ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
КАКИМ БУДЕТ ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКЗАМЕН (ЕГЭ)?
Известно, что все настойчивее обсуждается
возможность проведения ЕГЭ по русскому языку.
Такой экзамен в качестве эксперимента
проводился в прошлом году в ряде регионов. В этом
году эксперимент будет продолжен.
Мы перепечатываем из «Учительской газеты» № 34–35
за 2001 г. экзаменационные задания и сопровождаем
публикацию отзывом лаборатории словесности
МИРОСа об их качестве.
ВЫПУСКНАЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Инструкция для учащегося
Прежде чем приступить к выполнению
работы, внимательно прочитайте данную
инструкцию. Она поможет вам правильно
организовать свое время и успешно выполнить
работу.
Экзаменационная работа по русскому языку
состоит из 37 заданий, которые разделены на две
части.
Часть 1 содержит 24 несложных задания с
выбором ответа.
Часть 2 состоит из 13 более сложных
заданий трех типов: 6 из них типа А (А25–А30) с
выбором ответа, в 6 следующих заданиях типа В
(В1–В6) требуется записать краткий ответ (число;
1–2 слова). Задание С представляет собой
письменный анализ содержания и языковых
особенностей предложенного текста в виде
сочинения-рецензии.
К каждому заданию типа А (А1–А30) даны четыре
варианта ответа, из которых один верный. Выполняя
эти задания, обведите цифру, которой обозначен
выбранный вами ответ.
При выполнении заданий типа В (В1–В6) надо дать
краткий ответ (одно-два слова или число) и
записать его на отдельном листе.
Задание С – сочинение-рецензия –
выполняется на специальном бланке для записи
ответов в свободной форме.
После выполнения заданий типа А и В
(перед выполнением задания С) занесите свои
ответы в «Бланк ответов», о котором вам говорили
перед началом работы. Ответы записывайте
разборчиво. На выполнение работы отводится 3 часа
(180 минут). Рекомендуем распределить время
следующим образом: задания с А1 по А30 – 60 минут;
задания с В1 по В6 – 30 минут, задание С – 90 минут.
Рекомендуем выполнять задания в том порядке, в
котором они даны. Если какое-то задание вызывает
у вас затруднение, пропустите его и переходите к
следующему. К пропущенным заданиям можно будет
вернуться, если у вас останется время.
Проверьте, заполнили ли вы все поля «Бланка
ответов», которые должны были заполнить ДО
начала выполнения работы.
Приступайте к выполнению работы. Желаем успеха!
ВАРИАНТ 1
Часть 1
Задания А1–А30 содержат 4 варианта
ответа. Только один из них верный. Рекомендуем
обвести кружком цифру, соответствующую, по
вашему мнению, верному ответу. После того как вы
выполните все задания А1–А30, перенесите ответы в
бланк ответов, поставив значок «х» в
соответствующей клеточке бланка под каждым
номером задания.
Прочитайте предложения А, Б, В, Г и
выполните задания 1–4.
А. Над рекой висели два моста, и каждый
из них был по-своему красив.
Б. И изменчивая, непрочная красота их, казалась,
более вечной, чем железо и бетон.
В. Но все-таки, как бы они ни были красивы, это были
всего лишь мосты.
Г. А под ними блестела река, расстилались зеленые
луга, легкие синеватые холмы.
А1. В каком порядке должны следовать
предложения, чтобы получился текст?
1) А, Г, В, Б
2) А, В, Б, Г
3) А, Г, Б, В
4) А, В, Г, Б
А2. Найдите ошибочное утверждение о
предложениях текста.
1) Предложение А – сложносочиненное
предложение, состоит из двух простых; в первом
подлежащее два моста, во втором – каждый из
них.
2) Предложение Б – простое предложение со
сравнительным оборотом.
3) Предложение В – сложносочиненное предложение,
состоит из двух простых.
4) Предложение Г – сложное бессоюзное
предложение, состоит из двух простых.
А3. У какого слова из текста
неправильно определены грамматические признаки?
1) по-своему – наречие
2) синеватые – причастие
3) более вечной – прилагательное в
сравнительной степени
4) под ними – местоимение с предлогом
А4. Укажите предложение с
пунктуационной ошибкой.
1) А
2) Б
3) В
4) Г
А5. В каком ряду во всех словах
пишется буква е?
1) неприм_римый, кам_ра, ном_р
2) прим_рять туфли, отм_рать, комм_рсант
3) нам_реваться, изм_рять, м_рцание
4) зам_рли, зам_рающий, сум_рки
А6. Найдите слово с орфографической
ошибкой.
1) щипцы
2) лыжы
3) трущоба
4) циферблат
А7. В каком ряду во всех словах
пропущена одна и та же буква?
1) раз_грать, по_грать, пред_стория
2) во_становить, бе_дельник, _бросить
3) пр_остановить, пр_следовать, пр_дводитель
4) пред_ставить, воз_бновить, п_дробно
А8. В каком слове пишется буква е?
1) посмотр_м
2) подар_м
3) намеча_мый
4) невид_мый
А9. В каком слове пишется нн?
1) увере_ый
2) намере_ы
3) лебеди_ый
4) беше_о
А10. В каком примере возможно только
одно написание?
1) что(бы)
2) как(бы)
3) приве(з/с)ти
4) прив(е/и)дение
А11. В каком предложении не
пишется отдельно?
1) Художник (не)навидит фальшь.
2) Мы купили (не)большую вместительную сумку.
3) Работа (не)закончена.
4) Раздумывать было (не)когда.
А12. В каком случае неправильная
грамматическая характеристика слова ведет к
орфографической ошибке?
В XVIII столети_ уже требовалось, что(бы)
памятник был произведени_м искусства, – важно
было (н_)кто изображ_н, а кто изобразил.
1) что(бы) – подчинительный союз,
пишется слитно
2) столетии – существительное с основой на -и-
в форме предложного падежа ед. числа, окончание -и
3) (н_)кто – отрицательная частица не перед
местоимением кто, пишется отдельно (есть
противопоставление)
4) изображ_н – краткое прилагательное, в
суффиксе после шипящего под ударением пишется о
А13. В каком ряду все слова пишутся
через дефис?
1) (по)лисьи, кто(то), (во)первых
2) (по)братски, буд(то), (в)двое
3) (по)немногу, где(нибудь), кто(либо)
4) какой(то), черно( )белый, (по)этому
А14. Какое слово неправильно
разобрано по составу?
1) изменил ось
2) осен н ие
3) одобрение
4) у вер ен ы
А15. Укажите пример с ошибкой в
образовании формы слова.
1) с двадцатью пятью рублями
2) нет претензий
3) хуже всего
4) не ложите сюда тетради
А16. Выберите грамматически
правильное продолжение предложения:
Работая над сочинением,
1) сначала составляется план.
2) не отвлекайтесь.
3) вас ничто не должно отвлекать.
4) вам нужны будут дополнительные материалы.
А17. Укажите предложение без
грамматических ошибок (правильно построенное).
1) Мы выписываем журнал «Природу».
2) Школьники охотно помогали группе археологов,
приехавшим из Москвы.
3) Пьеса ставилась как в столичных, так и в
провинциальных театрах.
4) После казни декабристов Пушкин не отказался и
остался верен друзьям.
А18. В каком слове ударение на втором
слоге?
1) положить
2) поднялась
3) приняты
4) ходатайствовать
А19. Значение какого слова определено
неверно?
1) сувенир – подарок, изделие на
память о городе, стране и т.п.
2) торец – боковая сторона дома
3) заурядный – приметный, обращающий на себя
внимание
4) уникальный – редкий, единственный в своем
роде
А20. Укажите правильное объяснение
пунктуации в предложении:
Я люблю Россию до боли сердечной ( ) и
даже не могу помыслить себя где-либо, кроме
России.
1) В предложении есть однородные члены,
соединенные союзом и, запятая перед и не
ставится.
2) Предложение сложное (сложносочиненное), перед и
ставится запятая.
3) В предложении однородные члены соединены
союзом и, перед и ставится запятая.
4) Предложение сложносочиненное, запятая перед и
не ставится.
А21. На месте каких цифр должны быть
запятые?
Не так-то просто (1) живя в отеле (2) и (3)
разъезжая в автомобиле (4) почувствовать себя
настоящим путешественником.
1) 1 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 4 4) 4
А22. Укажите предложение с
пунктуационной ошибкой:
1) Цвет топаза и при дневном, и при
искусственном освещении остается тем же.
2) На экзамене предлагалось прочесть басню, или
рассказ.
3) Гость недолго гостит, да много видит.
4) Везде: на стенах домов, беседках, оградах –
лепился плющ.
А23. В каком предложении не нужно
ставить тире? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Северное солнце неяркое.
2) Есть кто-нибудь в доме спросил один из путников.
3) Сейсмограф простой прибор для регистрации
землетрясений.
4) Тополиный пух был на земле на крышах на
балконах всюду.
А24. На месте каких цифр нужны запятые?
Я думаю (1) что каждый (2) кто в детстве
прочитал «Каштанку» (3) на всю жизнь сохранит (4)
чувство восхищения талантом писателя.
1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 3 3) 2, 4 4) 1, 2, 3
Часть 2
Прочитайте текст и выполните
задания А25–А30, В1–В6, С.
(1) «Все, о Люцилий, не наше, а чужое,
только время наша собственность. (2) Природа
предоставила в наше владение только эту вечно
текущую и непостоянную вещь, которую, вдобавок,
может отнять у нас всякий, кто этого захочет... (3)
Люди решительно ни во что не ценят чужого
времени, хотя оно единственная вещь, которую
нельзя возвратить обратно при всем желании».
(4) Так писал Сенека в самом начале
нашей эры, в 50-м году от Р.Х.
(5) Древние философы первыми поняли
ценность времени – они наверняка еще до Сенеки
пробовали как-то обуздать время, приручить,
понять его природу, ибо и тогда оно угнетало
своей быстротечностью.
(6) Однако мы по своему самомнению
уверены, что у древних времени девать было
некуда. (7) Что они, со своими солнечными, водяными
и песочными часами, измерять его как следует не
умели, а значит, и не берегли. (8) Прогресс – он
ведь к тому сводится, по мнению делового
человека, чтобы сэкономить этому деловому
человеку время. (9) Для этого деловой человек из
кареты пересел в поезд, оттуда в самолет. (10)
Вместо писем придумали телеграммы и телефоны,
вместо театров – телевизоры, вместо гусиного
пера – шариковую ручку. (11) Эскалаторы,
компьютеры, универмаги, телетайпы, электробритвы
– все изобретается для того, чтобы сберечь
человеку время. (12) Однако почему-то нехватка
этого времени у человека возрастает. (13) Деловой
человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ,
переделывает универмаги в универсамы, печатает
газеты фотоспособом, а дефицит времени
увеличивается. (14) Не только у него – цейтнот
становится всеобщим. (15) Недостает времени на
друзей, на детей, нет времени на то, чтобы думать,
чтобы не думая постоять в осеннем лесу, слушая
черенковый хруст облетающих листьев. (16) Времени
нет ни у школьников, ни у студентов, ни
у стариков. (17) Время куда-то исчезает, его
становится все меньше.
(По Д.Гранину)
А25. Укажите фразу, которая не
противоречит содержанию текста.
1) Деловой человек способен покорить
время.
2) Древние не ощущали недостатка времени.
3) Времени не хватает только тем, кто не умеет
организовать свою работу.
4) Технический прогресс пока не победил время.
А26. Определите стиль и тип речи
данного текста.
1) художественный стиль; повествование
2) научный стиль; рассуждение
3) публицистический стиль; рассуждение
4) разговорный стиль; повествование
А27. Укажите средство связи
предложений 6 и 7.
1) союз
2) местоимение, повтор
3) синонимы
4) антонимы
А28. Какие средства выразительности
использует автор текста?
1) ряды однородных членов
2) развернутые метафоры
3) риторические вопросы
4) сравнительные обороты
А29. Как объяснить написание
подчеркнутых слов в предложении 16?
1) это отрицательная частица ни
перед однородными дополнениями
2) это усилительная частица ни
3) это повторяющийся соединительный союз ни –
ни
4) это уступительный подчинительный союз
А30. Какой из перечисленных случаев
употребления тире не встречается в этом
тексте?
1) в неполном предложении (на месте
пропуска члена предложения)
2) между частями сложного бессоюзного
предложения
3) при однородных членах с обобщающим словом
4) между подлежащим и сказуемым
Выполняя задания В1–В6, вы должны
сами дать краткий ответ на поставленный вопрос.
Запишите эти ответы вначале на отдельном листе, а
затем перенесите их в соответствующую часть
бланка ответов (см. В1, В2, ...).
Ответ формулируйте предельно кратко.
Если требуется, например, определить вид
придаточного предложения, пишите только одно
слово – определительное, или места, или времени
и т.д.
Если в ответе два слова, записывайте их, не
пропуская клетки между ними.
Если нужно указать номер(а) предложений, запишите
их цифрами, каждую цифру в отдельной клетке, а
между номерами предложений поставьте дефис.
Например: 4-15-22.
Слова нужно вписывать в той форме, в которой они
употреблены в тексте, и в том порядке, в каком они
встречаются в тексте.
Если требуется указать количество слов
(предложений, звуков...), то ответ нужно писать
словом. Например: пять.
Выписывая словосочетание, не меняйте порядок
слов.
В1. Из предложения 11 выпишите слово, в
котором буква «с» обозначает звук [з].
В2. Напишите, каким способом
образовано слово переделывает.
В3. Напишите, какой тип связи
используется в словосочетании наращивает
скорости.
В4. Из предложения 2 выпишите
причастие(я).
В5. Среди предложений 1–6 найдите
сложное предложение, в составе которого есть
придаточное причины (напишите его номер).
В6. Укажите простое односоставное
безличное предложение с однородными членами
(напишите его номер).
Задание С выполняется на специальном
бланке ответов в свободной форме.
С. Напишите сочинение-рецензию по
этому тексту. Выразите свое отношение к теме,
которая волнует автора. Оцените языковое
оформление текста – стиль, композицию, отбор
языковых средств.
ВАРИАНТ 2
Часть 1
Задания А1–А30 содержат 4 варианта
ответа. Только один из них верный. Рекомендуем
обвести кружком цифру, соответствующую, по
вашему мнению, верному ответу. После того как вы
выполните все задания А1–А30, перенесите ответы в
бланк ответов, поставив значок «х» в
соответствующей клеточке бланка под каждым
номером задания.
Прочитайте предложения А, Б, В, Г и
выполните задания 1–4.
А. Там описывается путешествие в
окрестностях дома, где жил писатель.
Б. Так видеть и ощущать умеют только дети и
хорошие писатели.
В. Он отправился с девочкой на обычную прогулку и увидел
привычный казалось бы мир глазами
путешественника, попавшего в неведомые
страны.
Г. У Аркадия Гайдара есть рассказ «Голубая
чашка».
А1. В каком порядке должны следовать
предложения, чтобы получился текст?
1) А, Г, Б, В
2) Г, А, В, Б
3) Г, В, А, Б
4) Г, Б, В, А
А2. Найдите ошибочное утверждение о
предложениях текста.
1) Предложение А – сложноподчиненное
предложение, состоит из двух простых.
2) Предложение Б – простое двусоставное
предложение с однородными подлежащими.
3) Предложение В – сложное предложение, состоит
из трех простых.
4) Предложение Г – простое двусоставное
предложение; грамматическая основа – есть
рассказ.
А3. У какого слова из текста
неправильно определены грамматические признаки?
1) только – частица
2) привычный – причастие от глагола привыкнуть
3) попавшего – причастие от глагола попасть
4) увидел – глагол 2-го спряжения
А4. Укажите предложение с
пунктуационной ошибкой.
1) А
2) Б
3) В
4) Г
А5. В каком ряду во всех словах
пишется буква е?
1) б_режливый, выб_рем, выб_раем
2) соб_рут, в красном б_рете, разб_раться
3) т_рраса, ст_реть с доски, пот_рять
4) раст_ряться, т_рмометр, раст_рание
А6. Найдите слово с орфографической
ошибкой.
1) цистерна
3) рыжий
3) шопот
4) птенцы
А7. В каком ряду во всех словах
пропущена одна и та же буква?
1) пр_остановить, пр_следовать,
пр_дводитель
2) раз_грать, по_грать, пред_стория
3) бе_дельник, во_становить, _бросить
4) п_дробно, пред_ставить, воз_бновить
А8. В каком слове пишется буква е?
1) (он) кат_тся
2) (он) повер_т
3) завис_мый
4) оплачива_мый
А9. В каком слове пишется нн?
1) серебря_ый
2) лакирова_ый
3) оплаче_о
4) еди_ый
А10. В каком примере возможно только
одно написание?
1) то(же)
2) прим(е/и)рять
3) к(о/а)мпания
4) вряд(ли)
А11. В каком предложении не с
последующим словом пишется отдельно?
1) Художник (не)навидит фальшь.
2) Мы купили (не)большую вместительную сумку.
3) Работа (не)закончена.
4) Раздумывать было (не)когда.
А12. В каком случае неправильная
грамматическая характеристика слова ведет к
орфографической ошибке?
(С)верху, с летящего самолета, Япония
выглядела маленькой, (со)всем как на глобусе,
(за)то моря было много, и оно единственное не
казалось игрушечн_м.
1) (с)верху – наречие, пишется
слитно
2) игрушечном – прилагательное в форме
предложного падежа
3) (за)то – пишется слитно, это противительный
союз
4) (со)всем – частица, пишется слитно.
А13. В каком ряду все слова пишутся
через дефис?
1) (по)лисьи, кто(то), (во)первых
2) (по)братски, буд(то), (в)двое
3) (по)немногу, где(нибудь), кто(либо)
4) какой(то), черно( )белый, (по)этому
А14. Какое слово неправильно
разобрано по составу?
1) утр енн ее (солнце)
2) при зна ёте
3) за ран ее
4) раз ниц а
А15. Укажите пример с ошибкой в
образовании формы слова.
1) в обеих сумках
2) беги
3) положь
4) красивее
А16. Выберите грамматически
правильное продолжение предложения:
Приехав в столицу,
1) всех поражает шум и суета.
2) у вас не будет времени сходить в музей.
3) идите сразу на Красную площадь.
4) у меня было прекрасное настроение.
А17. Укажите предложение без
грамматических ошибок (правильно построенное).
1) Мы выписываем журнал «Природу».
2) Школьники охотно помогали группе археологов,
приехавшим из Москвы.
3) Пьеса ставилась как в столичных, так и в
провинциальных театрах.
4) После казни декабристов Пушкин не отказался и
остался верен друзьям.
А18. В каком слове ударение на втором
слоге?
1) брала
2) начали
3) алфавит
4) километр
А19. Значение какого слова определено
неверно?
1) вербовать – набирать
добровольцев, нанимать на работу, привлекать
2) изморось – очень мелкий дождь
3) экстренный – спешный, неотложный, срочный
4) гарантия – обещание исполнить чью-либо
просьбу
А20. Укажите правильное объяснение
пунктуации в предложении:
Грачи давно расхаживали по двору ( ) и
начинали вить гнезда в грачовой роще.
1) В предложении есть однородные члены,
соединенные союзом и; запятая перед и не
ставится.
2) Предложение сложное (сложносочиненное), перед и
ставится запятая.
3) В предложении однородные члены соединены
союзом и, перед и ставится запятая.
4) Предложение сложносочиненное, запятая перед и
не ставится.
А21. На месте каких цифр в данном
предложении должны быть запятые?
Писарев (1) написавший свою знаменитую
статью о Пушкине (2) выражал (3) взгляд известной
части русского общества.
1) 1, 2, 3
2) 2
3) 1, 2
4) 2, 3
А22. Укажите предложение с
пунктуационной ошибкой.
1) Все явления природы: солнечное тепло,
ветер, дождь – можно назвать геологическими
деятелями.
2) В наших лесах встречаются и лоси, и олени.
3) Мальчики обычно мечтают стать летчиками, или
моряками.
4) Приливы и отливы происходят не только в океане,
но и в недрах Земли.
А23. В каком предложении не нужно
ставить тире? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Берестяные игрушки настоящие
произведения искусства.
2) Июньские ночи короткие.
3) Грабли лопаты все хранилось в небольшом сарае.
4) Не накосишь сена нечем будет кормить скотину.
А24. На месте каких цифр нужны запятые?
Школьный музей (1) в котором было
собрано все (2) что относилось к истории края (3)
создавался годами.
1) 1, 2, 3
2) 2
3) 1, 3
4) 1, 2
Часть 2
Прочитайте текст и выполните
задания А25–А30, В1–В6, С.
(1) Фарадей был одним из героев моего
детства. (2) Я прочел книжку о том, как он мальчиком
работал подмастерьем и по ночам сидел над
растрепанными томами, которые приносили
переплетать заказчики. (3) Жизнь его начиналась
трудно и далеко от славы и науки. (4) Она не
требовала для подражания ничего, кроме
увлеченности и бедности. (5) Я тоже хотел стать
великим ученым. (6) Тем более что у Фарадея все
выглядело как нельзя более просто. (7) Лишь потом я
начал кое-что понимать в простой, с виду
монотонной жизни этого человека.
(8) В 31 год Фарадей записал в своей
книжке: «Превратить магнетизм в электричество».
(9) Так записывают себе задания в календаре. (10) В
карман сюртука он положил медную спираль и
железный брусок. (11) Брусок был магнитом,
спираль – проводником. (12) С тех пор он носил их
постоянно, то и дело принимаясь по-всякому
вертеть в руках. (13) Куда бы он ни шел, что бы ни
делал, всегда с ним были спираль и брусок.
(14) Другие физики вскоре отступились от
этой задачи, решив, что ток посредством магнита
получить невозможно. (15) Фарадей упорно продолжал
вертеть в руках свою спиральку и брусок.
(16) Среди поучительных, анекдотических,
хрестоматийных историй великих открытий
открытие Фарадея антилегендарно. (17) Не падало
яблоко, не прыгала крышка чайника. (18) Случай не
приходил на помощь. (19) Десять лет он отбирал
вариант за вариантом. (20) Дело не в школьном
трудолюбии и терпении – он умел изобретать все
новые комбинации, придумывать все новые вопросы.
(21) Так Иоганн Бах возводил свои фуги, извлекая
неисчерпаемые вариации из одной темы. (22) Так
Хемингуэй 37 раз переписывал последнюю страницу
романа «Прощай, оружие!».
(23) Фарадея не занимали практические
результаты: революция в энергетике,
электростанции, генераторы – все, к чему
приведет его открытие. (24) Он хотел разгадать один
из секретов природы.
(25) Шли годы, усилия его ни к чему не
приводили. (26) А впрочем, неверно, он постоянно
получал результаты, неважно, что отрицательные,
важно, что он что-то узнавал, – это процесс
познания, счастливый уже сам по себе.
(27) Спустя 10 лет он получил и тот самый
результат, тот знаменитый, конечный,
исторический, который осветил весь его путь
светом славы.
(По Д.Гранину)
А25. Какое высказывание противоречит
содержанию текста?
1) Фарадей в детстве работал в
переплетной мастерской.
2) Он обладал неистощимым воображением и
изобретательностью.
3) Он сделал великое открытие только благодаря
невероятному терпению и честолюбию.
4) Фарадей был увлечен процессом познания и не
ставил своей целью произвести революцию в
энергетике.
А26. Определите стиль и тип речи.
1) Научный стиль; повествование с
элементами рассуждения;
2) публицистический стиль; рассуждение с
элементами повествования;
3) деловой стиль; рассуждение с элементами
описания;
4) разговорный стиль; повествование с элементами
рассуждения.
А27. Какие средства используются для
связи предложений 21 и 22?
1) Союз, местоименные слова;
2) лексический повтор, синтаксический
параллелизм;
3) союз, синтаксический параллелизм;
4) синонимы.
А28. В каком ряду указаны только те
средства выразительности, которые использованы
в этом тексте?
1) Антонимы, лексический повтор,
риторические вопросы;
2) лексический повтор, гипербола, скрытый диалог
(разговор автора с самим собой);
3) синтаксический параллелизм, лексический
повтор, скрытый диалог;
4) риторические вопросы, синтаксический
параллелизм, антонимы.
А29. Укажите правильное объяснение
написания нн в слове растрепанными
(предложение 2).
1) Прилагательное с суффиксом -н-,
который стоит после суффикса исходной основы;
2) полное страдательное причастие с суффиксом -нн-;
3) прилагательное с суффиксом -анн-;
4) полное причастие с зависимыми словами.
А30. Какой случай постановки тире не
встречается в этом тексте?
1) Между подлежащим и сказуемым;
2) между частями сложного бессоюзного
предложения;
3) в неполном предложении на месте пропуска слова;
4) при однородных членах с обобщающим словом.
Выполняя задания В1–В6, вы должны
сами дать краткий ответ на поставленный вопрос.
Запишите эти ответы вначале на отдельном листе, а
затем перенесите их в соответствующую часть
«Бланка ответов» (см. В1, В2 и т.д.).
Ответ формулируйте предельно кратко.
Если требуется, например, определить вид
придаточного предложения, пишите только одно
слово – определительное, или места, или времени
и т.д.
Если в ответе два слова, записывайте их, не
пропуская клетки между ними.
Если нужно указать номер(а) предложений, запишите
их цифрами, каждую цифру в отдельной клетке, а
между номерами предложений поставьте дефис.
Например: 4-15-22.
Слова нужно вписывать в той форме, в которой они
употреблены в тексте, и в том порядке, в каком они
встречаются в тексте.
Если требуется указать количество слов
(предложений, звуков, ...), то ответ нужно писать
словом. Например: пять.
Выписывая словосочетание, не меняйте порядок
слов.
В1. Из предложения 19 выпишите слово, в
котором буква «т» обозначает звук [д].
В2. Из предложения 2 выпишите слово,
которое образовано приставочно-суффиксальным
способом.
В3. Напишите, какой тип связи
используется в словосочетании записывают
задания.
В4. Выпишите из предложений 8–22
деепричастие совершенного вида.
В5. Найдите во втором абзаце
односоставное неопределенно-личное предложение
(напишите его номер).
В6. В первых трех абзацах найдите
сложноподчиненное предложение с придаточным
уступительным (напишите его номер).
Задание С выполняется на специальном
бланке ответов в свободной форме.
С. Напишите сочинение-рецензию по
этому тексту. Выразите свое отношение к теме,
затронутой автором. Оцените языковое оформление
текста – стиль, композицию, отбор языковых
средств.
ВАРИАНТ 3
Часть 1
Задания А1–А30 содержат 4 варианта
ответа. Только один из них верный. Рекомендуем
обвести кружком цифру, соответствующую, по
вашему мнению, верному ответу. После того как вы
выполните все задания А1–А30, перенесите ответы в
бланк ответов, поставив значок «х» в
соответствующей клеточке бланка под каждым
номером задания.
Прочитайте предложения А, Б, В, Г и
выполните задания 1–4.
А. По-моему эта сказка могла бы быть
написана о Фридрихе Шиллере.
Б. В одной из сказок Андерсена засохший розовый
куст покрывается среди жестокой зимы белыми
душистыми цветами.
В. Куст расцвел, потому что к нему прикоснулась
добрая человеческая рука.
Г. «Он обладал даром, – сказал о Шиллере
Гете, – облагораживать все, к чему
прикасался».
А1. В каком порядке должны следовать
предложения, чтобы получился текст?
1) Г, Б, А, В
2) А, Б, В, Г
3) Б, В, А, Г
4) Б, А, В, Г
А2. Найдите ошибочное утверждение о
предложениях.
1) Предложение А – простое
двусоставное предложение; грамматическая основа
– сказка могла быть написана.
2) Предложение Б – простое предложение с
однородными членами.
3) Предложение В – сложное предложение, состоит
из двух простых – главного и придаточного.
4) Предложение Г содержит прямую речь и слова
автора; прямая речь представляет собой сложное
предложение, состоящее из двух простых
(придаточное предложение – неполное).
А3. У какого слова из текста
неправильно определены грамматические признаки?
1) засохший – действительное
причастие прошедшего времени
2) среди – предлог, употребляется с
родительным падежом
3) расцвел – глагол совершенного вида
4) даром – наречие
А4. Укажите предложение с
пунктуационной ошибкой.
1) А
2) Б
3) В
4) Г
А5. В каком ряду во всех словах
пишется буква а?
1) отр_сль, сокр_щать, р_скошный
2) ск_кать, ди_гональ, просл_вление
3) л_жбина, безотл_гательный, предв_рительно
4) предпол_жительно, прор_стать, п_норама
А6. Укажите слово с орфографической
ошибкой.
1) ушол
2) лучом
3) похожи
4) концы
А7. В каком ряду во всех словах
пропущена одна и та же буква?
1) _бросить, во_становить, бе_дельник
2) пр_следовать, пр_остановить, пр_дводитель
3) раз_грать, пред_стория, по_грать
4) воз_бновить, пред_ставить, п_дробно
А8. В каком слове пишется буква ю?
1) (они) завис_т
2) (они) руб_т
3) вер_щий
4) бор_щийся
А9. В каком слове пишется нн?
1) мысле_о
2) подписа_о
3) еди_ый
4) кожа_ый
А10. В каком примере возможно только
одно написание?
1) теч(ь)
2) (от)того
3) изморо(з/с)ь
4) выпиш(и/е)те
А11. В каком предложении не
пишется отдельно?
1) Художник (не)навидит фальшь.
2) Мы купили (не)большую вместительную сумку.
3) Работа (не)закончена.
4) Раздумывать было (не)когда.
А12. В каком случае неправильная
грамматическая характеристика слова ведет к
орфографической ошибке?
Велика(ли) штука муравей, что(бы)
разбират_ся настойчиво, куда и зачем он лезет
(на)верх по дереву?
1) чтобы – подчинительный союз;
2) разбираться – глагол в неопределенной
форме;
3) велика ли – краткое прилагательное и
вопросительная частица ли;
4) на верх – предлог и существительное.
А13. В каком ряду все слова пишутся
через дефис?
1) (по)лисьи, кто(то), (во)первых
2) (по)братски, буд(то), (в)двое
3) (по)немногу, где(нибудь), кто(либо)
4) какой(то), черно( )белый, (по)этому
А14. Какое слово неправильно
разобрано по составу?
1) истраченн ые
2) доброт а
3) вперед и
4) обрадовал и сь
А15. Укажите пример с ошибкой в
образовании формы слова.
1) в пятистах шагах
2) пять килограммов
3) более красивее
4) лягте на коврик
А16. Выберите грамматически
правильное продолжение предложения:
Окончив училище,
1) нас направили на Дальний Восток.
2) мне было присвоено звание лейтенанта.
3) многие из нас остались работать в родном
городе.
4) все преподаватели советовали мне продолжать
учебу.
А17. Укажите предложение без
грамматических ошибок:
1) Мы выписываем журнал «Природу».
2) Школьники охотно помогали группе археологов,
приехавшим из Москвы.
3) Пьеса ставилась как в столичных, так и в
провинциальных театрах.
4) После казни декабристов Пушкин не отказался и
остался верен друзьям.
А18. В каком слове ударение на втором
слоге?
1) в скольких школах
2) позвала
3) передан
4) дефис
А19. Значение какого слова определено
неверно?
1) невежда – малообразованный
человек
2) невежа – грубый, невоспитанный человек
3) шокировать – вызывать восторг или
негодование
4) тщетно – напрасно
А20. Укажите правильное объяснение
пунктуации в предложении:
Все окна в домах были открыты ( ) и
всюду слышалась музыка.
1) в предложении есть однородные члены,
соединенные союзом и, запятая перед и не
ставится
2) предложение сложное (сложносочиненное), перед и
ставится запятая
3) в предложении однородные члены соединены
союзом и, перед и ставится запятая
4) предложение сложносочиненное, запятая перед и
не ставится
А21. На месте каких цифр должны быть
запятые?
В вестибюле училища (1)
располагавшегося в старинном особняке (2)
выставлялись (3) изготовленные студентами (4)
модели самолетов.
1) 1, 2, 3, 4
2) 1, 2
3) 1, 3, 4
4) 2
А22. Укажите предложение с
пунктуационной ошибкой:
1) Давыдов прочел всего две или три
лекции по философии.
2) Среди студентов встречались, и мало
подготовленные к серьезному учению, и просто
шалуны.
3) Я неплохо знал основные новые языки:
французский, немецкий, английский – и свободно
переводил с латинского.
4) В гимназии изучали не только историю, но и
философию.
А23. В каком предложении нужно
поставить тире? (Знаки препинания не
расставлены.)
1) Глаза у галчонка черные и блестящие.
2) Звезды небесные тела состоящие из раскаленных
газов.
3) Все было мокрым от росы трава, кусты, скамейки.
4) Наташа все время повторяла ах как здесь
чудесно.
А24. На месте каких цифр нужны запятые?
Сын лесника (1) который взялся
проводить нас (2) шагает впереди (3) и не подает
виду (4) что устал.
1) 1, 2, 3, 4
2) 2, 3
3) 1, 2, 4
4) 1, 3, 4
Часть 2
Прочитайте текст и выполните
задания А25–А30, В1–В6, С.
ЧИТАЯ ГОГОЛЯ
(1) Гоголь велик в каждом своем зрелом,
то есть в каждом гоголевском произведении.
(2) «Ревизор», или «Мертвые души», или
«Игроки», или «Шинель» – это образцы истинно
мировой литературы, тот язык мира, на котором
человек познает человечество.
(3) В определенном смысле Гоголь близок
к другому русскому гению – Менделееву, потому
что подобно менделеевской таблице химических
элементов он создает таблицу человеческих
образов и характеров.
(4) Здесь у него свой метод: он
рассматривает то или иное свойство человека –
жадность, грубость, хвастовство, беспредельную
отвагу или ничтожество, – персонифицирует эту
черту в одном образе и соответственно получает
Плюшкина, Собакевича, Хлестакова, Тараса Бульбу
или Шпоньку.
(5) Конечно, он не закончил эту работу,
но, кажется, никто в мировой литературе не сделал
в этом направлении столько же. (6) Даже Бальзак. (7)
Даже Диккенс.
(8) Бросим взгляд на его творчество в
целом, и тогда мы увидим, что он был предтечей
если не всех, так очень многих современных
литературных направлений.
(9) Разве «Шинель» не предшествует
современному реализму? (10) А что такое
современный мистицизм в литературе? (11) Это –
«Вий» и «Портрет».
(12) Школе исторического романтизма в ее
современном виде предшествовал «Тарас Бульба».
(13) Это отнюдь не рыцарский роман, но в то же время
это подлинный романтизм.
(14) Художественно-социологическим
исследованиям предшествовали «Мертвые души. (15)
Художественному бытописанию – «Старосветские
помещики», «Коляска».
(16) Детектив? (17) Это – «Игроки».
(18) Водевиль? (19) Это – «Женитьба».
(20) Эссе? (21) Это – «Выбранные места из
переписки с друзьями», «Театральный разъезд».
(22) Кажется, ни один писатель за всю
историю существования художественной
литературы не угадал столько путей, столько
возможностей, заложенных в литературе, сколько
Гоголь.
(По С.Г. Залыгину)
А25. Какое высказывание противоречит
мысли автора текста?
1) Гоголь создал галерею человеческих
характеров.
2) Каждый из героев Гоголя воплощает ту или иную
типичную черту характера человека.
3) Все произведения Гоголя – образцы
критического реализма.
4) Он был основоположником многих современных
литературных направлений.
А26. Определите стиль и тип речи.
1) публицистический стиль;
повествование
2) научный стиль; описание
3) публицистический стиль; рассуждение
4) художественный стиль; рассуждение
А27. Найдите ошибку в определении
средства связи предложений.
1) предложения 1 и 2 – контекстные
синонимы
2) предложения 3 и 4 – местоименное наречие, личное
местоимение
3) предложения 4 и 5 – вводное слово
4) предложения 12 и 13 – указательное местоимение
А28. Какие средства выразительности не
используются в тексте?
1) ряды однородных членов
2) неполные предложения
3) синтаксический параллелизм
4) метафора, олицетворение
А29. Как правильно объяснить
написание нн в слове истинно (предложение
2)?
1) Это наречие образовано от причастия
с приставкой, и в нем сохраняется суффикс -нн-.
2) Это слово – исключение.
3) В прилагательном, от которого образовано это
наречие, есть суффикс -н-, который
присоединяется к исходной основе на н.
4) В существительном, от которого образовано это
наречие, пишется нн.
А30. Укажите предложение(я), в
котором(ых) тире разделяет определяемое слово и
обособленное приложение.
1) 11, 17, 19; 2) 2; 3) 3; 4) 15.
Выполняя задания В1–В6, вы должны
сами дать краткий ответ на поставленный вопрос.
Запишите эти ответы вначале на отдельном листе, а
затем перенесите их в соответствующую часть
«Бланка ответов» (см. В1, В2 и т.д.).
Ответ формулируйте предельно кратко.
Если требуется, например, определить вид
придаточного предложения, пишите только одно
слово – определительное, или места, или времени
и т.д.
Если в ответе два слова, записывайте их, не
пропуская клетки между ними.
Если нужно указать номер(а) предложений, запишите
их цифрами, каждую цифру в отдельной клетке, а
между номерами предложений поставьте дефис.
Например: 4-15-22.
Слова нужно вписывать в той форме, в которой они
употреблены в тексте, и в том порядке, в каком они
встречаются в тексте.
Если требуется указать количество слов
(предложений, звуков, ...), то ответ нужно писать
словом. Например: пять.
Выписывая словосочетание, не меняйте порядок
слов.
В1. Из предложения 2 выпишите слово, в
котором буква «з» обозначает звук [с].
В2. Назовите способ образования слова
рассматривает.
В3. Назовите тип связи, который
используется в словосочетании предшествует
реализму.
В4. Какой частью речи является слово подобно
в предложении 3?
В5. Укажите номер бессоюзного
сложного предложения, вторая часть которого
раскрывает (поясняет) содержание первой.
В6. Укажите номер сложного
предложения, в состав которого входят три
простых.
Задание С выполняется на специальном
бланке ответов в свободной форме.
С. Напишите сочинение-рецензию по
этому тексту. Выразите свое отношение к проблеме,
поставленной автором. Оцените языковое
оформление текста – стиль, композицию, отбор
языковых средств.
ИНСТРУКЦИЯ
по проверке и оценке работ учащихся по русскому
языку
Экзаменационная работа по русскому
языку включает задания трех типов: задания с
выбором ответа, задание с краткими ответами и
задание с полным развернутым ответом –
сочинение-рецензию.
Задание С, сочинение-рецензия, оценивается
следующим образом. Отдельно анализируются
содержание сочинения-рецензии и его речевое
оформление. Содержание сочинения оценивается с
трех позиций (С1–С3): анализ содержания исходного
текста, анализ формы исходного текста и
отражение личностной позиции ученика. Речевое
оформление сочинения также оценивается с трех
позиций (С4–С6): последовательность изложения,
богатство речи и грамотность. За каждый элемент
анализа сочинения выставляется определенное
число баллов: для С1–С5 – от 0 до 2 баллов, для С6 –
от 0 до 3 баллов. Баллы по отдельным элементам
анализа (С1–С6) записываются отдельно в
соответствующие клетки формы 4Р «Протокола
проверки ответов».
Ниже приводится таблица с критериями
оценивания задания
№ |
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ |
БАЛЛЫ |
I
С 1 |
Содержание сочинения-рецензии
Анализ содержания исходного текста
а) Основные мысли поняты верно и отражены полно
б) Основные мысли поняты верно, но отражены
неполно
в) Основные мысли не отражены |
2
1
0
|
С 2 |
Анализ
формы исходного текста
а) Характерные для исходного текста языковые
средства отмечены практически все
б) Характерные для исходного текста языковые
средства отмечены не полностью, выделены только
некоторые
в) Характерные для исходного текста языковые
средства не выявлены |
2
1
0
|
С 3 |
Отражение
личностной позиции ученика
а) Личностная позиция выражена и
аргументирована
б) Личностная позиция выражена, но не
аргументирована
в) Личностная позиция не выражена |
2
1
0
|
Максимальное количество баллов за
содержание |
6 |
II
С 4 |
Речевое
оформление сочинения-рецензии
Последовательность изложения
а) Работа учащегося отличается стройностью,
последовательностью и связностью изложения
б) Имеются отдельные нарушения указанных выше
параметров
в) Изложение беспорядочное, речь бессвязная |
2
1
0
|
С 5 |
Богатство
речи
а) Работа учащегося отличается богатством
словаря, разнообразием грамматических форм
б) Имеются отдельные нарушения указанных выше
параметров
в) Работа учащегося отличается бедностью словаря
и грамматического строя речи |
2
1
0
|
С 6 |
Грамотность
а) Работа не содержит ошибок или
содержит не более 1 орфографической, или 1
пунктуаци- онной, или 1 грамматической ошибки.
Допускается 1–2 речевых недочета
б) Работа содержит не более 2
орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1
орфографи-ческой и 3 пунктуационных ошибок, или 4
пунктуационных ошибок при отсутствии
орфографичес- ких ошибок, а также не более 2
грамматических ошибок. Допускается не более 4
речевых недочетов.
в) Работа содержит не более 4
орфографических и 4 пунктуационных ошибок, или 3
орфографи- ческих ошибок и 5 пунктуационных
ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при
отсутствии орфографических, а также не более 4
грамматических ошибок. Допускается не более 5
речевых недоче тов
г) Имеется превышение допустимых
ошибок, обозначенных в пункте «в» |
3
2
1
0 |
Максимальное количество баллов за
речевое оформление работы |
7 |
Максимальное количество баллов за
письменный анализ прочитанного текста в целом |
13
|
Отзыв о тестах по русскому
языку,
предназначенных для
Единого государственного экзамена
Лаборатория словесности МИРОСа
Каждый вариант теста разделен на две
части, но, в сущности, задание С – отдельная и
очень значительная часть. Поэтому можно
говорить, что уровень сложности возрастает от
первой части к третьей.
Часть первая включает в себя 8 заданий
по орфографии, 7 – по синтаксису и пунктуации, 2 –
по морфологии, 1 – по морфемике, 3 -по культуре
речи, 1 – по семантике и 1 задание – на умение
построить логически связанный текст из 4
предложений.
В заданиях второй части проверяются
понимание текста, умение определять стиль и тип
речи, средства связи предложений и средства
выразительности, а также знакомство с понятиями
фонетики, словообразования, грамматики.
Относительная сложность заданий В состоит в том,
что учащимся предлагается не выбрать верный
вариант из четырех данных, а найти в тексте слово
или предложение с заданными признаками или
самостоятельно записать нужный термин (тип связи
в словосочетании, способ словообразования).
Третья часть выявляет способность экзаменуемого
понять смысл предлагаемого текста, оценить его
содержание и речевое оформление и создать
собственный связный текст – сочинение-рецензию.
Впечатление от заданий и формулировок
вопросов А и В в целом безусловно положительное.
В заданиях так или иначе проверяется знание
основных орфографических и пунктуационных
правил и умение их осмысленно применять;
представлены все разделы науки о языке и
элементы всех видов разборов. Хорошо, что задачи
ставятся по-разному: найти неправильное,
правильное, найти пример, в котором возможно
только одно написание, и т.п. – это помогает
избежать монотонности при выполнении работы.
Однако и количество заданий по
орфографии и пунктуации, и уровень их трудности
представляются недостаточными. Некоторые
задания по орфографии (например, А7) составлены
так, что проверяют не столько грамотность
учеников, сколько внимательность. Не вполне
корректным кажется задание 1 варианта А29 (ни –
ни – повторяющийся соединительный союз, но все
же не без функции усиления и отрицания). Задания
по синтаксису и пунктуации А20–А24 включают
только простейшие случаи постановки знаков
препинания. Есть опасность, что такие тесты, не
требующие основательного знания, проникновения
в семантику и структуру предложения,
спровоцируют лишь натаскивание на выполнение
заданий подобного типа. Некоторые задания
представляются неоправданно сложными; так,
предлагается определить, к какой части речи
относится служебное слово подобно,
омонимичное краткому прилагательному.
Важно и ценно, что в экзаменационных
материалах отразилась установка современной
методики преподавания на изучение и осознание
языка через текст. Однако – и это неудивительно,
если учесть, что анализ текста и упражнения на
построение текста вошли в школьную практику
сравнительно недавно и хуже ею освоены – именно
задания, связанные с текстами, вызывают больше
всего сомнений, вопросов и возражений.
Во всех вариантах текстов с
перепутанным порядком предложений (А1–4) имеются
стилистические или смысловые шероховатости.
Недостаточно продуманной представляется
последовательность заданий: уже в первом задании
дети читают предложение с пунктуационной
ошибкой, а о том, что надо найти ошибку, сказано
лишь в задании 4. (Совсем частное замечание:
некоторую путаницу вносят одни и те же заглавные
буквы для обозначения предложений (задания 1–4) и
частей задания).
В вариантах 1 и 2 вопрос А30 нацелен на
анализ употребления тире в тексте, а постановка
этого знака в предложенных отрывках во многом
авторская (см., например, вариант 1, предложения 5 и
8). Сфера употребления тире (это отмечается в
научной и учебной литературе) в настоящее время
расширяется, поэтому примеры на постановку этого
знака должны быть очень корректными. Некоторые
задания группы В требуют неоправданно большой
затраты времени: нужно прочитать весь текст и
проанализировать структуру каждого предложения.
Лучше указать некоторое число абзацев, где
следует искать ответ на поставленный вопрос. Не
вполне корректно задание В6 второго варианта:
предложение, которое нужно найти, имеет скорее
обобщающее, чем уступительное значение.
Допустимо его трактовать и как временное с
обобщающим значением.
Есть сомнения по поводу формулировок заданий,
связанных с анализом текста. В современной
лингвистике не фигурирует понятие
«художественный стиль». Выделяются
официально-деловой, научный, публицистический,
разговорный стили, в последнее время говорят еще
о проповедническом стиле. Язык художественной
литературы – не стиль, а особая система со своими
законами и особенностями, которые
рассматриваются в теории литературы и поэтики.
В тексте третьего варианта можно найти
все средства выразительности, хотя имеется,
видимо, в виду, что метафоры там нет. А «пути,
заложенные в литературе»?
Понятие «скрытый диалог» (задание А28 второго
варианта) не является терминологичным, а потому
при лингвистическом анализе текста вопрос о нем
некорректен.
Тексты, на которые ученику
предлагается написать рецензию, должны быть
образцовыми по форме, интересными и понятными по
содержанию. На наш взгляд, тексты 1-го и 2-го
вариантов удовлетворяют этим требованиям, а
текст 3-го варианта – нет. Текст варианта 2 дает
мало возможностей для рассуждения.
Больше всего вопросов вызывает
задание С.
Не очень понятно, зачем оценивать языковое
оформление текста, если в заданиях А26, 28 нужно
было правильно определить стиль, тип речи,
средства выразительности. Как известно,
настоящий лингвистический анализ текста –
особая филологическая дисциплина, требующая
специальной подготовки. Возможно, выпускники
гуманитарных лицеев и гимназий смогут
справиться с подобным заданием, однако от
среднестатистического ученика вероятнее
ожидать не настоящего анализа, а его профанации.
Если в одном сочинении соединить и рассуждения
по теме, и оценку языкового оформления, трудно
создать цельный единый текст. Лучше ограничиться
первой частью задания.
Не вполне ясны при их внешней детализации
критерии оценки задания С. Непонятно, например,
почему в рецензии должны быть отражены все
основные мысли исходного текста и как сосчитать
их необходимое количество.
Таким образом, можно считать, что
работа по созданию тестов ЕГЭ по русскому языку
начата в целом удачно. Однако она требует
серьезного и вдумчивого продолжения. |