МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
О.ШЕВЧУК,
г. Москва
Продолжение. См. №
9/2002
МОДУЛЬНЫЙ УРОК
Тема: ФОНЕТИКА И ГРАФИКА
6 класс
УЭ-4
10 мин. |
Цель. Закрепить
знания о звуковом значении букв е, ё, ю, я в
различных буквенных сочетаниях и уметь
применять их. Закрепить умение определять
ударение в слове; с помощью звуко-буквенного
разбора закрепить и систематизировать
фонетико-графические знания, умения, навыки.
I. Заполните таблицу (приведите
примеры)
Двойная роль букв е, ё, ю, яс |
Работайте в тетради.
Если возникли затруднения, проконсультируйтесь
с соседом по парте или с учителем |
|
II. Запишите, сколько раз
встречается звук [й] в следующих
строчках(переписывать не надо):
Горячей головы качанье,
И нежный лед руки чужой,
И темных елей очертанья,
Еще невиданные мной. |
Работайте в тетради |
|
III. Запишите в три
столбика:
1) слова с ударением на первом слоге;
2) слова с ударением на последнем слоге;
3) слова, допускающие различные ударения.
Компас, табель, арест, клещи, творог,
портфель. |
Работайте в тетради |
|
Всегда ли сохраняется
значение слова при перемене ударения?
IV. Перепишите только те слова, в
которых согласный перед е произносится
твердо:
фанера, музей, партер, декада, штепсель,
термин.
V. В тетради сделайте фонетический
разбор слов бороться, маяк.
1. Поменяйтесь тетрадями.
2. Проверьте работы друг друга, пользуясь
ключом. |
Устно, парами |
|
3. Оцените по
пятибалльной системе.
Ключ для проверки работы
I. Два звука:
1) в начале слова,
2) после гласной,
3) после ъ и ь.
Один звук:
после согласной |
Пример
елка, ель, юла, яма
баян, каюта, боец, прием
съемка, вьюга, обезьяна, объезд
сяду, полет, мера, клюв
|
II. 10 раз.
III.
1. табель,
компас,
творог |
2. арест,
портфель, |
3. клещи (1)
и клещи (2),
компас,
творог |
IV. партер, штепсель
V.
бороться [бароца]
8 букв, 6 звуков;
маяк [майак]
4 буквы, 5 звуков.
Критерии оценки
Количество правильных ответов |
Оценка |
5 заданий
4
3
менее трех
ничего не сделал
|
5
4
3
2
1 |
|
Оценку поставьте в
оценочный лист,
графа УЭ-4 |
УЭ-5
10 мин. |
Цель. Проверить
качество знаний по теме «Фонетика и графика».
1. Запишите в тетради вид работы (тест)
2. Внимательно читайте задание, выбирайте
правильный ответ и запишите только цифру, под
которой этот ответ записан.
Тест
I. Фонетика – раздел науки о языке,
который изучает:
1) соответствие между звуками и
буквами;
2) звуки речи;
3) правила написания слов. |
Работайте в тетради,
самостоятельно |
|
II. Укажите номера, под
которыми находятся глухие согласные:
1) ж;
2) с;
3) ш;
4) т;
5) в;
6) к.
III. Буквы е, ё, ю, я обозначают два
звука:
1) в начале слова;
2) после мягких согласных;
3) после гласных;
4) после ъ и ь.
IV. Произношение каких слов расходится
с их написанием:
1) местный;
2) гладкий;
3) бороться;
4) глотка;
5) утка.
V. Какая буква названа верно:
1) в (вэ);
2) л (эл);
3) с (сэ);
4) ш (ше).
VI. Найдите «лишнее» слово:
1) что;
2) чтобы;
3) нечто.
VII. В каких словах ударение поставлено
правильно?
1) звонит;
2) красивее;
3) случай;
4) километр.
VIII. В каких словах нет звука [й]?
1) уют;
2) сесть;
3) вязать.
IX. В каких словах все согласные мягкие?
1) забор;
2) чаща;
3) осень;
4) жизнь. |
Например:
I. 1);
II. 2) и т.д. |
|
3. Проверьте себя по
ключу, оцените свою работу.
4. Обсудите результаты работы в классе.
Ключ для проверки работы
I. 2.
II. 2; 3; 4; 6.
III. 1; 3; 4.
IV. 1; 2; 3.
V. 1; 2.
VI. 3.
VII. 3; 4.
VIII. 2; 3.
IX. 2; 3.
Критерии оценки
Количество правильных ответов |
Оценка |
9 заданий
7 - 8
5 - 6
4
менее 3
|
5
4
3
2
1 |
|
Оценка – в оценочный
лист, графа УЭ-5 |
УЭ-6
10 мин. |
Цель. Подведение
итогов урока. Выбор домашнего задания.
1. Прочитайте цели урока (УЭ-0).
2. Как вы считаете, достигнуты ли цели урока вами?
3. Как бы вы оценили результаты своей работы на
уроке?
а) Я все понял, могу этот материал
объяснить другому;
б) я сам все понял, но объяснить другому не берусь;
в) для полного понимания мне нужно повторить
тему;
г) я ничего не понял.
|
|
|
4. Сдайте оценочный
лист учителю.
Домашнее задание
Сумма баллов за урок |
Домашнее задание |
30
25–28
менее 20 |
–
Повторить по ранее сделанным записям
Прочитать § 1 («Русский язык», 6-й кл.), § 40–51
(«Русский язык», 5-й кл.). |
Творческое задание (по
желанию)
Попробуйте сочинить сказку о звуках речи и о
буквах!
Спасибо за работу!
Подсказка
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К
Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц
Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
а бэ вэ гэ дэ е ё же зэ и и краткое ка
эль эм эн о пэ эр эс тэ у эф ха це
че ша ща твердый знак ы мягкий знак э ю я.
Алфавит (азбука) – расположение букв в
определенном, обязательном порядке.
Звонкий согласный может заменяться
парным ему глухим на конце слова или перед глухим
согласным.
Глухой согласный может заменяться парным
звонким перед звонким согласным. |
Оценку (соответствующую
букву) поставьте в графу УЭ-6.
Самооценка |
Оценочный
лист
Фамилия, имя ученика |
УЭ-1
п/р |
УЭ-2 |
УЭ-3 |
УЭ-4 |
УЭ-5
тест, контроль учителя |
УЭ-6
самооценка |
Итог |
Примечания |
Взаимооценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|