Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №10/2002

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Материал для самостоятельной работы учащихся 5-го класса

К учебному комплексу«Русский язык: “Теория”», «Русский язык: “Практика”»,«Русская речь»*

А.Ю.КУПАЛОВА,
г.Москва


СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Упражнение 1. Прочитайте отрывок из статьи «От слова к тексту». Чему он посвящен? Где в нем сформулированы основные мысли высказывания?

Правила, по которым слова связываются между собой и создают новые единства, например, словосочетания и предложения, изучает синтаксис (от греч. syntaxis – «порядок», «построение»), едва ли не самая сложная область науки о языке.
Что же должно произойти, чтобы слово ожило, влилось в речевой поток? Как из разных слов получается цельная картина? Предположим, вы хотите рассказать о том, что у вас есть друг, которого вы считаете неплохим поэтом. Для такой цели подойдет предложение Мой друг хорошо пишет стихи. Как нужно было организовать эти пять слов, чтобы появилось предложение с нужным смыслом? Во-первых, должно быть понятно, о ком речь и что этот кто-то делает: это выражено связью между словами друг и пишет. Во-вторых, нужно уточнить, что именно является результатом его действия писать, и для этого связать со словом пишет слово стихи. В-третьих, через связь слов друг и мой вы указываете на отношения между вами. Наконец, связывая слова хорошо и пишет, выражаете свою оценку его действия. Правильно образовав связи, вы описали ситуацию именно так, как задумывали, а свяжи вы, скажем, слово мой и стихи – и смысл бы получился совсем другой. Связываются между собой не только слова, но и более крупные единства, например, части сложного предложения.
<....> Связи между частями словосочетания, предложения, которые представляют отношения между этими частями, называются синтаксическими. Синтаксические связи – основное понятие синтаксиса.

(Детская энциклопедия. Т. 10. Языкознание. Русский язык)

1. Сравните по содержанию данный текст и текст упр. 187 из «Практики»* (с. 59): что между ними общего? Чем они различаются?
2. Запишите те части данного выше текста, в которых выражены основные положения высказывания. Чтобы не сделать ошибок, внимательно прочитайте предложения, попробуйте пересказать их содержание. Рассмотрите известные вам орфограммы. Запомните написания, которые вы еще не умеете объяснить. Обратите особое внимание на знаки препинания (пунктуацию).
Внимательно проверьте свою запись, сличая ее с напечатанным текстом.

Упражнение 2. Прочитайте в «Теории» статью «Понятие о синтаксисе и пунктуации» (§ 13) и выделите в ней ту часть, которая посвящена пунктуации. Подготовьтесь объяснить, какова роль знаков препинания. В этом вам помогут упр. 187 и 195 из «Практики».

Упражнение 3. Что значит решать пунктуационные задачи? Если вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, обратитесь к тексту упр. 185 «Практики».
А что помогает решать пунктуационные задачи? Попытайтесь самостоятельно найти ответ в последних двух абзацах статьи из § 13 «Теории».
Закончите предложение: Правильно расставлять знаки препинания помогают_____________________ __________________________________________________ .

Упражнение 4. Вспомните пунктуационные правила, которые вы научились применять в начальных классах:
1) В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак. 2) В конце невопросительного предложения ставится точка. 3) Если предложение выражает особую силу чувства и произносится с восклицательной интонацией, в конце его ставится восклицательный знак.

В каждом из этиx правил указаны опознавательные признаки пунктограммы (например: конец вопросительного предложения) и нормы употребления знака препинания (например: ставится вопросительный знак).
Выделите (можно цветными карандашами) в приведенных выше правилах опознавательные признаки пунктограммы и нормы употребления знака препинания.

Упражнение 5. Проверьте себя, умеете ли вы применять приведенные выше правила пунктуации: расставьте недостающие знаки препинания в следующих предложениях.

1) Он не просит ничего, помогает в деле: только глянешь на него, вспомнишь день недели 2) Ах, не трогай меня Обожгу и без огня 3) В слове альфа заменяем ф на б, прибавим трос, сразу птицу получаем Что за птица Вот вопрос 4) Ловит рыбку старичок, а на чем висит крючок 5) Тает снежок, ожил лужок, день прибывает Когда это бывает

Вы уже отгадали загадки? Попробуйте вспомнить другие загадки или сочинить свои.

Упражнение 6. Какие правила пунктуации вы можете привести, чтобы объяснить остальные знаки препинания, встретившиеся в текстах загадок из предыдущего упражнения? Укажите в этих правилах опознавательные признаки пунктограммы и нормы употребления знаков препинания.

Упражнение 7. Прочитайте сначала про себя, а потом вслух рассуждение Джанни Родари. Что поможет выразительно прочитать текст?

ПОЧЕМУ ГОВОРИТ ПОПУГАЙ?

А попугай вовсе и не говорит! Потому что говорить – это значит выражать хоть какие-нибудь мысли. А никаких мыслей у попугая нет. Но горло у него устроено так, что он может очень похоже передразнивать звуки человеческой речи, которые слышит, если живет возле людей. Впрочем, и среди самих людей иногда попадаются попугаи.

Вы, наверное, встречали
Человека-попугая?
Думать он совсем не может.
Но без умолку болтает!

(Перевод Ю.Ильина)

Обозначьте в словах орфограммы-гласные. Слова с проверяемыми гласными в корне выпишите, подбирая и записывая рядом проверочное слово.

Упражнение 8. Для любознательных! Хотите проследить, как развивалась система знаков препинания в русской письменности? Прочитайте.

Прообразы знаков препинания попадаются уже в новгородских берестяных грамотах. Часто начало письма означал крест; изредка встречается осмысленное употребление точек. <...>
По-настоящему система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечатания. Из печатных изданий знаки препинания <...> постепенно проникли и в рукописные тексты. А уже в «Российской грамматике» М.В. Ломоносова есть целый раздел, посвященный «строчным знакам», т.е. знакам препинания.
Со временем число знаков препинания увеличивалось. Ломоносов писал о точке, вопросительном и «удивительном» знаках, о запятой, точке с запятой и «двух точках», о «вместительном» (скобки) и «единительном» (дефис) строчных знаках. В конце XVIII в. в книгах появляются тире, кавычки и многоточие. Тире («черту») первым стал употреблять Н.М. Карамзин. <...> В 1797 г. в грамматике Антона Барсова <...> уже описаны тире («молчанка»), кавычки («вносный» знак), звездочка («примечательный») и параграф («статейный»). Позже в особых случаях стали использовать комбинацию вопросительного и восклицательного знаков, вопросительного знака и многоточия, восклицательного знака и многоточия.
Интересно, что со времен Кирилла и Мефодия новых букв практически не изобрели, некоторые даже отменили. А вот знаки препинания изобретают. Может быть, в XXI столетии еще что-нибудь появится?

(Энциклопедия для детей. Том 10. Языкознание. Русский язык)

1. Обратите внимание на старинные названия знаков препинания, напечатанные в кавычках: какие из них связаны с внешним обликом знака, а в каких как бы объясняется назначение (функция) знака?
2. Запишите современные названия знаков препинания. Какой знак не назван в данном тексте? (Проверьте себя по таблице на с. 63 «Практики».) Обозначьте известные вам орфограммы и проверьте по тексту написание слов.

Упражнение 9. Вы любите узнавать историю, происхождение слова? Посмотрите, например, каких родственников слова запятая отыскали ученые.

ЗАПЯТАЯ – от глагола запять – «задержать». См. запонки. Ср. (знак) препинания.

(По «Этимологическому словарю русского языка» Н.М. Шанского и Т.А. Бобровой)

Можно ли сказать, что запятая названа по своей роли, функции в речи? О чем она предупреждает читателя? Покажите это при чтении текста следующего упражнения.

Упражнение 10. Что поможет вам подготовиться к выразительному чтению стихотворения С.Я. Маршака «Знаки препинания»? Прочитайте текст сначала про себя, вдумайтесь в смысл этого шуточного произведения, а затем распределите роли и сыграйте их, читая стихотворение вслух.

У последней точки
На последней строчке
Собралась компания
Знаков препинания.

Прибежал чудак –
Восклицательный знак.
Никогда не молчит,
Оглушительно кричит:

– Ура! Долой!
Караул! Разбой!

Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задает он всем вопросы:
–Кто? Кого? Откуда? Как?

Явились запятые,
Девицы завитые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.

Прискакало двоеточие,
Прикатило многоточие
И прочие, и прочие,
И прочие...

Заявили запятые:
– Мы особы занятые.
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.

– Если нет над вами точки,
Запятая – знак пустой! –
Отозвалась с той же строчки
Тетя точка с запятой.

Двоеточие, мигая,
Закричало: – Нет! Постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,

Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой,
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу.

– Нет... – сказало многоточие,
Еле глазками ворочая,
– Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие...

Вопросительный знак
Удивился: – То есть как? –
Восклицательный знак
Возмутился: – То есть как!

Так, – сказала точка,
Точка-одиночка. –
Мной кончается рассказ.
Значит, я важнее вас.

1. Кто, по-вашему, прав в споре знаков препинания? 2. Выберите две-три строфы, которые вам больше понравились, и подготовьтесь записать их наизусть или под диктовку: рассмотрите известные вам орфограммы и трудные случаи написания слов, которые нужно запомнить; объясните, если можете, расстановку знаков препинания. Остальные знаки препинания поставьте по памяти, сверяясь с напечатанным текстом.

Упражнение 11. Забегая вперед... Опираясь на свое языковое чутье, попробуйте найти и исправить ошибки в следующих предложениях из работ ваших сверстников. Синтаксические ошибки исправьте устно, а пунктуационные – письменно.

1) По вечерам я развлекал сестренку, которая болела чтением вслух. 2) Сестренка слушала рассказ о приключениях Тома Сойера, которые ей понравились с большим интересом. 3) Около поезда стоял проводник, на котором мы приехали. 4) Я усадил ребят на стулья, которые пришли посмотреть по телевизору мультфильм «Бременские музыканты».

Укажите номера предложений, в которых вы устранили ошибку

а) синтаксическую (изменили порядок слов) ________________;
б) пунктуационную (поставили недостающую запятую) ________.

___________________

* Для краткости условимся называть компоненты учебного комплекса так: «Теория», «Практика», «Речь».

Продолжение в следующем номере

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru