НАША ПОЧТА
В.СЕЛЕЗНЕВ,
с. Орлово, Воронежская обл.
«НА ЕЛЬ ВОРОНА ВЗГРОМОЗДЯСЬ...»
Продолжаем разговор об учебниках
В последнее время, как мне показалось,
в газете набирает силу дискуссия о достоинствах
и недостатках различных учебников русского
языка (см.№1/2002).
Я уже писал о том, что когда-то отказался от
комплекса В.В. Бабайцевой из-за того, что, на мой
взгляд, его практическая часть, особенно для 8–9-х
классов, страдает большими недостатками. Да и
«устройство» комплекса оставляет желать
лучшего.
Сейчас я работаю по учебникам под редакцией
Н.М. Шанского и в ближайшее время скорее всего
останусь верен им. Основное достоинство книг,
входящих в этот комплекс, – простота, а главное,
их нацеленность на выработку прежде всего
орфографических и пунктуационных навыков у
ребят.
Позволю себе, однако, обратить внимание на
несколько огрехов, замеченных мной совсем
недавно в учебнике «Русский язык. 7-й кл.» (авторы
М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян и др.).
Итак, открываем книгу на странице 57. Упражнение
119. В задании сказано: «Спишите, образуя от
глаголов, заключенных в скобки, страдательные
причастия». Разумеется, образованные причастия
нужно будет согласовать с определяемыми словами.
Попробуем. Вот одно из предложений: Белый
колоссальный ствол березы, (лишить) верхушки,
отломленной бурей или грозою, поднимался из гущи
и крутился на воздухе. От глагола лишить образуем
причастие лишенный и согласуем его с... С чем же:
со стволом или с березой? Мне, к сожалению,
непонятно, а раз так, то я не могу с уверенностью
сказать, что должно получиться: ствол, лишенный
верхушки, или березы, лишенной верхушки.
Непонятно, без сомнения, и детям.
И еще одно предложение: Тонко рисовались голые
ветви осин, уныло (окружить) радужным сиянием.
Точно определить, с чем согласуется образованное
от глагола окружить причастие окруженный,
возможно лишь при обращении к первоисточнику,
т.е. произведению В.Катаева, из которого взято это
предложение.
Листаем учебник дальше. Страница 65. Упражнение 138.
Задание: «Спишите, выделяя запятыми
деепричастные обороты. Подчеркните деепричастия
и деепричастные обороты как члены предложения».
Самое интересное, с моей точки зрения,
предложение – На ель Ворона взгромоздясь
позавтракать было совсем уж собралась.
Догадываюсь, что деепричастный оборот здесь – на
ель взгромоздясь. Однако как быть с Вороной? Что
же получается: подлежащее входит в состав
деепричастного оборота? Уникальное
синтаксическое явление не только для
современного русского языка, но, я думаю, и для
эпохи И.А. Крылова. Так как же детям расставлять в
этом предложении знаки препинания и что
подчеркивать?
Не являются бесспорными и предложения Волк ночью
думая залезть в овчарню попал на псарню и Лягушка
на лугу увидевши Вола затеяла сама в дородстве с
ним сравняться, поскольку затруднительно
определить, входят ли слова ночью и на лугу в
состав деепричастных оборотов или нет. Очевидно,
без Крылова не обойтись.
Возникает вопрос: правомерно ли предлагать
ученикам для самостоятельного разбора столь
неоднозначные случаи? Другое дело, если бы авторы
учебника дали к ним комментарий, рассказали о
неисчерпаемом многообразии русского синтаксиса,
познакомили детей с особенностями стиля (на
синтаксическом уровне) писателя, объяснили
возможность вариативной постановки знаков
препинания. В противном случае такого рода
примеры не только не приносят пользы детям, но и
создают неразбериху в их головах.
|