. Все
поля испещрит проверяющий красными Р (речевая)
и Г (грамматическая).
А сколько тревог и волнений придется
пережить учителю русского языка и литературы,
если на его долю выпадет выпускать медалиста! Не
за орфографию и пунктуацию будет волноваться
наставник: с ними у питомца все в порядке.
Беспокоиться же учитель будет о том, чтобы ученик
не допустил речевых и грамматических ошибок. Их
ведь потом «не вырубишь топором».
Так почему же такое происходит?
Объяснение этому явлению, на мой взгляд,
достаточно простое. Орфографии и пунктуации в
школе детей начинают обучать с «чистого листа», и
если ученику от природы дано познать язык, да
если он еще и теорию учит, и книги читает, то успех
обеспечен.
Иначе с речевой грамотностью.
Во-первых, ребенок уже идет в школу с
определенным речевым багажом, не всегда «чистым»
с точки зрения норм языка. Во-вторых, в процессе
развития ученик может находиться в далеко не
идеальной языковой среде: дома и на улице он
общается с косноязычными родителями и
сверстниками. Поэтому очень часто случается так,
что ребенок, вовсе не одаренный, но
воспитывающийся в добротной языковой
обстановке, замечательно владеет устной и
письменной речью, в отличие от вундеркинда,
который живет в глубинке, где только и слышит с
детства чаво да куды. Раньше-то он мог
услышать образцовую речь, включив телевизор или
радио. А теперь и там: слабо, крутой, прикольно
и т.д.
Таким образом, учителям русского языка
и литературы не на что надеяться, и приходится до
седьмого пота заниматься с детьми работой по
предупреждению и искоренению речевых и
грамматических ошибок.
К сожалению, не всегда есть
возможность работать «до седьмого пота». Львиная
доля урочного времени, как известно, уходит на
изучение орфографии и пунктуации, а на все
остальное – что останется (вот вам и речевая
ошибка!). Да и работу по искоренению ошибок
несоизмеримо легче проделать по правописанию,
нежели исправлять речевые и грамматические ляпы.
Иногда все изложение или сочинение ученика –
сплошной ляп. А работ-то в классе больше двадцати.
И каждая со своими РГ-сюрпризами (новый
термин!).
Года два назад после долгих мытарств
мне наконец удалось найти свой метод работы над
речевыми и грамматическими ошибками.
Проверяя дома сочинения и изложения, я
выписываю типичные огрехи, допущенные учениками.
Типичные в том смысле, что подобные им постоянно
присутствуют в работах детей. Как правило, это
ошибки, входящие в известный перечень РГ:
непонимание значения слова, нарушение
лексической сочетаемости, неоправданное
повторение одного и того же слова, неправильный
порядок слов; ошибочное образование формы слова,
ошибки в согласовании и управлении, ошибки в
построении предложений и др.
На уроке мы прорабатываем ошибки. Я
записываю их на доске в установленной форме, а
ребята предлагают свои варианты исправления.
Самый предпочтительный вариант мы записываем в
качестве правильного. Получается примерно
следующее*:
Работа над ошибками
Ош: Гавкает
Пр: Лает |
Р |
Ош: Случился случай
Пр: Произошел случай |
Р |
Ош: Ощенила щенят
Пр: Ощенилась |
Р |
Ош: Нашу кошку
зовут Мурка, а собаку зовут Тимка
Пр: Нашу кошку зовут Мурка, а собаку – Тимка |
Р |
Ош: И мы их укрыли им
Пр: И мы укрыли котят одеялом |
Р |
Ош: Мне подарили
собаку. И мы назвали ее Джимми
Пр: Мне подарили собаку, которую мы назвали
Джимми |
Г |
Ош: Цезаря папа
привез, когда ему было два месяца
Пр: Когда Цезарю было два месяца, папа привез
его домой |
Г |
Такая работа проводится после
сочинений и изложений систематически.
Затем «на десерт» я читаю ребятам некоторые
забавные вещи из их творений, иногда сопровождая
чтение своими комментариями. Например, недавно
мы писали изложение по отрывку из «Судьбы
человека» М.А. Шолохова. Вот некоторые перлы:
Сапоги на нем были так сшиты, чтобы нога могла
влезть на суконный носок.
Ватник был небрежно заштопан. На нем были почти
новые сапоги.
А чего стоят белесоватые глаза и небесные
брови вместо белесых бровей или кухвайка
вместо ватника!
А вот «жемчужины» из сочинения по повести Н.В.
Гоголя «Тарас Бульба»:
Остап вел себя в боях хорошо. (?)
Остап и Андрий были два брата (а разве не три
или четыре?).
Запорожские казаки воевали против монгольских
татар и польских ханов (а как насчет немецких
шведов и татарских панов?).
Конечно же, мой метод не панацея и не гарантирует
быстрого и верного избавления от речевых и
грамматических ошибок. Однако, если ребенок
будет читать умные книги, общаться с умными
собеседниками и, главное, пожелает изменить к
лучшему свою как устную, так и письменную речь,
результат не заставит себя долго ждать.
Кстати, пока я вынашивал замысел написать
заметку о речевых и грамматических ошибках, в
приложении «Русский язык» № 39/2001 вышла статья
Е.Ю. Широковой «Стилистические ошибки в
сочинении», где автор дает своему заочному
собеседнику хорошие рекомендации по поводу
устранения обозначенных в заглавии ошибок.
Надеюсь, моя заметка станет скромным
продолжением очень актуальной темы.
* В таблице Ош – ошибка, Пр –
правильный вариант.
|