ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ
Добрый день, уважаемая редакция любимой и
такой необходимой газеты!
На первой странице № 4/2002 в разделе «Поделимся
опытом» Надежда Шапиро приглашает нас
поделиться своим опытом в рубрике «Полезные
мелочи». Прекрасная рубрика! Ведь эти мелочи
собирает учитель по крупицам в книгах, журналах,
на уроках коллег, подслушивает у своих учеников,
придумывает сам. И первые семь «полезных
мелочей» со с. 15 уже пошли в дело. Уверена, что все
читатели поддержат рубрику своими
«мнемоничками»...
С.Г. Зелинская, г. Воронеж
Редакция рада еще одному доброжелательному
отзыву на появление новой рубрики. «Мнемонички»,
присланные Светланой Геннадиевной, будут
опубликованы в очередном выпуске, а сейчас
познакомьтесь с тем, что получено нами раньше.
Ждем новых поступлений и от вас, дорогие
читатели.
Н.ШАПИРО
Продолжение. См. № 4, 8/2002
ПОЛЕЗНЫЕ МЕЛОЧИ
1. Похожи на настоящие
Стихотворные ритмы и рифмы могут быть
подспорьем при изучении безударных окончаний
глаголов и суффиксов причастий. Учитель знает, в
каких глаголах чаще всего ошибаются ученики.
Придумаем для запоминания что-то вроде
рифмованных пословиц с неправильными
ударениями:
Они борЮтся, а не сдаются.
Не пашУт и не сеЮт, только песенки поют.
Хорошо строЯт – дома вечно стоят.
Карандаш клеЯщий похож на настоящий.
Теплые дни настают – скоро снега растаЮт.
(Вариант: быстро сугробы таЮт.)
Ежики колЮтся, в руки не даются.
Такие рифмованные предложения приятно
произносить и запоминать, если в классе
атмосфера соответствующая – деловая, но
открытая для шутки. Однако ученики могут и
фыркнуть, и недоуменно пожать плечами: что за
неграмотные глупости им предлагают заучивать?
Учителю надо подумать, стоит ли рисковать, чтобы
не оказаться в положении одного из героев
рассказа Фазиля Искандера «Защита Чика».
«Был урок русского языка, который
проводил Акакий Македонович. У него была
привычка в стихотворной форме писать правила
русской грамматики на доске, а потом эти
стихотворные правила ученики должны были
переписать в свои тетради и заучить наизусть. Эти
правила в стихах Акакий Македонович сам
придумывал и тихо гордился этой своей
способностью. Другим учителям и в голову не
приходило арифметические или физические законы
представлять в стихотворной форме. Это умел
только Акакий Македонович. И он этим тихо
гордился, хотя ученики часто посмеивались над
его грамматическими стихами. Но они никогда не
смеялись при нем, обычно на перемене. А тут Чик не
утерпел.
Сегодня Акакий Македонович своим красивым
наклонным почерком написал на доске стихи на
тему «Как пишется частица не с наречиями».
Как писать частицу не
В нашей солнечной стране?
То ли вместе, то ли врозь?!
Не надеясь на авось,
Вы поймете из примера,
Нужного для пионера.
НЕКРАСИВО жить без цели,
Это так, но в самом деле
НЕ КРАСИВО, а ужасно
Жить без цели, жить напрасно.
И теперь любому ясно,
Как писать частицу не
В нашей солнечной стране.
Это были обычные для Акакия
Македоновича гладкие стихи, ласково всовывающие
в головы учеников правила русской грамматики.
Якобы всовывающие. Все равно ученики запоминали
правила грамматики по учебнику, а стихи
приходилось заучивать наизусть в угоду Акакию
Македоновичу.
Чика всегда раздражали и смешили эти стихи. Они
раздражали и смешили его своей вкрадчивой и
наивной хитростью. Они как бы говорили: «А теперь,
ребята, соберемся в кружок и поиграем в
стихотворение. Это будет и приятно, и полезно».
На самом деле Чик ничего в них ни приятного, ни
полезного не находил. И другие ученики тоже не
находили. Но всем приходилось смиряться и учить
наизусть эти стихи».
Приведенный отрывок следует
рассматривать прежде всего как предостережение.
Но можно увидеть в нем и совсем неплохой
дидактический материал.
2. Может, утка, может, бочка...
Ученикам трудно бывает определить
падеж существительного второго склонения. И даже
требование ставить от слова к слову двойной
вопрос: что? кто? или кого? чего? не всегда
помогает. Научим решительно подставлять вместо
сомнительного слова существительное первого
склонения – и дети уже не смогут спутать
винительный падеж ни с родительным, ни с
именительным. И совсем не обязательно подбирать
подходящее по смыслу – для того чтобы прояснить
падеж зависимого слова в сочетании прочитал
роман, одинаково пригодны и прочитал книгу,
и прочитал бочку, и прочитал утку. Лучше
договориться о постоянном применении
какого-нибудь одного слова и не отвлекаться на
содержание.
3. Да ты же сам знаешь, джазист!
Галина Савельевна Крюкова так учит
детей запоминать согласные, после которых
пишется суффикс профессии -чик: «Когда
пишется -чик? Да ты же сам знаешь!». Первые
буквы в словах ответа – именно те, которые нужно
запомнить: Д, Т, Ж, С, З».
А ученики Ольги Евгеньевны Кармаковой это же
правило усваивают с помощью слова джазист.
4. Надежда поможет?
Наверное, мало есть на свете людей,
говорящих по-русски и ни разу не допустивших
ошибки в употреблении глаголов одеть и надеть.
Вот простой прием, который поможет и нам, и нашим
ученикам контролировать себя (он предлагается в
учебнике для 5-го класса под редакцией М.В.
Панова). Запомним: одевать Надежду – надевать
одежду.
5. О пользе щей
Почему надо писать мужЧина, но женЩина?
Ответить просто, если вспомнить, что кого
интересует: мужа – чин, жену – щи. Об этом
смешном и эффектном трюке рассказал нам Эдуард
Львович Безносов.
Щи в уменьшительно-ласкательном виде
помогают детям запомнить все буквы,
соответствующие глухим согласным. Надо всего
лишь выучить такой диалог: «Степка, хочешь
щец?» – «Фи!». Чуть измененный вариант
прислала нам Ирина Александровна Сильвестрова
из г. Барнаула: «Фока, хочешь поесть щец?». Она
же предлагает запоминать буквы, соответствующие
звонким согласным, с помощью фразы «Мы же не
забывали друга». Правда, это может помешать
ученикам при фонетическом разборе, когда они
должны думать не о буквах, а о звуках. Зато очень
пригодится при написании слов с приставкой на -з/-с.
|