Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №10/2002

ПРЕДСТАВЛЯМ КНИГУ

Учителя из г.Курска о новом учебнике русского языка


ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ О КНИГЕ

А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова Русский язык:
Учебник-практикум для старших классов.
М.: Вербум-М, 2001. 416 с.

Во второй половине 90-х годов в старших классах снова ввели уроки родного языка. Однако зачастую эти уроки становились лишь нудным повторением того, что изучалось в 5–9-х классах.
Поэтому появление новой программы для 10–11-х классов А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой не может не вызвать чувство удовлетворения. Путь изучения родного языка, предложенный авторами программы, отвечает растущим потребностям общества в повышении функциональной грамотности, в формировании личности, знающей и любящей родной язык.
Авторы помогают учителю увидеть «генеральную» линию обучения родному языку в старших классах:

  • в центре обучения родному языку стоит текст;

  • взаимосвязь в преподавании русского языка и литературы осуществляется благодаря комплексной (многоаспектной) работе с текстом;

  • систематизация (и повторение) знаний о родном языке осуществляется также через работу с текстом.

Особенность программы в том, что в ней не дано распределения отдельных тем по классам, не указано число часов на изучаемые темы, так как авторы считают, что учитель исходя из особенностей школы, класса, учебного плана, уровня подготовки, интересов учащихся может менять последовательность изучения материала, самостоятельно распределять учебные часы и определять конкретные формы занятий.
В разделе «Методические материалы» излагается современный взгляд на роль изложения в системе работы по развитию речи; даются образцы текстов для изложений разных типов и программа подготовительной работы к ним.
Основным достоинством раздела «Программа комплексной работы с текстом» являются образцы анализа текстов, возможные варианты ответов (материал для самопроверки).
Таким образом, программа как часть учебно-методического комплекса для 10–11-х классов будет не только способствовать систематизации изученного в среднем звене, но и позволит учителю формировать у учащихся бережное, вдумчивое отношением к слову.

Е.П. ПЕТРУХИНА,
Курский педагогический университет

 

Учителя-словесники получили хорошее практическое руководство для работы на уроках русского языка в старших классах.
В предисловии авторы обращаются к старшеклассникам, делятся своими мыслями, ставят задачи, которые предстоит решать вместе, в сотрудничестве.
Пособие поможет старшекласснику ликвидировать пробелы в знаниях, будет полезным при подготовке к экзаменам, а также послужит средством самообразования и самоконтроля.
Интересна структура учебника: от текста к слову, через текст повторение основных разделов русского языка, а также создание собственных текстов.
Особенность предложенных в учебнике упражнений можно охарактеризовать так: от текста к слову, от практической работы с текстом – к углублению, расширению теоретических сведений о языке, речи; от анализа особенностей использования языковых средств в тексте – к более глубокому пониманию самого текста (его содержания, темы, основной мысли, авторского замысла, своеобразия стиля писателя и т.п.).
Учебник не является традиционным. В нем нет правил, которые старшеклассники уже знают. Основной теоретический материал представлен блоками в начале каждого раздела. Это удобно: ученики сразу выясняют, какой материал они знают хорошо, а какой требует повторения.
При работе с новым учебником ученик может обходиться минимумом теоретических знаний, вспомнить самое необходимое из изученного в 5–9-х классах. Провести целенаправленный анализ текста ему помогут «словарики ключевых понятий», разного вида опорный и проверочный материал.
Творческие задания включают анализ текста и орфографическую и пунктуационную работу, подготавливающую школьников к написанию изложений и сочинений. Задания повышенной сложности отмечены специальным значком.
Навыки чтения большинства учащихся даже в старших классах нуждаются в совершенствовании. Поэтому особенно важны задания: подготовиться к выразительному чтению, выучить наизусть поэтические и прозаические тексты.
Работая с текстами и заданиями по данному учебнику, десяти-, одиннадцатиклассники расширяют и закрепляют свои теоретические знания по фонетике, словообразованию, морфологии, синтаксису, занимаются орфографией и пунктуацией. И все это одновременно с развитием речевых умений.
Учебник способствует формированию языковой, лингвистической, коммуникативной компетентности школьников; совершенствованию чувства языка, языковой интуиции.

Н.П. ШУЛЬГИНА, Е.Е. ЮРОВА,
И.Н. ПИЛЮГИНА, О.И. ЛИСЕНКОВА,
О.Н. ВОРОБЬЕВА, Е.Ю. КОРОТЧЕНКО,
школа № 57

 

Удачно, что в учебнике в каждую изучаемую тему включены ключевые понятия, которые учащиеся могут использовать в устных и письменных ответах, докладах; даются словарные слова, над которыми можно работать в течение всего года, завершив эту работу контрольным словарным диктантом.
Очень хорошо, что в учебное пособие включен материал для уроков-семинаров: эта форма учебных занятий поможет сформировать умение самостоятельно работать с книгой, словарями; умение конспектировать, записывать тезисы и т.п., что так важно для успешного обучения в вузе.
Анализируя предложенные тексты, старшеклассники углубляют и расширяют знания о системе языка. Интересными и полезными для учеников будут такие задания: «Как нужно разбирать слово? Прочитайте, что пишет об этом известный ученый-филолог Н.М. Шанский»; «Какой полезный совет дает ученый тем, кто производит словообразовательный разбор?»; «Укажите слова, в которых основа равна корню (для анализа предложено стихотворение А.Фета “Тепло на солнышке. Весна...”)»; «Запишите группу однокоренных слов, начиная со слова смех, вынесенного в заголовок (при анализе стихотворения В.Хлебникова)».
Дидактический материал пособия позволяет осуществлять личностный подход к обучению старшеклассников: есть возможность выбора текста и заданий к нему. Богатый справочный материал поможет школьнику на уроке при самостоятельной индивидуальной работе при самообразовании.

В.А. КУХТЕНКОВА,
школа № 52

 

Система практических заданий на основе анализа текста дает возможность реализовать принцип взаимосвязи уроков русского языка и литературы во время учебных и факультативных занятий. Учебник можно использовать для самостоятельной работы при подготовке к выпускным и вступительным экзаменам.
Интересным представляется использование схем-опор для изложения теоретических сведений, известных старшеклассникам из курса русского языка.
На семинарских занятиях по всем разделам старшеклассники смогут обобщить и систематизировать свои знания, повторить базовые знания по предмету.
Проблема повторения орфографии, актуальная для старшеклассников, решается через многоаспектную языковую работу. Авторы учебника предлагают осуществлять комплексное повторение, выполненять задания, связанные с группировкой орфограмм по какому-либо признаку, объяснять правописание слов на основе осмысления их лексического значения.

М.М. ГОНЧАРЕНКО,
школа № 59

 

Главной задачей авторов является стремление воспитать у учеников и способствовать развитию у учителя чувства эстетического наслаждения красотой русского языка:

  • Чувствуете ли вы красоту «старинных» слов, их музыку?

  • Расскажите о некоторых из таких слов...

  • Какие языковые средства (лексические, грамматические) использует писатель для того, чтобы выразить не только мысли, но и чувства, отношение к тому, о чем он говорит?

В учебнике-практикуме для старших классов проводится мысль о необходимости изучать русский язык многоаспектно, не ограничиваясь только рассмотрением правил орфографии и пунктуации.
Русская словесность, представленная на страницах учебника, не является механическим соединением двух учебных дисциплин – русского языка и литературы.
Авторы предлагают изучать тексты в определенной системе, где особое внимание уделяется вопросам стилистики грамматических категорий. В книге отражен взгляд на художественный текст как на словесно-художественное единство, в котором отдельные элементы языка организуются, по словам Г.О. Винокура, «в одно и качественно новое целое». Отсюда возникает система заданий к тексту:

Какова стилистическая окраска слова?
– Что достигается благодаря использованию данного слова?
– Сравните: чистая речка чистая совесть. Докажите, что это – многозначное слово.
– Определите стиль, докажите свое мнение.
– Определите тему, основную мысль.
– Выучите текст наизусть.

Тексты, представленные в книге, разнообразны по жанру и тематической направленности, доступны для старшеклассников по содержанию.
Хочется отметить их высокую познавательную и воспитательную ценность.
Незаменимым подспорьем в работе учителя и ученика станут представленные в книге материалы для самопроверки, таблицы-схемы, памятки различных лингвистических разборов.

О.И. САБЫНИНА,
школа № 30

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru