Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №11/2002

ЯЗЫК ПИСАТЕЛЯ

Л.П.ШУМИЛИНА,
г.Московская обл.


ПОЭТИКА КОНТРАСТА

В течение ряда лет я провожу уроки, посвященные писательскому мастерству. Цель таких уроков – показать своеобразие творческой манеры того или иного автора, помочь учащимся осознать эстетическую ценность языковых явлений, увидеть истоки образности и выразительности художественного текста. Предлагаю вниманию коллег-словесников один из таких уроков.

На время короткой жизни А.Блока (1880–1921) пали важные исторические события в России. Какие? Взлеты и падения революции 1905 года, трагические события Ходынки и 9 января, свержение самодержавия и победа революции 1917 года.
Ощущение исторических перемен, непримиримых противоречий действительности явилось определяющим для мироощущения Блока. Л.Д. Менделеева писала в своих воспоминаниях так: «В Блоке был такой же источник радости и света, как и отчаянья и пессимизма». Разителен контраст двух начал, боровшихся, но уживавшихся в одной человеческой душе. Устремленность навстречу проснувшейся жизни, восторг перед ее мощным, освежающим дыханием – и непреодолимый страх перед этой жизнью. Из записей в дневнике Блока: «Безумно люблю жизнь, с каждым днем все больше, все житейское, простое и сложное, и бескрылое, и цыганское...». И через некоторое время: «Пока же – боюсь проклятой жизни, отворачиваю от нее глаза». Так оно и было, так и шло рядом – и то, и другое:

Я коротаю жизнь мою,
Мою безумную, глухую:
Сегодня – трезво торжествую,
А завтра – плачу и пою.

Следовательно, один из существенных моментов мироощущения Блока состоял именно в восприятии противоречивости, контрастности жизненных явлений. И это ощущение он стремился передать в своем творчестве, и прежде всего в типе лирического героя.
Лирический герой Блока многомерен. Его образ отличается богатством и сложностью чувств и помыслов, которые в нем сталкиваются, трагической борьбой противоречий. Герой Блока появляется перед нами и

...в стальной кольчуге,
И на кольчуге крест...

Он говорит о себе:

Мечту торжественных объятий
В священном трепете храню...

И его же мы видели «пригвожденным к трактирной стойке», где он стоял «позорный и продажный, с кругами синими у глаз».
Грани духовного мира лирического героя, казалось бы, несовместимы: от темы Родины до темы прожигания жизни, от величавой речи ратника на Куликовом поле:

Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. – Молись!

– до полушепота у трактирной стойки:

А ты, душа... душа глухая...
Пьяным-пьяна... Пьяным-пьяна...

Для всего этого сложнейшего содержания Блоку надо было найти точное поэтическое выражение. И он нашел. И тип лирического героя, и сюжеты произведений, и композиция многих стихотворений и поэм, и лексика пронизаны ощущением контрастности, интонацией сопоставления. Все это позволяет говорить о характерной для Блока поэтике контраста.
Первое же стихотворение Блока, которое открывает первый том, начинается резким контрастом:

Пусть светит месяц – ночь темна.
Пусть жизнь приносит людям счастье, –
В моей душе любви весна
Не сменит бурного ненастья.

Резчайшим контрастом начинается и одно из самых последних стихотворений – «Скифы»:

Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.

«Мильоны» и «тьмы», «мы» и «вы» – предельно резкое противопоставление. По этому принципу построена вся поэма. Учащиеся находят и читают строфы, в которых принцип контраста проявляется наиболее ярко. Художественная идея нашла воплощение в ярких образах: нового мира – России и старого мира – Европы, которая, по Блоку, уже перестала быть хранительницей культуры и прогресса.
С поэтикой контраста связана и символика цвета в творчестве Блока. В его стихотворениях соседствуют два контрастных цвета – черный и белый, с помощью которых поэт передает свое ощущение противоречивости бурной и трагической эпохи:

За море Черное, за море Белое,
В черные ночи и белые дни.

Чем ночь белее, тем чернее злоба.

Это положение урока подтверждается многочисленными примерами, которые учащиеся находят в сборниках стихов. Все они свидетельствуют о стремлении поэта как бы столкнуть между собой крайние, полярные друг другу стороны тех явлений, о которых он говорит.
Контрастность является основой композиции многих стихотворений Блока. Учащимся предлагается вспомнить и назвать такие стихотворения и поэмы («Скифы», «Инок», «Песня ада», «Анне Ахматовой», «Возмездие» и др.). Но в первую очередь называется стихотворение «Незнакомка». Его аналитическое перечитывание приводит к следующим выводам: первые шесть строф представляют собой картину ненавистного поэту страшного мира. С помощью выразительных художественных деталей Блок воссоздает удушливую атмосферу будничной повседневности. В этой части исчезла музыка блоковского стиха, появилась грубая лексика, подчеркнутая прозаичность деталей. Все подчинено одной цели – показать, что скука и пошлость окружающего мира делают жизнь человека невозможной.
Во второй части лексика, интонация, звучание стиха меняются. В грубый, глухой мир проникает мечта, воплощенная в образе загадочно-прекрасной женщины. Она пришла или приснилась – неясно, теряются конкретность изображения, ощущение реальности, и именно это спасает лирического героя от того, чтобы страшный и пошлый мир не вторгся в душу, не вытеснил из нее «сокровище», не отнял у поэта «ключ» к нему.
Тот же принцип композиционного построения положен в основу стихотворения «Грешить бесстыдно, непробудно...», написанного в 1914 году. После выразительного чтения и коллективного анализа делается обобщение: Блок видел в России много привлекательных сторон. Но весь смысл стихотворения заключается в том, что в первой части беспощадно рисуются самые отвратительные черты старой купеческой России: пьянство, лицемерие, ханжество, жестокость, мошенничество. Этому посвящены пять строф стихотворения. В последних же двух строчках:

Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне, –

совершенно неожиданный поворот темы. Для чего Блок использует контрастную композицию? Чтобы показать силу своей любви к Родине, испытать ее на столкновении противоречий и в романтическом контрасте утвердить это чувство с наибольшей художественной силой.

Какие же языковые средства использует поэт для реализации основного принципа поэтики? Для ответа на вопрос учащимся предлагается самостоятельно проанализировать отдельные строфы:

Зла, добра ли? – Ты вся – не отсюда,
Мудрено про тебя говорят:
Для иных ты – и Муза, и чудо,
Для меня ты – мученье и ад.

Но больше нет ни слабости, ни силы,
Прошедшее, грядущее – во мне.
Все бытие и сущее застыло
В великой, неизменной тишине.

И я любил. И я изведал
Безумный хмель любовных мук,
И пораженья, и победы,
И имя: враг; и слово: друг.

Сделанные выводы об использовании антонимов дополняются следующими замечаниями: в творчестве Блока можно заметить довольно широкий круг антонимических пар, лексическое значение которых отражает темные и светлые стороны человеческого бытия, философские вопросы жизни и смерти:

сила страсти – холод ума,
люди – звери,
забвенье – избранье,
свет – тьма,
свято – грешно,
вражда – любовь,
любовь – смерть и т.д.

Для того чтобы слова-антонимы приобрели выразительность, необходимы особые явления, особый контекст. Учащиеся получают задание перечитать отрывок из «Пролога» к поэме «Возмездие» и выяснить, с какой целью текст насыщен антонимами, придающими ему яркость и выразительность. «Пролог» представляет обращение к художнику, художнику слова – поэту с напутствием познать мир. Но мир для Блока многомерен, полярен, противоречив, поэтому антонимы и служат для выражения авторского восприятия окружающего мира.

До сих пор разговор на уроке шел о лексических антонимах, но Блок, как поэт контраста, часто использует контекстуальные антонимы, то есть слова, которые становятся антонимичными в определенном контексте. Ученики хорошо знают строчки из стихотворения «На железной дороге»:

Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.

Блок использует метафоры синие и желтые (вагоны 1-го и 2-го классов), зеленые (вагоны 3-го класса); желтые и синие олицетворяют высшее сословие и его равнодушное отношение к судьбам страны. В авторском употреблении слова желтые и синие антонимичны слову зеленые; глагол молчали приобретает обобщенное значение, противоположное глаголам плакали и пели. Учащиеся находят контекстуальные антонимы в следующих строчках:

Пускай зовут: Забудь, поэт!
Вернись в красивые уюты!
Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!
Уюта – нет. Покоя – нет.

Пора вернуться к прежней битве,
Воскресни, дух, а плоть – усни!

Антонимы служат для создания одного из самых распространенных стилистических приемов – антитезы, который хорошо знаком учащимся. Но явление антонимии лежит в основе еще одной стилистической фигуры – оксюморона. Используя справочники по литературе, учащиеся дают определение этому понятию, которое дополняется следующим комментарием: основа создания оксюморона – соединение несоединимого. Суть его заключается в том, что предмет характеризуется с противоположных сторон. В состав оксюморона входят не собственно антонимы, а противоположные по значению слова различных частей речи, как разнокорневые (молодая старость, бедный богач), так и однокоренные (неизмеримое измерить, незабвенное забыть, блоковское – невозможное возможно) и ассоциативно противоположные слова (любить мучения; разлучив, сдружить; находить отраду в муке).

С целью закрепления нового материала учащимся предлагается найти оксюморон в следующих отрывках из стихотворения Блока:

1. Ночь распростерлась надо мной
И отвечает мертвым взглядом
На тусклый взор души больной,
Облитой острым, сладким ядом.

2. Ты мне знаком, наперсник мой двуликий,
Мой милый друг, враждебный до конца.

3. Будь и ты моей любовью,
Милый рыцарь, я стройна,
Милый рыцарь, снежной кровью
Я была тебе верна.

4. Да! с нами ночь! И новой властью
Дневная ночь объемлет нас,
Чтобы мучительною страстью
День обессиленный погас, –
И долгие часы над нами
Она звенит и бьет крылами...

5. И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка...

6. Вдруг вижу – из ночи туманной,
Шатаясь, подходит ко мне
Стареющий юноша...

7. «Красота страшна», – Вам скажут –
Вы накинете лениво
Шаль испанскую на плечи,
Красный розан – в волосах.

Итак, рассматривая тип лирического героя, композицию некоторых стихотворений, лексические средства и стилистические фигуры, мы пришли к выводу, что контраст является основным принципом поэтики Александра Блока. Эпоха бурь и тревог, когда все ярче обрисовывалась непримиримая борьба двух миров, определила закономерность обращения искусства к художественному контрасту.
Поэт Л.Озеров в стихотворении «Есть в красках отзвуки и звуки», эпиграфом к которому поставлена блоковская строка – «Познай, где свет, поймешь, где тьма», – очень тонко и верно уловил основную черту поэзии Блока:

В борьбе, в боренье тьмы и света –
Исток контрастного письма...
И для безумного поэта,
И для холодного ума.
Не вымысел, не прихоть – это
Повелевает жизнь сама.
Как блудный сын, что на колени
Упал и вымолвил «прости», –
Пройди по всем земным ступеням,
Все из конца в конец пути.
За эту правду светотени,
Художник, жизнью заплати!

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru