РАБОТАЕМ ПО ПРОГРАММЕ
М.В.ПАНОВА
В.ДИБОБЕС,
г. Москва
Продолжение. Начало в № 35/2001
УРОКИ СУРГУТА
Заочный семинар
Занятие 2
На первом (вводном) занятии мы
определили место программы М.В. Панова среди
других образовательных программ по русскому
языку в средней школе и пришли к выводу, что она
предлагает новое содержание курса – изучение
языка как знаковой системы и средства общения.
Известно, что новое содержание предмета требует
других, новых методов и приемов обучения. Это
почувствовал каждый, кто начал работать по новым
учебникам под редакцией М.В. Панова, и каждый из
нас, и опытный педагог, и начинающий, спрашивает
себя: как учить? как строить урок?
Мне кажется, что ответы на эти вопросы помогает
найти методика, или система развивающего
обучения, разработанная на основе теории
Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития»
ребенка психологами А.Н. Леонтьевым, Д.Б.
Элькониным, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым,
Н.И. Жинкиным, В.В. Репкиным, П.С. Жедек и др.
Основной задачей обучения психологи
этой школы считают формирование учебной
деятельности учащихся. Учебная деятельность
– это познавательная, поисковая работа ребенка,
в результате которой он усваивает теоретическое
понятие, находит на основе этого понятия способ
действия для решения конкретных практических
задач. Например, в начальной школе ученик
знакомится с законом позиционных чередований
звуков русского языка, понимает фонемный принцип
русского письма и решает различные
орфографические задачи: определяет слабую
позицию фонемы, выбирает способ действия
(проверяет слабую позицию сильной, применяет
нужное правило для нефонемного написания или
обращается к словарю при традиционном способе
написания). Так работает ребенок на самом раннем
этапе обучения, если он занимается по букварю и
учебникам В.В. Репкина, и так может работать
пятиклассник, изучающий русский язык по учебнику
М.В. Панова.
С 1993 года по системе Д.Б. Эльконина –
В.В. Давыдова работают учителя начальных
классов школы-гимназии № 3 г. Сургута. В 1996 году
они столкнулись с проблемой преемственности
начальной и средней школы, когда возникли
конфликтные ситуации в 5-х классах: дети,
привыкшие к самостоятельной работе, к учебному
диалогу на уроке, не приняли авторитарной
традиционной методики, и учителям-филологам
предложили продолжить работу со своими классами
в средней школе. Редкий случай! – дети работают в
единой образовательной системе (программа и
учебники В.В. Репкина созданы на основе Программы
и «Экспериментальных учебных материалов по
русскому языку для средней школы», разработанных
учеными Института русского языка АН СССР, под
редакцией И.С. Ильинской и М.В. Панова), по одной
методике и у одного учителя до окончания средней
школы.
Учителя школы-гимназии № 3 прислали в
редакцию разработки уроков, тестовые задания,
контрольные работы, а также дидактический
материал к разделу «Лексика» учебника для 5-го
класса. Этот материал позволяет нам увидеть, как
новые методы и приемы помогают усвоить новое
содержание.
Учебная деятельность –
познавательная поисковая работа (не только на
уроках получения новых знаний, но и на уроках
закрепления и контроля) формируется учителем
путем постановки учебной задачи, которую
ребенок осознает как свою собственную, а не
навязываемую учителем (о принципах постановки
учебной задачи см. работу Г.А. Цукерман
«Организация обучения младших школьников на
уроках русского языка» в кн.: «Русский язык в
начальных классах». Теория и практика обучения.
Учебн. пособие для студентов пед. учебн.
заведений по спец. «Педагогика и методика нач.
обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н.
Светловская и др..; под ред. М.С. Соловейчик. М.:
ЛИНКА-ПРЕСС, 1994. Гл. 2. С. 23–73).
Решаются учебные задачи в тесном учебном
сотрудничестве учеников друг с другом и с
учителем.
Ведущими типами наглядности в работе по системе
развивающего обучения становятся схема и модель.
Модель позволяет усвоить сложное для младшего
школьника понятие, выявить его признаки,
показать отношения между единицами языка. В
начальной школе широко используют значки,
разработанные учеными-психологами В.В. Репкиным
и П.С. Жедек и учителями-методистами г. Харькова
(см. таблицу 1. Значки даны по книге: Репкин В.В.,
Левин В.А., Тимченко Л.И., Жедек П.С. Букварь
(Программа разв. обуч.). СПб.: «Ариадна», 1994. С. 148).
Таблица 1.
Эти значки и символы помогут и
ученикам средней школы постигать законы языка,
особенно слабым и плохо читающим, для которых
текст учебника сложен, потому что они привыкли к
помощи родителей дома и к многократным
объяснениям учителя в школе и не умеют еще
учиться сами и полагаться на себя. Помогут значки
и учителю быстро и экономно записать задание на
доске, провести фронтальный опрос и дать
индивидуальное опережающее задание группе
учеников...
Для активизации деятельности учащихся методика
развивающего обучения предлагает специальные
приемы, приведенные в таблице 2.
Таблица 2
Софизмы – это умышленно ложные
размышления, формально кажущиеся правильными.
Способность обнаружить их ложность и
опровергнуть псевдологические рассуждения есть
яркое свидетельство самостоятельности мысли.
Ловушка – нерешаемая задача.
Задания с недостающими данными –
решаемая задача, если будут даны дополнительные
сведения.
Задания с избытком данных –
задания, для решения которых необходима только
часть данных.
Провокация – специально созданная
ситуация, при которой учитель своими ложными
доказательствами провоцирует детей на
неправильный способ действия.
Функцию контроля учитель частично
может передать самим ученикам, формы контроля
разнообразны: взаимопроверки, взаимооценивание,
задания на рефлексию своей деятельности, самооценку.
При таком подходе меняется отношение ребенка к
ошибке: ученик понимает, что в любой нормальной
познавательной деятельности ошибки неизбежны, и
осознание и исправление своих ошибок есть основа
глубокого усвоения изучаемого материала.
Появляется заинтересованность в определении
границ собственного знания: «Я знаю, что это я
знаю, и знаю, чего я не знаю!» Учебная рефлексия
стимулирует развитие ребенка: он учится сам
ставить познавательные задачи, активно включает
учителя в свою работу, делая запрос на
необходимую ему информацию и помощь.
При системном изучении языка учебная
деятельность развивает языковое чутье,
природное чувство языка.
С урока уходит репродуктивная деятельность –
дети не получают «готовых» знаний для
заучивания: они наблюдают, анализируют, выводят
новые знания, разрабатывают алгоритм их
применения для решения частных, конкретных
вопросов, попадая в «ловушки», поставленные
учителем и авторами учебника, убеждаются, что
найденный ими способ не универсален, ставят себе
новую учебную задачу и шагают дальше...
Педагог планирует такие ситуации, когда ребенок
может высказать свою точку зрения, не
согласиться с мнением учителя – так в процессе
учебной деятельности воспитывается личность,
самостоятельно мыслящая и уважающая чужое
мнение.
|