ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ
О.П.ЭХИНА,
г. Москва
ОБУЧАЮЩЕЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
8 класс
В моих восьмых классах (коррекционных)
в силу специфики школы состав учащихся сменяется
каждые полгода. Довольно часто приходят дети,
которые утверждают, что никогда в жизни не писали
изложений. И я, видя их растерянность и
беспомощность, склонна им верить.
Учитель не должен ничему изумляться и хвататься
за голову. Его задача – найти способы и приемы,
позволяющие обучить всех, кто к нему пришел.
Один из приемов – изложение по опорным словам (по
плану-подсказке с обозначением абзацных зачинов
и указанием средств связи между частями текста).
При изучении (закреплении) темы в 8-м классе
«Обособленные члены предложения» (прежде всего
деепричастные и сравнительные обороты) можно
дать изложение по М.М. Пришвину (текст
изложения был опубликован в газете «Русский
язык» № 36/1996).
После первого прослушивания текста
(самые слабые следят по ксерокопии, которая лежит
у них перед глазами) учащиеся отвечают на
следующие вопросы.
1. Определите тип речи.
2. К какому стилю речи относится текст? Докажите.
Найдите разговорные словечки и обороты речи в
тексте. Понимаете ли вы слова теплые следы,
подшумел медведя, выворотень? Почему автор
пишет медведь наблюдал меня, а не за мной?
3. Какова основная мысль рассказа? Где и как она
выражена? Какой вывод делает автор? Согласны ли
вы с ним?
4. Как бы вы озаглавили текст?
ЗАДАНИЯ
А. Посмотрите на доску. Перед вами
план изложения (пункты 1–13). Я буду читать текст
еще раз, указывая при этом на пункты плана. Каждый
пункт – это начало новой мысли. Следите за
мной и слушайте. (Ученики, которые прежде следили
по тексту, второе прочтение воспринимают только
на слух.)
ПЛАН
1. Многие думают, будто...
2. Медведь, как и всякий зверь, ходит по лесу...
3. Однажды на Севере мне указали место,где...
4. Мне очень хотелось застать медведя где-нибудь...
5. Я старался ходить по лесу так же осторожно,
как звери, ...
6. Терпение мое кончилось, настало время...
7. Забрав свои мешки, сел я...
8. Напротив того места,где я сел в лодку, ...
9. Охотник рассказал мне, что...
10. Вот тут-то я и вспомнил, как...
11. Досадно мне стало, что...
12. Он, оказывается,...
13. ...часто пугают детей...
ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ
1. Расскажи, что ты знаешь о повадках
медведей. Где ты с ними встречался?
2. Слышал ли ты какие-нибудь истории о медведях?
Страшный это зверь, по твоему мнению, или нет?
Б. Почему в нашем плане так много
запятых? Что они выделяют?
а) Найдите сравнительные обороты.
Сколько их?
б) Найдите деепричастный оборот. Обратите
внимание: на доске справа написаны еще 3
предложения с деепричастными оборотами. Надо ли
их выделять запятыми?
(Почуяв человека медведь удирает от
него.
Стоя на задних лапах медведь наблюдал за мной.
Я ходил тихонько затаив дыхание.)
в) Почему стоят запятые перед словами где,
что, как? Какие предложения начинаются с этих
слов в данном тексте? (Придаточные.)
г) Найдите вводное слово.
д) Сколько вы видите слов с дефисным написанием?
Объясните.
В. Обратите внимание на запись в
углу доски и прокомментируйте ее.
[не]правда = ложь
[не]далеко = близко
убивать [не] хотелось
охотиться было [не] время
сколько [ни] ходил, встретить зверя [не] удалось
Г. Изложите текст письменно от
первого лица, используя слова и обороты речи
автора.
Д. Ответьте письменно на два
дополнительных вопроса (см. вопросы к тексту).
Критерии оценки учителем работ –
обычные. Задача учителя – не наказать ученика
двойкой, а доказать ему, что это очень просто и
приятно – писать изложения.
Многие думают, будто пойти
только в лес, где много медведей, и так они вот и
набросятся, и съедят тебя, и останутся от козлика
рожки да ножки. Такая это неправда!
Медведи, как и всякий зверь, ходят по лесу с
великой осторожностью и, зачуяв человека, так
удирают от него, что не только всего зверя, а не
увидишь даже и мелькнувшего хвостика.
Однажды на Севере мне указали место, где много
медведей. Это место было в верховьях реки Коды,
впадающей в Пинегу. Убивать медведя мне вовсе не
хотелось, и охотиться за ним было не время:
охотятся зимой, я же пришел на Коду ранней весной,
когда медведи уже вышли из берлог.
Мне очень хотелось застать медведя за едой,
где-нибудь на полянке, или на рыбной ловле на
берегу реки, или на отдыхе. Имея на всякий случай
оружие, я старался ходить по лесу так же
осторожно, как звери, затаивался возле теплых
следов; не раз мне казалось, будто мне даже и
пахло медведем... Но самого медведя, сколько я ни
ходил, встретить мне в тот раз так и не удалось.
Случилось, наконец, терпение мое кончилось, и
время пришло мне уезжать. Я направился к тому
месту, где была у меня спрятана лодка и
продовольствие. Вдруг вижу: большая еловая лапка
передо мной дрогнула и закачалась сама.
«Зверушка какая-нибудь», – подумал я.
Забрав свои мешки, сел я в лодку и поплыл.
А как раз против места, где я сел в лодку, на том
берегу, очень крутом и высоком, в маленькой
избушке жил один промысловый охотник.
Он-то вот и рассказал мне, что со своего берега
видел медведя, как он вымахнул из тайги как раз
против того места, откуда я вышел к своей лодке.
Тут-то вот я и вспомнил, как при полном безветрии
закачались впереди меня еловые лапки.
Досадно мне стало на себя, что я подшумел медведя.
Но охотник мне еще рассказал, что медведь не
только ускользнул от моего глаза, но еще и надо
мной посмеялся... Он, оказывается, очень недалеко
от меня отбежал, спрятался за выворотень и
оттуда, стоя на задних лапах, наблюдал меня: и как
я вышел из леса, и как садился в лодку и поплыл. А
после, когда я для него закрылся, влез на дерево и
долго следил за мной, как я спускаюсь по Коде.
– Так долго, – сказал охотник, – что мне надоело
смотреть и я ушел чай пить в избушку.
Досадно мне было, что медведь надо мной
посмеялся. Но еще досадней бывает, когда болтуны
разные пугают детей лесными зверями и так
представляют их, что покажись будто бы только в
лес без оружия – и они оставят от тебя только
рожки да ножки. |
|