МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
А.НАРУШЕВИЧ,
г. Таганрог
ТЕСТ ИЛИ ТЕКСТ?
В последнее время общепринятыми стали
тестовые задания, в которых рассматриваются
изолированные слова или словосочетания,
сгруппированные по темам или по формальному
признаку (буква е пишется в слове и т.п.). Такой
принцип положен в основу государственных
экзаменационных тестов, используется он и во
множестве пособий, ориентированных на
подготовку к тестированию по русскому языку.
Подобные задания, безусловно, имеют методическую
ценность, однако истинной реальностью языка был
и остается текст. Именно в тексте
актуализируется конкретное лексическое
значение слова, устанавливаются синтаксические
связи, наиболее полно выявляется стилистическая
окраска языковых единиц. В отечественной
методике преподавания русского языка
разработаны многообразные формы работы с
текстом: разнообразные диктанты,
лингвостилистический анализ текста.
Я хочу предложить вниманию коллег задания,
сочетающие особенности традиционного
текстового диктанта и тестологического подхода
к языковому материалу. В предлагаемых тестах
необходимо восстановить текст: вставить
пропущенные буквы, определить в выделенных
словах слитное, дефисное или раздельное
написание, расставить знаки препинания. Каждое
правильно написанное слово оценивается в 0,7
балла. Общая сумма баллов по орфографии
составляет 14. Каждое правильное предложение
оценивается в два балла. Общая сумма баллов по
пунктуации – 16. Общая сумма теста составляет 30
баллов. Оценка «5» – 30–28 баллов. Оценка «4» –
27–25 баллов. Оценка «3» – 24–20 баллов.
Вариант № 1
Первые лучи солнца нежные и теплые
оз_рили дремлющую р_внину осторожно к_снулись
верхушек деревьев. Отражен_ые зеркальной гладью
реки бл_стели белоснежные облака
пр_чудливые силу_ты которых беспр_станно меняясь
тихо плыли в синей выси. Напоенный ароматом еще не
поблекших трав ветерок словно озорной
мальчишка играл метелками ковыля. Неподалеку от
большого валуна слышалось журчание ручейка и
виднелся ч_порный наряд ф_зана. Степной орел
полновлас_ный хозяин этих нехожен_ых мест парил в
поднебесь_. Цветы расправляли свои лепестки и
когда поднималось солнце они будто брил_иантовые
россыпи бл_стали капельками росы. Травяной ковер
представлял собой удивительное соч_тание красок.
Стрекотание кузнечиков и ш_пот травы и жуж_ание
пчел все напоминало о вечной жизни природы.
Вариант № 2
Тем временем в далеке все яснее
как переводная картинка выступали очертания
старин_ой турецкой крепости с круглыми
гранен_ыми башнями не высокими но очень
крепкими. По прибыти_ в Аккерман незадолго до
заката мы вылезли из катера и ступая по
пр_брежной полосе состоящей из толстого слоя
камыш_вых щепок отправились в крепость. План наш
был таков мы высп_мся в крепост_ и на рассвете
проберемся на корабль. Еще за светло мы
забрались в крепость и стали ходить по ее дворам
поросшим серебристо белой душистой
полынью.
В близи крепость оказалась еще громадней
чем издалека. Это был целый город с пустын_ыми
дворами и кован_ыми реш_тками и трех_этажными
казармами для г_рнизона. Какие-то ночные птицы с
криком летали на фоне посеребрен_ого неба и кусты
полыни тоже казались серебрян_ыми. Небо уже стало
белеть и звезды тускнели когда возле нас
показался сторож одетый в холщ_вую рубаху.
Вариант № 3
Надо было спешить до прибытия поезда
оставались считан_ые минуты. Вскоре наше такси
поравнялось с вокзалом и оглуш_нные грохотом и
шумом мы поспешили внутрь. Июльское солнце яркое огненно
красное уже сияло над городом и хотя день
только начинался уже было по летнему
жарко. Не смотря на жару входная дверь
была открыта настеж_. Расталкивая пассажиров
измученные жарой носильщики возили поклажу
чемоданы из т_снен_ой кожи и об_итые войлоком
ящики и тюки обвязан_ые б_ч_вкой. Наконец мы
услышали гудок и вскоре показался наш
долгождан_ый поезд. Вокзальные часы показывали пол
одиннадцатого когда наша к_мпания заняла
четырехместное куп_. На пер_оне остались лиш_
престарелый контр адмирал да тополя едва
колебл_мые ветром.
Вариант № 4
Я был счастлив должно быть от того
что через несколько часов увижу море необ_ятный
простор которого с детства запал мне в душу.
Пахло полынью и этот горьковатый запах на
всегда соединился в моем представлени_ с
близостью Черного моря. А потом это соседство
моря и полыни так укрепилось что даже на севере
услышав запах полыни я начинал прислушиват_ся
надеясь различить отдален_ый морской ш_пот.
Но вернусь в тот день когда я наконец увидел с
обрыва море и передо мной пр_открылась его
сокровен_ая тайна. Волны чуть рокотали галькой и
первая звезда блес_нула под облаком похожим на
крыло серебрян_ой птицы. Подойдя в плотную
к берегу и оглядев не широкий но глубокий
залив я удивился отражения звезд плавали в
кристал_ьной воде как маленькие м_дузы. Как
превосходен мир думал я. Это были места
сверх_естественной красоты как будто
нарочно создан_ые для тех кто по настоящему
чу_ствует природу и жизнь.
Вариант № 5
Знакомое побережье было загром_ждено
плоскими льдинами светящ_мися на месте обломов зелено
голубым стеклом воды. Сверху они были бело
снежные и по ним можно было смело шагать не
боясь по_скользнуться. Иногда приходилось
садит_ся спуская ноги на другую льдину или же
прыгать уп_раясь одной рукой в обломан_ый край.
Лед был с виду хрупкий а на самом деле
крепкий как гранит.
Наконец я добрался до кромки льда за которой в
черной дымящейся воде стоял фантастически
огромный корабль. Погуляв по кромке льда и
окинув взором окрес_ности я направился обратно.
Неожидан_о мое внимание привлек не ясный
шум в котором вскоре можно было разл_чить скрип
лебедок и крики груз_иков.
Этот бе_предельный простор и ледян_ое поле вокруг
и корабли зам_ршие в ожидани_ лета все напоминало
картину кисти искус_ного художника.
|