Я ИДУ НА УРОК
РАБОТАЕМ ПО УЧЕБНИКУ С.Г.БАРХУДАРОВА
З.БУБЕНЩИКОВА,
г.Каргополь, Архангельской обл.
РАБОТА С ТЕКСТОМ
8 класс
Цели:
закреплять навыки выразительного
чтения;
научить озаглавливать текст,
составлять план, определять тему, идею текста;
развивать навыки определения и
доказательства стиля и типа речи;
научить объяснять орфограммы и
пунктограммы в данном тексте;
научить производить различные виды
грамматических разборов.
На данном уроке шла работа с текстом,
помещенным в: Русский язык: Учебн. для 8-го кл. / С.Г.
Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко.
21-е изд. М.: Просвещение, 1999. (Упражнение 309.)
ХОД УРОКА
Текст
Родина серебристой ели – Канада.
Продолжительность жизни этого дерева – 500–800
лет. Но серебристая ель выр_щенная в п_томнике под
городом Нальчиком еще совсем молода.
Выр_стил эту ель строгую и гордую старый
селекционер Иван Порфирьевич Ковтуненко
удосто_ый за это Государственной премии. Нелегок
был его труд. (Н_)как (н_)всходили семена в
(не)привычных (не)подходящих для них условиях. Но
т_рпение и опыт селекционера победили. Последние
три килограмма семян оставшиеся после гибели
первых всходов он высадил в еловые опилки. И
тысячи крепких всходов почувствовавших родную
среду потянулись к солнцу.
Первая из выращ_ых в питомнике серебристых елей
уехала на Днепрогэс.
Ель Ковтуненко встала и у стен Кремля и на
Мамаевом кургане и возле Брестской крепости.
(По В.Черткову)
Вначале учащимся было предложено
подготовиться к выразительному чтению всего
текста (жужжащее чтение). Затем текст был
выразительно прочитан вслух.
Далее учащиеся должны были объяснить
пропущенные орфограммы. Они это сделали так:
(После проверки орфографии и
пунктуации неплохо выяснить, кто из учащихся не
сделал ни одной ошибки или одну-две, и похвалить
их.)
Далее при необходимости можно
провести лексическую работу такого типа:
1. Что такое Канада? Где она
находится? (Объяснить, показать на карте.)
2. Выяснить, что такое Нальчик, Днепрогэс, Мамаев
курган, Брестская крепость, где они находятся.
3. Найти в словаре точные значения слов питомник,
селекционер и при необходимости записать их в
тетрадь.
4. Выяснить у учащихся, видели ли они серебристую
ель, и показать ее на картинке.
В слабом классе, чтобы проверить
понимание текста, используем, например, такие
вопросы:
1. Родина серебристой ели?
2. Почему трудно было вырастить ель у нас?
3. Благодаря чему была выращена серебристая ель
даже в непривычных для нее условиях?
4. Где теперь можно увидеть это дерево?
Затем учащимся даются такие задания:
1. Докажите, что это текст. (Учащиеся
отвечают примерно следующее: это текст, так как
он состоит из нескольких предложений, которые
тесно связаны между собой по смыслу и
грамматически.)
2. Озаглавьте текст. (Предлагается несколько
вариантов, но ребята останавливаются на одном: Ель
Ковтуненко.)
3. Определите тему текста. (Нелегкий труд по
выращиванию серебристой ели у нас в стране.)
4. Сформулируйте основную мысль (идею) текста. В
каких предложениях она заключена? (Основная
мысль – можно достигнуть всего, даже самого
невозможного, если есть большое желание,
терпение, умение, знания, опыт. Эту мысль можно
извлечь из таких предложений: Нелегок был его
труд. Но терпение и опыт селекционера победили.)
5. Можно задать вопрос: на что указывает ваш
заголовок – на тему текста или на его идею?
6. Найдите ключевые слова, которые подтверждают
тему и идею текста. (Ключевые слова: серебристая
ель, питомник, труд, селекционер, терпение, опыт,
семена, всходы...)
7. Составьте план текста. (План ребята предложили
следующий.)
ЕЛЬ КОВТУНЕНКО
План
1. Родина серебристой ели – Канада.
2. Нелегкий труд селекционера Ковтуненко.
3. Путешествие серебристой ели по стране.
8. Следующее задание – определить
стиль текста и аргументировать свое мнение.
При выполнении этой непростой работы учащимся
хорошо помогают подготовленные мной справочные
материалы, которые собраны в специальных папках
и выдаются при необходимости на урок на каждую
парту. В этих папках есть следующие материалы:
характеристики разных стилей речи, «Фигуры
речи», «Изобразительно-выразительные средства
языка». Эти характеристики я составила сама,
выбирая материал из разных источников; они,
наверное, не вполне совершенны, их можно
изменить, дополнить, но для учащихся школы, я
думаю, они приемлемы. (В данной публикации мы
воспроизводим «Характеристику
публицистического стиля речи». – Ред.)
Учащиеся говорят, что этот текст написан в
публицистическом стиле. Теперь им предстоит
самое главное – доказать это утверждение. Вот
для этого они и воспользуются листом
«Характеристика публицистического стиля речи».
С пунктами 1–5 можно поработать фронтально, а с
пунктами 6–8 лучше работать в парах или по
группам. Необходимо дать какое-то время на
подготовку, чтобы ученики смогли все обдумать,
сделать нужные записи.
В результате совместной работы получается
примерно такое доказательство.
Данный текст можно отнести к публицистическому
стилю речи, так как:
1) он написан с целью сообщения
значимой информации, привлечения внимания
читателя и слушателя к событию в общественной и
научной жизни страны, с целью внушения уважения к
работе наших специалистов и гордости за их
деятельность;
2) этот текст представляет собой, вероятно, статью
в газете или журнале;
3) для данного текста характерны логичность,
образность, эмоциональность, оценочность,
доходчивость изложения;
4) этот текст имеет следующие лексические
особенности: широко используются
общеупотребительные слова общественной и
профессиональной сферы (родина, жизнь, город,
премия, труд, питомник, селекционер, семена,
всходы, среда...); используются
изобразительно-выразительные средства языка –
эпитеты (строгая, гордая ель, крепкие
всходы), олицетворения (тысячи всходов, почувствовавших
родную среду, потянулись к солнцу; ель уехала,
ель встала);
5) для данного текста характерны такие
морфологические особенности: использование
существительных в р.п. в роли несогласованных
определений (у стен Кремля, ель Ковтуненко,
терпение и опыт селекционера...), использование
в роли сказуемых возвратных глаголов (потянулись);
6) в данном тексте используются следующие
синтаксические особенности публицистического
стиля: короткие предложения (Родина
серебристой ели – Канада. Нелегок был его труд.);
многочисленное использование причастных
оборотов; использование однородных членов,
причем в последнем предложении используется
такая фигура речи, как многосоюзие, чтобы ярче,
убедительнее показать повсеместное
распространение серебристой ели в нашей стране;
в некоторых предложениях текста используется
такая фигура речи, как инверсия (Вырастил эту
ель, строгую и гордую, старый селекционер...
Нелегок был его труд. Никак не всходили семена...),
чтобы выделить главные по смыслу слова.
9. Определить тип речи.
Этот текст представляет собой повествование, так
как в нем идет изображение конкретного события.
Характерна для данного типа речи композиция:
можно четко выделить экспозицию (первый абзац),
завязку, развитие действия, кульминацию (второй
абзац) и развязку (третий и четвертый абзацы).
Наряду с повествованием можно выделить и другой
тип речи – описание. Он используется во втором
абзаце текста, где идет последовательное
описание работы селекционера по выращиванию
серебристой ели из семян. Для данного типа речи
характерна параллельная связь между
предложениями внутри второго абзаца.
В конце урока делается вывод о том, как
надо строить текст, как использовать
стилистические особенности, выразительные
средства языка, чтобы раскрыть тему, донести до
читателя основную мысль, сделать чтение
познавательным, полезным и приятным.
Комплексный анализ текста может проводиться с
разной степенью полноты, может включать в себя
разные виды анализов. Такая работа формирует у
учащихся аналитические способности, заставляет
более осмысленно и осознанно подходить к
содержанию и оформлению текста (да и своей
работы, будь то сочинение, сообщение, реферат),
скрупулезно наблюдать за художественными
особенностями и выразительными возможностями
языка.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО
СТИЛЯ РЕЧИ
1. С какой целью говорим.
Информирование, передача общественно значимой
информации с одновременным воздействием на
читателя, слушателя, убеждением его в чем-то,
внушением ему определенных идей, взглядов,
побуждением его к определенным поступкам,
действиям.
2. В какой обстановке говорим.
В официальной обстановке, выступления в газетах
и журналах, по радио и телевидению, на митингах и
собраниях.
3. Речевые жанры:
статья в газете, журнале, очерк, репортаж,
фельетон, интервью, ораторская речь, судебная
речь, выступление по радио, телевидению, на
собрании, доклад.
4. Языковые средства выражения:
– общественно-политическая лексика.
5. Стилевые черты речи:
– логичность,
– образность,
– эмоциональность,
– оценочность,
– призывность,
– лаконичность изложения при информативной
насыщенности,
– обобщенность высказывания,
– доходчивость изложения.
6. Лексические особенности
публицистического стиля:
а) широкое использование
общественно-политической лексики;
б) использование лексики, обозначающей понятия
морали, этики, медицины, экономики, культуры, слов
из области психологии, слов, обозначающих
внутреннее состояние, переживания человека;
в) использование речевых штампов, клише (труженики
полей, работники прилавка);
г) использование образных средств, переносного
значения слов, слов с яркой эмоциональной
окраской (эпитеты, сравнения, метафоры,
риторические вопросы и обращения, лексические
повторы, градация);
д) использование фразеологизмов, пословиц,
поговорок, разговорных оборотов речи;
е) использование литературных образов, цитат;
ж) использование остроумных сравнений,
иронических вставок, сатирического пересказа,
пародирования, каламбуров;
з) использование терминов в переносном их
значении (паразитировать на теле общества,
инфляция совести, атмосфера доброжелательности);
и) использование сложных и сложносокращенных
слов;
к) использование заимствований (дайджест,
менеджер, менталитет, брокер);
л) использование слов с приставками а-, анти-,
де-, меж-, раз-, с суффиксами -ист-, -изм-,
-изаци-, -ци-, -и-.
7. Морфологические особенности
публицистического стиля речи:
а) использование существительных в р.п. в роли
несогласованного определения (голос мира,
страны ближнего зарубежья);
б) использование в роли сказуемых возвратных
глаголов и глаголов повелительного наклонения;
8. Синтаксические особенности
публицистического стиля речи:
а) употребление коротких предложений;
б) эллиптические предложения (безглагольные
фразы: банки – не только для банкиров,
приватизационный чек – каждому);
в) использование однородных членов;
г) использование вводных слов и предложений;
д) использование причастных и деепричастных
оборотов;
е) использование сложных синтаксических
конструкций;
ж) совмещение черт публицистического стиля с
чертами других стилей.
9. Основные типы речи:
– повествование,
– описание,
– рассуждение.
ФИГУРЫ РЕЧИ
Фигуры речи – это особые
синтаксические построения, усиливающие
эмоциональное воздействие текста.
1. АНАФОРА (= единоначатие) – повторение
отдельных слов, или оборотов, или однотипных
синтаксических конструкций в начале предложений
или стихотворных строк, стоящих рядом.
(Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем...)
2. ЭПИФОРА (= концовка) – повторение
слов или выражений в конце смежных предложений. (Мне
бы хотелось знать, отчего я титулярный советник?
Почему я титулярный советник?)
3. ПАРАЛЛЕЛИЗМ – одинаковые
синтаксические построения соседних предложений.
(Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?)
4. АНТИТЕЗА – оборот, в котором резко
противопоставляются противоположные понятия.
(Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.)
5. ГРАДАЦИЯ – расположение слов, при
котором каждое последующее содержит усиливающее
значение (...вошли в свои темные, душные, скучные
комнаты. Он волновался, тревожился, сходил с ума).
6. ИНВЕРСИЯ – нарушение обычного
(прямого) порядка слов (бой барабанный вместо барабанный
бой).
7. ЭЛЛИПСИС – пропуск какого-либо члена
предложения (Мужики – за топоры).
8. УМОЛЧАНИЕ – намеренный обрыв
высказывания, передающий взволнованность речи и
предполагающий, что читатель догадается о
невысказанном (Но я хотел... быть может, вы...).
9. РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ –
подчеркнутое обращение к кому-либо или чему-либо.
Выражает отношение автора к объекту, усиливает
выразительность речи.
(Цветы, любовь, деревья, праздность,
Поля! Я предан вам душой.)
10. РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – вопрос,
поставленный не для того, чтобы получить на него
ответ, а для того, чтобы привлечь внимание к
изображаемому явлению.
(Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете
украинской ночи!)
11. МНОГОСОЮЗИЕ (= полисиндетон) –
повторение союзов для логического и
интонационного подчеркивания соединяемых
членов предложения. (И пращ, и стрела, и лукавый
кинжал щадят победителя годы.)
12. БЕССОЮЗИЕ (= асиндетон) – намеренный
пропуск союзов для придания тексту динамичности,
стремительности. (Швед, русский – колет, рубит,
режет.)
13. ПАРЦЕЛЯЦИЯ – намеренное нарушение
границ предложения (Это была «Волга».
Пепельная. С московским номером).
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ
СРЕДСТВА ЯЗЫКА
ТРОПЫ – это поэтические обороты речи,
в которых слово или выражение употреблено в
переносном значении. В основе всех тропов (за
исключением метонимии) лежит сравнение,
сопоставление двух явлений с целью пояснения
одного при помощи другого.
1. ГИПЕРБОЛА – чрезмерное
преувеличение свойств предмета (устал до
смерти).
2. ЛИТОТА – непомерное преуменьшение
свойств предмета (мальчик-с-пальчик).
3. ИРОНИЯ – скрытая насмешка (Отколе,
умная, бредешь ты, голова?).
4. МЕТАФОРА – переносное значение
слова, основанное на уподоблении одного предмета
или явления другому по сходству или контрасту (шляпка
гриба, шепот волн, день помрачнел).
5. МЕТОНИМИЯ – слово или выражение,
употребленное вместо другого, так как между
обозначаемыми предметами есть связь (я всю
тарелку съел = суп, город спит = люди).
6. СИМВОЛ – многозначный предметный
образ, объединяющий разные планы изображаемого (Стихотворение
Лермонтова «Нищий» символизирует несчастную
любовь и обманутые надежды вообще).
7. АЛЛЕГОРИЯ – иносказание,
изображение отвлеченного в конкретном образе (лиса
в баснях – аллегорическое воплощение хитрости).
8. ЭПИТЕТ – красочное определение (вольный
ветер).
9. СРАВНЕНИЕ – сопоставление двух
предметов, явлений с целью пояснения одного из
них при помощи другого (Французы двинулись, как
тучи).
10. ПЕРИФРАЗА – замена слова или
словосочетания оборотом речи, в котором указаны
признаки неназванного предмета (С.-Петербург –
северная столица, город на Неве).
11. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – перенесение
свойств человека на неодушевленные предметы и
отвлеченные понятия (утес плачет в пустыне).
|