УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
В.Л.КРОЛИКОВА
ОСВОЕНИЕ ИГРОВОГО МЕТОДА
Предлагаем нашим читателям познакомиться с
фрагментом аттестационной работы Валентины
Леонидовны Кроликовой «Система повышения
орфографической грамотности учащихся. Обобщение
и анализ практического опыта». В.Л. Кроликова –
учитель высшей категории со стажем 28 лет –
преподает в средней школе № 6 г. Соликамска
Пермской области. Мы выбрали часть, посвященную
интеллектуальным играм. Они развивают
любознательность, вызывают интерес учащихся к
урокам русского языка.
Появившийся у учащихся интерес к
изучению родного языка необходимо поддерживать
на протяжении всех лет работы с детьми, без этого
не может быть плодотворного усвоения ни одного
школьного предмета, в том числе и русского языка.
Книги по занимательной грамматике помогают
вызвать интерес у школьников к лингвистике, учат
анализировать языковые факты, помогают понять
строй русского языка, дают представление о науке
о языке как о деле важном и занимательном
одновременно. Уроки и внеклассные занятия, в
которые включен занимательный материал
(подобрать его просим самих детей), никого не
оставляют равнодушным, даже у самых слабых
учеников они вызывают интерес.
Развить любознательность, стремление
к познанию, которые заложены в каждом человеке,
помогают интеллектуальные игры. Одна из таких
игр – кроссворд.
Вот особенно ценное мнение о пользе
кроссворда (с ним знакомим учащихся), его
высказал известный врач-психиатр: «Считаю
кроссворды очень полезной “гимнастикой ума”. По
моим наблюдениям, у них веские преимущества
перед различными настольными играми, включая
шахматы. Во-первых, тут нет информативной
монотонности, присущей этим играм. Ведь обычные
кроссворды с каждым определением переключают
деятельность нашего мозга из одной сферы
познания в другую. Во-вторых, момент разгадки
зачастую сопровождается реакциями типа
“эврика!”, поэтому очень стойко наша память
фиксирует новую информацию, что немаловажно. Не
менее полезно и составлять кроссворды. Несмотря
на то, что при этом приходится просматривать
массу литературы, мозг, как это ни парадоксально,
отдыхает, пополняя и обогащая свой “отдел
информации”».
Учитывая преимущества этой
интеллектуальной игры перед всеми остальными, на
своих уроках используем кроссворд по каждой
орфографической теме (в качестве
дополнительного домашнего задания для желающих).
Требования к выполнению домашнего задания в
такой форме очень жесткие: нужно не только
заполнить кроссворд (эту часть работы обычно с
удовольствием выполняет вся семья: родители,
братья, сестры!), но и обозначить изучаемую
орфограмму (эту часть задания ученик делает
самостоятельно, выполняя ее ниже начерченного и
заполненного уже кроссворда). Кроссворды по
орфографическим темам ученики сдают на проверку
учителю, когда тема изучена полностью, то есть
ребенок имеет возможность поработать над
выполнением такого домашнего задания несколько
дней. Хотя работа над кроссвордом предлагается
желающим, выполняют это задание всегда все. Те
кроссворды, которые по какой-либо причине не были
использованы при изучении данной
орфографической темы, предлагаем этим же детям в
старших классах при повторении материала, но в
качестве обязательного домашнего задания.
Кроссворды, составленные на основе
списка слов «Пиши правильно», используются на
уроках обобщающего повторения по каждой
грамматической теме вместо словарного диктанта.
Ученики к такому словарному диктанту готовятся
дома: в специально заведенной для этой цели
тетради в клетку (все кроссворды выполняются в
ней) перечерчивают сетку кроссворда, думают, как
его заполнить, но не заполняют. На уроке кто-то из
учеников читает вопрос, отвечает на него, после
чего все заполняют кроссворд. Такая форма работы
со словами из списка «Пиши правильно» нравится
детям, времени на нее затрачивается столько же,
сколько и на обычный словарный диктант. Так как
работа над правописанием этих слов ведется на
каждом уроке, то оценка «четыре» считается
плохой, но она выставляется в журнал, как и за
всякую контрольную работу.
Все предлагаемые кроссворды
составлены с единственной целью – доставить
удовольствие и радость детям. В целях экономии
времени слова в кроссвордах расположены только
по горизонтали; таким образом, в предлагаемых
кроссвордах слова не пересекаются, а только
образуют какую-либо фигуру (см. Приложение 1).
Для кроссвордов использованы слова,
которые ученики должны уметь писать правильно,
так как соответствующие орфограммы им известны.
Заполняя кроссворды, они закрепят полученные на
уроках по орфографии знания в необычной форме,
что, несомненно, оживит работу памяти. Кроме того,
ученики узнают правильное толкование слов, что
очень важно, так как без понимания смысла слов
невозможно ясно излагать свои мысли. Дети сами
убеждаются в том, что освоение словарного запаса
и умение грамотно писать слова – необходимые
условия для выполнения их любимого задания.
Понимая значимость кроссворда в воспитании
познавательных интересов учащихся, во
внеурочное время знакомим с историей
возникновения этой интересной и полезной
интеллектуальной игры, с правилами решения и
методикой составления кроссвордов. Материал для
бесед можно взять из книги Н.Д. Лопатина «Мир
кроссворда» (СПб., 1995). Очень скоро можно будет
увидеть, что кроссворд, который делает наш досуг
радостным и интересным, расширяет кругозор,
тренирует память, оттачивает сообразительность,
учит настойчивости, умению работать со
справочной литературой, способствует
активизации общения – становится любимой игрой
учеников и их родителей.
Не меньшую радость у ребят вызывает
использование на уроках и во внеурочное время
ребусов-головоломок, требующих для разгадки
сообразительности, фантазии, четкой работы
мысли.
С правилами расшифровки и составления
ребусов (см. Приложение 2) знакомим учащихся 5-го
класса в начале года. Ребят радует, что они часто
будут расшифровывать ребусы-слова с трудными
написаниями, а учитель знает, что так им легче
освоить слова, предусмотренные программой для
запоминания.
Использование ребусов повышает
активность ребят, способствует увеличению их
словарного запаса, развитию лингвистической
зоркости.
Задания занимательного характера
вызывают интерес у учеников еще и потому, что им
известно: это – творчество самого учителя. Для
учеников 5–7-х классов составлены ребусы по всем
словам для запоминания, ребусы по темам:
«Местоимение», «Имя числительное»,
«Фразеологизмы», «Пословицы и поговорки». Они с
успехом используются как на уроках, так и для
проведения внеурочных мероприятий. Так,
например, ребусы, в которых зашифрованы
пословицы и поговорки, применяем на уроках
литературы при изучении соответствующей темы в
7-м классе, на уроках русского языка – для
синтаксического разбора, во внеурочное время –
для проведения различных игр с буквами и словами.
Когда ребята видят, что учитель
пытается что-то сделать сам, то и у них появляется
желание проявить себя, они приветствуют любые
формы творческих работ и на уроках русского
языка, и на уроках литературы. С увлечением
ребята начинают составлять ребусы и кроссворды
для учащихся начальных классов. Ученица 7-го
класса принимала участие в научно-практической
конференции наравне со старшеклассниками. Тема
ее реферата – «Кроссворд – полезная и
интересная игра», в работу были включены
кроссворды, составленные ею для проведения
уроков русского языка в начальных классах.
Теперь этими кроссвордами пользуются учителя
начальных классов на своих уроках.
Главное – включить ребят в интересный
процесс познания, на деле воплощать идеи
педагогики сотрудничества, поэтому формы
урочной и внеурочной работы рождаются в
сотворчестве с учениками, их родителями. Так,
вместе с детьми придуманы игры: «Почему? Зачем?
Как?», «Чудеса в решете», «Великолепная семерка»,
«Счастливый случай», «Умники и умницы». Сначала
ребята с увлечением подбирали из газет, журналов,
книг по занимательной грамматике необходимый
для проведения этих игр дидактический материал,
а теперь уже сами составляют и шарады, и
анаграммы, и логогрифы, и метаграммы, придумывают
вопросы, основанные на омонимии, многозначности
слов. Весь накопленный материал учащиеся
систематизировали, а родители помогли детям
окончательно его оформить для проведения игр.
Одна из шестиклассниц начала готовить материал к
научно-практической конференции, основная мысль
ее работы: русский язык – это увлекательная
наука о законах нашего языка.
Помня, что только в игре ребенок
раскрепощается, а раскрепостившись, он может и
творить, и познавать в творчестве, не забываем и о
том, что игра не должна уводить от усвоения
трудных вопросов грамматики, а делать это
усвоение прочным и интересным. В игровой форме
удачно проходят уроки обобщающего повторения
материала.
Приложение 1.
КРОССВОРДЫ ПО ОРФОГРАФИИ
5-й класс
Повторение пройденного в начальных
классах
Непроизносимые согласные в корне
слова
Кроссворд 1
1. День торжества, установленный в
честь или в память кого/чего-нибудь.
2. Обладающий мужеством, достойный славы.
3. Лишенный способности речи.
4. Не письменный, произносимый.
5. Небесное светило, раскаленное небесное тело
шарообразной формы, вокруг которого вращается
Земля, а
также другие планеты нашей Галактики.
6. Приятный на вкус.
7. Способный вызвать, причинить вред, несчастье.
8. Сооружение в виде ряда ступеней для подъема и
спуска.
9. Тот, кто участвует в чем-либо.
10. Полный веселья, радости.
11. Дождливый, пасмурный.
12. Такой, которому благоприятствуют удача, успех,
счастье.
13. Полный очарования, обаяния, привлекательности,
прелести.
14. Пространство, определенное место, участок на
земной поверхности.
15. Такой, о деятельности которого все хорошо
знают, пользующийся славой.
16. Водяное или болотное растение из семейства
злаков с коленчатым твердым стволом.
17. Совершенно небывалый, необычайный, являющийся
чудом.
18. Добросовестный, проникнутый искренностью и
прямотой.
19. Вызывающий ужас, чувство сильного страха,
доходящего до подавленности, оцепенения.
20. Центральный орган кровообращения в виде
мускульного мешка.
21. Наречие времени, обозначающее «после
установленного, нужного времени».
22. Антоним к словам занимательный, увлекательный.
23. Очень красивый.
24. Исполненный чувства легкой печали, уныния,
грусти.
Буквы а, у, и после шипящих
Кроссворд 2
1. Небольшие лесные птицы из отряда
воробьиных, обычно с серым оперением.
2. Травянистое растение с продолговатыми
съедобными листьями кислого вкуса.
3. Подвижные органы осязания, хватания у
насекомых и некоторых других животных.
4. Широкое пространство, широта.
5. Плоские деревянные полозья для хождения по
снегу.
6. Инструмент для прокалывания отверстий в виде
заостренной спицы с рукояткой.
7. Небольшой, чаще лиственный лес.
8. Соединить посредством шитья.
9. Небольшой, округлой формы, с ручкой, сосуд для
питья.
10. Антоним к слову родной.
11. Выплавленное из руды железо с примесью
углерода, более хрупкое и менее ковкое, чем сталь.
12. Густой, частый лес, заросль.
13. Хищная пресноводная рыба с плоской вытянутой
головой и удлиненным телом.
14. Группа специалистов, присуждающая премии на
выставках, конкурсах, состязаниях.
15. Нечто небывалое, сверхъестественное.
16. Дикая кустарниковая роза с простыми, не
махровыми цветками.
17. Отсутствие шума, тихая обстановка.
18. Резиновый или железный обруч на ободе колеса.
Разделительные ъ и ь
Кроссворд 3
1. Млекопитающее, наиболее близкое к
человеку по строению тела.
2. Извещение о чем-либо, напечатанное в газете,
журнале или вывешенное где-либо.
3. Тот, кто предъявляет какой-нибудь документ.
4. Действие, в результате которого получается
фото- или киноизображение.
5. Перемещение наверх, придание чему-нибудь более
высокого положения.
6. Группа живущих вместе родственников.
7. Снежная буря.
8. Старинное колющее и метательное оружие на
древке.
9. Небольшие водные потоки.
10. Огнестрельное оружие с длинным стволом.
11. Повреждение, недостаток.
12. Драматическое произведение для театрального
представления.
13. Величина предмета по длине, высоте и ширине,
измеряемая в кубических единицах.
14. Одежда, носимая поверх белья.
15. Те, кто связан с кем-нибудь дружбой.
16. Высотой в два яруса.
17. Письменное или устное изложение в оправдание
чего-нибудь, признание в чем-нибудь.
18. Антоним к слову легкомысленно.
Мягкий знак после шипящих на конце
имен существительных
Кроссворд 4
1. Ветхие, старые вещи.
2. Молодое поколение, молодые люди.
3. Часть здания – ряд помещений, расположенных на
одном уровне.
4. Бьющий из земли источник, родник.
5. Специалист с высшим образованием, лечащий
больных.
6. Согнутая в кольцо пластина, стержень, прут.
7. Постройка из жердей, покрытых ветками, соломой,
травой.
8. Ребенок, маленький мальчик.
9. Легкое, обычно непромокаемое пальто.
10. Ползучее растение, цепляющееся за опору,
которую оно обвивает.
11. Шерстяная или шелковая ткань с длинным ворсом.
12. Письменная принадлежность – графитная
палочка, оправленная в дерево.
13. Изображение чего-нибудь чертами, линиями на
плоскости.
14. Злак, из молодых зерен которого выпекают
черный хлеб.
15. Разговор, беседа, публичное выступление.
16. Лицо женского пола по отношению к своим
родителям.
17. Глухое место, удаленное от людей, оторванное от
культурных центров.
18. Пролом в стене, в корпусе корабля.
19. Частое сокращение мышц (от холода).
20. Неправда, намеренное искажение истины.
21. Дикие животные, на которых охотятся.
22. Каменное или металлическое сооружение для
приготовления горячей пищи.
Вспомни словарные слова
После темы «Повторение пройденного в
начальных классах»
Кроссворд 5
1. Антоним к наречию налево.
2. Человек, занимающийся спортом.
3. Антоним к наречию направо.
4. Игра на льду в шайбу с клюшкой на коньках.
5. Антоним к наречию влево.
6. Здание большой станции на путях сообщения.
7. Антоним к наречию внизу.
8. Заплечный вещевой мешок.
9. Синоним к наречиям внезапно, неожиданно.
10. Антоним к наречию вперед.
11. Группа экспертов, присуждающая премии на
выставках, конкурсах.
12. Спортивное состязание в игре, например, в
футболе.
14. Антоним к наречию вправо.
13. Антоним к наречию справа.
15. Наречие, образованное от числительного три.
16. Антоним к слову назад.
17. Наречие, образованное от числительного два.
18. В скором времени.
19. Спортивная игра в мяч двух команд, каждая из
которых стремится забить его в ворота
противника.
20. Антоним к наречию слева.
21. Игра, в которой мяч забрасывают руками в
подвешенную корзину.
22. Небольшая книжка.
Ключи к кроссвордам
1. Непроизносимые согласные в корне
слова.
1. Праздник. 2. Доблестный. 3.
Бессловесный. 4. Устный. 5. Солнце. 6. Вкусный. 7.
опасный. 8.Лестница. 9. Участник. 10. Радостный. 11.
Ненастный. 12. Счастливый. 13. Прелестный.
14. Местность. 15. Известный. 16. Тростник 17.
Чудесный. 18. Честный. 19. Ужасный. 20. Сердце.
21. Поздно. 22. Неинтересный. 23. Прекрасный. 24.
Грустный.
2. Буквы а, у, и после шипящих.
1. Чижи. 2. Щавель. 3. Щупальце. 4. Ширь.
5. Лыжи. 6. Шило. 7. Роща. 8. Сшить. 9. Чашка. 10.
Чужой. 11. Чугун. 12. Чаща. 13. Щука. 14. Жюри. 15. Чудо. 16.
Шиповник. 17. Тишина. 18. Шина.
3. Разделительные ь и ъ.
1. Обезьяна. 2. Объявление. 3.
Предъявитель. 4. Съемка. 5. Подъем. 6. Семья.
7.Вьюга. 8. Копье. 9. Ручьи. 10. Ружье. 11. Изъян. 12.
Пьеса. 13. Объем. 14.Платье. 15. Друзья.
16. Двухъярусный. 17. Объяснение.
18. Серьезно.
4. Мягкий знак после шипящих на конце
имен существительных.
1. Ветошь 2. Молодежь. 3. Этаж. 4. Ключ. 5.
Врач. 6. Обруч. 7. Шалаш. 8. Малыш. 9. Плащ. 10. Плющ. 11.
Плюш. 12. Карандаш. 13. Чертеж.
5. Вспомни словарные слова.
1. Направо 2. Cпортсмен. 3. Налево. 4.
Хоккей. 5. Вправо. 6. Вокзал. 7. Вверху. 8. Рюкзак. 9.
Вдруг. 10. Назад. 11. Жюри. 12.Матч. 13. Слева. 14.
Влево.15. Втроем.16. Вперед. 17. Вдвоем. 18. Вскоре. 19.
Футбол. 20. Справа. 21. Баскетбол. 22. Брошюра.
Приложение 2.
ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ И РЕШЕНИЯ
РЕБУСОВ
Чтобы разгадывать ребусы, нужно знать
правила, по которым их составляют и
расшифровывают.
1. Нужно правильно называть рисунки
предметов, знаки. Названия предметов в ребусе
читаются только в именительном падеже: конь,
гриб, луна, сом. Часто предмет, изображенный в
ребусе, может иметь не одно, а два или больше
названий: глаз и око, нога и лапа; или
же он может иметь одно общее и одно конкретное
название: дерево – дуб, нота – ре. Подбирать
надо подходящее по смыслу.
2. Запятая в ребусе – это знак
исключения крайней буквы слова (первой или
последней). Если запятая стоит слева от рисунка,
то отбрасывается первая буква от его названия,
если справа – последняя. Скажем, если перед
рисунком, на котором изображен лось, стоит
запятая, то разгадка будет слово ось (запятая
указывает, что нужно отбросить первую букву л).
Если возле рисунка стоят две или три запятые, то
исключаются соответственно две или три крайние
буквы слова. Например, нарисована парта, а после
нее – две запятые, которые исключают две
последние буквы слова – т и а. Выходит
слово пар.
3. Зачеркнутая буква указывает, что из
названия рисунка ее нужно исключить. Рассмотрим
два примера.
Рисунок в обоих случаях один и тот же – слон. В
первом случае над рисунком написана и зачеркнута
буква л. Следовательно, ее нужно исключить из
названия, в результате чего получится сон. Во
втором – рядом с зачеркнутой буквой л стоит
буква т. Значит, нужно заменить л на т
и записать слово стон.
4. Часто заменяемую букву не
перечеркивают, а соединяют знаком равенства с
другой буквой, которую нужно поставить вместо
нее. Так, в ребусе, где нарисован батон, написано а=е.
Разгадка – бетон.
Если какой-нибудь рисунок ребуса перевернут
«вверх ногами», это значит, что название рисунка
нужно читать наоборот, т.е. справа налево.
Например, кот – ток.
5. Если возле рисунка выписан ряд цифр,
это указывает, что в названии рисунка буквы нужно
переставить в том порядке, в каком расставлены
цифры. Например, нарисован лось, а над ним цифры 3,
2, 1, 4 – выходит соль. Если одной или двух
цифр нет, то соответствующие им буквы из названия
предмета исключаются. Например, нарисовано сито,
над ним цифры 1, 3, 4, а цифры 2 нет – выходит слово сто.
6. Если буквы, слоги, рисунки
расположены один в другом, один на другом или
один впереди, а другой за ним, то это указывает,
что нужно прибавить соответствующий предлог – в,
на, за, из, у, над, под, с, к, от, перед. Такие
рисунки условно называют рисунками со скрытыми
предлогами. Вот примеры таких маленьких ребусов:
слог в да написан в букве о, добавляем
предлог в и читаем вода; ц написано за
я плюс предлог за – выходит заяц, по
букве л написана буква е, читаем с
прибавлением предлога по – поле; буква л
прислонена к букве к (т.е. находится около, у
нее); добавив предлог у, получим лук. Если
одна фигура или буква нарисована под другой, то
читать нужно с прибавлением скрытых предлогов на,
над, под. Например: фо-на-ри.
Разгадывая ребус, состоящий из многих рисунков,
где зашифрована целая фраза, необходимо вести
слитную (без разделения на слова) запись названий
всех рисунков и букв в том порядке, в каком они
расположены в ребусе. Когда все рисунки
разгаданы, слитную запись нужно разделить на
слова и прочитать «спрятанную» пословицу,
загадку, строку из песни и т.д.
При составлении ребуса, кроме правил для
разгадывания, нужно знать следующее:
1. С помощью запятой отнимаются только
крайние буквы, с помощью же зачеркнутой буквы –
те, которые стоят в середине слова.
2. Ребус тем лучше, чем меньше в нем запятых и
отдельных букв.
3. Рисунки для ребуса нужно подбирать так, чтобы в
каждом из них изменялась или убиралась лишь одна
буква. Если же «в дело» идут все буквы названия
рисунка, то это еще лучше.
4. Отдельные слоги – до, ре, ми, фа – удобно
передавать записью соответствующих нот.
5. Части некоторых слов, которые произносятся
одинаково с числительными, можно зашифровывать
цифрами: 7я (семь-я), 40а (сорок-а).
6. При использовании перевернутого рисунка с
запятой необходимо написать наоборот название,
соответствующее рисунку: тогда легко заметить,
какая буква лишняя и где надо ставить запятую –
впереди рисунка или после него. Например, при
составлении слова-ребуса телевизор
используется перевернутый рисунок розы с
исключением одной буквы. Чтобы поставить запятую
там, где нужно, пишем название наоборот: азор,
запятую ставим слева от перевернутого рисунка,
т.е. «лишняя» буква – а.
Нельзя рисовать в перевернутом виде
предметы, по отношению к которым трудно решить,
какое положение их имеется в виду (прямое или
перевернутое): нож, палка, карандаш и др.
|