Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №8/2002

ИГРАТЬ ВСЕРЬЕЗ

Н.РУХЛЕНКО,
с.Орлик, Белгородской обл.


ИГРА «НАЙДИ ПАРУ»

При обучении детей русскому языку немаловажное значение имеют различные игры. Закреплению знаний по орфографии, выработке прочных орфографических навыков способствует игра «Найди пару». Она позволяет сделать трудную работу по усвоению родного языка более эффективной. Организую эту игру чаще на уроках закрепления изученного материала, а также на уроках обобщения, повторения, охватывающих большую тему. Практикую игру и в начале урока в качестве орфографической разминки. Эта игра хороша тем, что требует применения многих правил.
На доске столбиком пишу слова с разными орфограммами, например:

подстричься –
пятачок –
пчелка –
косьба –
объяснить –
овчинный –
расписка –
жилье –
досуха –
беседовал –
умываешься –

Затем читаю слово, а учащиеся, подумав, записывают его на доске напротив слова на такое же орфографическое правило, обосновывая свой ответ, объясняя написание и делая при этом необходимые условные обозначения (выделение морфем обязательно). Некоторые слова требуют записи напротив нескольких слов, данных в столбике на доске. Возьмем, к примеру, слово старье. Ученик будет прав, если запишет его не только напротив слова жилье (правописание разделительных ъ и ь), но и в паре со словами пятачок, овчинный, косьба, объяснить (правописание проверяемых безударных гласных в корне слова). Слово колет ученик должен записать напротив слова умываешься (правописание безударных личных окончаний глаголов). А как поступить со словом предостеречь? В нем встретилась орфограмма на правописание неизменяемых приставок (пред-, о-), непроверяемой безударной гласной в корне слова и ь на конце глагола в неопределенной форме после ч. Учащиеся соотносят слово предостеречь со словами в столбике. Получаются следующие пары:

подстричься – предостеречь (правописание неизменяемых приставок, ь на конце глагола в неопределенной форме после ч);
объяснить – предостеречь (правописание неизменяемых приставок);
беседовал – предостеречь (правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова).

Эту игру можно провести по-другому. В словах на доске пропущены буквы. На учительском столе лежат карточки, на которых написаны слова тоже с пропусками букв. Вызванный ученик берет карточку, размышляет, куда записать слово, вставляет и объясняет пропущенные буквы в том и в другом слове. Приведу пример.

Слова на доске

гру_чик
бе_порядок
стари_ый
ни_кий
пред_стория
парч_вая
ц_гейка
пр_града
мяч_к
ч_рный
дыш_щий
выкач_нная (из подвала бочка)
жгуч_
выт_рать

Карточки со словами

Вя_кий, были_ый, с_грать, ситц_вый, ц_стерна, ж_лтый, камен_ик, свеж_, ра_бежаться, соб_ру, овраж_к, бор_щийся, расстрел_нный, пр_вокзальный.

Выполненная работа выглядит так (работа приведена без условных обозначений):

грузчик – каменщик,
беспорядок – разбежаться,
старинный – былинный,
низкий – вязкий,
предыстория – сыграть,
парчовая – ситцевый,
цигейка – цистерна,
преграда – привокзальный,
мячик – овражек,
черный – желтый,
дышащий – борющийся,
выкаченная – расстрелянный,
жгуч – свеж,
вытирать – соберу.

Иногда эту игру провожу в форме соревнования между двумя командами или рядами. Сам же наблюдаю за ходом игры, веду учет ошибок. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.
Эта игра помогает развивать у учащихся аналитические способности, формировать орфографическую зоркость, умение находить сходные орфографические явления, повышает сознательность в применении правил.
Игру «Найди пару» предлагаю детям и при изучении лексики и фразеологии. На доске записываю фразеологические обороты, затем читаю другие фразеологизмы, учащиеся находят синонимичные.

Примеры на доске:

тертый калач –
ни рыба ни мясо –
дать нагоняй –
отдать Богу душу –
кот наплакал –
с пустыми руками –

Фразеологизмы, читаемые учителем:

несолоно хлебавши; приказать долго жить; с гулькин нос; ни Богу свечка, ни черту кочерга; стреляный воробей; во все лопатки; намылить шею.

В целях активизации мышления учащихся учитель может предложить фразеологизмы, не сочетающиеся с данными на доске (например – во все лопатки). В таком случае пары нет.

Полученные пары фразеологизмов:

тертый калач – стреляный воробей,
ни рыба ни мясо – ни Богу свечка, ни черту кочерга,
дать нагоняй – намылить шею,
отдать Богу душу – приказать долго жить,
кот наплакал – с гулькин нос,
с пустыми руками – несолоно хлебавши.

В другой раз перед учащимися ставится цель записать пары антонимов. Такая работа расширяет и уточняет словарный запас учащихся. Слова или фразеологизмы, недостаточно понятные ученикам, постепенно входят в их активный словарь.
Игру «Найди пару» провожу как в письменной, так и в устной форме.
Эта игра способствует повышению интереса учащихся к изучению русского языка.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru