МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
О.ШЕВЧУК,
Измайловская гимназия N1508,
г. Москва
МОДУЛЬНЫЙ УРОК
Тема: ФОНЕТИКА И ГРАФИКА
6 класс
УЭ-0
2 мин. |
Интегрирующая цель:
– определить уровень знаний по теме
«Фонетика и графика»;
– систематизировать знания об алфавите, о звуках
и буквах, о гласных и согласных; совершенствовать
слуховую культуру;
– повторить материал о согласных твердых –
мягких, звонких – глухих; о фонетических
процессах озвончения и оглушения; об
употреблении мягкого знака; о звуковом значении
букв е, ё, ю, я; об умении определять ударение в
словах;
– развивать навык звуко-буквенного анализа. |
|
УЭ-1
20 мин. |
Цель: определить
уровень знаний по теме «Фонетика и графика».
1. Запишите в рабочей тетради дату, тему
«Фонетика и графика».
2. Внимательно прочитайте вопрос. Запишите
его номер. Обдумайте свой ответ и запишите его в
той форме, которую требует от вас вопрос. |
Работайте
самостоятельно в тетради |
|
Проверочная работа по
теме «Фонетика и графика»
I. Вопросы, на которые следует ответить да
или нет, и записать эти ответы под номером.
1. Есть ли в русской азбуке такие буквы,
которые не обозначают никаких звуков?
2. Можно ли говорить, что в слове конь мягкий
знак смягчает букву н?
II. Вопросы-задания типа «Запиши
пример».
1. Запишите два слова, в которых буква о
обозначает звук [а].
2. Буква б обозначает звук [п].
3. Запишите два слова, в которых букв больше, чем
звуков.
4. Запишите два слова, в которых букв меньше, чем
звуков.
5. Запишите два слова, в которых мягкий знак не
обозначает мягкости согласных.
III. Вопросы, на которые нужно отвечать
кратко, не объяснять свой ответ.
1. Каких звуков – звонких или глухих
согласных больше в слове вкусный?
Запишите.
2. Сколько звуков в словах елка, соль, Юля?
Запишите.
IV. 1. Запишите названия букв ч, ф, л, к.
2. Перепишите слова и поставьте ударение:
алфавит, звонит, километр, случай.
V. Запишите только те слова,
произношение которых расходится с их написанием.
Скользкий, старушка, утка, местный, гладкий,
глотка.
VI. Запишите только то слово,
которое является «лишним» среди данных (по
произношению):
1. теннис, тема, текст;
2. что, чтобы, нечто.
VII. После ж, ш, ч, щ пишутся буквы и,
у, а, но не пишутся ы, ю, я.
Выпишите только те слова, которые являются
исключением из этого правила.
ч_ша, параш_т, ж_ть, площ_дь, ш_рма, ж_ри.
VIII. Запишите согласные, которые:
1. всегда мягкие;
2. всегда твердые.
IX. Запишите только те слова, в
которых нет звука [й].
Суховей, веялка, белеть, люблю. |
Например:
I.
1) да;
2) да |
|
3. Проверьте свою
работу, пользуясь ключом.
Ключ для проверки работы
I. 1. да;
2. да.
II. 1. морковь [маркоф’]; костер [кас’т’ор];
2. дуб [дуп], клуб [клуп];
3. сидеть, писать;
4 елка, емкий;
5. серьезный, воробьи.
III. 1. звонких.
2. 5, 3, 4.
IV. 1. че, эф, эл, как;
2. алфавит, звонит, километр, случай.
V. скользкий, местный, гладкий.
VI. 1. теннис;
2. нечто.
VII. парашют, жюри.
VIII. 1. [ч’], [щ’], [й’];
2. [ж], [ш], [ц].
IX. Белеть, люблю.
4. Оцените свою работу, пользуясь
приведенными ниже критериями.
Для этого подсчитайте количество правильных
ответов. |
Самопроверка |
|
Критерии оценки
Количество правильных ответов
|
Оценка |
8–9 заданий
7
5–6
4
менее 4 |
5
4
3
2
1 |
|
Оценку поставьте в
оценочный лист, графа УЭ-1 |
|
5. Если вы выполнили
работу раньше других, то возьмите дополнительное
задание у учителя.
6. Обсудите результаты работы в классе. |
Работайте вместе с
классом |
УЭ-2
15 мин. |
Цель.
Систематизировать знания об алфавите, о звуках и
буквах, о гласных и согласных. Совершенствовать
слуховую культуру. |
|
|
1. Работая парами,
дайте объяснения понятия алфавит, расскажите
друг другу о звуках и буквах (согласных –
гласных, звонких – глухих). |
Работа парами. Устно.
Если возникли трудности, обратитесь к учителю |
|
2. Выполните
письменную работу.
Письменная работа
I. Поставьте слова по алфавиту.
Груша, помидор, огурец, слива, сирень,
одуванчик, ограда, ромашка, гвоздика, грушевый,
повидло, редиска, салат.
II. Выпишите слова, в которых рядом
находятся два гласных звука.
Лауреат, струя, майор, фойе,
баюшки-баю, галерея, филиал, боец, оазис, союз.
III. Выпишите слова, в которых
встречается звук [о].
Запишите, сколько раз этот звук
встречается в данном предложении.
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
(С.Есенин)
|
Работайте в тетради.
Самостоятельно |
|
IV. Какими звуками
различаются слова
код – кит;
оброс – обрез?
V. Запишите только те слова, где
написанное расходится с произношением.
Лодка, пробка, глотка, кружка,
подружка, старушка, утка, нагрузка, скользкий,
связка, мороз, указка, поездка, город, гром. |
Образец:
лаз – лез
[а] – [’э] |
|
3. Поменяйтесь
работами и проверьте их, пользуясь ключом.
4. По пятибалльной системе оцените работу
друг друга, в доброжелательной форме укажите на
недостатки в ответах.
5. Оценку поставьте в оценочный лист (графа
УЭ-2).
Ключ к письменной работе
I. Гвоздика, груша, грушевый, ограда,
огурец, одуванчик, повидло, помидор, редиска,
ромашка, салат, сирень, слива.
II. Лауреат, филиал, оазис.
III. Береза, окном, точно,
серебром.
4 раза.
IV. [о] – [и], [о] – [э].
V. Лодка, пробка, кружка, подружка,
нагрузка, скользкий, связка, мороз, указка, город,
поездка. |
Взаимопроверка |
|
Критерии оценки
Количество правильных ответов
|
Оценка |
5 заданий
4
3
менее 3 |
5
4
3
2 |
|
Оценку поставьте в
оценочный лист. Графа УЭ-2 |
УЭ-3
15 мин |
Цель. Закрепить
знания о согласных твердых – мягких, звонких –
глухих и уметь их применять; о процессах
озвончения и оглушения; об употреблении мягкого
знака.
Написание сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ. |
|
|
1. Расскажите друг
другу о фонетических процессах озвончения и
оглушения.
Если вы затрудняетесь, обратитесь к подсказке.
2. Выполните письменную работу. |
Работа в паре. Устно |
|
Письменная работа
I. Запишите, сколько раз в предложении
встречается
а) звук [з’]:
Зина обратилась с просьбой к Лизе;
б) звук [с]:
Сани легко ехали по скользкой дороге;
в) сколько раз в предложении встречается звук [ш]:
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто
для дела гож. |
Работа в тетради |
|
II. Подберите и запишите
по одному примеру, в которых были бы:
а) только твердые согласные;
б) только мягкие согласные;
в) только глухие;
г) только звонкие. |
Взаимопроверка |
|
III. Запишите в столбик
слова, а справа от них – звуки, которыми
отличаются данные слова.
Угол, уголь, банка, банька, кон, конь,
дал, даль, лук, люк, мыл, мил.
Охарактеризуйте (устно, про себя)
записанные звуки.
Какова роль в данных словах мягкого знака? |
Если возникли
затруднения, смотрите образец
быть – быть
[ т’] – [т] |
|
IV. Запишите
словосочетания. Устно (про себя) объясните
правописание.
Серенькая птич_ка, маленькая доч_ка,
реч_ной вокзал, строч_ка из стихотворения,
помощ_ник отца, различ_ные предметы, нян_чить
малыша, хищ_ный зверь. |
Работайте устно |
|
Помните: тоньше,
меньше, раньше, лучше, возьми, помощник.
3. Поменяйтесь тетрадями.
4. Пользуясь ключом, проверьте.
5. Оцените. |
Запишите в «Словарь
трудных слов» |
|
Ключ к письменной
работе
I. а) три; б) три; в) четыре.
II. а) цирк; б) метель; в) хохот; г) май.
III. угол [л];
уголь [л’] и т.д.
IV. Все без мягкого знака. |
|
|
Критерии оценки
Количество правильных ответов
|
Оценка |
4 задания
3
2
менее 2
ничего не сделано |
5
4
3
2
1 |
|
Оценку поставьте в
оценочный лист. Графа УЭ-3 |
Продолжение следует
|
|
|