Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №12/2002

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

Н.ШАПИРО


БОЛЬШАЯ ГОГОЛЕВСКАЯ ИГРА

4 марта исполнилось 150 лет со дня смерти Николая Васильевича Гоголя. (Этой годовщине мы посвятили часть материалов в № 9.) Такая дата уже не вызывает скорбных чувств, но подталкивает к размышлениям о том, что значит Гоголь для нас – для миллионов читателей и почитателей, для нас – учителей русского языка и литературы, для каждого из нас в отдельности.

Есть опасение, что у части наших учеников это имя связано с тягостными переживаниями. Одни обреченно вздыхают при виде длиннющего запутанного гоголевского предложения, которое им надо разобрать синтаксически, но вряд ли удастся. Другие мучительно сочиняют на тему «Сравнительная характеристика помещиков из “Мертвых душ”» или «Образ Хлестакова в комедии “Ревизор”». «Незримые, невидимые миру слезы» великого писателя чаще всего не находят достаточного отклика в душах подростков, а необходимость говорить и писать о них нередко порождает либо бойкую зазубренную скороговорку, фальшивую декламацию, либо злые, хорошо видные и понятные миру слезы бессилия.

Но зато как благодарно откликаются дети (и не только дети, конечно) на гоголевский смех, тот самый, который позже сам Гоголь в «Авторской исповеди» осудит, написав: «Я увидел, что в сочинениях моих смеюсь даром, напрасно, сам не зная зачем. Если смеяться, так уже лучше смеяться сильно и над тем, что действительно достойно осмеяния всеобщего». Каждый учитель, наверное, переживал вместе со своим классом минуты острого наслаждения, когда сначала взметнулся лес рук – все хотят читать по ролям, а потом все затихли в предвкушении, и наконец звучат в несовершенном детском исполнении удивительные фразы: «И министерия-то, вот видите, и подослала чиновника, чтобы узнать, нет ли где измены», «И такой пребойкий мальчик, будет так же, как и отец, содержать трактир», «Ничего, ничего, я так: петушком, петушком побегу за дрожками», «А ваши губки, сударыня, лучше, нежели всякая погода», «Мы удалимся под сень струй», «Она сама себя высекла». Все смеются дружно, но это не «осмеяние всеобщее» пороков чиновничества николаевской России, а разделяемое с товарищами доброе понимание смешного в человеке, выраженного прежде всего в удивительном языке.

В.Набоков в «Лекциях о русской литературе» написал о Гоголе, что «его произведения, как и всякая великая литература, – это феномен языка, а не идей». Эту мысль можно принимать или оспаривать. Последняя же фраза набоковской лекции всех примирит: «Но вот то, что Гоголь родился 1 апреля, это правда».

Совместное переживание наслаждения гоголевским языком можно продолжить и после уроков. Один из способов – Большая гоголевская игра. Большая игра требует большой и серьезной подготовки: игроки и болельщики перечитывают произведения писателя, ведущий готовит карточки с заданиями, его помощники учат наизусть отрывки, которые прозвучат во время игры, разыскивают записи музыкальных произведений на гоголевские сюжеты, проверяют аппаратуру, запасают призы и сладкое угощение для итогового пира, на который сойдутся победители и побежденные, жюри и болельщики.

Некоторые задания игры

1. Разминка. Ведущий задает вопросы по очереди, если команда затрудняется ответить или отвечает неправильно, вопрос переходит к соперникам.

1. Где делается луна?
2. Почему черт задумал украсть месяц?
3. Почему мы не можем видеть своих носов?
4. Как отличить чиновника иностранной коллегии от чиновников других департаментов?
5. Почему от заседателя в суде пахнет водкой?
6. Почему у мужиков Плюшкина дырявые крыши?
7. Какую картинку, более десяти лет висевшую на одном месте, видели в Петербурге два героя разных повестей?
8. Кто и почему просил друга, чтобы тот отрезал ему нос?
9. Почему заплакал новорожденный Башмачкин?
10. Почему городничий был вынужден навестить Ивана Ивановича?
11. Почему возникло предположение, что сам воздух в Малороссии способствует пищеварению?

2. Словарь пасичника Рудого Панька.
Команды получают по листку с отрывками. Задание – вставить нужное слово в отрывки, назвать произведения, из которых они взяты.

Для первой команды

По лицу его дочки заметно было, что ей не слишком приятно тереться около возов с мукою и пшеницею. Ей бы хотелось туда, где под полотняными _________ нарядно развешаны красные ленты, серьги, оловянные, медные кресты и дукаты. (Стричками, синдячками, ятками.)
Батюшка всего получил за весь пост мешков пятнадцать ярового, проса мешка четыре, ________ с сотню, а кур, если сосчитать, то не будет и пятидесяти штук, яйца же большей частию протухлые. Но воистину сладостные приношения, сказать примерно, единственно от вас предстоит получить, Хавронья Никифоровна! (Книшей, кунтушей, оселедцев).

Для второй команды

– О, не дрожи, моя красная калиночка! Прижмись ко мне покрепче! – говорил парубок, обнимая ее, отбросив _________, висевшую на длинном ремне у него на шее, и садясь вместе с нею у дверей хаты. (Винницу, бандуру, макитру.)
Солоха думала долго, куда спрятать такого плотного гостя; наконец выбрала самый большой мешок с углем; уголь высыпала в кадку, и дюжий голова влез с усами, с головою и с ________ в мешок. (Капелюхами, каганцами, очипками).

Пока команды работают, болельщики получают свое задание – листки со словами из того же словаря. Нужно заключить в скобки тематически неподходящее слово, записать тему.
  • Кораблик, жупан, очипок, плахта, малахай, кунтуш.

  • Дижа, кухоль, макитра, люлька.

  • Макогон, бондарь, голодрабец, чумак, наймыт, перекупка.

  • Хустка, кобза, сопилка, бандура.

  • Галушки, пампушки, смушки, путря, шишка, юшка.

3. Если бы кому-нибудь достался листок со словами лысый дидько, дьявол, столетняя ведьма, антихрист, в скобки бы нечего было заключать: все эти слова (они встречаются в речи героев гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки») обозначают нечистую силу.
«Выражается сильно российский народ», – говорил Гоголь. Отдельные представители малороссийского народа, судя по «Вечерам», выражаются особенно сильно.
Кто уснащал свою речь такими проклятиями?

Чтоб ты подавился... Чтоб твоего отца горшком в голову стукнуло... Чтоб он подскользнулся на льду... Чтоб ему на том свете черт бороду обжег...

4. Нечистая сила появляется не только в речи эмоциональных героев, но и собственной персоной. Определите, чьи это портреты и из каких произведений.

Совершенно провалившийся между носом и острым подбородком рот, вечно осененный язвительною улыбкой, небольшие, но живые, как огонь, глаза и беспрестанно меняющиеся на лице молнии предприятий и умыслов – все это как будто требовало особенного, такого же странного для себя костюма, какой именно был тогда на нем. Этот темно-коричневый кафтан, прикосновение к которому, казалось, превратило бы его в пыль; длинные, валившиеся по плечам охлопьями черные волосы; башмаки, надетые на босые загорелые ноги, – все это, казалось, приросло к нему и составляло его природу.

Всякого проберет страх, когда нахмурит он, бывало, свои щетинистые брови и пустит исподлобья такой взгляд, что, кажется, унес бы ноги бог знает куда...

Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире...

5. Кого принимали за нечистую силу несправедливо: мать кузнеца, мачеху сотниковой дочки, свояченицу головы?
6. Каждая команда получает лист с иллюстрацией художника Сергея Тюнина к «Мертвым душам» и определяет, какое именно место поэмы проиллюстрировано.

1.jpg (18882 bytes)

1.

 

2.

 7. «Чудно устроено на нашем свете! Все, что ни живет в нем, все силится перенимать и передразнивать один другого», – удивлялся Гоголь. Может, поэтому так хороши знаменитые гоголевские сравнения. Каждая команда получает листок со второй частью сравнения и восстанавливает первую часть.

...как во время великого приступа кричит своему взводу: «Ребята, вперед!» – какой-нибудь отчаянный поручик, которого взбалмошная храбрость уже приобрела такую известность, что дается нарочный приказ держать его за руки во время горячих дел. Но поручик уже почувствовал бранный задор, все пошло кругом в голове его; перед ним носится Суворов, он лезет на великое дело...

...как молдаванские тыквы, называемые горлинками, из которых делают на Руси балалайки, двухструнные легкие балалайки, красу и потеху ухватливого двадцатилетнего парня, мигача и щеголя, и подмигивающего и посвистывающего на белогрудых и белошейных девиц, собравшихся послушать его тихострунного треньканья.

8. Из каких произведений эти «белогрудые и белошейные девицы»? (Предупредим: не все произведения написаны Гоголем.)

1) Интересуется какой-то бубновый король: слезы, любовное письмо; слева трефовый изъявляет большое участие, но какая-то злодейка мешает. Трефовый король значит здесь дворянин. Купцу далеко до трефового короля. Да чтоб у меня был такой злой муж! Не хочу! Не хочу! У него борода – станет есть, все по бороде потечет. Нет, не хочу! Такое несчастное положение у девицы, особливо еще и влюбленной. Никто из мужчин не хочет войти в это или хотя бы понять это!

2) Не пойду я за купца, ни за что не пойду! – За тем разве я так воспитана; училась и по-французски, и на фортепьянах, и танцевать! Нет, нет! Где хочешь, а достань благородного... Что мне в твоем купце! Какой он может иметь вес? Где у него амбиция? Мочалка-то его, что ли, мне нужна? Лучше умру сейчас, до конца всю жизнь выплачу: слез недостанет, перцу наемся... И пуще всего... чтобы не курносого, беспременно, чтобы был брюнет; ну, понятное дело, чтоб и одет был по-журнальному.

3) Ну что, если не сбудется то, что говорил он?.. Ну что, если меня не выдадут? если... Нет, нет; этого не будет! Мачеха делает все, что ей ни вздумается; разве и я не могу делать того, что мне вздумается? Упрямства-то и у меня достанет. Какой же он хороший! как чудно горят его черные очи! как любо говорит он... как пристала к нему белая свитка! еще бы пояс поярче! пускай уже, правда, я ему вытку, как перейдем жить в новую хату. Не подумаю без радости.

4) Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша?.. Лгут люди, я совсем не хороша... Разве черные брови и очи мои... так хороши, что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом вздернутом кверху носе? и в щеках? и в губах?.. Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж!.. Да, парубки, вам ли чета я? вы поглядите на меня, как я плавно выступаю; у меня сорочка шита красным шелком. А какие ленты на голове!..

9. Двойной конкурс красноречия. Команда получает два листка с именами гоголевских персонажей (Селифан, Ляпкин-Тяпкин, Собакевич, Чичиков, Башмачкин) и готовит короткие речи от их имени. Своей речью игрок (персонаж) должен убедить жюри, что именно он должен стать победителем конкурса красноречия..
Пока команды готовятся к выступлению, болельщики работают над листками с заданием: рядом с именами персонажей (Петрушка, Чичиков, Ляпкин-Тяпкин, Левко) написать, что известно о том, как и что они читают.
10. Если есть возможность, команды слушают музыкальные фрагменты, записывают имена композиторов и названия произведений (это могут быть «Майская ночь» Римского-Корсакова, «Черевички» Чайковского, «Мертвые души» Щедрина и т.д.)
11. Какие приметы знакомого гоголевского произведения обнаруживаются в рассказе японского писателя Акутагавы «Бататовая каша»?

Было это в конце годов Гэнкэй, а может быть, в начале правления Нинна. Точное время для нашего повествования роли не играет. Читателю достаточно знать, что случилось это в седую старину, именуемую Хэйанским периодом... И служил среди самураев регента Фудзивара Мотоцунэ некий гои. Это был человек чрезвычайно неприглядной наружности. Начать с того, что он был маленького роста. Нос красный, внешние углы глаз опущены. Усы, разумеется, реденькие. ...
Никто не знал, когда и каким образом этот человек попал на службу к Мотоцунэ. Достоверно было только, что он с весьма давнего времени ежедневно и неутомимо отправляет одни и те же обязанности, всегда в одном и том же выцветшем суйкане и в одной и той же измятой шапке... Самураи же, равные ему по положению, всячески издевались над ним... Временами они позволяли себе весьма жестокие шутки. Перечислить их все просто не представляется возможным, но, если мы упомянем здесь, как они выпивали из его фляги сакэ и затем мочились туда, читатель легко представит себе остальное. Тем не менее гои оставался совершенно нечувствителен к этим проделкам. Лишь когда издевательства переходили все пределы, например, когда к узлу волос на макушке ему прицепляли клочки бумаги или привязывали к ножнам его меча соломенные дзори, тогда он странно морщил лицо – то ли от плача, то ли от смеха – и говорил: «Что уж вы, право, нельзя же так...»... Был один рядовой самурай, совсем молодой человек, приехавший из провинции Тамба. Конечно, вначале он тоже вместе со всеми без всякой причины презирал красноносого гои. Но как-то однажды он услыхал голос, говоривший: «Что уж вы, право, нельзя же так...»... И с тех пор эти слова не шли у него из головы...

(1916 г.)

12. Конкурс чтецов. Каждая команда получает листок с текстом одного из стихотворений Александра Кушнера, готовит выразительное чтение.

1.

Скучно, Гоголь, жить на этом свете!
Но повеет медом иногда
От пушистых зонтичных соцветий!
Чудно жить на свете, господа!

Господа посматривают косо,
Хмуро, кисло, заняты другим.
А еще дымком от паровоза
Вдруг пахнет и паром полевым.

Он ползет, грязнуля и неряха,
Из Полтавы, может быть, Орла,
Словно пылкость взял у Шлиппенбаха,
И пыхтит, и воет, как пчела.

Ах, и сам я мрачностью страдаю
И всю жизнь с собой борюсь.
Отбивайся! лезь в Петрову стаю!
Кипятись, как Боур или Брюс!

Лучший способ, может быть, и метод
Жить среди печалей и обид,
Не сдаваясь: сдашься – кто за этот
Сладкий пар и запах постоит?

2.

Быть классиком – значит стоять на шкафу
Бессмысленным бюстом, топорща ключицы.
О Гоголь, во сне ль это все, наяву?
Так чучело ставят: бекаса, сову.
Стоишь вместо птицы.

Он кутался в шарф, он любил мастерить
Жилеты, камзолы.
Не то что раздеться – куска проглотить
Не мог при свидетелях, – скульптором голый
Поставлен. Приятно ли классиком быть?

Быть классиком – в классе со шкафа смотреть
На школьников; им и запомнится Гоголь
Не странник, не праведник, даже не щеголь,
Не Гоголь, а Гоголя верхняя треть.

Как нос Ковалева. Последний урок:
Не надо выдумывать, жизнь фантастична!
О, юноши, пыль на лице, как чулок!
Быть классиком страшно, почти неприлично.
Не слышат: им хочется под потолок.

Ответы

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru