Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №11/2002

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

О.П.ЭХИНА,
г. Москва


ОБУЧАЮЩЕЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

8 класс

В моих восьмых классах (коррекционных) в силу специфики школы состав учащихся сменяется каждые полгода. Довольно часто приходят дети, которые утверждают, что никогда в жизни не писали изложений. И я, видя их растерянность и беспомощность, склонна им верить.
Учитель не должен ничему изумляться и хвататься за голову. Его задача – найти способы и приемы, позволяющие обучить всех, кто к нему пришел.
Один из приемов – изложение по опорным словам (по плану-подсказке с обозначением абзацных зачинов и указанием средств связи между частями текста).
При изучении (закреплении) темы в 8-м классе «Обособленные члены предложения» (прежде всего деепричастные и сравнительные обороты) можно дать изложение по М.М. Пришвину (текст изложения был опубликован в газете «Русский язык» № 36/1996).

После первого прослушивания текста (самые слабые следят по ксерокопии, которая лежит у них перед глазами) учащиеся отвечают на следующие вопросы.

1. Определите тип речи.
2. К какому стилю речи относится текст? Докажите. Найдите разговорные словечки и обороты речи в тексте. Понимаете ли вы слова теплые следы, подшумел медведя, выворотень? Почему автор пишет медведь наблюдал меня, а не за мной?
3. Какова основная мысль рассказа? Где и как она выражена? Какой вывод делает автор? Согласны ли вы с ним?
4. Как бы вы озаглавили текст?

ЗАДАНИЯ

А. Посмотрите на доску. Перед вами план изложения (пункты 1–13). Я буду читать текст еще раз, указывая при этом на пункты плана. Каждый пункт – это начало новой мысли. Следите за мной и слушайте. (Ученики, которые прежде следили по тексту, второе прочтение воспринимают только на слух.)

ПЛАН

1. Многие думают, будто...
2. Медведь, как и всякий зверь, ходит по лесу...
3. Однажды на Севере мне указали место,где...
4. Мне очень хотелось застать медведя где-нибудь...
5. Я старался ходить по лесу так же осторожно, как звери, ...
6. Терпение мое кончилось, настало время...
7. Забрав свои мешки, сел я...
8. Напротив того места,где я сел в лодку, ...
9. Охотник рассказал мне, что...
10. Вот тут-то я и вспомнил, как...
11. Досадно мне стало, что...
12. Он, оказывается,...
13. ...часто пугают детей...

ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ

1. Расскажи, что ты знаешь о повадках медведей. Где ты с ними встречался?
2. Слышал ли ты какие-нибудь истории о медведях? Страшный это зверь, по твоему мнению, или нет?

Б. Почему в нашем плане так много запятых? Что они выделяют?

а) Найдите сравнительные обороты. Сколько их?
б) Найдите деепричастный оборот. Обратите внимание: на доске справа написаны еще 3 предложения с деепричастными оборотами. Надо ли их выделять запятыми?

(Почуяв человека медведь удирает от него.
Стоя на задних лапах медведь наблюдал за мной.
Я ходил тихонько затаив дыхание.)

в) Почему стоят запятые перед словами где, что, как? Какие предложения начинаются с этих слов в данном тексте? (Придаточные.)
г) Найдите вводное слово.
д) Сколько вы видите слов с дефисным написанием? Объясните.

В. Обратите внимание на запись в углу доски и прокомментируйте ее.

[не]правда = ложь
[не]далеко = близко
убивать [не] хотелось
охотиться было [не] время
сколько [ни] ходил, встретить зверя [не] удалось

Г. Изложите текст письменно от первого лица, используя слова и обороты речи автора.

Д. Ответьте письменно на два дополнительных вопроса (см. вопросы к тексту).

Критерии оценки учителем работ – обычные. Задача учителя – не наказать ученика двойкой, а доказать ему, что это очень просто и приятно – писать изложения.

Многие думают, будто пойти только в лес, где много медведей, и так они вот и набросятся, и съедят тебя, и останутся от козлика рожки да ножки. Такая это неправда!
Медведи, как и всякий зверь, ходят по лесу с великой осторожностью и, зачуяв человека, так удирают от него, что не только всего зверя, а не увидишь даже и мелькнувшего хвостика.
Однажды на Севере мне указали место, где много медведей. Это место было в верховьях реки Коды, впадающей в Пинегу. Убивать медведя мне вовсе не хотелось, и охотиться за ним было не время: охотятся зимой, я же пришел на Коду ранней весной, когда медведи уже вышли из берлог.
Мне очень хотелось застать медведя за едой, где-нибудь на полянке, или на рыбной ловле на берегу реки, или на отдыхе. Имея на всякий случай оружие, я старался ходить по лесу так же осторожно, как звери, затаивался возле теплых следов; не раз мне казалось, будто мне даже и пахло медведем... Но самого медведя, сколько я ни ходил, встретить мне в тот раз так и не удалось.
Случилось, наконец, терпение мое кончилось, и время пришло мне уезжать. Я направился к тому месту, где была у меня спрятана лодка и продовольствие. Вдруг вижу: большая еловая лапка передо мной дрогнула и закачалась сама.
«Зверушка какая-нибудь», – подумал я.
Забрав свои мешки, сел я в лодку и поплыл.
А как раз против места, где я сел в лодку, на том берегу, очень крутом и высоком, в маленькой избушке жил один промысловый охотник.
Он-то вот и рассказал мне, что со своего берега видел медведя, как он вымахнул из тайги как раз против того места, откуда я вышел к своей лодке. Тут-то вот я и вспомнил, как при полном безветрии закачались впереди меня еловые лапки.
Досадно мне стало на себя, что я подшумел медведя. Но охотник мне еще рассказал, что медведь не только ускользнул от моего глаза, но еще и надо мной посмеялся... Он, оказывается, очень недалеко от меня отбежал, спрятался за выворотень и оттуда, стоя на задних лапах, наблюдал меня: и как я вышел из леса, и как садился в лодку и поплыл. А после, когда я для него закрылся, влез на дерево и долго следил за мной, как я спускаюсь по Коде.
– Так долго, – сказал охотник, – что мне надоело смотреть и я ушел чай пить в избушку.
Досадно мне было, что медведь надо мной посмеялся. Но еще досадней бывает, когда болтуны разные пугают детей лесными зверями и так представляют их, что покажись будто бы только в лес без оружия – и они оставят от тебя только рожки да ножки.

 

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru