Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №13/2002

Я ИДУ НА УРОК

Т.С.ЧЕРНЯЕВА,
г. Усть-Джегута,
Карачаево-Черкесская Республика


СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Тема урока: повторение орфограмм, изученных в разделе «Словообразование». 6-й класс.

Цель урока: повторить орфограммы, изученные в разделе «Словообразование», условия их выбора, опознавательные приметы; формировать умение применять изученное на практике; прививать детям интерес к изучению русского языка, любовь к русскому слову.

ХОД УРОКА

Слово учителя

Много на свете разных стран. Но ту страну, в которую мы сегодня отправимся, вы не найдете на карте, хотя с ее жителями мы встречаемся на каждом уроке. Она называется Орфография.
Ребята, а как зовут жителей этой волшебной страны? (Орфограммы.)
(На доске укрепляется изображение сказочных башен.)

Конечно, в течение одного урока мы не сможем побывать в гостях у всех орфограмм. Мы навестим только те, которые изучили в разделе «Словообразование».
Назовите их.

(Буквы ы и и после приставок.
Гласные в приставках пре- и при-.
Буквы о и а в корне – -кос- – -кас-.
Буквы о и а в корне – -гор- – -гар-.
Соединительные о и е в сложных словах.)

Чтение эпиграфа урока

Орфография слова есть биография слова.
В.П. Шереметевский

– Как вы понимаете слова В.П. Шереметевского?
– Давайте запишем эпиграф нашего урока, оформив его как прямую речь.
– Постройте схему получившегося предложения.

Совместная работа

– Итак, мы уже у ворот, которые ведут в страну Орфографию. Но как нам туда войти? Ведь вход охраняют часовые – Пятерки. Вместе с нами к воротам подошел и Петя Ошибкин.

Войти никак нельзя туда,
Коль не приложишь ты труда.
Там корни у ворот стоят,
Сомкнулись тесно-тесно в ряд.
И говорят все вместе Пете:
«Зачем пришел к воротам этим?».
Им Петя вежливо сказал,
Что познакомиться желал:
Чередованья а и o
В корнях замучили его.

(Л. Дурницына)

– Ребята! Давайте поможем Пете: расскажем о правописании корней -гор- – -гар- и -кос- – -кас-.

Ответ школьников

Теорию вы усвоили хорошо. Вход в Орфографическое государство открыт. Так как мы путешествуем по волшебной стране, нас ждет много интересных встреч. И вот первая встреча...
Вы помните знаменитого сыщика Калле Блюмквиста? Дело в том, что он родом из Швеции, поэтому не знает правил русского языка. Давайте поможем ему узнать, о каких словах идет речь.

Задание: узнайте слово по толкованию лексического значения, запишите, обозначив орфограмму.

1. Выцвести, потерять окраску. (Выгореть.)
2. Слегка дотронуться до чего-нибудь. (Прикоснуться.)
3. Приобрести загар. (Загореть.)
4. В математике: прямая, имеющая общие точки с кривой, но не пересекающая ее. (Касательная.)
5. Смуглый от загара. (Загорелый.)
6. Сгореть до конца, погаснуть. (Догореть.)
7. Масло, добываемое из растений. (Растительное.)
8. Догадка, предварительная мысль. (Предположение.)
9. Что-то описывать, передавать устной или письменной речью. (Изложение.)

– Итак, работа завершена. Калле Блюмквист доволен. У него прекрасное настроение.
– Ребята! А как мы напишем слово прекрасное? (С приставкой пре-.)
– Дело в том, ребята, что в стране Орфография живут две сестрицы – приставки пре- и при-. Но, к сожалению, они постоянно ссорятся из-за того, что не могут договориться, в каких случаях писать при-, а когда – пре-.
Я думаю, что мы сможем помочь приставкам пре- и при-.
Ученик читает стихи И.Мелкозеровой:

При- пиши, когда приделал,
Прибежал иль прибыл,
Словом, что-то и к чему-то
Ты прибавил иль приблизил,
Приколол, приколотил.
Если ты за дело взялся,
Но не выполнил всего,
При- пиши без разговоров,
При- и больше ничего.
Прекрасно знаешь – нелегко
Преодолеть преграды, трудность.
Преуспеть в каком-то деле,
Конечно, тоже тяжело.

– Ребята, а как звучит орфографическое правило о правописании приставок пре- и при-?
– Всегда ли мы можем определить значение приставки?
Учитель. Пока приставки пре- и при- спорили, к ним в гости пришли слова. Наша задача – определить, к какой же из приставок пришли слова.

РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

В левый столбик выпишите слова с приставкой при-, а в правый – с приставкой пре-.

Преинтересный рассказ, придерживаться за край стола, привокзальная гостиница, приехать на автомобиле, неожиданная преграда, премиленький ребенок, приподнять тяжелый шкаф, примчаться сломя голову.

Учитель. Приставки пре- и при- благодарят вас за помощь. Но что это?! Только что легкий ветерок играл с листочками деревьев, и вдруг... разыгрался сильный ветер. Что же произошло?
(Учащиеся говорят о написании слов играл – разыгрался. Формулируют орфограмму «Буквы ы и и после приставок».)
Ученица читает стихотворение (написанное ею самой).

Есть тут правило простое,
Ты его запомни:
Если слово без приставки
Начиналось с буквы и,
То после приставки на согласный
Букву ы пиши.
Ну а сверх – усвоить надо:
И всегда при ней.
Сверхизвестный, сверхискусный...
Но безызвестный, безыскусный...
Ты пиши скорей.

Задание. Составьте три предложения на тему «Футбольный матч», используя словосочетания:

сверх_нтересная игра, великолепно с_граться, под_тожить результаты.

Учитель. Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились прекрасно. Я думаю, все вы любите фокусы. В Орфографической стране тоже есть свои фокусники. Они могут из двух (иногда даже трех) корней составить одно слово. Но попасть к фокусникам нелегко. Они живут на вершине горы. И нам предстоит пройти сложный путь.

ИГРА «НА ВЕРШИНЕ ГОРЫ»

Заполните таблицу словами.

1. Путешественник по морям.
2. Запас бензина.
3. Помещение для совместного проживания людей.
4. Человек, занимающийся пчеловодством.
5. Аппарат, передвигающийся по Луне.

Учитель. Вот мы и добрались до вершины горы.
– Как называются эти слова-«фокусники»? (Сложные слова.)
– Как называются гласные, соединяющие части сложного слова?
– В каких случаях пишется соединительное е? А когда о?

Приближается Новый год...
Жители Орфографической страны так же, как и мы, наряжают елку, елка эта не совсем обычная – орфографическая.
(На доске укрепляется изображение елки.)
На веточках елки написаны названия орфограмм. (У каждого учащегося – свое изображение елки.)

а – о в корнях с чередованием
Буквы ы – и после приставок
Соединительные о и е в сложных словах
Гласные в приставках пре- и при-

Учитель читает слова, а ребенок, стоящий у доски, прикрепляет цветные шары к «веточкам-орфограммам». Остальные учащиеся рисуют шарики карандашом на веточках своих елочек.
(Идея взята из газеты «Русский язык» № 29/2001, статья Л.П. Сычуговой «Рисуем и учимся».)

СЛОВА ДЛЯ «УКРАШЕНИЯ» ЕЛКИ

Приостановить, свежемороженый, сыграем. Касаться, подгореть, прехорошенький, пылесос, сверхизобретательный, самолет, приуральский.

(После окончания работы учащиеся сверяют количество шаров на веточках.)

Учитель. Молодцы, ребята! Орфограммы нам сегодня преподнесли немало приятных сюрпризов.
Но и мы прибыли к ним не с пустыми руками. Мы дарили им небольшой рассказ о нашем городе, которому в 2001 году исполнилось 140 лет.
Задание. Запишите текст, обозначая орфограммы. Определите способ образования слов, указанных учителем.

Усть-Джегутапрекрасный город. Город со сверхинтересной историей. Город добрых и веселых людей – земледельцев, строителей, врачей, учителей... Смелые верхолазы взбираются на вершины окрестных гор, и ласковые лучи солнца касаются их загорелых лиц.

Ребята! Наше путешествие подходит к концу. И орфограммы предлагают вам интересное домашнее задание: сочинить стихотворение или рассказ об одной из орфограмм.
Посмотрите, ребята, как приветливо нам улыбаются часовые – наши Пятерки. Это говорит о том, что пора подвести итоги урока – выставить оценки.

Подведение итогов урока.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru