ЯЗЫК ПИСАТЕЛЯ
Л.П.ШУМИЛИНА,
г.Московская обл.
ПОЭТИКА КОНТРАСТА
В течение ряда лет я провожу уроки,
посвященные писательскому мастерству. Цель
таких уроков – показать своеобразие творческой
манеры того или иного автора, помочь учащимся
осознать эстетическую ценность языковых
явлений, увидеть истоки образности и
выразительности художественного текста.
Предлагаю вниманию коллег-словесников один из
таких уроков.
На время короткой жизни А.Блока (1880–1921)
пали важные исторические события в России. Какие?
Взлеты и падения революции 1905 года, трагические
события Ходынки и 9 января, свержение
самодержавия и победа революции 1917 года.
Ощущение исторических перемен, непримиримых
противоречий действительности явилось
определяющим для мироощущения Блока. Л.Д.
Менделеева писала в своих воспоминаниях так: «В
Блоке был такой же источник радости и света, как и
отчаянья и пессимизма». Разителен контраст двух
начал, боровшихся, но уживавшихся в одной
человеческой душе. Устремленность навстречу
проснувшейся жизни, восторг перед ее мощным,
освежающим дыханием – и непреодолимый страх
перед этой жизнью. Из записей в дневнике Блока:
«Безумно люблю жизнь, с каждым днем все больше,
все житейское, простое и сложное, и бескрылое, и
цыганское...». И через некоторое время: «Пока же –
боюсь проклятой жизни, отворачиваю от нее глаза».
Так оно и было, так и шло рядом – и то, и другое:
Я коротаю жизнь мою,
Мою безумную, глухую:
Сегодня – трезво торжествую,
А завтра – плачу и пою.
Следовательно, один из существенных
моментов мироощущения Блока состоял именно в
восприятии противоречивости, контрастности
жизненных явлений. И это ощущение он стремился
передать в своем творчестве, и прежде всего в
типе лирического героя.
Лирический герой Блока многомерен. Его образ
отличается богатством и сложностью чувств и
помыслов, которые в нем сталкиваются,
трагической борьбой противоречий. Герой Блока
появляется перед нами и
...в стальной кольчуге,
И на кольчуге крест...
Он говорит о себе:
Мечту торжественных объятий
В священном трепете храню...
И его же мы видели «пригвожденным к
трактирной стойке», где он стоял «позорный и
продажный, с кругами синими у глаз».
Грани духовного мира лирического героя, казалось
бы, несовместимы: от темы Родины до темы
прожигания жизни, от величавой речи ратника на
Куликовом поле:
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. – Молись!
– до полушепота у трактирной стойки:
А ты, душа... душа глухая...
Пьяным-пьяна... Пьяным-пьяна...
Для всего этого сложнейшего
содержания Блоку надо было найти точное
поэтическое выражение. И он нашел. И тип
лирического героя, и сюжеты произведений, и
композиция многих стихотворений и поэм, и
лексика пронизаны ощущением контрастности,
интонацией сопоставления. Все это позволяет
говорить о характерной для Блока поэтике
контраста.
Первое же стихотворение Блока, которое открывает
первый том, начинается резким контрастом:
Пусть светит месяц – ночь темна.
Пусть жизнь приносит людям счастье, –
В моей душе любви весна
Не сменит бурного ненастья.
Резчайшим контрастом начинается и
одно из самых последних стихотворений – «Скифы»:
Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и
тьмы.
«Мильоны» и «тьмы», «мы» и «вы»
– предельно резкое противопоставление. По
этому принципу построена вся поэма. Учащиеся
находят и читают строфы, в которых принцип
контраста проявляется наиболее ярко.
Художественная идея нашла воплощение в ярких
образах: нового мира – России и старого мира –
Европы, которая, по Блоку, уже перестала быть
хранительницей культуры и прогресса.
С поэтикой контраста связана и символика цвета в
творчестве Блока. В его стихотворениях
соседствуют два контрастных цвета – черный и
белый, с помощью которых поэт передает свое
ощущение противоречивости бурной и трагической
эпохи:
За море Черное, за море Белое,
В черные ночи и белые дни.
Чем ночь белее, тем чернее злоба.
Это положение урока подтверждается
многочисленными примерами, которые учащиеся
находят в сборниках стихов. Все они
свидетельствуют о стремлении поэта как бы
столкнуть между собой крайние, полярные друг
другу стороны тех явлений, о которых он говорит.
Контрастность является основой композиции
многих стихотворений Блока. Учащимся
предлагается вспомнить и назвать такие
стихотворения и поэмы («Скифы», «Инок», «Песня
ада», «Анне Ахматовой», «Возмездие» и др.). Но в
первую очередь называется стихотворение
«Незнакомка». Его аналитическое перечитывание
приводит к следующим выводам: первые шесть строф
представляют собой картину ненавистного поэту
страшного мира. С помощью выразительных
художественных деталей Блок воссоздает
удушливую атмосферу будничной повседневности. В
этой части исчезла музыка блоковского стиха,
появилась грубая лексика, подчеркнутая
прозаичность деталей. Все подчинено одной цели –
показать, что скука и пошлость окружающего мира
делают жизнь человека невозможной.
Во второй части лексика, интонация, звучание
стиха меняются. В грубый, глухой мир проникает
мечта, воплощенная в образе загадочно-прекрасной
женщины. Она пришла или приснилась – неясно,
теряются конкретность изображения, ощущение
реальности, и именно это спасает лирического
героя от того, чтобы страшный и пошлый мир не
вторгся в душу, не вытеснил из нее «сокровище», не
отнял у поэта «ключ» к нему.
Тот же принцип композиционного построения
положен в основу стихотворения «Грешить
бесстыдно, непробудно...», написанного в 1914 году.
После выразительного чтения и коллективного
анализа делается обобщение: Блок видел в России
много привлекательных сторон. Но весь смысл
стихотворения заключается в том, что в первой
части беспощадно рисуются самые отвратительные
черты старой купеческой России: пьянство,
лицемерие, ханжество, жестокость, мошенничество.
Этому посвящены пять строф стихотворения. В
последних же двух строчках:
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне, –
совершенно неожиданный поворот темы.
Для чего Блок использует контрастную композицию?
Чтобы показать силу своей любви к Родине,
испытать ее на столкновении противоречий и в
романтическом контрасте утвердить это чувство с
наибольшей художественной силой.
Какие же языковые средства использует
поэт для реализации основного принципа поэтики?
Для ответа на вопрос учащимся предлагается
самостоятельно проанализировать отдельные
строфы:
Зла, добра ли? – Ты вся – не отсюда,
Мудрено про тебя говорят:
Для иных ты – и Муза, и чудо,
Для меня ты – мученье и ад.
Но больше нет ни слабости, ни силы,
Прошедшее, грядущее – во мне.
Все бытие и сущее застыло
В великой, неизменной тишине.
И я любил. И я изведал
Безумный хмель любовных мук,
И пораженья, и победы,
И имя: враг; и слово: друг.
Сделанные выводы об использовании
антонимов дополняются следующими замечаниями: в
творчестве Блока можно заметить довольно
широкий круг антонимических пар, лексическое
значение которых отражает темные и светлые
стороны человеческого бытия, философские
вопросы жизни и смерти:
сила страсти – холод ума,
люди – звери,
забвенье – избранье,
свет – тьма,
свято – грешно,
вражда – любовь,
любовь – смерть и т.д.
Для того чтобы слова-антонимы
приобрели выразительность, необходимы особые
явления, особый контекст. Учащиеся получают
задание перечитать отрывок из «Пролога» к поэме
«Возмездие» и выяснить, с какой целью текст
насыщен антонимами, придающими ему яркость и
выразительность. «Пролог» представляет
обращение к художнику, художнику слова – поэту с
напутствием познать мир. Но мир для Блока
многомерен, полярен, противоречив, поэтому
антонимы и служат для выражения авторского
восприятия окружающего мира.
До сих пор разговор на уроке шел о
лексических антонимах, но Блок, как поэт
контраста, часто использует контекстуальные
антонимы, то есть слова, которые становятся
антонимичными в определенном контексте. Ученики
хорошо знают строчки из стихотворения «На
железной дороге»:
Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.
Блок использует метафоры синие и желтые
(вагоны 1-го и 2-го классов), зеленые (вагоны 3-го
класса); желтые и синие олицетворяют
высшее сословие и его равнодушное отношение к
судьбам страны. В авторском употреблении слова желтые
и синие антонимичны слову зеленые;
глагол молчали приобретает обобщенное
значение, противоположное глаголам плакали
и пели. Учащиеся находят контекстуальные
антонимы в следующих строчках:
Пускай зовут: Забудь, поэт!
Вернись в красивые уюты!
Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!
Уюта – нет. Покоя – нет.
Пора вернуться к прежней битве,
Воскресни, дух, а плоть – усни!
Антонимы служат для создания одного из
самых распространенных стилистических приемов
– антитезы, который хорошо знаком учащимся. Но
явление антонимии лежит в основе еще одной
стилистической фигуры – оксюморона. Используя
справочники по литературе, учащиеся дают
определение этому понятию, которое дополняется
следующим комментарием: основа создания
оксюморона – соединение несоединимого. Суть его
заключается в том, что предмет характеризуется с
противоположных сторон. В состав оксюморона
входят не собственно антонимы, а противоположные
по значению слова различных частей речи, как
разнокорневые (молодая старость, бедный богач),
так и однокоренные (неизмеримое измерить,
незабвенное забыть, блоковское – невозможное
возможно) и ассоциативно противоположные
слова (любить мучения; разлучив, сдружить;
находить отраду в муке).
С целью закрепления нового материала
учащимся предлагается найти оксюморон в
следующих отрывках из стихотворения Блока:
1. Ночь распростерлась надо мной
И отвечает мертвым взглядом
На тусклый взор души больной,
Облитой острым, сладким ядом.
2. Ты мне знаком, наперсник мой
двуликий,
Мой милый друг, враждебный до конца.
3. Будь и ты моей любовью,
Милый рыцарь, я стройна,
Милый рыцарь, снежной кровью
Я была тебе верна.
4. Да! с нами ночь! И новой властью
Дневная ночь объемлет нас,
Чтобы мучительною страстью
День обессиленный погас, –
И долгие часы над нами
Она звенит и бьет крылами...
5. И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка...
6. Вдруг вижу – из ночи туманной,
Шатаясь, подходит ко мне
Стареющий юноша...
7. «Красота страшна», – Вам скажут –
Вы накинете лениво
Шаль испанскую на плечи,
Красный розан – в волосах.
Итак, рассматривая тип лирического
героя, композицию некоторых стихотворений,
лексические средства и стилистические фигуры, мы
пришли к выводу, что контраст является основным
принципом поэтики Александра Блока. Эпоха бурь и
тревог, когда все ярче обрисовывалась
непримиримая борьба двух миров, определила
закономерность обращения искусства к
художественному контрасту.
Поэт Л.Озеров в стихотворении «Есть в красках
отзвуки и звуки», эпиграфом к которому
поставлена блоковская строка – «Познай, где
свет, поймешь, где тьма», – очень тонко и верно
уловил основную черту поэзии Блока:
В борьбе, в боренье тьмы и света –
Исток контрастного письма...
И для безумного поэта,
И для холодного ума.
Не вымысел, не прихоть – это
Повелевает жизнь сама.
Как блудный сын, что на колени
Упал и вымолвил «прости», –
Пройди по всем земным ступеням,
Все из конца в конец пути.
За эту правду светотени,
Художник, жизнью заплати!
|