НАША ПОЧТА
Эльза ФЛОРЕНСКАЯ
Вопрос о принципах построения
школьного учебника
Уважаемая редакция!
Пишу вам из Эстонии. Уже несколько лет, как я
являюсь внимательным читателем и горячим
поклонником вашей газеты. Она для меня –
постоянный источник самой разнообразной
информации, в том числе методической, поскольку
наши связи с методическими центрами России пока
нельзя назвать плодотворными – они носят
спорадический характер.
Мне хотелось бы поставить на обсуждение один
интересующий меня вопрос, а именно: вопрос о
принципах построения школьного учебника вообще
и учебника по русскому языку в частности.
По давно сложившейся традиции параграф
школьного учебника по русскому языку строился по
схеме: теоретический материал, ясно и коротко
изложенный, и следующая за ним система
упражнений, составленных и расположенных по
определенным методическим канонам (от
тренировочных упражнений к творческим заданиям;
от представления изучаемого явления в отдельных
предложениях (словосочетаниях, словах) до его
функционирования в тексте).
Во многих учебниках нового поколения параграф
имеет принципиально иное строение:
теоретический материал подается небольшими
порциями и перемежается с упражнениями и
добавочным материалом самого разнообразного
содержания – этимологического, исторического,
стилистического, орфоэпического.
Чтобы не быть голословной привожу план параграфа
одного из учебников для 5-го класса:
§ 4. Строение слова (четыре
страницы)
Наблюдаем вместе – небольшой
эксперимент.
Узнаем новое – теория
(определение морфемы).
Проверьте себя – вопросы,
направленные на проверку понимания теории.
Упражнения (3), посвященные
закреплению теоретического материала.
Вспомните – виды морфем.
Внимание – методика вычленения
морфемы.
Упражнение (1) – разбор слов по
составу.
Внимание – принцип правописания
морфем.
Упражнения (2) – разбор слов по
составу, орфография.
Посмотрим в словарь – значение
слова голыш.
Упражнения (2) – разбор слов по
составу.
Биография слова – этимология
слова кликать.
Такая организация материала в
параграфе имеет свои привлекательные стороны:
учебник легко и интересно читается. Авторы как бы
беседуют с учеником, чередуя работу и напряжение
с расслаблением, теорию с практикой, чтение с
письмом, скучное (или не очень интересное) с
любопытными фактами.
Вместе с тем такой фрагментарный принцип подачи
материала в школьном учебнике, на мой взгляд,
обладает существенными недостатками и
неудобствами.
К неудобствам можно отнести следующие моменты:
– такое построение усложняет работу и
учителя, и ученика: первый для домашнего задания
собирает по страницам клочки теоретического
материала, второй их отыскивает;
– такое построение учебника значительно
увеличивает его объем;
– такое построение параграфа растворяет главное
в дополнительных или вообще не имеющих к делу
никакого отношения сведениях;
– такое построение параграфа не только не
концентрирует внимание ребенка, а, наоборот,
сознательно разбрасывает его по разным объектам;
– и, наконец, самое главное – такое построение
параграфа не формирует ни цельного
представления о предмете и о мире, ни стройного
логического мышления у тех, кого мы обучаем.
Вот по этому поводу мне бы и хотелось
услышать мнение учителей, методистов и
психологов.
С уважением, Эльза Флоренская
|