МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
И.В.ВЯЛЫХ,
г. Калуга
КАРТОЧКИ-ТРЕНАЖЕРЫ ПО МОРФОЛОГИИ
Морфологический анализ слов,
являющийся важнейшей формой работы с языковым
материалом и ориентированный на целостное
представление о природе языковых фактов,
преследует такие цели:
1) систематизация, закрепление и
углубление знаний учащихся;
2) овладение исследовательскими навыками при
работе с языковым материалом;
3) развитие самостоятельности в использовании
сведений теоретического характера;
4) углубление теоретических знаний в ходе
практического решения вопросов;
5) закрепление навыков анализа языковых единиц.
Успешно решить поставленные цели
помогут карточки-тренажеры, предназначенные для
формирования навыков морфологического разбора.
Они очень просты в изготовлении, компактны
(ученики хранят их за обложкой в учебнике
русского языка либо в «Тетради-справочнике»),
удобны в работе.
Использование карточек-тренажеров
экономит время на уроке, превращая «скучную и
бесполезную меледу» (слова К.Д. Ушинского) в
интересное и увлекательное занятие, т.к. работа с
карточкой-тренажером требует от ученика
быстрого принятия обоснованных решений и
высокого уровня лингвистической подготовки;
причем любые пробелы в его знаниях, умениях и
навыках немедленно обнаруживаются, т.к.
результаты работы фиксируются с помощью
общепринятой символики (графическое обозначение
членов предложения), а также знака «Х», который
используется как показатель наличия или
отсутствия конкретных признаков у данного слова.
Большую ценность для формирования
навыков языкового разбора представляет
помещенная в нижней части карточки
синтаксическая символика, исчерпывающая
вероятные случаи употребления слова в структуре
предложения, что оптимально позволяет
обеспечить принцип изучения морфологии на
синтаксической основе.
Как же изготовить карточку-тренажер?
Для этого берется лист белого картона,
соответствующий размеру обложки учебника, на
который шариковой ручкой либо фломастером
наносится текст карточки и делается разметка. На
уроке остается только карандашом вписать
предложение или словосочетание, содержащее
анализируемое слово, и расставить знак «Х» над
соответствующими пунктами. После проверки
карандашные пометы легко стираются, и карточка
готова к дальнейшему использованию. Можно лист
картона закатать в полиэтилен. В этом случае
необходимые пометы следует делать шариковой
ручкой.
Учащиеся используют карточку-тренажер как в
классе, так и при выполнении домашних заданий,
что позволяет избежать излишней перегрузки,
высвобождает время.
Неоценимую помощь окажет карточка-тренажер и при
подготовке связного ответа на лингвистическую
тему.
|