ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ
Н.ШАПИРО
Продолжение. Начало в № 4/2002 г.
Мы благодарим всех, кто прислал нам свои взносы
в копилку «полезных мелочей», – они будут
опубликованы в следующих выпусках новой рубрики.
Напоминаем, что «Полезные мелочи» – рубрика,
впервые появившаяся в № 4 нашей газеты за этот
год, – рассказывает об интересных практических
приемах , которые учителя придумали сами, узнали
из книг или переняли у старших коллег. Ждем новых
сообщений!
ПОЛЕЗНЫЕ МЕЛОЧИ
1. Ритмы и ударения
Один выпускной класс на последнем
звонке по моей просьбе хором произнес: «ФенОмен
звонИт по средАм» – и пообещал держаться таких
ударений даже тогда, когда словари сдадутся под
напором массового отступления от нормы. Мы
решили оставаться консерваторами, хотя, если
довериться некоторым справочникам, уже можно
заменить торжественный амфибрахий простодушным
хореем: «ФеномЕн звонИт по срЕдам». (Кажется,
глагол звонит пока никто не разрешает
произносить так, как его слишком многие
произносят, – с ударением на первом слоге.)
Стихотворный ритм поможет запомнить правильные
ударения в трудных словах. Предложим ученикам
прочитать такие почти бессмысленные
четверостишия (можно даже устроить состязание, у
кого это вернее и быстрее получится):
Феномен звонит по средам.
Приняв договор по годам,
Он отдал экспертам эскорта
Ходатайство аэропорта.
Танцовщик с танцовщицей любят
Своих малышей баловать.
На кухонный стол по посуде
Пускают котят танцевать.
Мы с шофером пустились по грязи
И, подолгу буксуя в грязи,
Прорвались к отделению связи –
Нам типограф прислал жалюзи.
Сегодня – тошнота, вчера – в костях
ломота.
К тому ж дремота не пускает за ворота.
И лавки заняты, и печка занята.
Ворота отперты, а дверь не отперта.
Почти никому не удается сделать это
сразу. Единый ритм зазвучит, только если
правильно расставить ударения.
В награду за умственные усилия можно прочитать
ученикам настоящее стихотворение, посвященное
тому, как звучат для нашего уха стихи XIX века с
непривычными для нас, «неправильными»
ударениями.
В лазурные глядятся озера...
Ф.Тютчев.
В лазурные глядятся озерА
Швейцарские вершины, – ударенье
Смещенное нам дорого, игра
Споткнувшегося слуха, упоенье
Внушает нам и то, что мгла лежит
На хОлмах дикой Грузии, холмится
Строка так чудно, Грузия простит,
С ума спрыгнУть, так слово шевелится.
Пока еще язык не затвердел,
В нем рЕзвятся, уча пеньЮ и вздохам,
РезЕда и жасмин... Я б не хотел
Исправить все, что собрано по крохам
И ластится к душе, как облачкО,
Из племени духОв, – ее смутивший
Рассеется призрАк, – и так легко
Внимательной, обмолвку полюбившей!
А.Кушнер
Уточним только, что такие ударения –
не «обмолвка», а норма для того времени, когда
писали цитируемые в стихотворении Пушкин,
Лермонтов, Тютчев, Грибоедов.
2. Как использовать окно
Многие учителя, чтобы помочь своим
ученикам запомнить прилагательные-исключения с
суффиксом -ЯНН-, предлагают посмотреть на окно –
стекло, деревянная рама и металлическая (хотя и
не оловянная, но все же) ручка подскажут нужные
слова. Об этом простом и эффективном приеме
напомнила нам Ирина Анатольевна Букринская.
Словом окно очень удобно проверять написание
наречий, образованных от прилагательных
приставочно-суффиксальным способом. Ударное
окончание существительного с предлогом –
проверка для безударных суффиксов наречий:
влево, направо, заново – в окно, на окно, за окно;
издавна, досуха, слева – из окна, до окна, с
окна. Об этом мы писали совсем недавно – в № 4
нашей газеты за этот год на с. 15.
3. О голодном интеллигенте
Известно, как трудно научить правильно
писать слово интеллигент. Одни, как говорила
когда-то героиня старого телефильма, проверяют
его словом телега, другие, более развитые, –
словом интеллект, – и опять плохо. На
дополнительных занятиях я случайно придумала
спасительное мнемоническое предложение: «ЕЛ ЛИ
интЕЛЛИгент?». Эффект поразительный.
4. Честная бедность на службе
правописания
Словесник с многолетним стажем Ольга
Петровна спрашивает своих учеников: «Почему труженик
пишется с одной буквой н, а мошенник – с
двумя?». И отвечает: «Потому что у мошенника всего
гораздо больше, чем у честного труженика». Хотя
есть горькая правда в этом рассуждении, да и
тревога в вопросе об интеллигенте имеет
некоторые основания, не будем смешивать
социальные проблемы с орфографическими и
постараемся произнести наши мнемонические
предложения легко и шутливо.
5. Не будьте ветрены, или
Доказательство от обратного
Наряду со словом раненый закавыкой
для многих не таких уж неспособных учеников
является слово ветреный. Еще бы: ветреный
(день) – почему-то с одним н, безветренный
(день) – с двумя нн. Как это объяснить?
Может быть, запомнить написание этих слов вам
поможет такое «народно-этимологическое»
рассуждение.
Будем исходить из данности. Если бы слово ветреный
произошло от существительного ветер, то оно
писалось бы с суффиксом -енн-. Так почему не
предположить, что оно образовано от глагола? Ведь
если есть глаголы обветрить, заветрить, выходит,
может быть и глагол без приставки: *ветрить.
(Пишем под звездочкой, так как в действительности
такого глагола нет. Но он мог бы быть!)
Реконструированный нами глагол несовершенного
вида – значит, и в прилагательном должна быть
одна буква н.
Для учеников можно нарисовать
пропорцию:
Продолжение
|